Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 января 2018 г. Томский районный суд Томской области в составе
председательствующего – судьи Томского районного суда Камыниной С.В.
при секретаре Поникаровской Н.В.
с участием
представителя истца ФИО1 и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, ДПК «Офицеры» ФИО2,
представителей ответчика ФИО3,
ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело №2-1/2018 по иску ФИО1 к Администрации Томского района об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка и понуждении к предоставлению земельного участка в собственность без проведения торгов за плату,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Томского района о признании незаконным отказ Администрации Томского района в лице Главы Томского района в представлении в собственность ФИО1 земельного участка по адресу: (адрес), оформленный письмом за подписью Главы Томского района ФИО5 от (дата)№, и понуждении Администрации Томского района предоставить ФИО1 за плату без проведения торгов земельный участок площадью (данные изъяты) расположенный по адресу: (адрес), кадастровый №.
В обоснование иска указал, что (дата) он на общем собрании ДПК «Офицеры» был принят в члены данного кооператива, ему был распределен в пользование земельный участок за № площадью (данные изъяты) по адресу: (адрес) Членские и целевые взносы за период с 2012-2016 годы им были уплачены в полном объеме. Согласно заключению правления ДПК «Офицеры» он используется указанный земельный участок с (дата) по настоящее время. Он (дата) обратился с письменным заявлением в Администрацию Томского района с просьбой предоставить ему вышеуказанный земельный участок, имеющий кадастровый №, на праве собственности без проведения торгов, однако (дата) Главой Администрации Томского района в письменном ответе № ему было отказано в предоставлении испрашиваемого участка. Он не согласен с данным отказом, полагает его необоснованным и незаконным. Предоставление земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйства из земель, относящихся к государственной и/или муниципальной собственности, регламентируется ст.15, подп.3 п.2 ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.14 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 №1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов». Истцом к своему заявлению были приложены все необходимые документы. Такое основание, указанное Администрацией, как отсутствие утвержденных ею списков членов ДПК «Офицеры» противоречит положениям ст.21 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», из содержания которой следует, что прием и исключение из членов такого объединения, утверждение списков его членов, распределение земельных участков между ее членами относится к исключительной компетенции общего собрания данного объединения. Распределение земельных участков согласно п.3 ст.14 данного Федерального закона осуществляется согласно проекту межевания территории. Согласно протоколу № заседания комиссии градостроительного совета при Комитете по архитектуре и градостроительству Администрации Томского района от (дата), предоставленный на рассмотрение «Проект планировки ДПК «Офицеры» в окрестностях (адрес) одобрен и согласован для дальнейшей работы. Постановлением Администрации Томского района от (дата)№-з «О предоставлении земельных участков гражданам – членам ДПК «Офицеры», (адрес) изменено разрешенное использование земельных участков ДПК «Офицеры», образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, с вида разрешенного использования «для садоводства», на вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства», указан перечень земельных участков ДПК «Офицеры», в который входит в том числе и спорный земельный участок. В связи с чем основания, указанные а ответе Главы Томского района ФИО5 от (дата)№, являются незаконными, юридически не состоятельными и противоречат действующему законодательству.
О времени и месте судебного заседания истец был извещен надлежащим образом, в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки не сообщил.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Представитель истца ФИО2, действующая по доверенности от (дата) сроком действия три года, являющаяся также представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, ДПК «Офицеры» по доверенности от (дата) сроком действия один год, иск поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно указала, что на основании согласованного и одобренного проекта планировки территории ДПК «Офицеры» было проведено межевание, в результате которого из земельного участка, предоставленного ДПК «Офицеры» были образованы земельные участки и поставлены на кадастровый учет. В числе образованных участков находился и спорный земельный участок. Постановление о разделе земельного участка, предоставленного ДПК «Офицеры», было вынесено самой Администрацией Томского района. Спорный участок был предоставлен прежнему участнику ДПК, а в 2012 году ФИО1. Пользуясь с 2012 года земельным участком № ФИО1 произвел улучшение как земельного участка, так и земель общего пользования ДПК: был проведен свет, построена дорога, сделана скважина, на участке истец посадил насаждения, возвел хозяйственные постройки. На настоящий момент права на спорный земельный участок ни за кем не зарегистрированы. Администрацией Томского района было оспорено предоставление в 2010 году земельного участка ДПК «Офицеры», но Арбитражным судом Томской области в удовлетворении иска было отказано, решение вступило в законную силу. При рассмотрении дела арбитражным судом была допрошена свидетель ФИО, подтвердившая факт подписания ею списков членов ДПК «Офицеры». При этом в тот период времени данные списки носили только информационный характер, обязанности согласовывать и утверждать списки органом местного поселения не было, поэтому довод ответчика о неутверждении списков Администрацией района не имеет значения для разрешения настоящего иска. Тем более что сам отказ в предоставлении ФИО1 земельного участка не был мотивирован отсутствием утвержденных списков. Представители Администрации дают противоречивые показания по поводу утверждение этих списков. Все участки гражданских правоотношений должны себя вести добросовестно. Действия Администрации не должны повлиять на права истца. Со стороны истца при обращении за предоставлением земельного участка в собственность были соблюдены все требования закона. ДПК «Офицеры» также провело все необходимые процедуры. Если нарушения процедуры и имели место, то они были допущены Администрацией, что говорит о ее недобросовестном поведении, что не должно повлиять на права истца.
Представители ответчика ФИО3, действующая по доверенности от (дата) сроком действия один год, и ФИО4, действующая по доверенности от (дата) сроком действия один год, иск не признали. В письменном отзыве и устных пояснениях указали, что в сентябре 2010 года председатель СНТ «Офицеры» ФИО6 обратился в Администрацию Томского района с заявлением об обеспечении выбора земельного участка под строительство дачного некоммерческого партнерства «Офицеры» площадью около (данные изъяты) по адресу: (адрес). В декларации о намерениях было указано, что в ДПК «Офицеры» входят члены ТРЦДОПОЗ и ТРОО «Ассоциация офицеры запаса» численностью около 1300 человек, планируется создание дачного поселка ориентировочной площадью 40 га, строительство которого планировалось осуществлять хозспособом с привлечением инвесторов и за счет самих офицеров запаса. К декларации прилагался список членов ДПК «Офицеры» в количестве 299 человек с указанием воинского звания. Из данных документов следовало, что дачное общество создается по ведомственному признаку. В соответствии с.п.4, 5 ст.14 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в редакции от (дата) после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок предоставляется бесплатно в соответствии с земельным законодательством. После утверждении проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждому члену объединения (в редакции закона от (дата)). В 2011 году постановлением Администрации Томского района от (дата)№ ДПК «Офицеры» было предварительно согласовано место размещения ДПК на земельном участке площадью 45 га по адресу: (адрес)., постановлением Администрации Томского района от (дата)№ данный участок был предоставлен ДПК «Офицеры» в аренду». Постановлением Администрации Томского района от (дата)№ земельный участок, уже имеющий на тот момент кадастровый №, был разделен на 165 участков для дачного хозяйства и 5 участков общего пользования. Постановлением от (дата)№ земли общего пользования были предоставлены ДПК «Офицеры» в собственность бесплатно. Из 165 земельных участков для дачного хозяйства 72 были предоставлены в собственность гражданам-членам ДПК «офицеры». Предоставление осуществлялось в порядке ст.14 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в редакции, действующей до (дата), по ведомственному признаку, то есть гражданам, имеющим офицерское звание, и с учетом требований ст.13 данного закона: гражданам, зарегистрированным по месту жительства на территории Томского район. Вместе с тем при заключении договора аренды земельного участка (дата) был нарушен установленный законодательством порядок предоставления земельных участков, что привело к нарушению интересов неопределенного круга лиц – граждан, желающих и имеющих право на предоставление дачных земельных участков. Предоставление гражданам земельных участков в порядке ст.ст.13, 14 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ является льготным вариантом наделения землей, так как цена определяется ниже рыночной. В соответствии с п.2 ст.81 ЗК РФ, ст.13 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ обеспечение граждан земельными участками является обязанностью органа местного самоуправления по месту жительства граждан на основании зарегистрированных заявлений граждан, нуждающихся в получении земельного участка. Списки таких граждан утверждаются органом местного самоуправления, которые на их основании определяет потребность в земельных участках. Если в муниципальном образовании отсутствует территория для размещения дачного или садового общества, размещение такого общества производится на территории другого муниципального образования, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, по ходатайству органа местного самоуправления по месту жительства заявителей. Орган местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, предлагает варианты земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожелания граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Договор аренды с ДПК «Офицеры» был заключен с нарушением порядка предоставления участка. Из заявления об обеспечении выбора земельного участка под строительство ДПК общество должно было формироваться по ведомственному признаку, то есть с учетом принадлежности к воинскому составу. Однако проведенная выше процедура формирования дачного общества с учетом обращений нуждающихся граждан, формирования списка этих граждан, его утверждения, выбора участка под это количество заявителей, не осуществлялось. Фактически, установленный ст.ст.13. 14, 15 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ был полностью нарушен. Участок был предоставлен с превышением потребности не по количеству граждан, являющихся офицерами, а исходя из площади, указанной председателем кооператива – 45 га. Кроме того, он был предоставлен по акту выбора земельного участка под строительство, что само по себе являлось грубым нарушением порядка предоставления земельных участков для целей дачного хозяйства без учета нуждающихся граждан в предоставлении участков под такие цели. Списки граждан – членов ДПК «Офицеры», имеющих право на получение земельных участков, которые должны были быть утверждены на момент образования кооператива, органом местного самоуправления не утверждались. Протоколом заседания градостроительного совета при Комитете архитектуры и градостроительству Томского района от (дата) было принято решение о доработке проекта планировки ДПК «Офицеры», нет сведений, доработан ли он был. Фактически в период август-сентябрь 2014 года Администрацией Томского района было выявлено, что ДПК «Офицеры», как и ряд других обществ формировался виртуально, без учета норм Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ. Изначальные списки граждан, поданные вместе с заявлением на участок, не соответствовали спискам, которые появились позднее. Данные списки формировались самим ДПК без их утверждения органом местного самоуправления. Одни и те же заявители фигурировали в разных обществах, тем самым претендуя на получение нескольких земельных участков. Эта ситуация сложились по причине того, что орган местного самоуправления не формировал списки и не учитывал нуждаемость граждан. Практика стихийного формирования дачных обществ в Томском районе привела к злоупотреблению правом, спекуляцией участками, отсутствию у таких заявителей цели использования участков под садоводство и дачное хозяйство, а также к ограничению права иных лиц, которые действительно являются нуждающимися и проживают на территории района. В то же время у Администрации отсутствуют сведения о том, что со стороны ФИО1 было злоупотребление своим правом. ФИО1 было отказано в предоставлении участка в связи с отсутствием ведомственного признака, непроживания в Томском районе и отсутствия проекта планировки ДНП. Как недостатки проекта планировки могут повлиять на предоставление земельного участка ФИО1, ответить не смогли. Считают, что при удовлетворении иска ФИО1 суд легализует нарушенную процедуру, вторгнется в пределы компетенции органов местного самоуправления и вне утвержденных списков или вместо них предоставит земельные участки истцу, и, возможно, целому ряду других лиц в дальнейшем. Нарушение Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ происходило как со стороны Администрации района, так и со стороны общества, а граждане были введены в заблуждение относительно своего права получить земельный участок, не состоя в утвержденном списке. Полагает, что сам факт пользования ФИО1 земельным участком не порождает правовых последствий в виде понуждения Администрации Томского района предоставить земельный участок именно ему, поскольку никаких правоотношений у него с Администрацией Томского района не возникло вследствие пользования земельным участком. Те граждане, которым были предоставлены в собственность земельные участки на территории ДПК «Офицеры» подтвердили либо ведомственный признаку, либо факт проживания на территории Томского района; по ним был утвержден иной список. Список утверждался один раз; когда и какой, указать не смогли. В утвержденных списках ФИО1 не фигурировал. Пояснили, что один из списков признан арбитражным судом сфальсифицированным. Судебные акты о понуждении к предоставлению земельных участков на территории ДПК принимались в отношении Администрации поселения, решения принимались на основании списка, представленного ДПК.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, судом установлено следующее.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции от 30.12.2008, действующей на момент создания ДПК «Офицеры») садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Численность членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения должна быть не менее чем три человека. Учредительным документом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является устав, утвержденный общим собранием учредителей некоммерческого объединения.
Учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Каждому члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех месяцев со дня приема в его члены правление такого объединения обязано выдать членскую книжку или другой заменяющий ее документ (п.п. 4, 5 ст. 18 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции № 10 от 30.12.2008).
В судебном заседании установлено, что (дата) на основании решения учредителей ФИО6, ФИО, ФИО создан дачный потребительский кооператив «Офицеры» (ДПК «Офицеры»), утвержден устав ДПК «Офицеры», председателем правления кооператива избран ФИО6, что подтверждается протоколом № от (дата) собрания учредителей ДПК «Офицеры»
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от (дата), подтверждено, что ДПК «Офицеры» зарегистрирован в качестве юридического лица (дата) и является действующей организацией.
Согласно п. 1.1 устава ДПК «Офицеры» - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач и ведения дачного хозяйства в целях реализации своих прав на получение дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав.
ДПК «Офицеры» в лице председателя кооператива ФИО6 обратился (дата) в Администрацию Томского района с заявлением № о предоставлении земельного участка для размещения ДПК в районе (адрес) ориентировочной площадью 90 га. К данному заявлению была приложена декларация о намерениях, содержащая сведения о потребности в целях создания дачного поселка хозяйственным способом силами и средствами членов ДПК с привлечением инвесторов земельного участка ориентировочной площадью 40 га, а также приложен список членов ДПК «Офицеры» в количестве 299 человек.
Постановлением Администрации Томского района № от (дата) утвержден акт выбора земельного участка для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства «Размещение ДПК «Офицеры» от (дата), предварительно согласовано место размещения ДПК «Офицеры» на земельном участке ориентировочной площадью 45 га по адресу: (адрес). Постановлено образовать для ДПК «Офицеры» из земель фонда перераспределения в составе земель сельскохозяйственного назначения земельный участок площадью (данные изъяты) для размещения ДПК «Офицеры» по адресу: (адрес) с экспликацией земель согласно приложению, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Кооперативу «Офицеры» поручено выполнить проектную документацию в соответствии с градостроительным и природоохранным законодательством и согласовать ее в установленным порядке, согласованную проектную документацию представить на рассмотрение в Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации Томского района. Кооператив «Офицеры» уполномочен на проведение комплекса работ по межеванию земельного участка с последующей постановкой на государственный кадастровый учет.
Как следует из постановления Главы Томского (адрес) от (дата)№ «О разделе земельного участка в (адрес) земельный участок площадью (данные изъяты) образованный для размещения ДПК «Офицеры» был поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером № по адресу: (адрес), что также не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Протоколом № Заседания градостроительного совета при Комитете по архитектуре и градостроительству Администрации Томского района от 08.09.2011 было принято решение об одобрении и согласовании для дальнейшей работы «Проект планировки ДПК «Офицеры» в окрестностях (адрес)».
Постановлением Администрации Томского района № от (дата) было принято решение о предоставлении земельного участка по указанному адресу в аренду ДПК «Офицеры» сроком на три года.
Между Администрацией Томского района в лице председателя Комитета по земельным ресурсам Управления по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района ФИО и ДПК «Офицеры» в лице председателя кооператива ФИО6 заключен договор аренды земельного участка № от (дата), земельный участок с кадастровым номером № по адресу: (адрес), площадью (данные изъяты), разрешенное использование «для размещения ДПК «Офицеры» по акту приема-передачи передан ДПК «Офицеры».
Администрацией Томского района договор аренды от (дата)№ был оспорен в судебном порядке, решением Арбитражного суда Томской области от 11.10.2017, вступившим в законную силу (дата), в удовлетворении иска о признании данного договора недействительным было отказано.
Постановлением Администрации Томского района № от (дата) земельный участок с кадастровым номером № был разделен на 170 земельных участков: 165 земельных участков - с видом разрешенного использования «для садоводства», 5 земельных участков – земли общего пользования с утверждением схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. ДПК «Офицеры» уполномочено провести комплекс работ по межеванию земельных участков с последующей постановкой земельных участков на государственный кадастровый учет.
Согласно перечню земельных участков, являющемуся приложением к постановлению Администрации Томского района № от (дата) среди образованных в результате раздела земельных участков значится участок площадью (данные изъяты) под адресу: (адрес). Данный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением (дата) кадастрового номера №, сведения об объекте имеют статус «временные», дата истечения срока действия временного характера (дата), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от (дата) и кадастровым паспортом земельного участка от (дата).
Данные обстоятельства свидетельствуют о проведении межевания по разделу земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300095:1183 с образованием 170-ти земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером №
Председатель ДПК «Офицеры» ФИО6 обратился (дата) к Главе Администрации Томского района ФИО5 с заявлением (вх. №-з от (дата)) о прекращении права аренды земельного участка по договору № от (дата), предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
(дата) Глава Администрации Томского района ФИО5, рассмотрев заявления ДПК «Офицеры», граждан - членов ДПК «Офицеры» о предоставлении в собственность земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, учитывая постановление Администрации Томского района от (дата)№, принимая во внимание пункт 1.1 Устава ДПК «Офицеры», руководствуясь ст.ст. 28, 46 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» постановил прекратить ДПК «Офицеры» право аренды на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, площадью (данные изъяты) по адресу: (адрес) для размещения ДПК «Офицеры», расторгнув договор аренды земельного участка от (дата)№, что подтверждается постановлением Администрации Томского района № от (дата) «О предоставлении земельных участков гражданам – членам ДПК «Офицеры», ДПК «Офицеры в (адрес)
Также указанным постановлением изменено разрешенное использование земельных участков ДПК «Офицеры», образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, «для садоводства», на разрешенное использование – «земельные участки для ведения дачного хозяйства» по перечню согласно приложению № 1 (165 земельных участков).
Земельные участки по перечню № 2 предоставлены в собственность ДПК «Офицеры» бесплатно, земельные участки ДПК «Офицеры» по перечню № 3, в составе которого указан земельный участок с кадастровым номером №, зачислены в фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения.
Соглашение о расторжении с (дата) договора аренды № от (дата) подписано Администрацией Томского района (арендодатель) и ДПК «Офицеры» (арендатор) (дата) (соглашение № от (дата)).
В соответствии с п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до (дата)) порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (п.п. 1, 2 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации фонд, в редакции № от (дата), действующей на день вынесения постановления от (дата)№).
В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пп.1 п. 3 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов в соответствии с уголовным, административным, гражданским и земельным законодательством осуществляется посредством признания их прав.
Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (п. 1 ст.14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из пп. 3 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пп. 3 п. 2, п. 3 ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно приказу Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» к заявлению о приобретении земельного участка по основанию, предусмотренному пп. 3 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации прикладываются следующие документы: документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП, документ, подтверждающий членство заявителя в некоммерческой организации, решение органа некоммерческой организации о распределении земельного участка заявителю (п. 3 Перечня). Иные документы, перечисленные в п. 3 Перечня запрашиваются органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Как указано выше, в 2011 году ДПК «Офицеры» был предоставлен в аренду для организации дачного хозяйства земельный участок площадью 450000 кв.м, который межеванием 2012 года был разделен на 170 участок, поставленных на кадастровый учет в марте 2013 года.
Из представленных в дело документов следует, что (дата) на основании решения общего собрания ДПК «Офицеры» ФИО1 принят в члены ДПК «Офицеры» с распределением ему земельного участка № по адресу: (адрес) площадью (данные изъяты), что подтверждается протоколом общего собрания ДПК «Офицеры» № от (дата), списком членов ДПК «Офицеры», принятых в кооператив с закреплением участков, утвержденным (дата) (приложение № 1 к протоколу), членской книжкой садовода за №, выданной (дата).
Заключением правления ДПК «Офицеры» от (дата), адресной справкой и справкой от (дата) председателя ДПК «Офицеры» подтверждается членство ФИО1 в ДПК «Офицеры», закрепление и использование им земельного участка, расположенного в границах ДПК «Офицеры» по адресу: (адрес) с (дата).
Согласно п.п. 4, 5 ст. 18 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции от (дата)) учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Каждому члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех месяцев со дня приема в его члены правление такого объединения обязано выдать членскую книжку или другой заменяющий ее документ. Данные положения закона нашли свое отражение в Уставе ДПК «Офицеры» (п. 4.3, 4.4 Устава).
Таким образом, ФИО1 был принят в члены ДПК «Офицеры» и ему был распределен земельный участок, имеющий на настоящий момент кадастровый №, в соответствии с действующим на тот момент законодательством.
Как было установлено выше, земельный участок по адресу: (адрес), используемый ФИО1 по назначению, кадастровый № входит в состав территории ДПК «Офицеры» и был образован в результате раздела предоставленного ДПК «Офицеры» земельного участка.
ФИО1 в лице представителя ФИО2 (дата) на имя Главы Администрации Томского района подал заявление о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером № для ведения дачного хозяйства. К заявлению были приложены: копия протокола №12 общего собрания ДПК «Офицеры» от (дата), копия членской книжки садовода №23, копия адресной справки, копия справки от (дата) о выплатах паевых взносов, копия заключения правления от (дата), копия кадастрового паспорта земельного участка и копия доверенности на представителя, содержащая также паспортные данные заявителя, что подтверждается текстом заявления от (дата) и почтовой квитанцией.
На указанное заявление был предоставлен ответ Главы Томского района ФИО5 от (дата)№, в котором истцу было сообщено об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с отсутствием оснований, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов. Дополнительно было сообщено, что по полученным из Администрации Богашевского сельского поселения и Управления ЖКХ, транспорта и связи сведениям проект межевания территории либо проект организации и застройки территории ДПК «Офицеры», в который входит испрашиваемый участок, не утверждался. Также было сообщено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. В списках граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного участка, представленных в Администрацию Томского района, ФИО1 не значится. Сообщено, что решением Думы Томского района от (дата)№ утвержден порядок регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении таких участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования «Томский район», и он (ФИО1), может обратиться с заявлением о постановке на данный учет.
Таким образом, из данного ответа следует, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка было:
- отсутствие утвержденного проекта межевания территории либо проекта организации и застройки территории ДПК «Офицеры»;
- обращение за предоставлением земельного участка в орган местного самоуправления не по месту жительства заявителя;
- отсутствие заявителя в списках граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного участка, представленных в Администрацию Томского района.
В то же время согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ДПК «Офицеры» было создано и зарегистрировано в 2010 году, а ФИО1 был принят в состав ДПК только в 2012 году, следовательно, он не относится к учредителям данного ДПК и не мог был включен в списки лиц, поданных с заявлением о предоставлении данному ДПК земельного участка в 2011 году.
В силу действующего законодательства после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения данное объединение осуществляет свою внутреннюю деятельность на основании устава. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы: прием в члены такого объединения и исключение из его членов; утверждение списков членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории.
Земельный участок в пользование ФИО1 был распределен общим собранием ДПК «Офицеры» (дата) и входит в состав земельного участка с кадастровым номером №, предоставленного в пользование ДПК «Офицеры» в 2011 году. Раздел данного участка с постановкой на кадастровый учет образованных земельных участков, в том числе спорного участка, был произведен (дата), то есть после распределения земельного участка ФИО1. Следовательно, ФИО1 обратился за предоставлением земельного участка как член ДПК, уже имеющий в пользование земельный участок, а не испрашивал новый земельный участок для ведения дачного хозяйства.
Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не предусматривает утверждение органом местного самоуправления списков граждан, имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, члены таких объединений имеют равное право на получение в собственность земельных участков, расположенных в пределах территории данных объединений.
Таким образом, указание в письме от (дата) на то, что истцу отказано в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в пределах территории ДПК «Офицеры», поскольку Администрацией Томского района не утверждались списки граждан, имеющих преимущественное право на получение земельных участков в ДПК «Офицеры» и ФИО1 не является жителем Томского района, незаконно.
Исходя из смысла Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» условиями для предоставления земельного участка в собственность гражданина являются: членство в некоммерческом объединении, распределение земельного участка члену некоммерческого объединения на основании решения общего собрания членов некоммерческого объединения, расположение земельного участка в пределах территории данного некоммерческого объединения.
Суд учитывает, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью (данные изъяты) был предоставлен ДПК «Офицеры» изначально для размещения кооператива и ведения гражданами дачного хозяйства, перечень № 2 постановления включает в себя 165 земельных участков ДПК «Офицеры» и подлежащих последующей передаче в собственность членам кооператива, поскольку на дату вынесения постановления Администрации Томского района № от (дата) земельные участки, в том числе земельный участок истца, были поставлены на государственный кадастровый учет, распределены между членами ДПК «Офицеры» в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, в том числе указанные в приложении №3 к постановлению Администрации Томского района № от (дата), были закреплены за ДПК «Офицеры» и должны предоставляться членам данного кооператива.
Возражения ответчика в части отсутствия проекта межевания территории либо утвержденного проекта организации и застройки ДПК «Офицеры» суд находит несостоятельными, постольку спорный земельный участок был образован как раз в результате проведения межевания по разделу земельного участка с кадастровым номером №. То есть проведение каких-либо дополнительных межевых работ по установлению на местности данного земельного участка не требуется. К тому же, как было установлено выше, органом местного самоуправления в лице своего структурного подразделения - градостроительного совета при Комитете по архитектуре и градостроительству Администрации Томского района (дата) было принято решение об одобрении и согласовании проекта планировки ДПК «Офицеры».
Довод ответчика о незаконности принятого Администрацией Томского района решения о предоставлении в аренду ДПК «Офицеры» земельного участка с кадастровым номером № и соответственно недействительности с связи с этим договора аренды от (дата), судом не принимается во внимание, поскольку в установленном законом порядке договор аренды недействительным признан не был, Арбитражным судом Томской области было отказано в удовлетворении исковых требований Администрации Томского района о признании данного договора недействительным. При этом суд полагает, что не имеет значение то обстоятельство, что основанием для отказа послужило истечение срока исковой давности, тем более, что иные обстоятельства согласно тесту решения Арбитражного суда Томской области от (дата) судом не устанавливались. При наличие рассмотренного судебного спора о недействительности договора от (дата), суд не считает необходимым и возможным разрещать вопрос о недействительности договора в настоящем судебном процессе.
К тому же представители ответчика заявили о нарушении закона при предоставлении земельного участка с кадастровым номером № ДПК «Офицеры» именно Администрацией Томского района, а также о том, что допущенные нарушения были выявлены Администрацией Томского района уже в 2014 году. При этом со стороны Администрации Томского района до 2017 года (обращение в Арбитражный суд с иском об оспаривании договора аренды земельного участка) никаких мер предпринято не было.
В силу положений ст.10 ГК РФ нарушение закона органом местного самоуправление не должно иметь последствия для граждан, которые со своей стороны нарушений закона не допускали. Доказательств каких-либо злоупотреблений правом со стороны ФИО1, в том числе неоднократного приобретения земельных участков, установлено не было, представители ответчика сами отрицали это.
На основании изложенного, суд полагает исковые требования о признании незаконным отказ Администрации Томского района в лице Главы Томского района в представлении в собственность ФИО1 земельного участка по адресу: (адрес), оформленный письмом за подписью Главы Томского района ФИО5 от (дата)№, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая исковые требования о понуждении ответчика предоставить ФИО1 в собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером №, суд исходит из следующего.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от (дата) право собственности на спорных земельный участок не зарегистрировано.
Доказательств принадлежности на праве собственности земельного участка какому-либо муниципальному образованию, в том числе Томскому району, иному лицу не предоставлено.
В соответствии с п.2 ст.3.3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Учитывая признание судом незаконным отказа Администрации Томского района от (дата) в предоставлении в собственность ФИО1 земельного участка, принимая во внимание то обстоятельство, что истец является членом ДПК «Офицеры», спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства», каких-либо обременений или ограничений в отношении спорного земельного участка не зарегистрировано, основания, предусмотренные ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов отсутствуют, земельный участок был распределен в установленном законом порядке и используется истцом по целевому назначению, находится в пределах территории ДПК «Офицеры», суд приходит к выводу об удовлетворении требования ФИО1 о возложении обязанности на ответчика предоставить в собственность указанный земельный участок за плату без проведения торгов с определением выкупной цены в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Томского района в лице Главы Томского района в представлении в собственность ФИО1 земельного участка по адресу: (адрес), оформленный письмом за подписью Главы Томского района ФИО5 от (дата)№.
Обязать Администрацию Томского района предоставить ФИО1 за плату без проведения торгов земельный участок площадью (данные изъяты), расположенный по адресу: (адрес), кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Томский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий –
судья Томского районного суда Камынина С.В.