Гр.дело №
УИД RS0№-27
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Ивановой Т.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «<адрес> Республики» к ФИО1, ФИО2, ФИО3 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по <адрес>, расположенной в <адрес>, пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг, судебных расходов; встречному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к муниципальному предприятию «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «<адрес> Республики» о признании переустройства системы внутриквартирного отопления в квартире осуществленным с соблюдением нормативных требований, признании незаконным начисление платы за отопление и горячее водоснабжение на общедомовые нужды, возложении обязанности не начислять плату за отопление, компенсации морального вреда в размере по № руб. каждому; сохранении в квартире переустройства системы внутриквартирного отопления с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии с ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности производить начисление платы за отопление лишь в части приходящейся на них доли общего имущества многоквартирного дома, компенсации морального вреда в размере по № руб. каждому; признании действий ответчика по начислению платы за отопление незаконными, аннулировании задолженности за коммунальную услугу по отоплению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № руб. 08 коп.,
установил:
Муниципальное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «<адрес> Республики» (далее по тексту - МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики) с учетом измененных требований обратилось в суд с иском:
- к ФИО2 - о взыскании задолженности по оплате услуг отопления и горячего водоснабжения на общедомовые нужды 1/3 доли <адрес>, расположенной в <адрес> Республики, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № руб. 23 коп., пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № руб. 75 коп., расходы по оплате государственной пошлины в сумме № руб. 93 коп., всего: № руб.91 коп.;
- к ФИО1 - о взыскании задолженности по оплате услуг отопления 1/3 доли <адрес>, расположенной в <адрес> Республики, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № руб. 19 коп., пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № руб. 59 коп., расходы по оплате государственной пошлины в сумме № руб. 77 коп., всего: № руб. 55 коп.;
- к ФИО3 - о взыскании задолженности по оплате услуг отопления и горячего водоснабжения на общедомовые нужды 1/3 доли <адрес>, расположенной в <адрес> Республики, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № руб. 06 коп., пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № руб. 02 коп., расходы по оплате государственной пошлины в сумме № руб. 30 коп., всего: № руб. 38 коп. ( л.д.№).
Требования истца по первоначальному иску мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиками ФИО2, ФИО1 и ФИО3 обязательств по внесению платы за коммунальные услуги.
Обосновывая свои исковые требования, МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики» указало, что ФИО2, ФИО1 и ФИО3 являются сособственниками <адрес>, расположенной в <адрес> Республики.
Многоквартирный <адрес> подключен к системе централизованного отопления, общедомовым прибором учета тепловой энергии не оборудован.
Абзацем 2 пункта 40 Правил № (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) предусматривалось, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с абзацем 2 пункта 42.1 Правил № ( редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услуг по отоплению определяется по формуле 2 приложения № к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуг по отоплению.
С ДД.ММ.ГГГГ Постановлениями Правительства ПФ от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в Правила №, то есть предусмотрен порядок оплаты за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые (нежилые) помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии при условии, что нормативные требования к переустройству системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены.
Абзацем 2 пункта 40 Правил № (в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№) предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услуг в соответствии с пунктами 42.1, 42.2, 43 и 54 настоящих Правил.
В соответствии с абзацем 2 пункта 42.1 Правил № ( в редакции Постановления я Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№) в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 2.3 Приложения № к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При этом объем потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящейся на жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме и определенный по формуле 2.5, равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, действующими на момент проведения такого переустройства.
Между тем, доказательств, свидетельствующих о соблюдении ответчиками требований законодательства РФ к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующего на момент его проведения, не имеется.
Соответственно, начисление размера платы за коммунальную услугу по отоплению жильцам названного многоквартирного дома производится в соответствии с п.42.1 Правил №, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии по формуле 2.3 приложения № к настоящим Правилам.
ФИО1, ФИО2 и ФИО3 обратились в суд со встречным иском к МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики»:
- о признании переустройства системы внутриквартирного отопления в <адрес>, расположенной в <адрес>, осуществленным с соблюдением нормативных требований, признании незаконным начисление платы за отопление и горячее водоснабжение на общедомовые нужды, возложении обязанности не начислять плату за отопление, компенсации морального вреда в размере по № руб. каждому ( л.д. №);
- сохранении в <адрес>, расположенной в <адрес> Республики, переустройства системы внутриквартирного отопления с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии с ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности производить начисление платы за отопление лишь в части приходящейся на них доли общего имущества многоквартирного дома, компенсации морального вреда в размере по № руб. каждому ( №);
- признании действий ответчика по начислению платы за отопление незаконными, аннулировании задолженности за коммунальную услугу по отоплению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № руб. 08 коп. ( л.д.№).
Обосновывая свои исковые требования, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 указали, что они являются сособственниками <адрес>, расположенной в <адрес>. Жилое помещение истцов отапливается индивидуальным источником тепловой энергии - газовым котлом. Истцы по встречному иску считают, что предыдущим собственником <адрес> переустройство системы внутриквартирного отопления было произведено законно, что подтверждается актом приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию жилых помещений после переустройства и (или) перепланировки от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№; техническим паспортом МП БТИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, где в строке 14 «Отопление» указано - индивидуальное, в строке 15 «Горячее водоснабжение» указано - газовый котел (поскольку <адрес> истцами приобретена ДД.ММ.ГГГГ в переустроенном виде); актами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, выданными управляющей компанией МУП «Чистый город» МО «<адрес> Республики», в которых указано, что стояки от централизованной системы отопления и горячего водоснабжения проходные, изолированы, индивидуальные радиаторы в квартире отсоединены от централизованной системы отопления. Жилое помещение истцов отапливается индивидуальным источником тепловой энергии на природном газе согласно проекту газоснабжения, разработанного ОАО «Чувашсетьгаз» филиала «Канашмежрайгаз» в ДД.ММ.ГГГГ году. Филиалом «Канашмежрайгаз» в квартире установлен индивидуальный источник тепловой энергии, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт выполненных работ. Согласно контррасчету, произведенному МУП «Теплосеть» МО «<адрес> - столицы Чувашской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ, размер платы за отопление <адрес>, расположенной в <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляет № руб. 23 коп. Поэтому истцы считают, что МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики» должен произвести им перерасчет размера оплаты за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом ранее удержанной за отопление суммы. В связи с неправомерными действиями ответчика им причинен моральный вред.
Как указывают в своем встречном исковом заявлении ФИО1, ФИО2 и ФИО3, тепловая энергия им не предоставлялась ввиду отсутствия в квартире энергопринимающих устройств; квартира с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время отапливается индивидуальным источником тепловой энергии; договор на оказание коммунальной услуги отопления с МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики» не заключен. Поэтому действия МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики» по начислению платы за фактически не оказанную коммунальную услугу отопления являются незаконными.
Представитель истца по первоначальному иску - МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики» ( он же- ответчик по встречному иску), извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представив заявление о том, что он просит рассмотреть дело без его участия.
В своем отзыве на встречное исковое заявление представитель МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики» просил в удовлетворении встречного иска ФИО1, ФИО2 и ФИО3 отказать, ссылаясь на то, что администрация <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ года решение о согласовании переустройства (демонтажа) внутренней системы отопления <адрес>, расположенной в <адрес>, не выносила, полномочий по выдаче разрешений на перевод жилых помещений с централизованным отоплением на индивидуальное отопление муниципальному предприятию «Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» не передавала. Законодательством Российской Федерации не предусмотрено освобождение от оплаты коммунальной услуги отопления собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, переустройство системы внутриквартирного отопления в которых произведено без соблюдения установленного порядка ( л.д.№).
Ответчик ФИО2 ( она же - истец по встречному иску) иск - МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики» не признала, а свои встречные исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ФИО2 и ФИО1 - ФИО4 иск МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики» не признала, а встречные исковые требования ФИО2 поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчики ФИО1 и ФИО3 (они же - истцы по встречному иску), извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
В судебном заседании, имевшем место ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ году предыдущими собственниками <адрес>, расположенной в <адрес>, - ФИО19 в квартире был установлен индивидуальный источник тепловой энергии - газовый котел; вертикальные стояки отопления в квартире теплоизолированы ( л.д. №).
Представитель ФИО2 и ФИО1 - ФИО9, извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.
Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации <адрес> Республики, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Изучив первоначальные исковые заявления МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики», выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
ФИО1, ФИО2 и ФИО3 являются сособственниками <адрес>, расположенной в <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости ( л.д. №), копиями свидетельств о государственной регистрации права ( л.д. №).
Еще до приобретения истцами <адрес>, расположенной в <адрес>, прежним сособственником указанной квартиры - ФИО6 была произведена перепланировка жилого помещения, что подтверждается копией постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ( л.д. № копией постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ( л.д.№), актом приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. №).
Помимо планировки, в соответствии с проектом газоснабжения для квартирного отопления, выполненным ОАО «Чувашсетьгаз» в ДД.ММ.ГГГГ году с учетом технических условий на проектирование газоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, указанное жилое помещение переведено с централизованного отопления на систему поквартирного отопления, в связи с чем в указанной квартире установлен настенный газовый котел марки «<данные изъяты>» ( л.д.№).
Актом, составленным ДД.ММ.ГГГГ представителями управляющей организации - МУП «Чистый город» муниципального образования «<адрес> Республики», подтверждается, что <адрес> переведена на индивидуальное отопление, стояки системы отопления во всех комнатах изолированы ( л.д.№).
Согласно части 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Согласно техническому паспорту на <адрес>, расположенную в <адрес> (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), отопление в квартире - индивидуальное, горячее водоснабжение - от котла ( л.д. №).
В судебном заседании установлено, что многоквартирный <адрес> подключен к системе централизованного отопления.
Переход на автономное отопление жилого помещения в многоквартирном доме требует переустройство жилого помещения, в связи с чем оно должно производиться в соответствии с нормами главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С технической точки зрения отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих изменений в технический паспорт; отключение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме от системы отопления изменяет общедомовую систему инженерного отопления, а потому является переустройством жилого помещения.
Порядок переустройства жилых помещений установлен главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспортжилого помещения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядкесоглашением о взаимодействии представляет подготовленный и оформленный в установленном порядкепроект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения ( пункт 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке(пункт 1.7.1 Правил).
Согласно абз.2 п.1.7.1 названных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, переоборудование жилых помещений может включать в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
В соответствии с п.1.7.2Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от ДД.ММ.ГГГГ№, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, не допускаются.
Пунктом «в» пункта 53 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, действовавших до ДД.ММ.ГГГГ, потребителю запрещалось самовольно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом, либо в технический паспорт жилого помещения.
В подпункте «в» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, также установлен запрет потребителю самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Из анализа вышеприведенных нормативных положений следует, что в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается в том случае, если проект переустройства соответствует строительным нормам и правилам проектирования, согласован с теплоснабжающей организацией, поскольку система отопления многоквартирного дома представляет собой единую систему, система отопления многоквартирного дома планируется как единая еще на стадии проектирования многоквартирного дома.
Между тем, доказательств, свидетельствующих о соблюдении бывшим собственником <адрес> порядка переустройства системы внутриквартирного отопления, действовавшего на момент его проведения, не имеется.
Сведений, подтверждающих наличие у бывшего собственника названного жилого помещения необходимой проектной документации на переустройство системы внутриквартирного отопления не имеется, а имеющиеся в деле письменные документы: технические условия на перевод жилого помещения на индивидуальное отопление, выданные ФИО6ДД.ММ.ГГГГ директором МП «УЖКХ <адрес>» ( л.д.№ ), технические условия на проектирование газоснабжения, выданные ФИО6ДД.ММ.ГГГГ главным инженером филиала «Канашмежрайгаз» ОАО «Чувашсетьгаз» ( л.д№), проект газоснабжения для квартирного отопления ( л.д. №) не являются доказательствами соблюдения последней нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действовавших на момент его проведения, а сам проект не относится к проектной документации на переустройство жилого помещения, связанной с отсоединением от общедомовой системы отопления и оборудованием газового автономного источника теплоснабжения в том содержательно-правовом смысле, который придает ему Жилищный кодекс Российской Федерации ( часть 1 статьи 26), поскольку он предусматривает лишь установку аппарата «<данные изъяты>».
Из сообщения администрации <адрес> Республики следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года решений о согласовании переустройства (демонтажа) внутренней системы отопления <адрес>, расположенной в <адрес>, администрацией не выдавалось ( л.д.№).
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что демонтаж и отключение радиаторов отопления, подключенных ранее к централизованной системе теплоснабжения многоквартирного дома, последующее введение предыдущими собственниками в эксплуатацию газового котла соответствовали строительным нормам и правилам проектирования и не нарушали режим теплоснабжения многоквартирного <адрес>, не имеется.
Кроме того, согласно ч.15 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правиламиподключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается лишь при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
Между тем, М-выми не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что действующей схемой теплоснабжения <адрес> предусмотрена возможность перехода многоквартирного <адрес> на индивидуальную систему отопления.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях ( пункт 6 названных Правил).
В соответствии с частью 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Поскольку внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, отключение квартиры истца в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления и установка индивидуального источника предполагает изменение общедомовой инженерной системы отопления, то на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме в установленном законом порядке (ст.ст.44-48 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Между тем, М-выми доказательств получения согласия всех собственников жилых (нежилых) помещений многоквартирного дома <адрес> на отключение своего жилого помещения от централизованного отопления не представлено.
В соответствии с частью 1 и пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичные положения содержатся и в статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из части 3 статьи 30Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно части 2 статьи 154 этого же Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за отопление и горячее водоснабжение.
В соответствии с частью 1 статьи 158Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Частью 1 статьи 157Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правилапредоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
Возражая против требований МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики», М-выми указано, что их квартира отапливается газовым котлом, а тепловая энергия, поставляемая в многоквартирный дом, ими не используется.
Абзацем вторым пункта Правил № (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) предусматривалось, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В судебном заседании установлено, что начисление платы за отопление в спорный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики» производило ФИО10 без разделения на плату за потребление услуги в жилом помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, а по услуге горячего водоснабжения начисление платы производило лишь на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ года.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан ФИО7 и ФИО8» абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги в жилом и нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую им для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую многоквартирный дом по сетям теплоснабжения.
Во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-П Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с абзацем 2 пункта 40 Правил № (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№) потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42 (1), 42 (2), 43 и 54 настоящих Правил.
Из содержания искового заявления МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики» следует, что многоквартирный <адрес> не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
В соответствии с абзацем вторым пункта 42(1) Правил в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Формула 2.3 приведена в пункте 2 приложения № к Правилам.
В соответствии с данной формулой (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№) размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме определяется исходя из объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, определенный по формуле 2(5), и объема (количества) тепловой энергии, приходящийся на содержание общего имущества многоквартирного дома.
При этом объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 2(5), равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Выше судом установлено, что в <адрес> переход на внутриквартирное отопление в многоквартирном доме, подключенным к централизованным сетям теплоснабжения, был произведен без соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.
Поэтому МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики» за период с ДД.ММ.ГГГГ года до внесения изменений в абзац второй пункта 40 Правил № обоснованно начисляло ФИО2, ФИО1 и ФИО3 плату за отопление в соответствии с п.40 Правил № (в прежней редакции), то есть совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, а ФИО2 и ФИО3 за горячее водоснабжение на общедомовые нужды - по ДД.ММ.ГГГГ года.
После внесения изменений в названные Правила МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики» при начислении ФИО10 платы за отопление в соответствии с формулой 2.3 Приложения № к Правилам № обоснованно исходило из того, что объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на жилое помещение М-вых, нулю не равен.
Задолженность ответчиков ФИО2 и ФИО3 (за горячее водоснабжение на общедомовые нужды и отопление), ФИО1 - за отопление, пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг за спорный период подтверждается представленными МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики» расчетами ( л.д. №).
Названные расчеты суммы задолженности соответствует требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что во встречном иске ФИО2, ФИО1 и ФИО3 о признании переустройства системы внутриквартирного отопления в <адрес>, расположенной в <адрес>, осуществленным с соблюдением нормативных требований, признании незаконным начисление платы за отопление и горячее водоснабжение на общедомовые нужды, возложении обязанности не начислять плату за отопление, компенсации морального вреда в размере по № руб. каждому; сохранении в <адрес>, расположенной в <адрес> Республики, переустройства системы внутриквартирного отопления с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии с ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности производить начисление платы за отопление лишь в части приходящейся на них доли общего имущества многоквартирного дома, компенсации морального вреда в размере по № руб. каждому; признании действий ответчика по начислению платы за отопление незаконными, аннулировании задолженности за коммунальную услугу по отоплению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № руб. 08 коп. следует отказать.
Основанием для отказа в удовлетворении требований М-вых о признании переустройства системы внутриквартирного отопления в <адрес>, расположенной в <адрес>, осуществленным с соблюдением нормативных требований; о сохранении в <адрес>, расположенной в <адрес> Республики, сохранении в <адрес>, расположенной в <адрес> Республики, переустройства системы внутриквартирного отопления с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии с ДД.ММ.ГГГГ является и то обстоятельство, что МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики», как ресурсоснабжающая организация, надлежащим ответчиком по вышеуказанным требованиям не является.
Кроме того, решением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в иске ФИО1, ФИО2 и ФИО3 к администрации <адрес> Республики о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии, обязании внести изменения в схему теплоснабжения муниципального образования «<адрес> Республики» отказано ( л.д.№).
Названное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. №).
Согласно п.1 ст.204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ст. 196, 200 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 17Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Согласно пункту 18 названного Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ№ в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев.
Как следует из материалов дела, определениями и.о. мирового судьи судебного участка №<адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ отменены судебные приказы, вынесенные ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании с ФИО2, ФИО1 и ФИО3 задолженности по оплате коммунальных услуг, пени, судебных расходов ( л.д.№).
С настоящим иском МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики» обратилось ДД.ММ.ГГГГ ( л.д№), то есть в пределах шестимесячного срока после отмены судебного приказа.
Отсутствие договора между МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики» М-выми на оказанию услуг по отоплению не является основанием для освобождения потребителя коммунальных услуг от исполнения обязательства по их оплате, поскольку последнее возникает в силу закона.
Принимая во внимание, что ФИО2, ФИО1 и ФИО3 своевременно и в полном объеме не производят оплату услуг отопления ( за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), а ФИО2 и ФИО3, кроме того, и услуг горячего водоснабжения на общедомовые нужды ( за период с ДД.ММ.ГГГГ), первоначальный иск МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики» о взыскании с ответчиков вышеуказанной задолженности подлежит удовлетворению.
В судебном заседании представитель ответчиков ФИО2, ФИО1 - ФИО4 заявила о необходимости снижения размера пени.
В силу п.1 ст.333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Согласно разъяснению, данному в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», пеня, установленная частью 14 статьи 155 ЖК РФ, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
С учетом положений ч.14 ст.155 Жилищного кодекса РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, принципа соразмерности неустойки нарушенным обязательствам, суд считает возможным применить положения ст.333 ГК РФ и снизить ее ФИО2 до № руб., ФИО1 - до № руб., ФИО3 - до № руб.
Указанные суммы будут способствовать восстановлению баланса между нарушенными правами истца и мерой ответственности, применяемой к ответчикам.
Согласно платежным поручениям истцом по первоначальному иску при подаче искового заявления была уплачена государственная пошлина в размере № руб. 05 коп. ( л.д. №).
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Поэтому с ответчиков ФИО2, ФИО1 и ФИО3 в пользу МП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «<адрес> Республики» подлежат возмещению расходы по оплате государственной пошлины соответственно в сумме № руб.93 коп., № руб. 77 коп. и № руб.30 коп.
Кроме того, в соответствии с положениями ч.1 ст.103 ГПК РФ с ФИО2, ФИО1 и ФИО3 в солидарном порядке подлежит взысканию в бюджет <адрес> Республики государственная пошлина в сумме № руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Республики, в пользу муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «<адрес> Республики» задолженность по оплате услуг отопления 1/3 доли <адрес>, расположенной в <адрес> Республики, и горячего водоснабжения на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № ( №) руб. 23 коп., пени за несвоевременную оплату услуг отопления и горячего водоснабжения на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № ( №) руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме № ( №) руб. 93 коп., всего: № ( №) руб. 16 коп.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Республики, в пользу муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «<адрес> Республики» задолженность по оплате услуг отопления 1/3 доли <адрес>, расположенной в <адрес> Республики, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № ( №) руб. 19 коп., пени за несвоевременную оплату услуг отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № ( одиннадцать тысяч триста) руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме № ( №) руб. 77 коп., всего: № ( сорок восемь тысяч четыреста восемьдесят пять) руб. № коп.
Взыскать с ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Республики, в пользу муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «<адрес> Республики» задолженность по оплате услуг отопления 1/3 доли <адрес>, расположенной в <адрес> Республики, и горячего водоснабжения на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № ( №) руб. 06 коп., пени за несвоевременную оплату услуг отопления и горячего водоснабжения на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № ( №) руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме № ( №) руб. 30 коп., всего: № ( №) руб. 36 коп.
Во встречном иске ФИО1, ФИО2, ФИО3 к МП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» МО «<адрес> Республики» о признании переустройства системы внутриквартирного отопления в <адрес>, расположенной в <адрес>, осуществленным с соблюдением нормативных требований, признании незаконным начисление платы за отопление и горячее водоснабжение на общедомовые нужды, возложении обязанности не начислять плату за отопление, компенсации морального вреда в размере по № руб. каждому; сохранении в <адрес>, расположенной в <адрес> Республики, переустройства системы внутриквартирного отопления с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии с ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности производить начисление платы за отопление лишь в части приходящейся на них доли общего имущества многоквартирного дома, компенсации морального вреда в размере по № руб. каждому; признании действий ответчика по начислению платы за отопление незаконными, аннулировании задолженности за коммунальную услугу по отоплению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № руб. 08 коп, - отказать.
Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Республики, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Республики, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Республики, в бюджет <адрес> Республики государственную пошлину в размере № ( №) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Т.В.Иванова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение10.11.2021