Дело № 2-1/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 апреля 2018 года г. ФИО10
Ядринский районный суд Чувашской Республики- Чувашии в составе:
председательствующего судьи Изоркиной Л.М.,
с участием:
истца – представителя КУ «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за №,
при секретаре Анисимовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Казенного учреждения Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики к ФИО2 об изъятии для государственных нужд в собственность Чувашской Республики принадлежащего на праве собственности земельного участка, сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м., о прекращении за ним право собственного на данный земельный участок с выплатой из бюджета Чувашской Республики денежной компенсации в сумме 25 548 руб. и стоимости убытков, причиненных ему в связи с изъятием земельного участка, в сумме 1 350 руб. на банковский счет ФИО2,
установил:
Казенное учреждение Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее – КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии) обратилось в суд с иском (уточненным ДД.ММ.ГГГГ) к ФИО2 об изъятии для государственных нужд в собственность Чувашской Республики принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м., а также о прекращении за ним право собственного на данный земельный участок с выплатой из бюджета Чувашской Республики денежной компенсации в сумме 25 548 рублей и стоимости убытков, причиненных ему в связи с изъятием земельного участка, в сумме 1350 рублей на банковский счет ФИО2.
Свое обращение в суд истец мотивировал тем, что в целях строительства автомобильной дороги в обход <адрес> с выходом через <адрес> на автодорогу «Сура» с реконструкцией участка автомобильной дороги «Никольское-ФИО10-Калинино», 0+000- км 5+900 в Ядринском районе Чувашской Республики было принято постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии земельного участка для нужд Чувашской Республики» согласно приложению № к настоящему постановлению. Земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий ФИО2 входит в перечень участков, указанных в приложении № к постановлению Кабинета Министров ЧР. ООО «Независимая оценочная компания» ДД.ММ.ГГГГ был выполнен отчет за №, согласно которому рыночная стоимость подлежащего изъятию земельного участка определена в сумме 11 211 руб. 80 коп. и упущенная выгода за земельный участок 234 руб. 76 коп. Ответчику письмом за № от ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо с проектом соглашения о выкупе имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, на что ФИО2 письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответил о несогласии с предложенной суммой за земельный участок. Определением Ядринского районного суда ЧР от ДД.ММ.ГГГГ назначена повторная оценочная экспертиза, производство которой было поручено экспертам ФБУ Чувашская ЛСЭ. Рыночная стоимость спорного земельного участка, определенная ФБУ Чувашская ЛСЭ Минюста России, составила 26 898 рублей. Просит иск удовлетворить.
ДД.ММ.ГГГГ начальник ФБУ Чувашская ЛСЭ ФИО3, обратился в суд с заявлением о возмещении понесенных расходов в связи с производством судебной экспертизы по гражданскому делу по иску КУ ЧР «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» к ФИО2, оплата которой ответчиком не была произведена. Расходы за экспертизу составили в сумме 12500 рублей, из них ФБУ ЛСЭ 7516, 60 рублей, ФИО4 – 4983,40 рублей. Вопрос о возмещении понесенных расходов просил рассмотреть в отсутствие представителя лаборатории.
Представитель истца - КУ «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики ФИО1 в ходе судебного заседания исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить с учетом мотивов, изложенных в уточненном исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. При этом пояснила, что определением Ядринского районного суда ЧР от ДД.ММ.ГГГГ была назначена повторная оценочная экспертиза, производство которой было поручено экспертам ФБУ Чувашская ЛСЭ. Рыночная стоимость спорного земельного участка, определенная ФБУ Чувашская ЛСЭ Минюста России, составила 26 898 рублей. Расчет стоимости объекта недвижимости проводился экспертами Чувашской ЛСЭ с применением положений ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» за №135-ФЗ, Федеральными стандартами оценки №, №, № и в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001 г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» и методических рекомендаций по производству судебных экспертиз государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции РФ. Данное исследование проведено объективно, на строго научной и практической основе, всесторонне и полно. При производстве данной экспертизы был произведен анализ причин расхождения полученных результатов с выводами предыдущих экспертиз. Обязанность по выплате выкупной цены изымаемого у ответчика земельного участка просит возложить на истца. Просит иск удовлетворить.
Ответчик ФИО2 и его представитель ФИО5 на судебное заседание не явились. Представитель истца ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просил дело рассмотреть в отсутствие ответчика и его самого.
В ходе судебного заседания, проходившего ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика ФИО6 суду пояснил, что доверенное им лицо ФИО2 не возражает против удовлетворения исковых требований истца об изъятии у него земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. в собственность Чувашской Республики и прекращении его право собственности на данный земельный участок. При этом он просит суд определить рыночную стоимость изымаемого земельного участка в соответствии со стоимостью, определенной заключением эксперта за №Ц в размере 316 136 руб. Данное заключение не опровергнуто, документов, подтверждающих его недействительность, суду не представлено. При этом сумма 683 864 руб., как фактическая разница между ценой в 1 000 000 рублей, уплаченная за земельный участок, и определенной рыночной стоимостью в размере 316 136 руб., являются убытками, которые в силу ст. 56.8 Земельного кодекса РФ подлежат возмещению при изъятии земельного участка его правообладателю. В связи с нахождением в настоящее время дела в суде, ответчиком понесены судебные расходы в размере 15 000 рублей по оплате экспертизы и 15 000 рублей за изготовление рецензии, которые он просит отнести на истца.
Третье лицо - представитель Министерства Финансов Чувашской Республики на судебное заседание не явился, хотя Министерство надлежащим образом уведомлено о времени и месте судебного разбирательства. В своем отзыве от ДД.ММ.ГГГГ заместитель министра ФИО7 просила суд рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя Министерства, при этом пояснила, что изъятие земельных участок производится согласно и в порядке ст. 7.1 и ч.2 ст. 49 Земельного кодекса РФ, ст. 279 ГК РФ, с определением размера возмещения его рыночной стоимости и возмещения причиненных убытков. Решение об изъятии земельного участка, принадлежащего ФИО2 было принято согласно постановлению Кабинета Министров ЧР от ДД.ММ.ГГГГ за №. КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии были соблюдены нормы, касающиеся изъятия спорного земельного участка для государственных нужд, в связи с этим его исковые требования подлежат удовлетворению с установлением выкупной стоимости спорного земельного участка в соответствии с заключением экспертов Чувашской ЛСЭ в сумме 26 898 рублей, поскольку его цена была определена на основании цены сделки и цен предложений, учитывающих возможное изменение варианта разрешенного использования (л.д. 244-248 т.3).
Третье лицо - представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики на судебное заседание не явился, хотя Министерство надлежащим образом уведомлено о времени и месте судебного разбирательства. В своем отзыве от ДД.ММ.ГГГГ министр ФИО8 просил суд удовлетворить требования КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии к ФИО2 (л.д. 62 т.3).
Третье лицо - представитель Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики на судебное заседание не явился, хотя Министерство надлежащим образом уведомлено о времени и месте судебного разбирательства. В своем отзыве от ДД.ММ.ГГГГ заместитель министра ФИО9 просил суд рассмотреть настоящее гражданское дело без участия представителя Министерства, удовлетворив требования КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии (л.д. 206 т.2).
Выслушав объяснение представителя истца, представителя ответчика, изучив отзывы третьих лиц, а также имеющиеся по делу письменные документы, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 279 ГК Российской Федерации, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регламентирован главой VII.1 Земельного кодекса РФ, статьями 56.2 - 56.11.
В случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости, направляют копию решения об изъятии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ «О почтовой связи» заказного письма. После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно статье 56.9 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии. Проект такого соглашения направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельный участок и расположенные на них объекты недвижимого имущества. Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
Статьей 282 ГК Российской Федерации предусмотрено, что если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
Согласно ч.10 ст. 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Судом установлено, что ответчику ФИО2 согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № (л.д.128 т.1).
Как видно из кадастрового паспорта земельного участка, земельный участок, с кадастровым номером №, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположен по адресу: <адрес>, его кадастровая стоимость составляет 11983,76 руб., частично входит в зону: «Охранная зона объекта электросетевого хозяйства – воздушной линии электропередачи ВЛ-35 кВ Воротынец –ФИО10» (л.д.126-127 т.1).
ДД.ММ.ГГГГ КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии вышло в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд, в том числе и земельного участка с кадастровым номером №, под строительство автодороги в обход <адрес> с выходом через <адрес> на автодорогу «Сура» с реконструкцией участка автомобильной дороги «Никольское-ФИО10-Калинино», 0+000 км - 5+900 в Ядринском районе Чувашской Республики (л.д. 9-10 т.1).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Чувашкой Республики» было постановлено изъять для государственных нужд Чувашкой Республики земельные участки, входящие в состав земель сельскохозяйственного назначения согласно приложению № к настоящему постановлению по строительство автомобильной дороги в обход <адрес> с выходом через <адрес> на автодорогу «Сура» с реконструкцией участка автомобильной дороги «Никольское-ФИО10-Калинино», 0+000 - км 5+900 в Ядринском районе Чувашской Республики на основании ходатайства казенного учреждения Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (л.д. 5 т.1).
В соответствии с пунктами 6 перечня организационно-правовых действий, связанных с изъятием земельных участков, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных вышеуказанным постановлением Кабинета Министров ЧР, казенное учреждение Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики произвело оценку рыночной стоимости изымаемого земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 6-8 т.1).
Письмом Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за № направило в адрес ответчика ФИО2 проект соглашения об изъятии земельного участка с приложением отчета об оценке рыночной стоимости изымаемого участка (л.д. 12 т.1).
ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО2 в ответ на вышеуказанное письмо выразил свое не согласие с предложенной ценой земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 13 т.1).
В связи с истечением установленного законом срока (ч.10 ст. 56.10 ЗК РФ) и в соответствии с пунктами 9 перечня организационно-правовых действий, связанных с изъятием земельных участков, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных вышеуказанным постановлением Кабинета Министров ЧР, казенное учреждение Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики обратилось в суд с иском об изъятии земельного участка с кадастровым номером 21:24:110101:97.
В силу ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно отчета об определении рыночной стоимости размера возмещения за земельный участок с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ООО "Независимая оценочная компания «Актив», рыночная стоимость размера возмещения за земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Чувашская Республика-Чувашия, <адрес>, с/<адрес>, составляет 11 211 рублей 80 коп., упущенная выгода 234 руб. 76 коп. (л.д.14-95 т.1).
Из заключения экспертов ООО «Центр оценки, экспертизы, консалтинга «Автопрогресс» за №Ц следует, что рыночная стоимость объекта исследования (земельного участка с кадастровым номером 21:24:110101:97, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес> на момент проведения экспертизы ДД.ММ.ГГГГ с учетом причиненных его изъятием для государственных нужд Чувашской Республики убытков, составляет 316 136 рублей (л.д.216- 251 т.1).
Из заключения экспертов ООО «Агентство оценки собственности» за № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что рыночная стоимость земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес> на момент назначения экспертизы ДД.ММ.ГГГГ составляет с учетом причиненных его изъятием для государственных нужд Чувашской Республики убытков 7 923 руб. (л.д.85-180 т.2).
В связи с тем, что рыночная стоимость земельного участка, принадлежащего ФИО2, вышеуказанными экспертами была отличной друг от друга, судом была назначена повторная оценочная экспертиза, порученная экспертам БУ Чувашская ЛСЭ.
Как следует из заключения экспертов БУ Чувашская ЛСЭ Минюста РФ за №(3231/04-4) от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, на момент назначения экспертизы (ДД.ММ.ГГГГ) составляет с учетом убытков 26 898 рублей, складывающаяся из рыночной стоимости и убытков (25548 руб.+1350руб.) (л.д. 90-189 т.3).
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд определяет рыночную стоимость изымаемого земельного участка, принадлежащего ответчику, в соответствии с заключением экспертов за №(3231/04-4) от ДД.ММ.ГГГГ и определяет её в размере 25 548 рублей, размер убытков, подлежащих возмещению собственнику изъятием участка, в сумме 1 350 рублей.
Указанная выкупная цена должна быть перечислена истцом за счет казны Чувашской Республики на банковский счет ответчика ФИО2.
Согласно части 2 статьи 86 ГПК Российской Федерации заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Проведенное исследование соответствует положениям закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки. Указанное заключение содержит подробное описание произведенных исследований и сделанные по его результатам выводы, которые суд признает достоверным и использует в качестве доказательства стоимости изымаемого участка.
При дачи заключения экспертами БУ Чувашская ЛСЭ Минюста РФ учтены все характерные особенности спорного земельного участка, которые определяют его цену: а именно, не использование его собственником по назначению, а также как следует из материалов дела и собственно это обстоятельство никем не оспаривается, земельный участок ответчика площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № находится частично в охранной зоне ЛЭП.
Между тем, указанные обстоятельства не были учтены экспертами ООО "Независимая оценочная компания «Актив», ООО «Центр оценки, экспертизы, консалтинга «Автопрогресс», ООО «Агентство оценки собственности», не были учтены ими указанные обстоятельства и при выборе аналогов для проведения соответствующего сравнительного анализа. В связи с этим указанные выше заключения экспертов данных экспертных учреждений носят противоречивый характер, допускающий неоднозначное толкование предмета и обстоятельств исследования, и как результат установленная экспертами рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № отличной между собой в несколько раз, что не позволяет однозначно говорить о том, что экспертами представлен однозначный ответ о действительной рыночной стоимости спорного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 Гражданского кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым относятся, в частности, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам (ст. 94 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 85 Гражданского процессуального кодекса РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений ч. 1 ст. 96 и ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.
По смыслу приведенных норм права при разрешении вопроса о взыскании судебных издержек, в случае, когда денежная сумма, подлежащая выплате экспертам, предварительно внесена стороной на счет суда в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 96 Гражданского процессуального кодекса РФ, не была, денежную сумму, причитающуюся в качестве вознаграждения экспертам за выполненную ими по поручению суда экспертизу, надлежит взыскивать с проигравшей гражданско-правовой спор стороны.
Определением Ядринского районного суда ЧР-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ расходы на производство экспертизы возложены на истца КУ ЧР «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики и ответчика ФИО2 в равных долях.
Ответчик ФИО2 расходы на производство экспертизы вопреки указанному выше судебному постановлению не оплатил.
В связи с этим с ФИО2 подлежат взысканию расходы на производство экспертизы в сумме 7 516 руб. 60 коп. в пользу ФБУ «Чувашская лаборатория судебной экспертизы» Минюста России, в сумме 4 983 руб. 40 коп. в пользу ФИО4 (ИП), а также в силу ст.333.19 ч.1 п.3 НК РФ госпошлина в доход государства в сумме 600 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Изъять у ФИО2 земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, путем выкупа для государственных нужд Чувашской Республики по цене 26 898 рублей, включающую в себя рыночную стоимость изъятого земельного участка в сумме 25 548 рублей и убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, в сумме 1 350 рублей.
Обязать Казенное учреждение Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики перечислить выкупную стоимость изымаемого земельного участка в сумме 26 898 рублей на банковский счет ФИО2.
Прекратить право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>
Взыскать с ФИО2 расходы по проведению экспертизы в пользу ФБУ «Чувашская лаборатория судебной экспертизы» Минюста России в сумме 7 516 руб. 60 коп.
Взыскать с ФИО2 расходы по проведению экспертизы в пользу ФИО4 (ИП) в сумме 4 983 руб. 40 коп.
Взыскать с ФИО2 госпошлину в доход государства в сумме 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ через Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии.
Председательствующий Л.М. Изоркина