ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1/2021 от 28.05.2021 Тымовского районного суда (Сахалинская область)

Гражданское дело № 2-1/2021

УИД 65RS0015-01-2019-000681-49

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2021 года

Тымовский районный суд Сахалинской области

в составе:

председательствующего Заборской А.Г.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием:

прокурора <адрес> Кремлёва Е.А.,

ответчика ФИО1 Су Иль, его представителя ФИО5,

представителя третьего лица МУП «Тепловик» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «Тымовский городской округ» к индивидуальному предпринимателю ФИО1 Су Иль о возложении обязанности снести объект капитального строительства, переместить объект некапитального строительства,

У С Т А Н О В И Л :

<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «Тымовский городской округ» к индивидуальному предпринимателю ФИО1 Су Иль с иском о возложении обязанности снести объект капитального строительства, переместить объект некапитального строительства, в обоснование которого указал следующее.

По договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 Су Иль предоставлен земельный участок с кадастровым номером в целях установки гаража на семь единиц автомобильной техники для проживающих в гостинице «Версаль»; ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 Су Иль выдано разрешение на строительство объекта гаражного назначения; разрешением от ДД.ММ.ГГГГ гараж введен в эксплуатацию.

ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО1 Су Иль заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером с разрешенным использованием «размещение объектов гаражного назначения». На указанном земельном участке расположены некапитальные временные строения на лежках.

На основании распоряжения КУМС МО «Тымовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании земельного участка для размещения объектов гаражного назначения по <адрес> А, пгт. Тымовское» предоставленные в аренду ФИО1 Су Иль земельные участки с кадастровыми номерами объединены в один земельный участок с присвоением кадастрового номера и адреса: <адрес>, <адрес> Б, с разрешенным видом использования «для размещения объектов гаражного назначения».

В рамках проведенной прокуратурой <адрес> проверки расположения тепловых и газораспределительных сетей, проложенных по земельному участку с кадастровым номером , установлено, что расстояние от места размещения капитального строения – гаража до фактического прохождения тепловых сетей составляет менее 3 метров; кроме того, некапитальные строения, принадлежащие ответчику, в которых размещены два магазина «Восход – 2» и «Морепродукты», расположены непосредственно над теплотрассой.

По мнению прокурора, фактическое расположение объектов капитального и некапитального строительства в охранной зоне тепловых сетей свидетельствует о нарушении ответчиком пункта 4 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Минстроя Российской Федерации от 17 августа 1992 года № 197, согласно которому охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее трех метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.

Поскольку меры по устранению нарушений ФИО1 Су Иль не предпринимаются, что может повлечь несвоевременное устранение аварий на тепловых сетях и привести к их перемерзанию, вреду жизни и здоровью жителей <адрес>, а также материальному ущербу ресурсоснабжающей организации, прокурор просит возложить на ответчика обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу снести объект капитального строительства «Гараж на 5 транспортных средств», расположенный на земельном участке с кадастровым номером <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес> «Б», переместить объект некапитального строительства на лежках, расположенный на том же земельном участке, с учетом Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Минстроя Российской Федерации от 17 августа 1992 года № 197.

В судебном заседании прокурор Кремлёв Е.А. исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении. Указал, что расстояние от места размещения гаража (капитальной постройки) до тепловой сети было определено в результата визуального осмотра земельного участка ФИО1 Су Иль и тепловых сетей, проходящих по данному земельному участку, и составляет 2,9 метра.

Комитет по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ», являющийся органом местного самоуправления и выступающий от имени муниципального образования, в интересах которого прокурор обратился с иском в суд, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки представителя суд в известность не поставил. В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие представителя комитета по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ».

Согласно отзыву Комитет не возражает по вопросу обращения в суд за защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования «Тымовский городской округ», поскольку размещение капитального строительства на земельном участке по <адрес> с западной стороны <адрес><адрес> противоречит действующему законодательству, в связи с тем, что по участку проходит основная тепловая магистраль от котельной и врезки теплопроводов к объектам. Вместе с тем, ответчику согласовано предоставление данного земельного участка для устройства парковки легкового автотранспорта.

В ответах КУМС МО «Тымовский городской округ» от 17 и ДД.ММ.ГГГГ, адресованных суду, указано, что земельный участок, предназначенный для строительства теплотрассы в <адрес> на кадастровом учете не состоит; сведения о тепловых сетях в ЕГРН не внесены; межевание земельных участков, на которых расположены тепловые сети, не проводилось; тепловые сети закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «<данные изъяты>

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца муниципального унитарного предприятия «<данные изъяты> (далее – МУП «Тепловик») ФИО4, действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора полагал обоснованными, указал, что расположение принадлежащих ФИО1 Су Иль объектов капитального и некапитального строительства на земельном участке с кадастровым номером может повлечь несвоевременное устранение аварий на тепловых и газовых сетях, привести к перемерзанию тепловых сетей и повлечь угрозу жизни и здоровью жителей <адрес>, а также причинить материальный ущерб ресурсоснабжающей организации. Дополнил, что в результате произошедшей в прошлом году аварии в районе торгового центра «Сахалин», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> А, ФИО1 Су Иль обеспечил проезд транспорта МУП <данные изъяты> с целью технического обслуживания аварийных тепловых сетей.

Ответчик ФИО1 Су Иль, его представитель ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признали в полном объеме. В обоснование возражений на исковое заявление представитель ответчика пояснила, что строительство гаража на земельном участке с кадастровым номером 65:19:0000028:1084 и его ввод в эксплуатацию произведены ФИО1 Су Иль на основании разрешительных документов, выданных КУМС МО «Тымовский городской округ», то есть в соответствии с требованиями действующего законодательства. Через данный земельный участок проходит теплотрасса, траектория которой отмечена на чертеже градостроительного плана и на геодезической карте, представленной КУМС МО «Тымовский городской округ», прямой линией. В ходе прокурорской проверки установлено, что расстояние от теплотрассы, нанесенной на официальные топографические карты, до гаража ФИО1 Су Иль (капитального строения) составляет 4, 3 метра. В ходе производства капитального ремонта теплотрассы на вышеуказанном земельном участке вместо восстановления технических характеристик существующей тепловой сети была проложена новая ветка теплотрассы с отклонением от проектной траектории, что свидетельствует о нарушениях требований градостроительных норм и правил, допущенных при ремонте. Кроме того, новая ветка теплотрассы не нанесена на официальные геодезические, топографические, кадастровые карты; не зарегистрирована в ЕГРН; охранная зона теплотрассы не установлена; акт ввода теплотрассы в эксплуатацию и технический паспорт отсутствуют; представленная МУП «Тепловик» схема фактического расположения теплотрассы выполнена кустарным способом без привязки к топографической основе; публичный сервитут не установлен, что свидетельствует о возведении на земельном участке ответчика самовольной постройки. В официальных источниках ЕГРН, ГКН сведения об изменении траектории теплотрассы, а равно об ее охранной зоне также отсутствуют, в связи с чем ФИО1 Су Иль не знал и не мог знать о фактическом расположении спорного участка тепловой сети. Учитывая данные обстоятельства, а также то, что расположение теплотрассы от гаража на расстоянии 2,9 метра не создает опасность для граждан, представитель ответчика полагает необоснованными требования прокурора о возложении на собственника обязанности снести гараж за свой счет.

Возражая относительно требований о переносе объектов некапитального строительства – магазинов «Восход – 2» и «Морепродукты», представитель ответчика пояснила, что данные объекты были размещены в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной органом местного самоуправления. При этом в договор аренды земельного участка были внесены дополнительные изменения об освобождении земельного участка от нестационарного объекта в течение суток в случае необходимости. После заключения договора купли – продажи земельного участка с кадастровым номером 65:19:0000028:1084 ФИО1 Су Иль принял на себя аналогичные обязательства по обеспечению доступа к тепловой сети за свой счет в случае необходимости ее технического обслуживания. В удовлетворении исковых требований просили отказать.

Выслушав мнения участников процесса, пояснения эксперта ФИО9, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции № 4 от 18 октября 2004 года, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращались в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении указывалось назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

В силу пункта 2 статьи 31 указанного Кодекса орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 этого Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивал выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливалось, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Из вышеприведенных правовых норм следует, что для предоставления земельного участка под строительство требовалось обращение с соответствующим заявлением непосредственно лицом, заинтересованным в таком предоставлении.

Решение компетентного органа о предварительном согласовании места размещения объекта являлось основанием для формирования земельного участка. На основании материалов проектирования объекта уточнялся размер испрашиваемого участка, определялись его границы и координаты поворотных точек, уточнялось разрешенное использование участка, устанавливались экономические и технические аспекты подключения объекта строительства к инженерно-техническим коммуникациям, решались правовые и организационные вопросы проведения торгов (в случае продажи права на заключение договора аренды земли).

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта являлось основанием для проведения заявителем проектно-изыскательских работ, для возбуждения в последующем ходатайства о предоставлении земельного участка и для принятия решения о его предоставлении.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 Су Иль обратился в установленном законом порядке к мэру МО «Тымовский городской округ» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, прилегающего к зданию А по <адрес><адрес>, для эксплуатации и обслуживания административного здания, устройства парковки легкового транспорта. К заявлению приложена схема с указанием месторасположения испрашиваемого земельного участка.

Постановлением мэра МО «Тымовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект границ испрашиваемого ФИО1 Су Иль в аренду земельного участка, ориентировочной площадью 504 кв.м.; ФИО1 Су Иль предписано обеспечить межевание земельного участка.

Распоряжением комитета по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 Су Иль разрешено провести предварительное согласование по выбору земельного участка для устройства парковки легкового автотранспорта.

ДД.ММ.ГГГГ комиссия после рассмотрения двух вариантов размещения парковки легкового автотранспорта с учетом генплана, проекта планировки и застройки, зонирования территории <адрес>, произвела выбор земельного участка, площадью 417 кв.м. по варианту .

ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» и ФИО1 Су Иль на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка по <адрес> с западной стороны от <адрес>А, пгт. Тымовское для использования в целях устройства легкового автотранспорта, общей площадью 417 кв.м.; земельному участку присвоен кадастровый (л.д. 83, т. 1); дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ действие договора аренды продлено до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 91, т. 1).

Распоряжением комитета по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ из земельного участка с кадастровым номером , площадью 417 кв.м., образованы два земельных участка площадью 392 кв.м. и 25 кв.м., с разрешенным использованием – для устройства парковки легкового автотранспорта (л.д. 148-150, т. 1).

ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» и ФИО1 Су Иль на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов с западной стороны от <адрес> в пгт. Тымовское в целях установки гаража на семь единиц автомобильной техники для проживающих в гостинице «Версаль», общей площадью 460 кв.м. (л.д. 51-59, т. 1); земельному участку присвоен кадастровый (л.д. 48-49, т. 1); дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ действие договора аренды продлевалось, последний раз - до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44, 50, т. 1).

Распоряжением комитета по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала (л.д. 73-80, т. 1).

На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» и ФИО1 Су Иль заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 389 кв.м., по адресу: <адрес>, <адрес>, с западной стороны от <адрес>А, с разрешенным использованием «для устройства парковки легкового автотранспорта» (л.д. 141 – 147, 151 т. 1).

По итогам проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 125 кв.м., расположенного по адресу: пгт. <адрес><адрес>, с юго – западной стороны от <адрес>А, с разрешенным использованием «увеличение ранее предоставленного земельного участка для установки гаража на семь единиц для проживающих в гостинице «<данные изъяты> победителем которого стал ФИО1 Су Иль (л.д. 127-136, т. 1), с последним ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 122-126, т. 1).

На основании распоряжения КУМС МО «Тымовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес><адрес>А, образован земельный участок площадью 974 кв.м. путем объединения трех земельных участков с кадастровыми номерами , с разрешенным использованием «для размещения объектов гаражного назначения» (л.д. 189, т. 1).

Указанный земельный участок поставлен на кадастровый номер, ему присвоен кадастровый и адрес: <адрес>, <адрес>Б (л.д. 190, 198, т. 1).

На основании заявления ФИО1 Су Иль с последним ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды образованного земельного участка сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ; впоследствии договор аренды продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 100-107, 181-187 т. 1).

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 65:19:0000028:1084 был сформирован и поставлен на кадастровый учет на основании решения компетентного органа с соблюдением требований земельного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующей выдачу субъекту градостроительной деятельности градостроительного плана, содержащего информацию, необходимую для архитектурно – строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка, распоряжением администрации МО «Тымовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ-р утвержден градостроительный план предоставленного ФИО1 Су Иль земельного участка, предназначенного для строительства объектов гаражного назначения. В пункте 2.2.1 градостроительного плана, содержащего информацию о предельных размерах земельного участка и параметрах разрешенного строительства, сведения о зонах с особыми условиями использования территории отсутствуют (л.д. 38-43, т. 1).

ДД.ММ.ГГГГ застройщику ФИО1 Су Иль выдано разрешение на строительство объекта гаражного назначения по адресу: <адрес>, <адрес> А (л.д. 34 - 37, т. 1).

ДД.ММ.ГГГГ построенное здание гаража на 5 транспортных средств поставлено на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера (л.д. 31-32, т. 1); ДД.ММ.ГГГГ году ФИО1 Су Иль выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, что в силу статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельствует о соответствии построенного объекта градостроительным требованиям (л.д. 24-33, т. 1).

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО1 Су Иль на нежилое здание – гараж на пять транспортных средств, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 62-63, т. 2).

На основании распоряжения комитета по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ разрешенное использование предоставленного в аренду ФИО1 Су Иль земельного участка дополнено указанием на «размещение объектов торговли» (л.д. 191, т. 1).

На основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, с кадастровым номером , площадью 974 кв.м., расположенный по адресу пгт. <адрес><адрес>Б, с разрешенным использованием «для размещения объектов гаражного назначения, размещение объектов торговли» перешел в собственность ответчика ФИО1 Су Иль (л.д. 55-56, т. 2); право собственности последнего на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Как установлено судом и следует из градостроительного плана предоставленного ФИО1 Су Иль земельного участка, в пределах его границ проходит участок теплотрассы, собственником которой в силу Положения является муниципальное образование «Тымовский городской округ», от имени которого выступает комитет по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ»; право собственности муниципального образования на тепловую сеть в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не зарегистрировано; земельный участок, предназначенный для строительства теплотрассы в пгт. Тымовское, на кадастровом учете не состоит; межевание земельных участков, по которым проложены тепловые сети, не проводилось.

На основании распоряжения КУМС МО «Тымовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ, акта передачи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ теплотрасса и котельные, расположенные в границах муниципального образования «Тымовский городской округ», закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Тепловик».

ДД.ММ.ГГГГ прокурором проведено обследование земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>Б, а также строений, тепловых и газовых сетей, проходящих по данному земельному участку. Согласно акту обследования при осмотре установлено, что на земельном участке расположены капитальные строения гаражного назначения и некапитальные строения на лежках, в которых размещены две торговые точки; объект капитального строительства расположен с западной стороны относительно здания торгового центра «Сахалин» параллельно. После произведенных замеров установлено, что расстояние от места размещения гаражей (объекта капитального строительства) до фактического прохождения тепловых сетей составляет 2,9 метра; протяженность тепловых сетей под объектом некапитального строительства составляет 6,23 метра.

По мнению прокурора, расположение объектов капитального и некапитального строительства, принадлежащих ответчику, ближе минимально допустимого расстояния, установленного пунктом 4 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, до объектов системы теплоснабжения нарушает права неопределенного круга лиц и муниципального образования «Тымовский городской округ» на безопасную эксплуатацию тепловой сети и может повлечь неблагоприятные последствия в случае возникновения аварийной ситуации.

Оценивая указанные доводы прокурора, а равно возражения ответчика о том, что на момент выделения земельных участков и получения разрешения на строительство и строительства гаражей, сведения о прохождении теплотрассы вблизи проектируемого объекта капитального строительства градостроительный план земельного участка не содержал, суд приходит к следующим выводам.

Так, подпунктами 7, 8 пункта 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий; территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В пункте 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Земельный кодекс Российской Федерации определяет, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным Кодексом для охранных зон (пункты 1 и 3 статьи 56).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства.

В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают и запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 28 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относят охранную зону тепловых сетей.

Ограничения использования земельных участков охранной зоны тепловых сетей установлены Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденными Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Типовые правила).

Пунктом 1 Типовых правил предусмотрено, что охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.

Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики.

Пунктом 4 Типовых правил предусмотрено, что охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.

В соответствии с пунктом 5 Типовых правил в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту: размещать автозаправочные станции, хранилища горюче-смазочных материалов, складировать агрессивные химические материалы; загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.; устраивать всякого рода свалки, разжигать костры, сжигать бытовой мусор или промышленные отходы; производить работы ударными механизмами, производить сброс и слив едких и коррозионно-активных веществ и горюче-смазочных материалов; проникать в помещения павильонов, центральных и индивидуальных тепловых пунктов посторонним лицам; открывать, снимать, засыпать люки камер тепловых сетей; сбрасывать в камеры мусор, отходы, снег и т.д.; снимать покровный металлический слой тепловой изоляции; разрушать тепловую изоляцию; ходить по трубопроводам надземной прокладки (переход через трубы разрешается только по специальным переходным мостикам); занимать подвалы зданий, особенно имеющих опасность затопления, в которых проложены тепловые сети или оборудованы тепловые вводы под мастерские, склады, для иных целей; тепловые вводы в здания должны быть загерметизированы.

Пункт 6 Типовых правил предписывает, что в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений; производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы; производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий; сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей.

Из совокупного толкования норм материального права следует, что федеральный законодатель (подпункт 7 пункта 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации) предписывает представительному органу местного самоуправления при обосновании генерального плана поселения в виде карт отображать зоны с особыми условиями использования, к которым относится охранная зона тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.

Определение охранной зоны тепловых сетей на карте зон с особыми условиями использования территории, карте территории, подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и других картах по обоснованию генерального плана, как и самих объектов местного значения в области теплоснабжения, обусловлено законодателем в связи с тем, что одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения (пункт 9 статьи 3 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года).

При этом, под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (пункт 1 статьи 23.2 Федерального закона «О теплоснабжении»).

Пункт 3 статьи 23.2 Федерального закона «О теплоснабжении» предписывает как теплоснабжающим организациям, теплосетевым организациям при осуществлении теплоснабжения, так и потребителям тепловой энергии при потреблении тепловой энергии соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.

Следовательно, предписания законодателя об отражении в картографических материалах по обоснованию генерального плана поселения зон с особыми условиями использования территории, как и самих объектов теплоснабжения, относящихся к объектам местного значения, преследуют необходимость установления ограничений использования земельных участков, ограничений или запрета на размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничения или запрета использования земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий для неопределенного круга потребителей тепловой энергии при потреблении тепловой энергии, так и теплоснабжающей организации соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.

Из материалов дела следует, что при возведении ответчиком объекта капитального строительства – гаража для автотранспорта были соблюдены все требования действующего законодательства, а именно: гараж возведен ФИО1 Су Иль на предоставленном для таких целей земельном участке категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «установка гаража на семь единиц автомобильной техники для проживающих в гостинице «Версаль» в строгом соответствии с выданным разрешением на строительство и градостроительным планом земельного участка, согласно которому расстояние от гаража до тепловой сети составляет 4,3 метра, гараж принят соответствующим органом в эксплуатацию. Сведений о прохождении тепловой трассы на расстоянии менее трех метров до построенного гаража в градостроительном плане не имелось, то есть ответчик не мог знать об ограничениях в виде запрета на строительство гаража в охранной зоне, установленной законом.

Доводы прокурора и представителей третьих лиц о том, что после капитального ремонта теплотрассы, проходящей по земельному участку ответчика, ее траектория изменилась в сторону объекта капитального строительства, принадлежащего ФИО1 Су Иль, в результате чего данный объект находится в охранной зоне тепловой сети и подлежит сносу, не имеют правового значения и подлежат отклонению по следующим основаниям.

Пунктами 1, 10, 21 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Правообладатели земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены органом регистрации прав о внесении сведений о зоне с особыми условиями. Границы зоны с особыми условиями должны быть обозначены на местности специальными знаками.

Согласно пункту 2.8.1 Приказа Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» при эксплуатации тепловых энергоустановок, кроме прочего, хранятся и используются в работе генеральный план с нанесенными тепловыми сетями; утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записи и др.) со всеми последующими изменениями, акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки тепловых сетей, акты приемки тепловых сетей в эксплуатацию; акты приемочных комиссий; исполнительные чертежи тепловых сетей; технические паспорта энергоустановок и тепловых сетей.

Согласно пункту 1.9 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ, капитальный ремонт – это ремонт, выполняемый для восстановления технических и экономических характеристик объекта до значений, близких к проектным, с заменой или восстановлением любых составных частей.

Пунктом 2.11 Типовой инструкции предусмотрено, что организация, эксплуатирующая тепловые сети, должна иметь утвержденную проектную документацию со всеми последующими изменениями; исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений; исполнительные рабочие технологические схемы.

Схемы тепловых сетей могут быть как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Все изменения в установках, выполненные в процессе эксплуатации, должны быть немедленно внесены в производственные схемы, чертежи и инструкции за подписью ответственного лица с указанием его должности и даты внесения изменения (пункт 2.15 Типовой инструкции).

Согласно пункту 2.16 Типовой инструкции технологические схемы, чертежи, производственные и должностные инструкции должны проверяться на соответствие фактическим эксплуатационным не реже 1 раза в 2 года и уточняться при внесении изменений в состав оборудования и трубопроводов и утверждаться главным инженером организации.

Приказом Минрегионразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (действовавшим на момент выдачи истцу градостроительного плана) были утверждены формы градостроительного плана земельного участка, который создается на основе материалов картографических работ, выполненных в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Требования к точности и содержанию топографических карт, выполнение геодезических и картографических работ при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, землеустройства регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к схемам теплоснабжения, в том числе к составу схем теплоснабжения (актуализированных схем теплоснабжения) городских округов (далее – Требования).

Согласно пункту 55 Требований глава 3 «Электронная модель системы теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения» содержит, в том числе графическое представление объектов системы теплоснабжения с привязкой к топографической основе поселения, городского округа, города федерального значения и с полным топологическим описанием связности объектов; паспортизацию объектов системы теплоснабжения.

В ходе прокурорской проверки на основании схем размещения тепловых сетей, имеющихся в МУП «Тепловик» и комитете по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» было установлено, что расстояние от теплотрассы, нанесенной на топографической карте, до гаража ответчика составляет 4,3 метра.

В результате капитального ремонта теплотрассы вместо восстановления технических характеристик существующей тепловой сети была проложена новая ветка с отклонениями от проектной траектории, в результате чего гараж, возведенный ФИО1 Су Иль, стал находиться в охранной зоне тепловой сети на расстоянии 2,9 метра. При этом какая – либо проектно – сметная документация на капитальный ремонт теплотрассы с указанием информации о новом месте прокладки ветки теплосети, схема тепловой сети с внесенными в нее изменениями после капитального ремонта суду не представлена, поскольку отсутствует как в МУП «Тепловик», так и в комитете по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» (л.д. 119-120, 124, т. 2).

Представленные суду МУП «Тепловик» схемы тепловой сети, проложенной по участку ответчика, выполнены кустарным способом без привязки к топографической основе (л.д. 80, т. 1, л.д. 75-76, т. 2) и не соответствуют актуализированной схеме, выполненной по итогам технического обследования тепловых сетей МО «Тымовский городской округ» в 2020 году, имеющейся в органе местного самоуправления, а также градостроительному плану территории (л.д. 121, т. 2).

Об отсутствии в органе местного самоуправления актуализированной схемы тепловой сети в судебном заседании пояснили опрошенные в качестве свидетелей ФИО6 и ФИО7

Так, свидетель ФИО6 суду пояснил, что на момент предоставления ФИО1 Су Иль земельного участка он работал в КУМС МО «<данные изъяты>». Будучи начальником отдела строительства и архитектуры, он выдал ФИО1 Су Иль разрешение на строительство гаража, который, как впоследствии была выявлено, возведен в охранной зоне теплотрассы. Вместе с тем, разрешение на строительство было выдано после изучения топографической схемы с нанесенными на нее инженерными сетями, в том числе теплотрассой. Сведений об изменении траектории теплотрассы после капитального ремонта схема не содержала, спорный земельный участок обременений не имел.

Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснил, что ООО «<данные изъяты> в 2018 году осуществляло укладку газопровода в границах принадлежащего ФИО1 Су Иль земельного участка по заданию последнего. ФИО1 Су Иль была представлена проектная документация и схема коммуникаций, в том числе теплотрассы. При производстве земляных работ установлено, что ветка тепловой сети, проходящей с западной стороны торгового центра «Сахалин», не соответствует предоставленной схеме; на этом же земельном участке обнаружена вторая ветка теплотрассы, которая является не рабочей и засыпана грунтом. В связи с установленными несоответствиями на схему прокладки газопровода, разработанную ООО «<данные изъяты>», был нанесен чертеж фактического расположения теплотрассы (л.д. 131, т. 2).

Судом также установлено, что спорный участок тепловой сети, как и его охранная зона, в нарушение требований градостроительных норм и правил не нанесен на официальные геодезические, топографические, кадастровые карты, не зарегистрирован в ЕГРН, охранная зона не определена, акт ввода в эксплуатацию, технический паспорт отсутствуют; в нарушение пункта 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут не установлен.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при проведении прокурорской проверки был обнаружен участок тепловой сети, на который отсутствует какая – либо предусмотренная законом документация.

Доказательств, подтверждающих законность изменения траектории тепловой сети, а также установление охранной зоны, о которых было бы известно ответчику из официальных источников, суду не представлено.

В силу части 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения; названным правом обладают также лица, хотя и не являющиеся собственниками, но владеющие имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (статья 305 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации , в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Таким образом, предъявляя негаторный иск, истец должен доказать факт создания ответчиком препятствий в осуществлении правомочий пользования этим имуществом, противоправность действий ответчика и реальный характер чинимых препятствий.

Исходя из положений действующего гражданского законодательства негаторный иск подлежит удовлетворению, если будет доказано, что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается право собственности или законное владение истца, или же присутствует реальная угроза такого нарушения.

Поскольку какие – либо документы, свидетельствующие о наличии ограничений (обременений) в отношении земельного участка, принадлежащего ответчику на праве собственности, на котором расположен объект капитального строительства – гараж на пять единиц автомобильной техники, суду не представлены, обязанность по установлению границ охранной зоны тепловой сети и наличия ограничений земельного участка, а также выполнение обязанности организации, эксплуатирующей тепловые сети, по информированию заинтересованных лиц о месте расположения новой ветки тепловой сети не выполнена, постольку возведенный ФИО1 Су Иль гараж не является самовольной постройкой и сносу не подлежит.

Кроме того, прокурором не представлены доказательства, подтверждающие, что нарушение ответчиком охранной зоны тепловой сети на 10 см создаст реальные препятствия для доступа к занятой тепловыми сетями части земельного участка.

Доводы прокурора и комитета по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» о том, что ранее действовавшая организация, эксплуатирующая тепловые сети, - МУП «Энергия» не согласовала размещение гаража на предоставленном ФИО1 Су Иль земельном участке, являются ошибочными, поскольку из письма директора МУП «<данные изъяты>ФИО8 следует, что он отказывает в согласовании размещения иного объекта.

Таким образом, требования прокурора <адрес> о возложении на ФИО1 Су Иль обязанности по сносу объекта капитального строительства – гаража на пять единиц автомобильной техники подлежат отклонению.

При этом, суд не принимает в качестве доказательства пояснения свидетеля ФИО10, который не подтвердил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Кроме того, не является надлежащим доказательством по делу заключение судебной строительно – технической экспертизы, составленное ООО «<данные изъяты>», поскольку экспертиза была выполнена без выезда к месту расположения теплотрассы и производства земляных работ, в связи с чем заключение не содержит однозначных выводов на поставленные судом вопросы.

Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО9 возникшие сомнения не устранил, указав, что для ответов на поставленные судом вопросы необходимо получение согласия собственника земельного участка и эксплуатирующей организации на производство земляных работ. К моменту производства экспертизы такое согласие не получено.

Ходатайство о назначении повторной судебной строительно – технической экспертизы стороны не заявляли, целесообразности ее назначения судом не установлено, поскольку значимые для дела обстоятельства, в частности фактическое расстояние от гаража до теплотрассы установлено компетентными лицами и зафиксировано в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, оснований не доверять которому у суда не имеется (л.д. 126-128, т. 2).

Оценивая требования прокурора об обязании ФИО1 Су Иль перенести нестационарные торговые объекты, расположенные непосредственно над тепловой сетью, суд также находит их подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Так, пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 381-ФЗ).

Статьей 10 Федерального закона № 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1).

Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 этой статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).

Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6).

Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в <адрес> утвержден Приказом Министерства торговли и продовольствия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.37-19-п, в соответствии с которым размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии со схемами размещения нестационарных торговых объектов, которые разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления (пункт 6, 18).

Как установлено в судебном заседание, размещение принадлежащих ФИО1 Су Иль нестационарных торговых объектов на принадлежащем ему земельном участке нарушает требования, предусмотренные Приказом Минстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей» в отношении охранных зон тепловых сетей.

Вместе с тем, нестационарные торговые объекты, принадлежащие ответчику, внесены в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Тымовский городской округ» постановлением администрации МО «Тымовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ и внесенными в него изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о законности использования ФИО1 Су Иль земельного участка.

Поскольку доказательства, подтверждающие исключение принадлежащих ФИО1 Су Иль нестационарных объектов торговли из схемы их размещения, суду не представлено, суд приходит к выводу о необоснованности требований прокурора о возложении на ФИО1 Су Иль обязанности по их переносу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «Тымовский городской округ» к ФИО1 Су Иль о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу снести объект капитального строительства «Гараж на 5 транспортных средств» расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, <адрес>Б, переместить объект некапитального строительства на лежках, расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, <адрес>Б, - отказать.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Сахалинский областной суд через Тымовский районный суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме составлено 15 июня 2021 года.

Судья А.Г. Заборская