ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1/20 от 08.01.2018 Ашинского городского суда (Челябинская область)

74RS0008-01-2018-001099-89

Дело № 2-1/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 февраля 2020 года г. Аша

Ашинский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего судьи Л.Т. Кулагиной,

при секретаре Е.В. Мусабировой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковым заявлениям ФИО1, ФИО2 к администрации Ашинского муниципального района, Собранию депутатов Ашинского муниципального района, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Ашинского муниципального района, Законодательному собранию Челябинской области, Государственному собранию – Курултай республики Башкортостан, администрации муниципального района – Иглинский район республики Башкортостан, об исправлении реестровой ошибки,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации Укского сельского поселения о возложении обязанности произвести работы по исправлению реестровой ошибки в сведениях ЕГРН по описанию местоположения границ Укского сельского поселения с учетом расположения земельного участка, принадлежащего ФИО2 с кадастровым номером <номер> не территории Челябинской области в границах Укского сельского поселения.

В обоснование иска ФИО2 ссылается на то, что он является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером <номер> расположенных по адресу: <адрес> При проведении кадастровых работ кадастровым инженером было установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером <номер> пересекают границу муниципального образования Укское сельское поселение и границу республики Башкортостан, то есть его участок расположен на территории двух субъектов Российской Федерации – Республики Башкортостан и Челябинской области, в связи с чем, работы по межеванию были приостановлены. Считает, что его права нарушены ответчиком, так как при определении и согласовании границ Укского сельского поселения, его земельный участок частично оказался за пределами этих границ, на территории другого субъекта Российской Федерации. Указанные обстоятельства мешают ему реализовать его право на определение границ земельного участка (их уточнение) в соответствии с законодательством РФ. Границы поселка Ук установлены в соответствии с «Корректировкой генерального плана и правил землепользования и застройки Укского сельского поселения», утвержденной решением Собрания депутатов Ашинского муниципального района №182 от 10.03.2017г. (в редакции от 02.08.2018г. №352).

Истец ФИО1 обратился в суд с аналогичным иском к Администрации Укского сельского поселения о возложении обязанности произвести работы по исправлению реестровой ошибки в сведениях ЕГРН по описанию местоположения границ Укского сельского поселения с учетом расположения земельного участка, принадлежащего ФИО1 с кадастровым номером <номер> не территории Челябинской области в границах Укского сельского поселения.

В обоснование иска ФИО1 ссылается на то, что он является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенных по адресу: <данные изъяты> Право собственности на дом не оформлено надлежащим образом. При проведении кадастровых работ кадастровым инженером было установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером <номер> пересекают границу муниципального образования Укское сельское поселение и границу республики Башкортостан.

Гражданские дела по иску ФИО2 и ФИО1 объединены в одно производство для совместного рассмотрения (т.1 л.д.38-39).

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация Ашинского муниципального района, Собрание депутатов Ашинского муниципального района, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ашинского муниципального района, Законодательное собрание Челябинской области, Государственное собрание – Курултай республики Башкортостан, администрация муниципального района – Иглинский район республики Башкортостан. Администрация Укского сельского поселения исключена из числа ответчиков и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.

Истец ФИО2 неоднократно уточнял исковые требования, в окончательной редакции сформулировав исковые требования следующим образом (т. 5 л.д. 162): устранить нарушения прав ФИО2 и возложить обязанность на администрацию Ашинского муниципального района Челябинской области, Собрание депутатов Ашинского муниципального района, произвести работы по исправлению реестровой ошибки в сведениях ЕГРН по описанию местоположения границ Укского сельского поселения, границ поселка Ук с учетом расположения земельного участка, принадлежащего ФИО2 с кадастровым номером <номер> в границах Укского сельского поселения в границах поселка Ук с учетом следующих характерных точек границы земельного участка: <данные изъяты>

возложить обязанность на Законодательное собрание Челябинской области произвести работы по исправлению реестровой ошибки в сведениях ЕГРН по описанию местоположения границ Ашинского муниципального района с учетом расположения земельного участка, принадлежащего ФИО2 с кадастровым номером <номер> в границах Ашинского муниципального района с учетом следующих характерных точек границы земельного участка: <данные изъяты>

исключить сведения о следующих координатах характерных точек границ земельного участка с КН <номер>: <данные изъяты>

<данные изъяты>

Взыскать с ответчиков расходы на оплату услуг юриста 25000 руб. 00 коп., услуги кадастрового инженера 15 000 руб. 00 коп.

Истец ФИО1 неоднократно уточнял исковые требования, в окончательной редакции сформулировав исковые требования следующим образом (т. 1 л.д. 192-193): устранить нарушения прав ФИО1 и возложить обязанность на администрацию Ашинского муниципального района Челябинской области, Собрание депутатов Ашинского муниципального района, произвести работы по исправлению реестровой ошибки в сведениях ЕГРН по описанию местоположения границ Укского сельского поселения, границ поселка Ук с учетом расположения земельного участка, принадлежащего ФИО1 с кадастровым номером <номер> в границах Укского сельского поселения в границах поселка Ук с учетом следующих характерных точек границы земельного участка: <данные изъяты>

возложить обязанность на Законодательное собрание Челябинской области произвести работы по исправлению реестровой ошибки в сведениях ЕГРН по описанию местоположения границ Ашинского муниципального района с учетом расположения земельного участка, принадлежащего ФИО1 с кадастровым номером <номер> в границах Ашинского муниципального района с учетом следующих характерных точек границы земельного участка: <номер>

возложить обязанность на Государственное собрание – Курултай республики Башкортостан произвести работы по исправлению реестровой ошибки в сведениях ЕГРН по описанию местоположения границ Иглинского муниципального района республики Башкортостан с учетом расположения земельного участка, принадлежащего ФИО1 с кадастровым номером <номер> в границах Ашинского муниципального района Челябинской области с учетом следующих характерных точек границы земельного участка: <данные изъяты>

возложить обязанность на администрацию муниципального района –Иглинский район республики Башкортостан произвести работы по исправлению реестровой ошибки в сведениях ЕГРН по описанию местоположения границ сельского поселения Майский сельсовет муниципального образования Иглинский район республики Башкортостан с учетом расположения земельного участка, принадлежащего ФИО1 с кадастровым номером <номер> в границах Ашинского муниципального района с учетом следующих характерных точек границы земельного участка: <данные изъяты>

Истец ФИО2, ФИО1 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще (расписка т.5 л.д.170), ранее в судебном заседании на исковых заявлениях с учетом последних уточнений настаивали.

Ответчики Собрание депутатов Ашинского муниципального района, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ашинского муниципального района, Законодательное собрание Челябинской области, Государственное собрание – Курултай республики Башкортостан, администрация муниципального района – Иглинский район республики Башкортостан, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще (т.5 л.д.187,170, 190,192,193соответственно). Законодательное собрание Челябинской области, Государственное собрание – Курултай республики Башкортостан, Собрание депутатов Ашинского муниципального района направили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителей (т.5 л.д.196,201, 205).

Ранее Государственное собрание – Курултай республики Башкортостан направили отзыв на исковые заявления, указав, что в приложении 26л к закону республики Башкортостан от 25.12.2014 № 165-з «О внесении изменений в закон республики Башкортостан «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в республике Башкортостан» в части смежества с Челябинской областью содержится лишь текстовое описание границы муниципального образования Майский сельсовет Иглинского района республики Башкортостан с отсылкой на границу Челябинской области и не содержит перечень координат характерных точек границ муниципального образования Майский сельсовет Иглинского района республики Башкортостан по смежеству с Челябинской областью. Действующая редакция законом не содержит положений, не согласующихся с требованиями заявителя (т.3 л.д.19-20).

Законодательное собрание Челябинской области ранее направило объяснения, указав, что закон Челябинской области от 24.06.2004 № 239-ЗО «О статусе и границах Ашинского муниципального района, городских и сельских поселений в его составе» в приложениях содержал текстовое описание границ и схему границ муниципального образования. Законом Челябинской области от 23.12.2010 № 48-ЗО указанный закон был дополнен перечнями координат характерных точек МСК 74 (в местной системе координат), в том числе перечнями координат характерных точек границ Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения. Определение координат характерных точек осуществлено с использованием картографического метода с точностью, соответствующей точности государственных топографических карт М 1:25000, и с учетом координат земельных участков, стоящих на кадастровом учете. При установлении границ Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения земельные участки с кадастровыми номерами <номер> не могли быть учтены, поскольку на кадастровом учете не значились (т.3 л.д.13-14).

Третьи лица Управление Росреестра по Челябинской области, администрация Укского сельского поселения, ООО «Архивариус», ООО «Зенит-ГЕО» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще (т.5 л.д.189,191,194,207). Администрация Укского сельского поселения, ООО «Архивариус», ООО «Зенит-ГЕО» направили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (т.5 л.д.200,195,203).

Представитель истца ФИО2, ФИО3 на основании нотариальной доверенности (т.1 л.д. 143), в судебном заседании исковые требования ФИО2 с учетом последних уточнений поддержала.

Представитель ответчика администрации Ашинского муниципального района ФИО4 по доверенности (т.5.л.д.208) в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что администрация не уполномочена на исправление реестровой ошибки, представленное письменное мнение (т.1 л.д.64-65).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.3 ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.

Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (п.1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно ч.ч..2,3 ст. 72 Закона Челябинской области от 25.05.2006 N 22-ЗО (ред. от 30.10.2018) "Устав (Основной Закон) Челябинской области" (подписан Губернатором Челябинской области 09.06.2006) статус и границы муниципальных образований устанавливаются законами области. В составе области находится, в том числе, Ашинский муниципальный район.

В соответствии с ч.2 ст. 19 Закона Челябинской области от 25.05.2006 N 22-ЗО (ред. от 30.10.2018) "Устав (Основной Закон) Челябинской области" официальными документами, закрепляющими границы области, являются: 1) на участках границы области, являющихся участками российско-казахстанской границы, - международные договоры Российской Федерации, федеральные законы; 2) на участках границ области, являющихся участками границ сопредельных субъектов Российской Федерации, - описание границ области и соответствующие картографические материалы, являющиеся приложением к соглашениям о границах, заключаемым между областью и сопредельными субъектами Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Закона Челябинской области от 25.05.2006 N 22-ЗО (ред. от 30.10.2018) "Устав (Основной Закон) Челябинской области" границы области могут быть изменены лишь по взаимному соглашению между областью и субъектами Российской Федерации, имеющими общие границы с областью.

Законом Челябинской области от 24.06.2004 № 239-ЗО «О статусе и границах Ашинского муниципального района, городских и сельских поселений в его составе», в редакции закона Челябинской области от 23.12.2010 №48-ЗО, муниципальное образование город Аша и Ашинский район наделено статусом Ашинского муниципального района с административным центром в городе Аше, объединяющего Ашинское городское поселение, Миньярское городское поселение, Симское городское поселение, Кропачевское городское поселение, Биянское сельское поселение, Еральское сельское поселение, Илекское сельское поселение, Точильнинское сельское поселение, Укское сельское поселение, а также установлены границы Ашинского муниципального района и границы сельских поселений, в том числе Укского сельского поселения с описанием границ и перечнем координат характерных точек в МСК 74. Определение координат характерных точек границ Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения осуществлено с использованием картографического метода с точностью, соответствующей точности государственных топографических карт М 1:25000, и с учетом координат земельных участков, стоящих на кадастровом учете. Закон также содержит описание границ Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения. Согласно описанию границ Ашинского муниципального района – граница Ашинского муниципального района от узловой точки 44 до узловой точки 28 является смежной с землями Республики Башкортостан (протяженность границы - 232,60 км). Согласно описанию границ Укского сельского поселения –граница Укского сельского поселения от узловой точки 44 до узловой точки 13 является смежной с землями Республики Башкортостан (протяженность границы - 59,75 км).

Согласно п. 20 ч.1, ч.3, ч.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, утверждение генеральных планов сельских поселений.

В соответствии со ст. 2 Уставом Ашинского муниципального района границы Ашинского муниципального района (далее - муниципальный район) установлены законом Челябинской области. Муниципальный район объединяет в своем составе, в том числе муниципальное образование Укское сельское поселение с населенными пунктами, входящими в его состав: поселком Ук; поселком Виляй; поселком Мясниково; поселком Новозаречный; поселком Новострой; поселком Санга; поселком Сухая Атя; поселком Усть-Курышка; поселком Чувашский Пруд. Изменение границ муниципального района осуществляется законом Челябинской области по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Челябинской области, федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральным законом.

Как следует из письма Администрации Ашинского муниципального района (т.1 л.д.13), границы пос. Ук Укского сельского поселения были установлены в соответствии с «Корректировкой генерального плана и правил землепользования и застройки Укского сельского поселения», утвержденной решением Собрания депутатов Ашинского муниципального района № 182 от 10.03.2017 (в редакции от 02.08.2018 № 352) (выкопировка из генерального плана т.1 л.д.176-186, землеустроительное дело т.1 л.д.77-130).

Как усматривается из материалов дела, истец ФИО1 является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером <номер> расположенным по адресу: <адрес> на основании свидетельства на право собственности на землю (т.2.л.д.7-8), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, кадастровой выпиской о земельном участке (т.2 л.д. 10,13), выпиской из ЕГРН (т.1 л.д.70-71). Участок предоставлен ФИО1 на основании постановления Главы Укского сельсовета Ашинского района от <дата><номер> (т.1 л.д. 47,48). Границы земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством.

ФИО1 представлен межевой план, выполненный 15.03.2019 года кадастровым инженером ФИО5 в результате проведения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади обозначенного выше земельного участка с КН <номер>, в соответствии с которым фактическая площадь уточняемого земельного участка составила 2100 кв. метров (том 1 л.д. 234-245).

В заключении кадастрового инженера ФИО5(т.1 л.д.237) указано, что при проведении кадастровых работ граница земельного участка с КН <номер> установлена по фактическим границам(местоположению), существующим на сегодняшний день. Границы Укского сельского поселения и населенного пункта пос. Ук были установлены в соответствии с генеральным планом Укского сельского поселения и пос. Ук, утвержденным решением Совета депутатов № 91 от 28.09.2012 и № 95 от 27.11.2012. При разработке градостроительной документации допущена реестровая ошибка. Границы Укского сельского поселения и пос. Ук смещены примерно на 70 м. Таким образом, часть земельных участков по ул. Заречная оказалась за пределами Укского сельского поселения, пос. Ук, а также за пределами Челябинской области. При разработке проекта «Корректировка правило землепользования и застройки Укского сельского поселения», утвержденного решением собрания депутатов АМР № 182 от 10.03.2017 данная ошибка не была устранена.

Согласно письму собрания депутатов Ашинского муниципального района Челябинской области от 19.02.2019 при корректировке генерального плана Укского сельского поселения, утвержденного собранием депутатов Ашинского муниципального района от 10.03.2018 № 182, земельный участок с кадастровым номером <номер> будет включен в границы населенного пункта Укского сельского поселения (т.1 л.д.149).

При разрешении требований об исправлении реестровой ошибки юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию заинтересованным лицом, является установление ошибочности сведений, внесенных в документ, на основании которого ошибочные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.

Правоустанавливающий документ ФИО1, свидетельство о праве собственности на землю от <дата> (т.1 л.д. 218, т. 2 л.д.7-8), постановление главы Укского сельсовета от <дата> (т.1 л.д.47,48) о предоставлении земельного участка ФИО1 площадью 1500 кв.м. в пос. <адрес>, не содержит сведений о местоположении границ земельного участка истца, а также адреса предоставления земельного участка. Согласно Постановлению Администрации Укского сельского поселения от <дата><номер> (т.1 л.д.219об.,243) вновь построенному дому и земельному участку, местоположение <адрес>, площадью 1500 кв.м., присвоен почтовый адрес: <адрес>. Согласно техническому паспорту на жилой дом по адресу: <адрес> (т.1 л.д.203-209) год постройки <адрес>, согласно ситуационному плану границы земельного участка не определены, поскольку отмечены пунктирной линией (т.1 л.д.205). Имеющийся в материалах дела договор о предоставлении земельных участков во временное пользование в п. Ук от <дата> о предоставлении ФИО1 земельного участка площадью 3700 кв.м. (т.2 л.д.9) суд во внимание не принимает, поскольку доказательств предоставления земельного участка (постановления органа местного самоуправления) в указанных размерах истцом не представлено, на кадастровом учете земельный участок в указанных размерах не стоит. То есть, документов, содержащих сведения о границах земельного участка при его образовании, сведений об исторически сложившемся местоположении границ земельного участка, в материалах дела не имеется.

В соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом ФИО1 не представлено доказательств, подтверждающих наличие реестровой ошибки в сведениях содержащихся в ЕГРН в отношении границ Укского сельского поселения, границ поселка Ук, Ашинского муниципального района, Иглинского муниципального района республики Башкортостан, сельского поселения Майский сельсовет муниципального образования Иглинский район республики Башкортостан. Заключение кадастрового инженера ФИО5 не свидетельствует о наличии реестровой ошибки, поскольку основано на предположении, и какими-либо документами не подтверждается. Кроме того, суд отмечает, что истцом ФИО1 не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ему был в установленном земельным законодательством порядке предоставлен в собственность земельный участок площадью 2100, 00 кв.м., в связи с чем суд полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.

Оснований для удовлетворения исковых требований истца ФИО2 суд также не усматривает в виду следующего.

Как следует из материалов дела, ФИО2 является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером <номер> расположенным по адресу: <адрес> на основании свидетельства на право собственности на землю (т.1 л.д. 7-9), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т.1 л.д. 14), кадастровой выпиской о земельном участке (т.1 л.д. 15), выпиской из ЕГРН (т.1 л.д. 72-73). Указанный участок предоставлен истцу на основании Постановления Главы Укского сельсовета Ашинского района от <дата><номер> (т.1 л.д. 47,49). Границы земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством.

ФИО2 представлен межевой план, выполненный 22.02.2019 года кадастровым инженером ФИО5 в результате проведения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади обозначенного выше земельного участка с КН <номер> в соответствии с которым фактическая площадь уточняемого земельного участка составила 2100 кв. метров (том 1 л.д. 222-233).

В заключении кадастрового инженера ФИО5(т.1 л.д.229) указано, что при проведении кадастровых работ граница земельного участка с КН <номер> установлена по фактическим границам(местоположению), существующим на сегодняшний день. Границы Укского сельского поселения и населенного пункта пос. Ук были установлены в соответствии с генеральным планом Укского сельского поселения и пос. Ук, утвержденным решением Совета депутатов <номер> от <дата> и <номер> от <дата>. При разработке градостроительной документации допущена реестровая ошибка. Границы Укского сельского поселения и пос. Ук смещены примерно на 70 м. Таким образом, часть земельных участков по <адрес> сельского поселения, пос. Ук, а также за пределами Челябинской области. При разработке проекта «Корректировка правило землепользования и застройки Укского сельского поселения», утвержденного решением собрания депутатов АМР <номер> от <дата> данная ошибка не была устранена.

Согласно письму собрания депутатов Ашинского муниципального района Челябинской области от <дата> при корректировке генерального плана Укского сельского поселения, утвержденного собранием депутатов Ашинского муниципального района от <дата><номер>, земельный участок с кадастровым номером <номер> будет включен в границы населенного пункта Укского сельского поселения (т.1 л.д.149).

Уведомлением Управления Росреестра по Челябинской области от <дата> приостановлен государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 74:03:1402001:254 по тем основаниям, что в заключении кадастрового инженера отсутствует обоснование изменения площади и конфигурации уточняемого земельного участка; в связи с тем, что земельный участок граничит с республикой Башкортостан, сделан запрос в Управление Росреестра республики Башкортостан, ответ не получен; границы земельного участка пересекают границы населенного пункта п. Ук, Укского сельского поселения и Ашинского муниципального района Челябинской области (т.1 л.д.162-164).

Правоустанавливающий документ ФИО2, свидетельство о праве собственности на землю от <дата> (т.1 л.д. 9), постановление главы Укского сельсовета от <дата> (т.1 л.д.47,49) о предоставлении земельного участка ФИО2 площадью 1500 кв.м. в <адрес>, не содержит сведений о местоположении границ земельного участка истца, а также адреса предоставления земельного участка. Как усматривается из технического плана здания, почтовый адрес присвоен постановлением <номер> от <дата> (т.1 л.д.216). Согласно техническому паспорту на жилой дом по адресу: <адрес> (т.1 л.д.196-209) год постройки дома 2000, согласно ситуационному плану границы земельного участка не определены, поскольку отмечены пунктирной линией (т.1 л.д.198).

Имеющийся в материалах дела договор о предоставлении земельных участков во временное пользование в п. Ук от <дата> о предоставлении ФИО2 земельного участка площадью 3500 кв.м. (т.1 л.д.10) суд во внимание не принимает, поскольку доказательств предоставления земельного участка (постановления органа местного самоуправления) в указанных размерах истцом не представлено, на кадастровом учете земельный участок в указанных размерах не стоит.

По ходатайству ФИО2 по делу для установления наличия реестровой ошибки была назначена землеустроительная экспертиза эксперту ООО «Судеюная экспертиза и оценка» ФИО6 (т.5 л.д.4-10).

Согласно заключению эксперта по состоянию на дату осмотра 08.07.2019 (т.5 л.д.13) на территории участка с кадастровым номером <номер> расположен жилой дом и хозяйственные постройки. Территория участка частично огорожена по периметру -юго-западная граница участка в натуре не выделена, фактическая площадь участка с КН <номер> (с учетом условной границы) составляет 3 503 кв.м. погрешность +/-21 кв.м. (т.5 л.д.22, 31). Выявлено наложение (площадь 15 кв.м.) фактических границ участка с КН <номер> на границы участка с КН <номер>категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства газопровода) (т.5 л.д.32). Установление границ исследуемого участка в соответствии с правоустанавливающими документами невозможно в виду отсутствия сведений о границах участка в правоустанавливающих документах. Сведения об утвержденном в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке межевания территории на сайте Ашинского муниципального района отсутствуют. Согласно сркиншота съемки со спутника по состоянию на <дата> жилой <адрес> по состоянию на 2004 г. уже существовал. При сравнении ортофотопланов с зарамочным оформлением масштаба 1:2000 в системе координат МСК-74 в формате Марlnfo на п. <адрес> 2008г. с материалами ГФД 2008. Местоположение границ участка с КН <номер> по состоянию на 2008г. соответствует фактическому землепользованию (за исключением юго-западной границы, не выделенной в натуре как фактически, так и по состоянию на 2008г.) С учетом изложенного экспертом определены границы участка с КН <номер> с учетом площади согласно правоустанавливающим документам и сведениям ЕГРН 1500 кв.м. и с учетом фактического землепользования. Возможной причиной пересечения указанных участков экспертом указана реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о границах участка с КН 74:03:1402001:689 (т.5 л.д.38-39).

Экспертом установлено, что описание границ между Челябинской областью и республикой Башкортостан на законодательном уровне не определено, установить ее местоположение не представляется возможным. Сведения о границах республики Башкортостан в ЕГРН отсутствуют. При этом в ЕГРН внесены сведения о западной границе Челябинской области, смежной с республикой Башкортостан. Также на основании закона республики Башкортостан «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в республике Башкортостан» эксперт пришел к выводу, что граница Майского сельсовета Иглинского района республики Башкортостан проходи по границе Челябинской области. Но поскольку границы Майского сельсовета Иглинского района республики Башкортостан не описаны координатами, эксперт полагает, что нет основания полагать, что исследуемый участок находится в границах Майского совета Иглинского района республики Башкортостан (т.5 л.д.44).

В отношении границ Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения эксперт пришел к выводу, что границы Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения согласно закону Челябинской области от 09.07.2004 № 239-ЗО «О статусе и границах Ашинского муниципального района, городских и сельских поселений в его составе» (в редакции закона Челябинской области от 20.12.2010 № 48-ЗО) и сведениям ЕГРН идентичны. При этом законом Челябинской области от 09.07.2004 № 239-ЗО не определены координаты смежных границ Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения с республикой Башкортостан. На основании чего эксперт предположил, что при внесении в ЕГРН сведений о границах Ашиснкого муниципального района и Укского сельского поселений с республикой Башкортостан, кадастровые инженеры руководствовались графической частью Закона Челябинской области от 09.07.2004 № 239-ЗО в редакции закона Челябинской области от 20.12.2010 № 48-ЗО, то есть схемами Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения (т.5 л.д.51). Экспером отмечено, что исходя из расположения границы Челябинской области, сведения о которой внесены в ЕГРН, можно сделать вывод о том, что Ашинский муниципальный район и Укское сельское поселение. В границах по сведениям КЕГРН, частично расположены за пределами указанных границ Челябинской области (т.5 л.д.53). Приняв во внимание, что участок с КН <номер> приобретен в собственность в 1994 г., жилой дом по адресу: п<адрес> возведен в 2000г., фактическое местоположение границ участка с КН <номер> существует на местности как минимум с 2008 г., в то время как границы Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения установлены в 2004г. согласно закону Челябинской области от 09.07.2004 № 239-ЗО, эксперт пришел к выводу, что в сведениях ЕГРН о границах Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения имеет место реестровая ошибка (т.5 л.д.53).

Экспертом также установлено, что границы п. Ук внесены в ЕГРН. Сведения о границах п. Ук внесены в ЕГРН на основании землеустроительного дела по описанию местоположения границ объекта землеустройства 20017г. Определение координат характерных точек в Землеустроительном деле 2017 г. выполнено картометрическим методом, то есть без фактического обследования и замеров границ на местности. Участок с КН <номер> полностью расположен за пределами границы п. Ук по сведениям ЕГРН (т.5 л.д.54). По Проекту «Корректировка генерального плана и правил землепользования и застройки Укского сельского поселения», утв. Решением Совета депутатов Ашинского муниципального района № 182 от 10.03.2017 в проектируемую границу населенного пункта не включены границы земель лесного фонда. При этом местоположение границ п. Ук по сведениям ЕГРН не соответствуют местоположению границ земель лесного фонда согласно материалам лесоустройства- имеет место смещение границ п. Ук по сведениям ЕГРН в северо-западную сторону. На основании указанного эксперт пришел к выводу, что в сведениях ЕГРН о границах поселка Ук имеет место реестровая ошибка (т.5 л.д.66).

На основании выводов о наличии реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о границах Ашинского муниципального района, границах Укского сельского поселения, в сведениях о границах поселка Ук, земельного участка с КН <номер> для восстановления прав истца экспертом предложен вариант исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о границах Ашинского муниципального района, границах Укского сельского поселения, в сведениях о границах поселка Ук земельного участка с КН <номер>. Также экспертом определены границы участка с КН <номер> с учетом площади участка согласно правоустанавливающим документам и сведениям ЕГРН (1 500 кв.м.) и с учетом местоположения границ участка по фактическому землепользованию (т.5 л.д.81-87).

На запрос суда об исполнимости решения по предложенному экспертом варианту исправления реестровой ошибки Управлением Росреестра указано, что в отношении координат характерных точек Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения являются технически исполнимыми. Требование в части образования второго обособленного замкнутого контура границ населенного пункта Ук являются технически не исполнимыми, поскольку граница, указанная в запросе, представлена в виде пространственного объекта «Полилиния», тогда как населенный пункт является замкнутой областью, представляющей объект «Полигон». При внесении сведений в ЕГРН о местоположении границ земельного участка с КН <номер> согласно запросу суда с границами других земельных участков, населенных пунктов не выявлено. При внесении сведений о земельном участке с КН <номер> выявлено пересечение уточняемого земельного участка с границей населенного пункта п. Ук, границ муниципального образования Укское сельское поселении, границ Ашинского муниципального района. Требования подлежат уточнению(т.5 л.д.179-180).

С учетом ответа Росреестра экспертом на запрос суда указан вариант исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о границах п. Ук для образования второго обособленного замкнутого контура границ населенного пункта Ук, чтобы второй замкнутый круг представлял собой объект «Полигон» (т.5 л.д.184).

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что истцом ФИО2 не доказан факт наличия реестровой ошибки в сведениях содержащихся в ЕГРН в отношении границ Ашинского муниципального района, Укского сельского поселения, п. Ук, земельного участка с КН <номер>

С заключением эксперта о наличии реестровой ошибки в сведениях границ Ашинского муниципального района, Укского сельского поселения, п. Ук, суд согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии с Законом Челябинской области от 24.06.2004 № 239-ЗО «О статусе и границах Ашинского муниципального района, городских и сельских поселений в его составе», в редакции закона Челябинской области от 23.12.2010 №48-ЗО, граница Ашинского муниципального района от узловой точки 44 до узловой точки 28 является смежной с землями Республики Башкортостан (протяженность границы - 232,60 км), граница Укского сельского поселения от узловой точки 44 до узловой точки 13 является смежной с землями Республики Башкортостан (протяженность границы - 59,75 км).

Из публичной кадастровой карты усматривается, что участок с КН <номер> находится полностью за пределами Челябинской области, частично за пределами п. Ук и Укского сельского поселения, частично территория п. Ук и Укского сельского поселения находится за пределами Челябинской области и граничит с республикой Башкортостан (т.1 л.д.6, 66, 137,138, т. 5 л.д.42). Имеет место пересечение границ Челябинского и Башкирского кадастровых округов (т.5 л.д.18,19).

Согласно ответу Управления Росреестра по республике Башкортостан от 27.03.2019 в результате анализа сведений НГРН выявлено пересечение границ земельного участка с КН 74:03:1402001:254 с границами муниципальных образований, сведения о которых содержатся в Башкирском кадастровом округе: граница муниципального района Иглинский район республики Башкортостан, внесена 29.12.2016 с учетным номером 199563-8, граница сельского поселения Майский сельсовет муниципального образования Иглинский район республики Башкортостан, внесена 21.1.2016, с учетным номером 19929004 (т.1 л.д.246).

Граница между Челябинской областью и республикой Башкортостан на законодательном уровне не определена. Как указано в экспертном заключении, установить ее местоположение не представляется возможным, сведения о границах республики Башкортостан в ЕГРН отсутствуют. При этом в ЕГРН внесены сведения о западной границе Челябинской области, смежной с республикой Башкортостан.

В приложении 26л к закону республики Башкортостан от 25.12.2014 № 165-з «О внесении изменений в закон республики Башкортостан «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в республике Башкортостан» (т.3 л.д.23-42) в части смежества с Челябинской областью содержится лишь текстовое описание границы муниципального образования Майский сельсовет Иглинского района республики Башкортостан с отсылкой на границу Челябинской области, и не содержится перечня координат характерных точек границ муниципального образования Майский сельсовет Иглинского района республики Башкортостан по смежеству с Челябинской областью (т.3 л.д.41 об.).

На основании закона республики Башкортостан «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в республике Башкортостан» эксперт пришел к выводу, что граница Майского сельсовета Иглинского района республики Башкортостан проходи по границе Челябинской области. Но поскольку границы Майского сельсовета Иглинского района республики Башкортостан не описаны координатами, эксперт считает, что нет основания полагать, что исследуемый участок находится в границах Майского совета Иглинского района республики Башкортостан (т.5 л.д.44).

Между тем, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе создавать муниципальные образования только в пределах своей территории. Нормативно-правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления, осуществляемое субъектом Российской Федерации, распространяется только на муниципальные образования, расположенные на территории данного субъекта Российской Федерации. Следовательно, пока границы самого субъекта Российской Федерации не установлены (не определены), границы муниципальных образований также нельзя рассматривать как установленные в границах этого субъекта Российской Федерации, сопредельных с соседним субъектом Российской Федерации. В противном случае допускалась бы возможность существования муниципального образования вне связи с субъектом Российской Федерации и его территорией.

Таким образом, поскольку согласно материалам дела, частично граница Ашинского муниципального района, Укского сельского поселения и весь спорный земельный участок находится за пределами Челябинской области, при этом в соответствии с нормативно-правовым актом республики Башкортостан по описанию граница республики Башкортостан в сопредельной части проходит по границе Челябинской области, граница Челябинской области в сопредельной части с республикой Башкортостан на законодательном уровне не установлена, суд приходит к выводу, что оснований для выводов о наличии реестровой ошибки в границах Ашинского муниципального района, Укского сельского поселения п. Ук, не имеется.

Также суд обращает внимание, что экспертом при исправлении реестровой ошибки в граница п. Ук предложен вариант образования второго замкнутого контура «Полигон». В то же время, как указано в ответе ФГУП «ФКР Росреестра по Челябинской области» (т.5 л.д.182) сведения о границе населенного пункта поселка Ук Укского сельского поселения Ашинского муниципального района внесены в ЕГРН 26.01.2018 на основании решения Собрания депутатов Ашинского муниципального района Челябинской области «Об утверждении генерального проекта «Корректировка генерального плана и правил землепользования и застройки Укского сельского поселения» № 182 от 10.03.2017 и описания местоположения границы населенного пункта п. Ук Укского сельского поселения Ашинского муниципального района Челябинской области от 19.10.2017. Согласно карте границ населенных пунктов генерального плана Укского сельского поселения граница населенного пункта п. Ук состоит из оного контура. По мнению суда, исправление реестровой ошибки путем образования двух контуров границ населенного пункта п. Ук фактически приведет к изменению границ населенного пункта. В то же время, исправление реестровой ошибки осуществляется лишь в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

С выводами эксперта о наличии в реестровой ошибки в границах участка с КН <номер> суд согласиться не может. Вопрос о наличии реестровой ошибки в границах участка с КН <номер> истцом в иске не ставился, на разрешение эксперта вопрос также поставлен не был. При этом в самом экспертном заключении указано, что границы данного участка не являлись объектом исследования, на данный участок не были представлены реестровые дела и иная документация, в связи с чем эксперт не может сделать вывод о том, что в его границах имеет место реестровая ошибка (т.5 л.д.39).

Также суд обращает внимание на то, что истцу ФИО7 в соответствии с правоустанавливающими документами предоставлен земельный участок площадью 1500 кв.м., в то время как фактическая площадь земельного участка составляет 3 503 кв.м., истец заявляет требование об исправлении реестровой ошибки с учетом границ участка и площади участка 2100 кв.м. согласно межевому плану кадастрового инженера ФИО5, в то же время истцом не доказано, что земельный участок с КН <номер>, предоставлен ему в большей площади, чем 1500 кв.м.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности реестровой ошибки в границах муниципальных образований и земельного участка с КН <номер> и оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.

Поскольку в иске отказано, не имеется оснований для удовлетворения требований ФИО2 о взыскании судебных расходов на оплату юридических услуг в сумме 25 000 руб. 00 коп, расходы на оплату услуг кадастрового инженера 15000 руб. 00 коп.

По ходатайству истца ФИО2 была назначена землеустроительная экспертиза в ООО «Судебная экспертиза и оценка» эксперту ФИО6, стоимость которой составила 50 000 руб. 00 коп. Расходы по оплате экспертизы определением суда были возложены на истца ФИО2(т.4 л.д.118-126). Экспертиза не оплачена, экспертом заявлено ходатайство об оплате экспертизы (т.5 л.д.3). Поскольку в требованиях истцу отказано, с истца с учетом положений ч.1 ст. 98, ч. 2 ст. 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежит взыскать в счет оплаты услуг по проведению экспертизы 50 000 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 об исправлении реестровой ошибки отказать в полном объеме.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 об исправлении реестровой ошибки, взыскании расходов на оплату услуг юриста, кадастрового инженера, отказать в полном объеме.

Взыскать с ФИО2 в пользу ООО «Судебная экспертиза и оценка» в счет оплаты судебной экспертизы 50 000 руб. 00 коп. (пятьдесят тысяч рублей 00 копеек).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ашинский городской суд.

Председательствующий Л.Т. Кулагина

Мотивированное решение составлено 25.02.2020.

Судья Л.Т. Кулагина