ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1/2013 от 15.02.2013 Ольхонского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы 15 февраля 2013 года

Ольхонский районный суд в составе председательствующего судьи Хамосовой В.И., при секретаре Шорхоевой Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дачного некоммерческого товарищества «Байтур» о признании противоречащим закону и недействующим с момента принятия решения Думы Ольхонского районного муниципального образования от 16 ноября 2011г. № 117 «Об утверждении методики расчета корректирующего коэффициента», с учетом изменений, принятых решением Думы Ольхонского районного муниципального образования от 28.11.2012г. № 170; по заявлению Дачного некоммерческого товарищества «Ханхой» о признании не соответствующим закону и недействующим полностью решения Думы Ольхонского районного муниципального образования от 16 ноября 2011 года № 117 «Об утверждении методики расчета корректирующего коэффициента» с изменениями от 28.11.2012г. № 170,

УСТАНОВИЛ:

Дачное некоммерческое товарищество (далее ДНТ) «Байтур» обратилось в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим полностью решения № 117 «Об утверждении методики расчета корректирующего коэффициента», принятого Думой Ольхонского районного муниципального образования (далее Ольхонского РМО) 16 ноября 2011 года.

Дачное некоммерческое товарищество (далее ДНТ) «Ханхой» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Думы Ольхонского районного муниципального образования от 16 ноября 2011 года № 117 «Об утверждении методики расчета корректирующего коэффициента».

Определением суда от 27.12.2012г. гражданские дела по вышеназванным заявлениям объединены в одно производство.

ДНТ «Байтур» в обоснование заявленных требований в иске и дополнении к нему указал следующее.

08.02.2011г. между Администрацией Ольхонского районного муниципального образования (далее Администрацией ОРМО) и Дачным некоммерческим товариществом «Байтyр» заключен договор № 13 аренды земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:1157, площадью 20000 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, м. Хужир-Нуге, предоставляемый из земель сельскохозяйственного назначения для дачного строительства, сроком на три года, согласно которому ежегодная арендная плата за весь участок установлена в размере 9 041 руб. 40 коп.

В январе 2012 г. из отдела по управлению муниципальным имуществом и планировки территорий администрации Ольхонского РМО в адрес ДНТ «Байтур» поступило уведомление об изменении размера арендной платы в связи принятием 16 ноября 2011 г. Думой Ольхонского РМО решения № 117 «Об утверждении методики расчета корректирующего коэффициента», в соответствии с которым утверждена методика расчета корректирующего коэффициента, применяемого при расчете арендной платы за земельные участки, предоставляемые дачным некоммерческим объединениям, и арендная плата за земельный участок составила 170 602 руб. 18 коп. в год.

В апреле 2012г. администрацией ОРМО был представлен новый расчет, согласно которому арендная плата за 2012 год составила 131 220 руб. 55 коп.

Указывает, что в предлагаемом Администрацией новом расчете с учетом корректирующего коэффициента годовой размер арендной платы (предельный размер) умножается не только на сумму коэффициента, учитывающего местоположение (Км), но и умножается на Удельный показатель рыночного размера арендной платы (Пр) и удельный показатель размера арендной платы, рассчитанный в соответствии с п. 3 Постановления № 213-ПА. В результате применения коэффициента и удельных показателей годовой размер арендной платы за 2012 год увеличивается в 14,5133 раза - многократно с применением показателей, установление которых Законом не предусмотрено.

Поясняет, что увеличение размера арендной платы достигается путем применения удельного показателя рыночного размера арендной платы, механизм исчисления и получения которого в размере 6,56 руб./кв.м. не является прозрачным и понятным. Из текста Решения № 117 и текста Отчета № 1114-оц-11 «Об оценке удельного показателя рыночного размера арендной платы и расчета коэффициентов - для актуализации договорных отношений с дачными некоммерческими товариществами, расположенными на территории Ольхонского района» (далее Отчета № 1114-оц-11), выполненного ФГУП «Госземкадастрсъемка – ВИСХАГИ» невозможно определить механизм получения указанной суммы.

В соответствии с п. 3 Постановления Администрации Иркутской области № 213-ПА (далее Постановления № 213-ПА) арендная плата в год за использование земельного участка устанавливается в размере налоговой ставки земельного налога за соответствующий год.

Произвольное установление удельных показателей и коэффициентов, используемых при расчете арендной платы, ведет к нарушению принципа правовой определенности и стабильности. Установление и применение путем умножения показателей Км, Пр, Ап явно противоречит п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 Г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), п. 1 ст. 394 НК РФ, п. 3 Постановления № 213-ПА от 31 июля 2008 года и ставит ДНТ, созданные на территории Ольхонского района, в неравное экономическое положение по сравнению с другими арендаторами (нарушение принципа равенства), в том числе с землепользователями Садоводческими Некоммерческими Товариществами, а также субъектами, которым земельные участки предоставлены для ведения личного подсобного хозяйства, в отношении которых корректирующие коэффициенты на территории Ольхонского района не установлены.

Заявитель указывает, что оспариваемое Решение № 117 принято в нарушение требований ст. 37 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", согласно которой в случае необходимости принятия решения, касающегося прав и законных интересов членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан не менее, чем за месяц, известить председателя садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о содержании предполагаемых вопросов, дате, времени и месте их рассмотрения, проекте решения.

Считает, что при вынесении оспариваемого решения от 16.11.2011 г. за № 117 Дума Ольхонского РМО произвольно, без экономического обоснования и вопреки нормам права, установила завышенный коэффициент размера арендной платы, что привело к противоречию с действующим законодательством, а также к нарушению прав и законных интересов членов ДНТ «Байтур», выразившееся в том, что арендная плата за земельный участок необоснованно завышена в 14 раз.

Просит признать Решение № 117 от 16.11.2011 г. «Об утверждении методики расчета корректирующего коэффициента», утвержденное Думой Ольхонского районного муниципального образования, недействующим полностью.

До вынесения решения суда заявитель ДНТ «Байтур» уточнил заявленные требования, просил признать Решение Думы Ольхонского районного муниципального образования № 117 от 16 ноября 2011 г. с учетом изменений, принятых решением Думы № 170 от 28.11.2012г., противоречащим закону и недействующим с момента принятия.

ДНТ «Ханхой» в обоснование требований указал следующее.

22 апреля 2010 года между ДНТ "Ханхой" и Администрацией Ольхонского РМО был заключён договор аренды № 28 земельного участка площадью 100 000 кв.м., расположенного на территории острова Ольхон Иркутской области, кадастровый номер участка 38:13:000017:135. До 2012 года арендная плата по указанному Договору составляла 45 207 рублей в год.

В начале 2012 года ДНТ "Ханхой" получило уведомление о повышении размера арендной платы до 853 010 руб. 88 коп.

Поясняет, что основанием для более чем восемнадцатикратного повышения размера арендной платы явилось Решение Думы Ольхонского РМО № 117 от 16.11.2011г. "Об утверждении методики расчёта корректирующего коэффициента".

В соответствии с утверждённой методикой корректирующий коэффициент рассчитывается путём умножения коэффициента приведения арендной платы к расчётному показателю (Кпр) на коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории Ольхонского муниципального образования (Км).

То есть Ккор - корректирующий коэффициент определяется по формуле:

Ккор= Кпр х Км

При этом Кпр - коэффициент приведения арендной платы к расчётному показателю определяется как частное Пр / Ап, где Пр - удельный показатель рыночного размера арендной платы, а Ап - удельный показатель арендной платы, рассчитанный согласно п. 3 Постановления № 213-ПА. Из указанной формулы размер корректирующего коэффициента зависит от размера арендной платы и места расположения земельного участка.

Указывает, что порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Иркутской области установлен Постановлением № 213 – ПА, в соответствии с которым арендная плата в год за использование земельного участка устанавливается в размере налоговой ставки земельного налога за соответствующий земельный участок. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Иркутской области вправе установить экономически обоснованные коэффициенты с учётом категорий земель и (или) видов разрешённого использования земельных участков, применяемые к размеру арендной платы, рассчитываемой в соответствии с абзацем 1 пункта 3 настоящего Положения. Допускается изменение этих коэффициентов, но не чаще одного раза в шесть месяцев.

То есть размер арендной платы может изменяться органами местного самоуправления в зависимости от категории земель и в зависимости от видов разрешённого использования земельного участка.

Поясняет, что в оспариваемом решении Думы размер арендной платы на участки, государственная собственность на которые на разграничена, поставлен в зависимость от коэффициента, учитывающего месторасположение земельного участка и размер арендной платы, но не учитывающего ни категорию земель, на которых расположен земельный участок, ни вид его разрешённого использования. Что, по его мнению, является прямым противоречием порядка определения размера арендной платы, установленного Постановлением № 213- ПА.

Просит признать Решение Думы Ольхонского районного муниципального образования № 117 от 16.11.2011 г. «Об утверждении методики расчета корректирующего коэффициента» незаконным.

До вынесения решения суда заявитель ДНТ «Ханхой» уточнил заявленные требования, просил признать Решение Думы Ольхонского районного муниципального образования № 117 от 16.11.2011 г. с изменениями от 28.11.2012 г. «Об утверждении методики расчета корректирующего коэффициента» не соответствующим закону и недействующим полностью.

В судебном заседании представители ДНТ «Байтур» ФИО1 и ФИО2, действующие на основании доверенностей, требования поддержали по основаниям, указанными в заявлении и дополнении к заявлению, просили их удовлетворить, не поддержали заявление в части применения принципа разделения властей.

Представитель ДНТ «Ханхой» ФИО3, действующий на основании доверенности, требования также поддержал по основаниям, указанным в заявлении, просил их удовлетворить. Представил письменные пояснения, в которых указал следующее.

Согласно ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Из содержания ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая ставка по земельному налогу устанавливается в зависимости от категорий земель и (или) разрешённого использования земельного участка.

В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости производится государственная кадастровая оценка земель.

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316.

В соответствии с пунктом 4 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

То есть, порядок установления арендной платы за земельные участки из земель, государственная собственность на которые не разграничена, аналогичен порядку определения ставок земельного налога и определения кадастровой стоимости.

Во всех случаях величина налога, величина кадастровой стоимости, величина арендной платы зависит от категории земель и (или) вида разрешённого использования земельного участка.

Поясняет, что основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582 и органы местного самоуправления, устанавливая размеры арендной платы, либо устанавливая методику определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, обязаны соблюдать эти принципы, а принимаемые ими нормативные акты должны соответствовать правовой позиции, изложенной в судебных актах, принимаемых Конституционным Судом РФ, в частности, содержащейся в Определении от 11.05.2004 г. № 209-О.

Указывает, что из пояснений Администрации Ольхонского РМО следует, что установленная решением Думы методика расчёта корректирующего коэффициента призвана выровнять стоимость аренды земельных участков, реализуемых с торгов, со стоимостью аренды земельных участков, предоставляемых без проведения торгов.

Полагает, что такой подход Постановлением № 213-ПА от 31.07.2008г. не предусмотрен.

Тот факт, что корректирующий коэффициент основан на отчёте независимого оценщика, совсем не означает соблюдение принципа экономической обоснованности. Оценка доходности участка с учётом категории земель и его разрешённого использования оспариваемым Решением Думы не учтена, на что указывается в пояснениях администрации Ольхонского района, что свидетельствует, по его мнению, о нарушении принципа экономической обоснованности.

Также считает, что установление размера арендной платы в отношении участков одной категории должно производиться по одному и тому же методу, но в рассматриваемом случае данный принцип нарушен, так как оспариваемым Решением Думы корректирующий коэффициент не устанавливает метод расчёта арендной платы за участки одной категории, а уравнивает стоимость арендной платы до размера арендной платы, установившейся по результатам торгов. Метод установления арендной платы на торгах и метод установления арендой платы, в отношении участков государственная собственность на которые не разграничена, суть разные способы и их невозможно объединить.

Полагает, что решением Думы нарушен также и принцип предельно допустимой простоты расчёта арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости. В оспариваемом Решении Думы расчёт арендной платы производится на основании рыночной стоимости арендной платы и с учётом результатов торгов, без учёта кадастровой стоимости земельного участка.

Не меняет позиции ДНТ «Ханхой» и принятие Думой Ольхонского районного муниципального образования Решения № 170 от 28.11.2012 г. «О внесении изменений в Решение районной Думы от 16.11.2011 г № 117», так как внесённые изменения касаются уточнений понятия дачные некоммерческие объединения, касаются расшифровки наименования корректирующего коэффициента, но не меняют правовую суть использованного в ранней редакции оспариваемого решения районной Думы понятия и методики расчёта корректирующего коэффициента, не устанавливают экономически обоснованного, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582 коэффициента, учитывающего вид разрешённого использования земельного участка и категорию земель, и их доходность.

В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ органы исполнительной власти и местного самоуправления - арендодатели государственных и муниципальных земель - могут устанавливать размеры ставок арендной платы и определять случаи их применения.

В то же время, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (ст. 3 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается, в том числе на признании равенства участников регулируемых им отношений.

Как следует из статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Указывает, что органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в собственности или в ведении соответствующего муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы. Произвольное, без соответствующего экономического обоснования, установление органами местного самоуправления размера арендной платы за землю нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципам российского права.

Полагает, что Решение Думы Ольхонского РМО № 117 от 16.11.2011 г. в редакции Решения Думы № 170 от 28.11.2012 г., незаконно, так как не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582, Постановления Правительства Иркутской области 31 июля 2008 года № 213-ПА, принято без учёта правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении № 209-О от 11.05.2004 г.

Представитель Думы Ольхонского РМО ФИО4, действующий на основании доверенности от 30.02.2013 г., требования ДНТ «Байтур» и ДНТ «Ханхой» не признал и пояснил, что заявленные требования не соответствуют требованиям закона по данной категории дела, просил в удовлетворении заявлений отказать. В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, если нарушаются их права нормативно–правовым актом, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Суд в рамках полномочий ст. 253 ГПК РФ проверяет, противоречит ли нормативный акт закону или не противоречит.

Считает, что у заявителей отсутствует право на обжалование данного решения Думы, поскольку до подписания изменений к договору аренды обязательства по оплате арендной платы, исчисленной в соответствии с оспариваемым решением, у заявителей не возникли, а, значит, нет нарушения их права.

Поясняет, что заявители необоснованно ссылаются на нарушение Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582, поскольку данное Постановление распространяется на правоотношения, возникающие при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и не применимо к правоотношениям при аренде земельных участков, собственность на которые не разграничена. Именно поэтому было принято Постановление Администрации Иркутской области № 213-ПА, которое устанавливает этот порядок.

Не согласен с толкованием того, что коэффициент должен учитывать только категорию земель и вид разрешенного использования. Администрация желала пополнить местный бюджет и, соответственно, денежные средства потратить на нужды жителей Ольхонского РМО. Полномочия у Думы на принятие Решения имелись, порядок, установленный Уставом и Регламентом работы, был соблюден. В соответствии с этим Уставом и Регламентом и Законом № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» вынесла Дума свое Решение. И с точки зрения процедуры и полномочий полагает, что оспариваемое решение Думы обоснованно.

Ранее Дума Ольхонского РМО представила письменный отзыв, указав следующее:

Дума Ольхонского РМО приняла решение № 117 «Об утверждении методики расчета корректирующего коэффициента» на основании Отчета № 1114 оц-11, представленного Восточно-Сибирским филиалом ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ. Таким образом, экономическое обоснование сделано независимой организацией, специализирующей на оценке недвижимости. Целью оценки явилось определение удельного показателя рыночного размера арендной платы на территории Ольхонского района для ДНТ, а объектом оценки - земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства.

Коэффициент местоположения, который применён в Методике расчета корректирующего коэффициента, является составной частью определения данного корректирующего коэффициента и никак не является основанием для повышения арендной платы. Решение принималась только по одной категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, а по видам разрешенного использования - для дачного строительства.

Также Дума своим решением внесла изменения в методику расчета корректирующего коэффициента, где уточняет обоснования корректирующего коэффициента по виду разрешенного использования земельного участка.

Считает, что увеличение арендной платы не нарушает права и интересы членов ДНТ «Ханхой», ДНТ «Байтур».

Применение корректирующего коэффициента приводит в экономически равные условия пользователей земельных участков для дачного строительства. Плата за использование земельных участков в одной местности должна быть относительно равной как для индивидуальных, так и для коллективных пользователей.

Представитель заинтересованного лица Администрации Ольхонского РМО ФИО5, действующая на основании доверенности, пояснила, что заявленные требования не подлежат удовлетворению и представила письменные пояснения, согласно которым в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 1З7-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, согласно постановлению администрации Иркутской области от 31 июля 2008 г. № 213-ПА арендная плата за использование земельного участка изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя в случае установления или изменения органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Иркутской области коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы в соответствии с абзацем 2 пункта 3 настоящего Положения. На рассмотрение районной Думы представлен данный проект решения, который предусматривает применение корректирующего коэффициента к арендной плате по земельным участкам, предоставленным дачным некоммерческим товариществам. Согласно проекту решения корректирующий коэффициент рассчитывается путем умножения коэффициента приведения арендной платы к расчетному показателю (Кпр) на коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка (Км). При расчете размера арендной платы с применением Кпр размер арендной платы по земельным участкам будет равен 6, 56 руб. l кв. м., т.е. средней рыночной цене земельного участка согласно Отчету № 1114 – оц - 11 от 12.09.2011 г. Так, в таблице 12-2 Отчета скорректированная рыночная стоимость 6, 56 руб. l кв. м. определена как среднеарифметическая стоимость за 1 кв. м., выражающая среднее значение между минимальным и максимальным значением. Таким образом, после применения Кпр арендная плата за земельные участки ДНТ сравнялась к одной стоимости - 6, 56 руб / кв. м., независимо от местоположения земельного участка. В целях различия арендной платы по местоположению земельного участка, администрация района предлагает к показателю Кпр применить коэффициент на местоположение земельного участка - Км, привязав данный коэффициент к кадастровой стоимости земельных участков, определенных постановлением Правительства Иркутской области от 18.02.2009г. № 230-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений на территории Иркутской области». Ввиду невозможности оценки местоположения земельных участков по иным критериям, в основу расчета взята кадастровая стоимость земельного участка. В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению работ по оценке кадастровой стоимости земельных участков кадастровая стоимость учитывает местоположение земельного участка.

Просит отметить, что данный коэффициент учитывает местоположение участка, а не кадастровую стоимость участка. При этом согласно проекту решения предлагается принять Км равной 1 - по показателю кадастровой стоимости 120 руб. l кв. м., т.е. при кадастровой стоимости свыше 120 руб. l кв.м. будут применяться повышающие коэффициенты на местоположение, при кадастровой стоимости меньше 120 руб. l кв.м. понижающие коэффициенты на местоположение (например, в д. Тонта кадастровая стоимость равна 72,27 руб.- соответственно Км =0,60). Согласно вышеуказанного постановления администрации Иркутской области кадастровая стоимость земельных участков, прилегающих к акватории озера Байкал, установлена в размере 120 руб./кв.м и выше. Побережье акватории оз. Байкал на сегодня востребовано, администрация Ольхонского РМО не может удовлетворить весь поток желающих приобрести земельные участки ввиду отсутствия свободных земель. Таким образом, ввиду востребованности земельных участков на побережье оз. Байкал, коэффициент, учитывающий местоположение земельных участков, прилегающих к акватории оз. Байкал, не может быть меньше 1, т.е. понижать среднюю рыночную стоимость. Принятие корректирующего коэффициента позволит увеличить доходы консолидированного бюджета от аренды земельных участков на 3566,4 тыс. руб. При этом арендная плата за земельные участки в 2012 году в расчете на 1 кв.м. площади составляет: по туристическим базам - от 12,56 руб. до 16,44 руб.; по дачникам - от 7,08 руб. до 21,49 руб. По ДНТ с учетом представленного проекта решения арендная плата в расчете на 1 кв.м. составит от 6,56 руб. до 10,5 руб.

Представитель Администрации Ольхонского РМО ФИО6, действующая на основании доверенности, пояснила, что поддерживает ранее представленные отзывы и высказанные пояснения, просила в удовлетворении заявлений отказать.

Представитель Администрации Ольхонского РМО ФИО7, действующий на основании доверенности, пояснил, что при составлении Отчета № 1114-оц-11 им был проведен экономический анализ ситуации с арендной платой по ДНТ, которая сложилась на территории Ольхонского района. Выяснилось, что разница арендной платы между ДНТ, которые находятся на расстоянии 20 м друг от друга, составляет 20 000 раз. И считает, что по этой причине нарушен принцип необоснованного предпочтения, поэтому перед ним стояла задача свести все к единому экономическому знаменателю. Что же касается экономической обоснованности расчета доходности каждого участка, пояснил, что ни в одной стране, ни в одном муниципалитете не рассчитывают доходность каждого участка. Рассчитать доходность земельного участка невозможно, поскольку никто не покажет свою прибыль, и рассчитать её здесь не реально, т.к. она у всех разная. Считает, что составленный Отчет № 1114–оц-11 экономически обоснован, поскольку оценка проведена на основе исследования ситуации рынка. При конкретизации пояснил, что расчет строился на сделках, опубликованных в районной газете «Байкальские зори». Поскольку на территории Ольхонского района продаются земельные участки по размеру арендной платы от 8 до 12 руб. за кв. м., в среднем 10 руб. за 1 кв. м., для ДНТ расчет был произведен с учетом земель общего пользования, который составил 6,56 руб. за кв. м., т.е. выведена среднеарифметическая стоимость за 1 кв. м., выражающая среднее значение между минимальной и максимальной ценой, по которой были проданы права аренды на торгах. Также учел разницу между теми участками, которые продаются на торгах и теми участками, которые уже имеются в пользовании дачных некоммерческих товариществ. Именно эта разница и была использована.

Заинтересованное лицо Восточно-Сибирский филиал ФГУП «Госземкадастрсъемка - ВИСХАГИ» в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению дела в связи с надлежащим уведомлением о месте и времени рассмотрения дела. Возражений по делу не представил.

Заинтересованное лицо Правительство Иркутской области, надлежаще извещенное, в судебное заседание представителя не направило, в ходатайстве просило рассмотреть дело в его отсутствие, представило письменные пояснения, в которых указано следующее.

- Согласно статье 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утверждено постановлением администрации Иркутской области от 31 июля 2008 года № 213-ПА (далее - Положение).

В соответствии с абзацем вторым пункта 3 Положения органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Иркутской области вправе установить экономически обоснованные коэффициенты с учетом категории земель и (или) видов разрешенного использования земельных участков, применяемые к размеру арендной платы, рассчитываемой в соответствии с абзацем первым пункта 3 Положения.

В связи с изложенным считает, что права Дачных некоммерческих товариществ «Байтур» и «Ханхой» Правительством Иркутской области не нарушены.

В судебном заседании 05.02.2013 г. свидетель ФИО8 пояснила, что является председателем ДНТ «Светлый». О решении Думы Ольхонского РМО № 117 от 16.11.2011 г. узнала, получив счет за арендную плату, которая выросла в 18 раз. Она обратилась в Думу и Администрацию за разъяснениями, так как в методике ничего не оговорено. Ей неизвестно, откуда взялся коэффициент местоположения, неизвестно откуда взялся удельный коэффициент 0,36, у кого-то он равен 4,52, у всех разный. В ДНТ «Светлый» имеются земли общего пользования, а арендная плата за все одинаковая, в методике нет понижающего коэффициента на эти земли.

Помощник прокурора Ольхонского района Игнатьева Е.В. в заключении указала, что на территории Иркутской области порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением участков, продажа права на заключение договоров аренды которых осуществляется на торгах, регламентирован «Положением о порядке определения размера арендой платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утв. Постановлением № 213-ПА от 31.07.2008г.

В соответствии с абз. 2 п. 3 указанного Положения органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Иркутской области вправе установить экономически обоснованные коэффициенты с учетом категории земель и (или) видов разрешенного использования земельных участков, применяемые к размеру арендной платы.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009г. № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к основному из которых относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.

В нарушение указанных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, Решением Думы Ольхонского РМО № 117 корректирующий коэффициент установлен с учетом местоположения земельного участка, а не в зависимости от вида его разрешенного использования и категории земельного участка. Кроме того, оспариваемым решением утверждена методика расчета корректирующего коэффициента, а не сам корректирующий коэффициент.

Кроме того, в текстовом содержании оспариваемого решения употребляются термины, понятия, формулировки, наличие которых вызывает неоднозначное его толкование.

Так, согласно методике расчета корректирующего коэффициента, применяемого при расчете арендной платы за земельные участки, предоставляемые дачным некоммерческим объединениям (ДНО) на территории Ольхонского района, являющимся приложением к Решению Думы № 117 от 16.11.2011г., корректирующий коэффициент рассчитан путем умножения коэффициента приведения арендной платы к расчетному показателю на коэффициент местоположения земельного участка. Пунктом 2 оспариваемого решения утвержден удельный показатель рыночного размера арендной платы за земельные участки, предоставляемые ДНО, применяемый при расчете корректирующего коэффициента в размере 6, 56 руб. за 1 кв.м. При этом, каким образом, по какой формуле рассчитан, установлен данный удельный показатель рыночного размера арендной платы, в самом решении не указано.

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. № 48, неопределенность правовой нормы является самостоятельным основанием для признания ее недействующей. Если правовой акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, то он в такой редакции признается недействующим полностью или в части.

На основании изложенного полагает, что заявленные требования ДНТ «Ханхой» и ДНТ «Байтур», с учетом уточнений к заявлениям, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Выслушав пояснения сторон, свидетеля, заключение помощника прокурора, полагавшей удовлетворить заявленные требования, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.

Частью 1 статьи 249 ГПК РФ предусмотрено, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта п. 17); полномочия органа или должностного лица, издавших оспариваемый акт, на осуществление правового регулирования данного вопроса (п. 18); проверять, соблюдены ли порядок его опубликования (п. 20); соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (п. 24); проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным (п. 25).

В соответствии с пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничения государственной собственности; земельное законодательство.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов: принцип экономической обоснованности, принцип предсказуемости расчёта размера арендной платы, принцип предельно допустимой простоты расчёта арендной платы, принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, принцип учёта необходимости поддержки социально значимых видов деятельности принцип запрета необоснованных предпочтений.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.20.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением администрации Иркутской области от 31 июля 2008 года № 213-ПА утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Иркутской области (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 3 Положения арендная плата в год за использование земельного участка устанавливается в размере налоговой ставки земельного налога за соответствующий земельный участок, за исключением случаев определения размера арендной платы в соответствии с пунктами 5, 6 настоящего Положения. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Иркутской области вправе установить экономически обоснованные коэффициенты с учетом категории земель и (или) видов разрешенного использования земельных участков, применяемые к размеру арендной платы, рассчитываемой в соответствии с абзацем первым пункта 3 Положения.

Согласно ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Согласно п.п. 4, 5 постановления Правительства РФ от 08.04.2000г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Как следует из ч. 3 ст. 29 Устава Ольхонского районного муниципального образования (далее – Устав) районная Дума обладает правами юридического лица.

Статьей 30 Устава Ольхонского районного муниципального образования определена компетенция районной Думы.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 48 Устава Районная Дума по вопросам, отнесенным к её компетенции федеральными законами, законами области и настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Ольхонского района.

Указанное решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленной настоящим Уставом численности депутатов районной Думы, если иное не установлено Федеральным законом.

Статья 4 Устава гласит: Решения, указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи подписываются и подлежат опубликованию (обнародованию) мэром района в десятидневный срок с момента опубликования.

Думой Ольхонского районного муниципального образования 16.11.2011г. принято решение № 117 «Об утверждении методики расчета корректирующего коэффициента», на территории Ольхонского района Иркутской области, согласно которому:

-утверждена методика расчета корректирующего коэффициента (Приложение № 1);

-утвержден удельный показатель рыночного размера арендной платы в размере 6 рублей 56 копеек;

-установлено, что арендная плата за земельные участки, предоставляемые дачным некоммерческим объединениям без торгов, определяется путем умножения размера арендной платы, установленной в размере налоговой ставки земельного налога за соответствующий земельный участок на корректирующий коэффициент;

- данное решение вступает в силу с 01.01.2012 года;

Решение опубликовано в газете «Байкальские зори» № 50 от 01 декабря 2011 г. с Приложением № 1 «Методика расчета корректирующего коэффициента, применяемого при расчете арендной платы за земельные участки, предоставляемые дачным некоммерческим объединениям».

Из Регламента Думы Ольхонского РМО, утвержденного Решением Думы № 22 от 25.02.2010 г., следует, что согласно п. 1 ст. 3 Районная Дума состоит из 17 депутатов, избираемых по одномандатным округам населением Ольхонского района на основе всеобщего, равного прямого избирательного права при тайном голосовании.

Согласно Выписке из протокола заседания районной Думы от 16.11.2011 г. на заседании Думы решили утвердить корректирующий коэффициент, применяемый при расчете арендной платы за земельные участки, предоставляемые дачным некоммерческим объединениям, проголосовало «за» 11 депутатов, 1 депутат воздержался.

С учетом изложенного суд полагает, что оспариваемое решение принято на заседании Думы, правомочной в соответствии с Уставом Ольхонского РМО, поскольку за него проголосовало более половины от установленной Уставом численности депутатов районной Думы, соблюден порядок его опубликования.

В Решение Думы № 117 от 16.11.2011г. внесены изменения Решением Думы от 28.11.2012 г. № 171, которое опубликовано в газете «Байкальские зори» № 49 от 06 декабря 2012 г., согласно которому слова «дачные некоммерческие объединения» заменены словами «для дачного строительства и ведения дачного хозяйства».

Согласно Уставу дачное некоммерческое товарищество «Байтур» является юридическим лицом, «…вправе обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также с заявлениями о неправомерности действий должностных лиц, нарушающих права Товарищества».

Из свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном 26 февраля 2010 г. серии 38 № 002862031, выданного Межрайонной инспекцией Федеральной Налоговой Службы № 12 по Иркутской области, следует, что дачному некоммерческому товариществу «Байтур», присвоен регистрационный номер № 1103827000826.

Из свидетельства серии 38 № 000669905, выданного Межрайонной инспекцией Федеральной Налоговой Службы № 12 по Иркутской области, следует, что ДНТ «Байтур» поставлено на учет 26.02.2010 г. и присвоено ИНН/КПП <***>/383601001.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц местонахождение ДНТ «Байтур» по адресу: <...>, председателем является ФИО9.

В протоколе № 1 от 31.01.2010 г. общего учредительного собрания членов дачного некоммерческого товарищества «Байтур» говорится о создании дачного некоммерческого товарищества «Байтур».

Протоколом № 5 от 20.03.2012 г. общего учредительного собрания членов дачного некоммерческого товарищества «Байтур» постановлено о приобретении в собственность ДНТ «Байтур» земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:1157 площадью 20 000 кв. м., расположенного по адресу: Иркутская обл., Ольхонский р-н, м. Хужир – Нугэ с целью последующего предоставления земельных участков в собственность членам ДНТ «Байтур».

Из кадастрового паспорта следует, что земельный участок № 38:13:060703:1157, расположенный по адресу: Иркутская обл., Ольхонский р-н, м.Хужир-Нугэ, из земель сельскохозяйственного назначения с площадью 20 000 +/- 99 кв. м., поставлен на государственный кадастровый учет 23.06.2010г., вид разрешенного использования «дачное строительство», кадастровая которого стоимость равна 3 013 800 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 150,69 руб./кв. м.

Согласно Уставу дачное некоммерческое товарищество «Ханхой» является юридическим лицом, «… может …, быть истцом и ответчиком в судах».

Из свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном 28 июля 2009 г. серии 38 № 002967258, выданного Межрайонной инспекцией Федеральной Налоговой Службы № 12 по Иркутской области, следует, что дачному некоммерческому товариществу «Ханхой», присвоен регистрационный номер № 1093827001289.

В ходе рассмотрения дела установлено, что заявитель ДНТ «Байтур» является арендатором земельного участка по договору № 13 от 08.02.2011 года, заключенному с Администрацией Ольхонского РМО. Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером 38:13:060703:1157, площадью 20 000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения для дачного строительства. Земельный участок предоставлен из земель, собственность на которые не разграничена. Размер арендной платы определен в Приложении № 1 к договору, согласно п. 2.1. которого ежегодная арендная плата за весь участок составляет 9 041 руб. 40 коп., и установлена в размере 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 3 013 800 рублей.

Также установлено, что заявитель ДНТ «Ханхой» является арендатором земельного участка по договору № 28 от 22.04.2010г., заключенному с Администрацией Ольхонского РМО. Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером 38:13:000017:135, площадью 100 000 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения для дачного строительства. Земельный участок предоставлен из земель, собственность на которые не разграничена. Размер арендной платы определен в Приложении № 1 к договору, согласно п. 2.1. которого ежегодная арендная плата за весь участок составляет 45 207 руб. 00 коп., и установлена в размере 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 15 069 000 рублей.

Заявители указывают, что установление не предусмотренных Законом коэффициентов и показателей нарушает конституционное право на равенство и правовую определенность; механизм получения удельного показателя рыночной стоимости в размере 6,56 руб/кв.м. не является прозрачным и понятным; утвержденные коэффициенты не имеют экономического обоснования, какое должно быть в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.05.2004 N 209-О; оспариваемое Решение № 117 принято в нарушение требований ст. 37 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

По общему правилу граждане и организации в силу статей 3 и 4 ГПК РФ вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод (п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007г. № 48).

С учетом изложенного суд считает необоснованными возражения представителя Думы о том, что заявленные требования не соответствуют требованиям закона по данной категории дел, об отсутствии у заявителей права на обжалование решения Думы, поскольку, по его мнению, до подписания изменений к договору аренды обязательства у заявителей не возникли, а значит, нет нарушения их прав.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу (п. 24).

Из приложения № 1 к договору аренды земельного участка № 13 следует, что арендная плата ДНТ «Байтур» установлена в соответствии с постановлением от 31.07.2008г. № 213-ПА по формуле Ап=Кс х 0,3%, где: Кс – кадастровая стоимость земельного участка, руб., всего арендная плата составила (3 013800 х 0,3%) 9 041 руб. 40 коп.

Таким же образом установлена арендная плата ДНТ «Ханхой» (15 069 000 х 0,3%), которая составила 45 207 руб.

Решением Думы утверждены методика расчета корректирующего коэффициента (Приложение № 1) и удельный показатель рыночного размера арендной платы в размере 6 рублей 56 копеек за 1 кв. м.

Из Приложения 1 к оспариваемому решению Думы следует, что корректирующий коэффициент рассчитывается путем умножения коэффициента приведения арендной платы к расчетному показателю (Кпр) на коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории Ольхонского муниципального образования, (Км)

Ккор=Кпр х Км,

где Кпр = Пр/Ап

Пр – удельный показатель рыночного размера арендной платы

Ап – удельный показатель размера арендной платы, рассчитанный согласно п. 3 Постановления № 213-ПА ( руб\кв.м.)

Ап= Ад/S зу

Ад – арендная плата по договору

Sзу – площадь земельного участка

Км – коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории Ольхонского муниципального образования.

В судебном заседании представитель администрации ОРМО ФИО5 представила применение методики расчета Ккор в расчете арендной платы по следующим формулам:

Апл (год) = Кад.ст.з/у * 0,3% (ставка зем. налога)*Ккор

Апл (год) = Кад.ст.з/у * 0,3%=Ад * (Кпр * Км) Ккор

Окончательная формула расчета арендной платы:

Апл (год) = 6,56 * S з/у * Км,

где Апл – арендная плата в год

6, 56 - удельный показатель рыночного размера арендной платы

Sз/у – площадь земельного участка

Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории Ольхонского РМО.

Таким образом, в формуле расчета арендной платы использованы два новых показателя, введенных Решением № 117: Пр – удельный показатель рыночного размера арендной платы -6,56; Км – коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории Ольхонского РМО.

Из пояснений представителей районной Думы, администрации Ольхонского РМО, а также согласно письменным Пояснениям к проекту решения, представленным в Думу Финансовым управлением Ольхонской районной администрации до принятия решения, следует, что удельный показатель рыночного размера арендной платы является средней рыночной ценой земельного участка, полученной согласно Отчету № 1114-оц-11 от 12.09.2011г., выражающей среднее значение между минимальным и максимальным значением. После применения Кпр арендная плата за земельные участки ДНТ приведена к одной стоимости – 6,56 рублей \кв.м. независимо от местоположения земельного участка.

В целях различия в зависимости от местоположения земельного участка, предлагается к показателю Кпр применить коэффициент на местоположение земельного участка Км, привязав этот показатель к кадастровой стоимости земельных участков, определенной постановлением Администрации Иркутской области от 18.02.2009 г. № 30-пп «О результатах государственной кадастровой оценки садоводческих, огороднических и дачных объединений на территории Иркутской области». При этом предлагается принять Км равной 1 – по показателю кадастровой стоимости 120 руб/кв.м. При кадастровой стоимости свыше 120 руб/кв.м. применяются повышающие коэффициенты, при кадастровой стоимости ниже 120 руб.\кв.м.. применяются понижающие коэффициенты.

Принятие корректирующего коэффициента позволит увеличить доходы бюджета от аренды земельных участков на 3 566,4 тыс. рублей.

Проект решения был составлен с учетом необходимости устранения различий в размере арендной платы за земельные участки, приобретенные с торгов (рыночным размером арендной платы) и земельные участки, предоставленные ДНТ в аренду без проведения торгов, а также необходимости пополнения доходной части бюджета. Существенное различие между размером арендной платы, устанавливаемой в соответствии с Постановлением № 213-ПА и рыночным размером арендной платы, сложившимся по земельным участкам, предоставляемым с торгов, представители районной Администрации считают необоснованным предпочтением. Применение коэффициентов приведет к равенству положения всех субъектов арендных отношений вне зависимости от способа предоставления земельного участка.

Из Отчета № 1114-оц-11 от 12.09.2011 г. следует, что для расчета удельного показателя размера арендной платы использована информация о земельных участках, проданных с торгов за 2010 и 2011гг. (п. 9.2.), а стоимость 1 кв. м в размере 6,56 руб. получена только математическим путем как среднеарифметическая между минимальной и максимальной стоимостью, по которым были проданы права аренды земельных участков на торгах, что не может быть принято судом в качестве экономического обоснования расчета корректирующего коэффициента, поскольку в соответствии с принципом экономической обоснованности, установленным Постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009г., арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.

Пунктом 3 Положения, утв. Постановлением № 213-ПА, также предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе установить экономически обоснованные коэффициенты с учетом категорий земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков.

В соответствии с абз. 2 п. 1 Положения данное Положение не применяется при определении размера арендной платы за использование земельных участков, продажа права на заключение договоров аренды которых осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах), а также в случае, если порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков установлен федеральными законами.

В нарушение вышеприведенных нормативных актов, расчет корректирующего коэффициента не зависит от категории земель и (или) вида разрешенного использования, а поставлен в зависимость от рыночного размера арендной платы, сложившегося при аренде земельных участков, предоставляемых с торгов, а также от местоположения земельного участка.

Суд соглашается с доводами заявителей, что представителями районной Думы и Администрации Ольхонского РМО не доказано наличие связи между Пр – удельным показателем рыночной стоимости арендной платы, применяемым при расчете корректирующего показателя, и категорий земель и (или) видом разрешенного использования; между Км – коэффициентом местоположения земельного участка, применяемого при расчете корректирующего показателя, и категорий земель и (или) видом разрешенного использования.

Внесенное решением Думы от 28.11.2012г. № 170 изменение в решение от 16.11.2011г. № 117 (приложение № 1) о том, что корректирующий коэффициент – коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования, не меняет основного содержания оспариваемого решения, не вносит изменений в формулу расчета корректирующего коэффициента.

Соглашаясь с доводами заявителей, суд считает, что утвержденная методика определяет иной порядок установления арендной платы, чем предусмотрено Постановлением № 213-ПА, имеющем большую юридическую силу.

Кроме этого, местоположение земельного участка является фактором, учтенным при установлении кадастровой стоимости земельного участка, соответственно, при установлении размера арендной платы фактор местоположения земельного участка уже учтен, так как арендная плата исчисляется от кадастровой стоимости земельного участка. Возможность повторного применения данного фактора при расчете арендной платы Постановлением № 213-ПА не предусмотрена.

В то же время отсутствует утвержденная органом государственной власти субъекта Методика установления расчета экономически обоснованных коэффициентов с учетом категории земель и (или) видов разрешенного использования земельных участков для земельных участков, собственность на которые не разграничена.

Из пояснений представителей Думы и администрации следует, что отсутствие нормативного акта, содержащего запрет, позволяет самостоятельно утверждать методику и рассчитывать экономическую обоснованность коэффициентов, исходя из потребностей бюджета (увеличения доходной части бюджета) с использованием удельного показателя рыночной арендной платы для приведения в равное положение участников арендных отношений вне зависимости от способа предоставления земельного участка (с торгов или без проведения торгов).

Данное утверждение не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который в Определении от 11.05.2004 № 209-О указал на недопустимость произвольного установление органами местного самоуправления и государственной власти дифференцированных ставок, а именно: в отсутствие указанных единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е., основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается. Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков (п. 3).

Таким образом, в ходе рассмотрения дела Думой Ольхонского РМО не доказано, что при принятии оспариваемого Решения осуществлялось экономическое обоснование дифференциации ставки арендной платы на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.

Кроме того, суд полагает, что оспариваемым решением Думы нарушен принцип запрета необоснованных предпочтений, установленный Постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009г., в соответствии с которым порядок расчёта размера арендной платы за земельные участки, отнесённые к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться. В нарушение данного принципа решением Думы введен коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории Ольхонского РМО – Км, что ставит в неравное положение дачные некоммерческие объединения как субъектов аналогичных видов деятельности.

Доводы представителей Думы и Администрации суд не может принять, поскольку Приложение № 1 к оспариваемому решению, а также представленные в судебное заседание документы (выписки из реестров договоров аренды земельных участков) содержат голословные цифры, не подтвержденные никаким экономическим обоснованием.

С учетом изложенного суд полагает, что применение методики расчета корректирующего коэффициента, утв. оспариваемым решением, при таких обстоятельствах нарушает права и интересы дачных некоммерческих объединений при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, возлагая на них дополнительное финансовое бремя в виде необходимости внесения арендной платы в большем размере, чем это предусмотрено законодательством.

В силу положений ст. 37 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (с изменениями и дополнениями) участие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в принятии органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, касающихся прав и законных интересов членов таких объединений, осуществляется посредством делегирования представителей таких объединений или их ассоциации (союза) на заседания органов государственной власти или органов местного самоуправления, принимающих указанные решения.

В случае необходимости принятия решения, касающегося прав и законных интересов членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан не менее чем за месяц известить председателя садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о содержании предполагаемых вопросов, дате, времени и месте их рассмотрения, проекте решения.

В ходе рассмотрения дела установлено, что председатели ДНТ «Байтур» и ДНТ «Ханхой» не были извещены о проекте оспариваемого решения Думы, дате, времени и месте его рассмотрения, чем, по мнению суда, были нарушены права и законные интересы как дачных некоммерческих объединений, так и членов этих объединений.

Суд находит заслуживающим внимания доводы помощника прокурора о том, что оспариваемым решением утверждена методика расчета корректирующего коэффициента, а не сам корректирующий коэффициент; в текстовом содержании оспариваемого решения употребляются термины, понятия, формулировки, наличие которых вызывает неоднозначное его толкование и в соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. № 48 неопределенность правовой нормы является самостоятельным основанием для признания ее недействующей. Если правовой акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, то он в такой редакции признается недействующим полностью или в части.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Решение Думы Ольхонского РМО № 117 от 16.11.2011 года «Об утверждении методики расчета корректирующего коэффициента» (с Приложением № 1) и с учетом изменений от 28.11.2012г. № 170, противоречит:

Земельному Кодексу Российской Федерации, Федеральному Закону от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному Закону РФ от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», постановлению Администрации Иркутской области от 31.07.2008г. № 213-ПА «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявления Дачного некоммерческого товарищества «Байтур» о признании противоречащим закону и недействующим с момента принятия решения Думы Ольхонского районного муниципального образования 16 ноября 2011г. № 117 «Об утверждении методики расчета корректирующего коэффициента», с учетом изменений, принятых решением Думы Ольхонского районного муниципального образования от 28.11.2012г. № 170;

- Дачного некоммерческого товарищества «Ханхой» о признании не соответствующим закону и недействующим полностью решения Думы Ольхонского районного муниципального образования от 16 ноября 2011 года № 117 «Об утверждении методики расчета корректирующего коэффициента» с изменениями от 28.11.2012г.

Признать недействующим полностью решение Думы Ольхонского районного муниципального образования от 16 ноября 2011 года № 117 «Об утверждении методики расчета корректирующего коэффициента» (с Приложением № 1) с учетом изменений, принятых решением Думы Ольхонского районного муниципального образования от 28.11.2012г. № 170; опубликованных в газете «Байкальские зори» от 01.12.2011г. № 50, от 06.12.2012г. № 49, как противоречащее Земельному Кодексу Российской Федерации, Федеральному Закону от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному Закону РФ от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», постановлению Администрации Иркутской области от 31.07.2008г. № 213-ПА «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» с момента принятия.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья В.И. Хамосова

Мотивированный текст решения изготовлен 20 марта 2013 г.

Подлинное решение находится в Ольхонском районном суде Иркутской области, в материалах гражданского дела № 2-1 /2013.

Решение не вступило в законную силу.

Судья В.И. Хамосова