<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2013 года г. Челябинск
Челябинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Рассоха С.Б., при секретаре Садыковой Д.С., с участием истца ФИО1 и его представителя адвоката Осина Е.А., представителя ответчика старшего лейтенанта юстиции ФИО2, представителя заинтересованного лица майора юстиции ФИО3, в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению бывшего военнослужащего по контракту войсковой части № старшего прапорщика запаса ФИО1 к войсковой части № как правопреемнику войсковой части №, об обязании ответчика организовать проверку представленных им документов на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, принятия решения о выплате ему денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения и истребования ассигнований для выплаты указанных денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 проходил военную службу по контракту в войсковой части № в должности старшины войсковой комендатуры. Приказом командира войсковой части № от 7 февраля 2012 года №5 по личному составу он был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом командира войсковой части № от 20 февраля 2012 года №35 по строевой части исключен из списков личного состава воинской части. В период прохождения военной службы ФИО1 был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы (далее НИС) жилищного обеспечения военнослужащих и на основании выданного ему свидетельства на получение целевого жилищного займа, как участник НИС, приобрел в собственность в ипотеку жилое помещение с использованием накопленных на его именном счете денежных средств для частичной оплаты стоимости квартиры. На момент увольнения с военной службы, ФИО1, имел продолжительность военной службы более 10 лет, изъявил желание воспользоваться правом на получение денежных средств дополняющих его накопления для жилищного обеспечения, а именно оплаты квартиры, купленной им по целевому жилищному займу, в связи с чем, обращался к командованию войсковой части №, а после ее расформирования – к командованию войсковой части №, для получения данных денежных средств, но деньги в банк, в котором оформлен ипотечный кредит, перечислены не были.
Полагая, что он имеет право на выплату ему денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, ФИО1, обратился в суд с иском к войсковой части №, как к правопреемнику ликвидированной войсковой части №, в котором просил суд взыскать с ответчика денежные средства, дополняющие его жилищные накопления для жилищного обеспечения в сумме два миллиона тридцать тысяч рублей.
В судебном заседании ФИО1 уточнил свои требования, и с учетом установленных законодательством обязанностей командования воинской части по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями, просил суд обязать командира войсковой части № организовать проверку представленных им документов на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, по результатам которой в месячный срок принять решение о выплате ему соответствующих денежных средств и истребовать ассигнования на их выплату, о принятом решении письменно его проинформировать. При этом пояснил, что он проходил военную службу по контракту в войсковой части №, изъявил желание стать участником НИС, был включен в реестр участников НИС, и на основании выданного ему свидетельства на получение целевого жилищного займа приобрел в собственность в ипотеку квартиру в городе <адрес> по адресу: <адрес>. Договор купли-продажи указанного жилого помещения был согласован с ФГКУ «Росвоенипотека». В оплату первоначального взноса были перечислены накопленные на его именном счете денежные средства. Оставшаяся часть задолженности должна была погашаться из поступающих на его счет денежных средств. В январе 2012 года ему стало известно о ликвидации войсковой части №, и он написал рапорт об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. В феврале 2012 года ему был предоставлен основной отпуск за 2012 год, во время которого он неоднократно прибывал на службу для сдачи имущества комендатуры, в связи с чем, после окончания отпуска, его начальником ему предоставлялись выходные дни. 20 февраля 2012 года он был вызван в часть, где ему сообщили о его увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части с 20 февраля 2012 года. В этот же день он написал рапорт о выплате ему денежных средств, дополняющих его накопления для жилищного обеспечения, с которым обратился к начальнику КЭС. Тот ему пояснил, что к рапорту должны быть приложены документы, перечень которых он подробно может узнать у помощника командира по правовой работе. Далее он ему пояснил, что ему лично в настоящее время этим заниматься некогда, так как часть сокращается, и надо сдать большое количество имущества и материальных средств. Однако, при этом он (начальник КЭС) лично произвел расчет положенных ему (Вераксе) денежных средств, а также дал команду делопроизводителю службы КЭС произвести такой расчет. Полученный расчет и рапорт он в тот же день передал начальнику КЭС, а позднее снял с него копию с резолюцией помощника командира по правовой работе. Начальник КЭС пообещал ему, что после предоставления им (Вераксой) всех необходимых документов, в частности справок об отсутствии у него и членов его семьи жилых помещений в собственности, будет принято решение о выплате ему денежных средств, а если этого не будет сделано в течение трех месяцев, то ему необходимо обратиться в войсковую части №, так как та назначена их правопреемником. В мае 2012 года, узнав в банке, что денежные средства так и не перечислены, он обратился с рапортом об их выплате к командиру войсковой части №, и приложил к нему все необходимые документы. Но до настоящего времени решение по его рапорту так и не принято. Полагает, что он имеет право на выплату денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, заявил о своем желании воспользоваться данным правом, данное право он не утратил, а ответчик обязан реализовать это право, так как является правопреемником войсковой части №.
Представитель истца Осин Е.А., поддержал уточненные требования ФИО1, и просил суд их удовлетворить, так как при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, будучи участником НИС, имея выслугу более 10 лет, ФИО1 имел право на получение денежных средств, дополняющих его накопления для жилищного обеспечения, изъявил желание воспользоваться этим правом, но по причине расформирования войсковой части № это право не было реализовано, а поскольку войсковая часть № является правопреемником войсковой части №, то именно на нее должна быть возложена обязанность по проверке представленных истцом документов, принятию решения о выплате денежных средств и истребованию соответствующих ассигнований.
Руководитель Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (ФГКУ «Росвоенипотека»), извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не прибыл, его представитель в своих письменных возражениях указал, что выплата денежных средств дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих производится им воинской частью по последнему месту прохождения военной службы, и просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика ФИО2, исковые требования ФИО1 не признал, пояснив, что войсковая часть № может принимать решения о выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения только в отношении военнослужащих войсковой части №. ФИО1 не проходил военную службу в войсковой части №, при расформировании войсковой части № в войсковую часть № не поступали какие-либо документы, свидетельствующие о принятии решения в отношении истца по выплате требуемых им денежных сумм. Кроме того, по его мнению, в судебном заседании не представлено достоверных доказательств обращения истца о выплате ему дополнительных денежных средств в период прохождения им военной службы, а именно с момента издания приказа о его увольнении до момента исключения его из списков личного состава войсковой части №. В настоящее время истец не является военнослужащим, свое право на дополнительные денежные средства утратил, а командование войсковой части № не вправе принимать какое-либо решение по его заявлению о выплате этих денежных средств. Поэтому просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель заинтересованного лица ФИО3, требования истца не признала, пояснила, что при увольнении с военной службы, в рапорте на увольнение, листе индивидуальной беседы, представлении, ни истцом, ни лицами, составлявшими эти документы не указано на наличие просьб увольняемого получить денежные средства, дополняющие его накопления и то, что жилое помещение приобретено им с обременением, в ипотеку. А поэтому при решении вопроса о его досрочном увольнении с военной службы, вопрос обеспечения его жилым помещением никаких сомнений не вызывал. Командир войсковой части № не мог знать о возможном желании истца получить требуемые им сейчас денежные средства, а их истребование и выплату в любом случае должен был осуществлять командир войсковой части №, который издавал приказ о его исключении из списков личного состава воинской части. В марте 2012 года войсковая части № практически была расформирована, имущество и личный состав, изъявившие желание продолжить военную службу, были переданы (откомандированы) в другие воинские части, а командование указанной воинской части еще с 29 февраля 2012 года было выведено в распоряжение. Правопреемником войсковой части №, согласно приказу МВД РФ назначена войсковая часть №. Поэтому командир войсковой части № ни при увольнении истца с военной службы, ни в настоящее время не имел и не имеет права принимать какие-либо решения о выплате истцу денежных средств, дополняющих его накопления для жилищного обеспечения. Кроме того, пояснила, что в представленных ею на обозрение в судебном заседании журналах и делах службы КЭС, а также секретной части войсковой части № не имеется ни рапорта ФИО1 о выплате ему дополнительных денежных средств, ни каких-либо отметок о том, что таковой рапорт поступал. На основании изложенного просила в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав и проанализировав имеющиеся в деле и дополнительно представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что уточненные исковые требования ФИО1 обоснованны и подлежат удовлетворению.
К такому выводу суд приходит по следующим основаниям.
Как достоверно установлено в судебном заседании, ФИО1, проходя военную службу по контракту в войсковой части № на основании его заявления в 2010 году был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и в 2011 году реализовал свое право на получение целевого жилищного займа – приобрел в собственность в ипотеку трехкомнатную квартиру общей площадью 65,9 кв.м. по адресу: <адрес>, договорной стоимостью <данные изъяты> руб., с использованием накопленных на его именном счете денежных средств для частичной оплаты стоимости квартиры в сумме <данные изъяты> руб. 08 коп. Договор целевого жилищного займа, договор купли-продажи, кредитный договор были согласованы с ФГКУ «Росвоенипотека». Целевой жилищный заем был выдан ФИО1 на погашение первоначального взноса и погашение обязательств по кредитному договору. 7 февраля 2012 года ФИО1 был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава воинской части с 20 февраля 2012 года. На момент увольнения с военной службы ФИО1 имел общую продолжительность военной службы более 10 лет и изъявил желание воспользоваться правом на получение денежных средств, дополняющих его жилищные накопления, в связи с чем, обратился к должностным лицам войсковой части № с просьбой реализовать это право. В последующем войсковая часть № была расформирована (ликвидирована) ее правопреемником назначена войсковая часть №, и поскольку денежные средства, дополняющие его накопления в банк, в котором оформлен кредитный договор, не поступили, ФИО1 29 мая 2012 года повторно обратился с рапортом о выплате ему этих денежных средств в войсковую часть №. До настоящего времени решение о выплате истцу денежных средств, дополняющих его накопления для жилищного обеспечения, не принято, и они в банк не перечислены.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.
Так, из копии уведомления о включении военнослужащего в реестр усматривается, что ФИО1 17 февраля 2010 года включен в реестр участников НИС, ему присвоен регистрационный номер участника НИС с указанием даты возникновения основания для включения в реестр 3 марта 2008 года.
Свидетельством о праве участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих на получение целевого жилищного займа от 1 августа 2011 года серии № подтверждается право ФИО1 на получение целевого жилищного займа с предельным сроком предоставления 11 января 2027 года.
Согласно договору целевого жилищного займа от 1 октября 2011 года № ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» истцу предоставлен целевой жилищный заем в размере <данные изъяты>. 08 коп. для уплаты первоначального взноса в целях приобретения жилого помещения по договору купли-продажи в собственность с использованием ипотечного кредита по кредитному договору, находящегося по адресу: <адрес>-А, <адрес>, договорной стоимостью <данные изъяты> руб. и погашения обязательств перед кредитором по ипотечному кредиту за счет накоплений для жилищного обеспечения учтенных на его именном накопительном счете.
Как видно из договора купли-продажи квартиры от 20 октября 2011 года, кредитного договора от 1 октября 2011 года, истец приобрел в собственность в ипотеку трехкомнатную квартиру общей площадью 65,9 кв.м., по адресу: <адрес>-А, <адрес>.
Свидетельством о государственной регистрации права собственности от 24 октября 2011 года подтверждается приобретение в собственность истцом указанной выше квартиры с ограничением права – ипотека в силу закона.
Выпиской из приказа командира войсковой части № от 7 февраля 2012 года № по личному составу подтверждается, что ФИО1 уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет на 1 февраля 2012 года составляет 10 лет 00 месяцев 07 дней.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от 20 февраля 2012 года №35 по строевой части ФИО1 исключен из списков личного состава воинской части и всех видов довольствия с 20 февраля 2012 года, выслуга лет составляет 10 лет 00 месяцев 27 дней.
Как видно из копии рапорта истца от 20 февраля 2012 года и резолюции на указанном рапорте, он обращался с просьбой принять решение о выплате ему денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения и ему дано разъяснение, что для принятия решения к рапорту необходимо приложить документы, установленные приказом МВД РФ от 3 сентября 2007 года №774.
Факт обращения с рапортом о выплате указанных денежных сумм подтверждается показаниями свидетелей Ф., Г., С. и письменным объяснением К.
Так, свидетель Ф. – сослуживец истца, в судебном заседании показал, что ДД.ММ.ГГГГ он и ФИО1 обращались к начальнику КЭС войсковой части № Г. с просьбой решить вопрос о выплате им, каждому, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, предварительно написав рапорта о данной выплате. Рапорта они передали Г., он пообещал, что выплаты будут произведены в течение трех месяцев, и дал команду делопроизводителю службы произвести расчет положенных выплат. В мае 2012 года он и ФИО1 повторно обращались к Г. по данному вопросу, и он им сказал обращаться в войсковую часть №.
Свидетель Г. – бывший начальник КЭС войсковой части №, подтвердил, что ФИО1 перед увольнением с военной службы неоднократно обращался к нему с вопросом о выплате денежных средств дополняющих накопления для жилищного обеспечения. Он лично делал ему расчет дополнительных денежных средств, а также давал указание делопроизводителю КЭС С. произвести такой расчет ФИО1 и Ф. Кроме того, пояснил, что он разъяснял ФИО1, что для получения данных денежных средств ему необходимо написать соответствующий рапорт и приложить к нему, предусмотренные приказом МВД РФ № документы, а так же сведения об отсутствии в собственности у него и членов его семьи жилых помещений. В связи с большой загруженностью при расформировании воинской части, он точно не помнит, отдавал ли ему свой рапорт ФИО1, но не исключает того, что такой рапорт был, и он мог оставить его у него в кабинете. При этом заявил, что все равно рапорт не мог быть тогда рассмотрен, так как большинство членов жилищной комиссии были уволены или переведены в другие воинские части. Также подтвердил, что пояснял ФИО1, что деньги должны поступить в течение трех месяцев, а если они не поступят, то ему необходимо обращаться к правопреемнику воинской части в войсковую часть №.
Как следует из показаний свидетеля С. – бывшего делопроизводителя службы КЭС войсковой части №, ФИО1 приходил в службу перед увольнением с военной службы с рапортом о выплате денежных средств, дополняющих его жилищные накопления, и интересовался, как ему их получить. Она ему пояснила, что это вопрос начальника службы КЭС, и направила его к нему. Затем, по указанию начальника службы КЭС, она производила расчет денежных средств ФИО1 и Ф. Где в настоящее время эти рапорт и расчет, и почему Веракса не получил денежные средства, она пояснить не может.
Как видно из объяснения К. – бывшего помощника командира войсковой части № по правовой работе, ФИО1 действительно обращался к нему с вопросом о выплате денежных средств, дополняющих его накопления, он на обратной стороне рапорта наложил резолюцию о необходимости приложить к рапорту документы в соответствии с приказом МВД РФ от 3 сентября 2007 года №774. Эту запись он произвел собственноручно, и подпись принадлежит ему.
Согласно выписке из приказа МВД РФ от 30 декабря 2011 года №, данным приказом определено расформировать (ликвидировать) войсковую часть №, установить ее правопреемником, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений войсковую часть №.
Из копии приказа командира войсковой части № от 24 января 2012 года №20 следует, что этим приказом образована ликвидационная комиссия по расформированию войсковой части №.
Как видно из копии приказа командующего войсками <данные изъяты> регионального командования от 1 марта 2012 года №10 по личному составу, офицеры командования войсковой части № с 29 февраля 2012 года освобождены от занимаемых воинских должностей и зачислены в распоряжение командира войсковой части № в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствии со свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр 24 июля 2012 года в указанный реестр внесена запись о государственной регистрации юридического лица – войсковой части № в связи с его ликвидацией.
Копией рапорта истца от 29 мая 2012 года подтверждается, что он обращался к командиру войсковой части № с просьбой решить вопрос о выплате ему денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Пояснениями сторон, данных в ходе судебного заседания, подтверждается, что до настоящего времени решение о выплате истцу денежных средств, дополняющие его накопления для жилищного обеспечения до настоящего времени не принято и денежные средства в банк не перечислены.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец действительно проходил военную службу по контракту, был включен в состав участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и соответствующий реестр, получил целевой жилищный заем на приобретение жилого помещения с уплатой первоначального взноса составлявшего его накопления на именном счете и погашение ипотечного кредита, приобрел жилое помещение в собственность в ипотеку с использованием целевого жилищного займа, был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имея общую продолжительность военной службы более 10 лет, изъявил желание на получение денежных средств, дополняющих его накопления для жилищного обеспечения для исполнения кредитного договора приобретенного им жилого помещения, обращался по данному вопросу в войсковую части №, а после ее расформирования к ее правопреемнику в войсковую часть №, но до настоящего времени решение о выплате дополнительных денежных средств не принято и в банк они не перечислены. На момент увольнения и исключения из списков личного состава воинской части ФИО1 имел право на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, желал воспользоваться этим правом, обращался к командованию части по данному вопросу и данное право не утратил в настоящее время. Войсковая часть № ликвидирована, ее правопреемником является войсковая часть № и, следовательно, обязанность реализации права истца на указанную выплату должна быть возложена на войсковую часть № путем обязания ответчика провести проверку представленных истцом документов, принять решение о выплате этих денежных средств и истребовать соответствующие ассигнования для перечисления их в банк, в котором оформлен кредитный договор по приобретению истцом жилого помещения в ипотеку.
При этом суд исходит из следующего.
Согласно статье 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, органы государственной власти создают условия для осуществления права на жилище, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату.
В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» условия контракта о прохождении военной службы включают в себя, наряду с обязанностью военнослужащего добросовестно исполнять свои общие, должностные и специальные обязанности, так же и право гражданина на соблюдение его прав, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющих статус военнослужащих и порядок прохождения ими военной службы.
Копией послужного списка, выписками из приказов, справками подтверждается, что ФИО1 проходил военную службу по контракту, в связи с чем, на него распространялись права, льготы и преимущества, установленные для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В частности, льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пунктам 1 и 15 статьи 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» установлено, что реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется, в том числе, посредством предоставления целевого жилищного займа, а так же выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемый соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет. При этом выплата указанных денежных средств, производится военнослужащим, участвовавшим в накопительно-ипотечной системе не являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками жилых помещений, за исключение жилых помещений, приобретенных с использованием целевых жилищных займов в соответствии с этим законом. В том числе участникам НИС указанным в пункте 2 статьи 10 этого закона, при общей продолжительности военной службы от 10 до 20 лет. Выплаты данных денежных средств производятся федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в трехмесячный срок, начиная со дня поступления в соответствующий федеральный орган заявления в письменной форме от участника НИС.
Частью 3 статьи 11 указанного Закона установлено, что получение участником денежных средств или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу) является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Во исполнение данного Закона Правительство Российской Федерации своим постановлением от 17 ноября 2005 года №686 утвердило Правила выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (далее Правила).
Пунктами 2-4 указанных Правил предусмотрена выплата дополнительных средств военнослужащим, участвовавшим в НИС, которая производится по последнему месту их военной службы, а расчет размера дополнительных средств, производится федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба исходя из размера годового накопительного взноса и количества полных лет, месяцев, дней, которые участник НИС не дослужил с даты исключения из списков личного состава воинской части, до даты, когда общая продолжительность его военной службы могла бы составить 20 лет.
Этими же Правилами установлено, что для получения дополнительных средств участник НИС подает соответствующее заявление (рапорт) с приложением указанных в Правилах документов, и в случае их непредставления, или представления не в полном объеме ему может быть отказано в выплате дополнительных средств. Повторное обращение участника НИС о выплате дополнительных средств допускается после устранения причин, послужившим основанием для отказа в их выплате.
Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 3 сентября 2007 года №774 утвержден Порядок организации во внутренних войсках МВД России работы по выплате участникам НИС денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (далее Порядок), согласно которому денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения выплачиваются, в том числе, участникам НИС, проходящих военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 до 20 лет, увольняемым с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. При этом, участник НИС после издания приказа о его увольнении с военной службы должен подать рапорт на получение дополнительных денежных средств и приложить к нему документы, предусмотренные Порядком, а командир организовать работу по проверке этих документов, по результатам которой в срок не более одного месяца со дня подачи рапорта принять решение о выплате, либо об отказе в выплате дополнительных денежных средств, о чем письменно известить заявителя.
Пунктами 5 и 6 Порядка предусмотрены основания для отказа в выплате дополнительных денежных средств и возможность повторного обращения участника НИС после устранения причин послуживших основанием для отказа в их выплате.
Согласно пункту 9 Порядка дополнительные денежные средства выплачиваются в трехмесячный срок со дня поступления соответствующего заявления (рапорта) от участника НИС на основании приказа командира воинской части, в которых указываются дата и номер приказа об увольнении военнослужащего с военной службы (исключения из списков личного состава воинской части), продавец жилья или получатель дополнительных денежных средств, а также размер дополнительных денежных средств.
Следовательно, ФИО1, будучи участником НИС, имея продолжительность военной службы более 10 лет, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями имел право на выплату денежных средств, дополняющих его накопления для жилищного обеспечения, при отсутствии у него и членов его семьи иных жилых помещений по договорам социального найма, либо в собственности.
Как следует из уведомлений управления Росреестра по <адрес>, истец имеет в собственности только вышеуказанное жилое помещение, приобретенное по целевому жилищному займу в ипотеку, члены его семьи жилых помещений в собственности или по договорам социального найма не имеют.
Вместе с тем, как уже указывалось выше, из пояснений и письменных возражений сторон, установлено, что истцу до настоящего времени не перечислены дополнительные денежные средства в банк в счет погашения ипотечного кредита, что нарушает его права на получение указанных выплат и является фактически неисполнением государством обязательств по его жилищному обеспечению.
Довод представителей ответчика и заинтересованного лица о том, что истец потерял свое право на получение денежных средств, дополняющих его накопления для жилищного обеспечения, поскольку не обращался в установленном порядке и в установленное время (до исключения из списков личного состава части) с надлежаще оформленным рапортом и приложенными к нему документами, суд отклоняет, так как в судебном заседании установлено, что еще до исключения из списков личного состава воинской части ФИО1 обращался с рапортом о выплате ему этих дополнительных средств, и ему производился расчет денежных средств, что подтверждается показаниями свидетелей Г., С. и Ф., и, кроме того, даже в случае принятия решения об отказе в выплате, постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2005 года №686 и приказом МВД РФ от 3 сентября 2007 года №774 предусмотрена возможность повторного обращения за данной выплатой после устранения имевшихся недостатков. В данном случае, срок подачи рапорта – до даты исключения из списков личного состава воинской части предусмотрен, прежде всего, с целью защиты прав военнослужащего на своевременное исполнение обязанностей по его жилищному обеспечению и нарушение такового не может влечь за собой лишение его права на выплату денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Более того, сам факт не рассмотрения рапорта истца фактически приравнивается к отказу в его удовлетворении и соответственно возможности повторного обращения, что и произошло в данном случае.
Таким образом, проанализировав вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности уточненных требований истца и необходимости их удовлетворения, так как в отношении него до настоящего времени не принято решение о выплате денежных средств дополняющих накопления для жилищного обеспечения, что, безусловно, влечет за собой нарушение гарантированных законом прав истца в данной части, и требует восстановления таковых путем возложения обязанности на ответчика произвести проверку предоставленных истцом документов, принять решение о выплате ему денежных средств дополняющих его накопления для жилищного обеспечения и истребовать ассигнования для их перечисления в банк.
Кроме того, в соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку упомянутые выше требования истца судом удовлетворены, то судебные расходы, связанные с уплатой им государственной пошлины, также подлежат возмещению.
Указанные расходы нашли свое подтверждение в судебном заседании квитанцией об оплате государственной пошлины на сумму 200 руб. за подачу заявления и в соответствии со ст.98 ГПК РФ подлежат возмещению со стороны войсковой части № в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 ГПК РФ, военный суд,
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к войсковой части № об обязании ответчика организовать проверку представленных им документов на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, принятия решения о выплате ему денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения и истребования ассигнований для выплаты указанных денежных средств – признать обоснованным и удовлетворить.
Обязать командира войсковой части № организовать проверку представленных ФИО1 документов на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения и по результатам проверки, в срок не более одного месяца с момента представления ФИО1 всех необходимых документов, принять решение о выплате ему денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (дополнительных денежных средств) и истребовать ассигнования на их выплату, о принятом решении уведомить ФИО1 в письменной форме.
Взыскать с войсковой части № в пользу ФИО1 судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в сумме 200 (двести) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Уральский окружной военный суд через Челябинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2013 года, мотивированное решение составлено 19 января 2013 года.
Подлинное за надлежащей подписью.
Верно:
Председательствующий по делу:
судья Челябинского гарнизонного военного суда Рассоха С.Б.