ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1/2021Г от 09.08.2021 Шуйского городского суда (Ивановская область)

2-1/2021 г. 37RS0023-01-2020-000891-02

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2021 года город Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Щепеткова В.В.,

при секретаре Морозовой О.А.,

с участием представителя истца помощника Шуйского межрайонного прокурора Каребиной С.И.,

представителя ответчика Администрации г.о. Шуя, третьего лица не заявляющего требований относительно предмета спора - комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений городского округа Шуя - ФИО1,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО2, представляющего также интересы третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО3

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Шуйского межрайонного прокурора Ивановской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования городского округа Шуя к Администрации городского округа Шуя о признании постановления Администрации г.о. Шуя от 21.02.2020 № … о привлечении ФИО2 к дисциплинарной ответственности в части объявления выговора незаконным и об обязании Администрации г.о. Шуя расторгнуть трудовой договор с ФИО2, освободив его от занимаемой должности директора МКУ «Шуйский историко-художественный музей им. М.ФИО4» на основании п. 7.1 ст. 81 ТК РФ в связи с утратой доверия по причине непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является,

У С Т А Н О В И Л:

Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, муниципального образования городского округа Шуя к Администрации городского округа Шуя о признании постановления Администрации г.о. Шуя от 21.02.2020 № …о привлечении ФИО2 к дисциплинарной ответственности в части объявления выговора незаконным и об обязании Администрации г.о. Шуя расторгнуть трудовой договор с ФИО2, освободив его от занимаемой должности директора МКУ «Шуйский историко-художественный музей им. М.ФИО4» на основании п. 7.1 ст. 81 ТК РФ в связи с утратой доверия по причине непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

Заявленные исковые требования обоснованы следующим. Межрайонной прокуратурой в сентябре 2019 года в Администрации городского округа Шуя проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в результате которой в деятельности администрации установлены нарушения законодательства о противодействии коррупции, выразившиеся в непринятии директором Муниципального казенного учреждения «Шуйский историко-художественный и мемориальный музей им. М,ФИО4» ФИО2 мер по предотвращению конфликта интересов и бездействии в связи с этим уполномоченных лиц органа местного самоуправления. ФИО2 с 2005 года состоит в зарегистрированном браке с ФИО3 В соответствии с постановлением главы администрации городского округа Шуя от 01.06.2007 № … ФИО2 назначен на должность директора МКУ «Шуйский историко-художественный и мемориальный музей им. М.ФИО4». Внутренним приказом учреждения от 01.01.2009 № … «О переводе на должность» ФИО2 перевел свою жену ФИО3 на должность заместителя директора учреждения, то есть на должность, замещение которой связано с непосредственной подконтрольностью ФИО2 Согласно условиям трудового договора директор учреждения ФИО2 являясь работодателем по отношению к жене (ФИО3) вправе поощрять и привлекать ее к дисциплинарной ответственности, в его полномочия также входили вопросы заработной платы, в том числе премий. Кроме того, прокуратурой установлено, что в течение 2009-2019 гг. ФИО2 не направлял в администрацию уведомления, извещения о возможном конфликте интересов. Указанное свидетельствует о не принятии мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Согласно пп. «а» п. 3.1. должностной инструкции директора МКУ «Шуйский историко-художественный и мемориальный музей им. М.ФИО4» на него возложена обязанность по соблюдению при исполнении должностных обязанностей требований законодательства РФ, законодательства субъекта РФ, нормативных правовых актов органа местного самоуправления, устава учреждения, коллективного договора. По фактам выявленных нарушений межрайонной прокуратурой в адрес администрации 18.09.2019 г. внесено представление об устранении нарушений требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». По результатам рассмотрения представления, 25.02.2020 администрацией представлен ответ, в котором сообщено, что комиссией по рассмотрению конфликтов интересов установлен факт несоблюдения ФИО2 требований к служебному поведению, в связи с чем, к нему применено дисциплинарное наказание в виде выговора. Принятые ответчиком меры для разрешения сложившийся ситуации явно недостаточны, так как ФИО2 и ФИО5 продолжают работать на указанных должностях, применение дисциплинарного взыскания в виде выговора конфликта интересов в их действиях не устраняет. Таким образом, приказ администрации от 21.02.2020 г. о привлечении ФИО2 к дисциплинарной ответственности в виде выговора является незаконным и подлежит отмене. У ответчика имелись законные основания для увольнения ФИО2 по п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку при проведении проверки был установлен факт не уведомления работодателя о конфликте интересов. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в интересах Российской Федерации. Коррупция представляет угрозу государству и подрывает его социально-экономическую стабильность, в связи с этим необходимо принимать исчерпывающие меры к любому ее проявлению. Одной из таких мер является контроль по рассмотрению вопросов, связанных с наличием конфликта интересов.

На основании изложенного, истец просит признать постановление администрации городского округа Шуя от 21.02.2020 № … о привлечении ФИО2 к дисциплинарной ответственности в части объявления выговора незаконным и обязать администрацию городского округа Шуя расторгнуть трудовой договор в ФИО2, освободив его от занимаемой должности директора МКУ «Шуйский историко-художественный и мемориальный музей им. М.ФИО4» на основании п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с утратой доверия по причине непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

В судебном заседании представитель истца помощник Шуйского межрайонного прокурора Каребина С.И. заявленные исковые требования с поддержала в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что по смыслу статьи 27 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и частей 1, 2, пункта 4 части 3 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» в их системной взаимосвязи положения о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, в частности ввиду наличия близкого родства, распространяются и на работников муниципальных учреждений. В силу прямого указания ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» ФИО2 обязан был сообщить в администрацию г.о Шуя о заинтересованности в принятии вышеуказанного решения о назначении ФИО3 на должность заместителя директора по организационным вопросам, влекущего за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации, что им не сделано. Постановлением Администрации г.о. Шуя от 21.02.2020 № …ФИО2 привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в неисполнении должностных обязанностей по направлению в установленном порядке уведомления о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов. В соответствии с указанным постановлением ФИО2 указано на необходимость принять меры по устранению выявленных нарушений, урегулированию конфликта интересов. Вопреки принятому работодателем решения, в нарушение абз. 5 п. 2.2 трудового договора, п. 3.1 должностной инструкции директора МУК «Шуйский историко-художественный музей им. М.ФИО4», ФИО2 с 01.01.2009 до настоящего времени допущенные нарушения не устранены, не приняты меры по урегулированию конфликта интересов, указание работодателя о необходимости принятия указанных мер проигнорированы. Принятие решений об установлении надбавок, доплат, осуществлении выплат стимулирующего характера ФИО3 напрямую влияет на финансовое положение подведомственного ФИО2 муниципального учреждения и, с учетом близких родственных отношений, является проявлением личной заинтересованности должностного лица, что обусловлено возможностью получения доходов близким родственником. Нарушения финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения, подведомственного ФИО2, нашли свое отражение в отчете контрольно-счетной комиссии. В 2018 году директор учреждения и его заместитель находились в отпусках одновременно, что является нарушением положений должностных инструкций соответствующих должностных лиц, влечет дезорганизацию работы муниципального учреждения. В рассматриваемом случае личной заинтересованностью является возможность получения дохода или выгоды должностным лицом, к которым в том числе относятся его близкие родственники (супруги), с которыми должностное лицо и его близкий родственник связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Личная заинтересованность должностного лица обусловлена возможностью получения доходов (включая доходы, полученные в виде имущественной выгоды), а также иных выгод. К иным выгодам, в частности, относятся: получение выгод (преимуществ), обусловленных такими побуждениями, как семейственность, заручиться поддержкой в решении какого- либо вопроса, содействие в получении поощрений. Приказом директора МУК «Шуйский историко-художественный музей им. М.ФИО4» ФИО2 от 01.01.2009 № … заведующая общим отделом ФИО3 переведена на должность заместителя директора по организационным вопросам. Данное решение также является проявлением личной заинтересованности, поскольку перевод ФИО3 с должности заведующего общим отделом на должность заместителя директора по организационным вопросам является мерой поощрения, данная должность является руководящей и влечет получение выгод (преимуществ), в том числе связанных с получением большей заработной платы, наделением организационно-распорядительными полномочиями. Заместитель директора по организационным вопросам подчиняется непосредственно директору (п.2 должностной инструкции), что с учетом близкого родства, напрямую влияет на объективность и беспристрастность директора МУК «Шуйский историко-художественный музей им. М.ФИО4» ФИО2 при осуществлении последним своих должностных обязанностей Внесение изменений в штатное расписание МУК «Шуйский историко-художественный музей им. М.ФИО4» в соответствии с приказом директора МУК «Шуйский историко-художественный музей им. М.ФИО4» ФИО2 от 09.01.2020 не устраняет наличие конфликта интересов и не может служить основанием для освобождения последнего от ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства. Несмотря на то, что ФИО2 25.11.2019 ознакомлен лично под роспись с постановлением администрации г.о. Шуя от 30.10.2019 № … «Об утверждении Порядка уведомления руководителями муниципальных учреждений городского округа Шуя о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов», последний не принял мер по исполнению обязанности, возложенной на него работодателем. Принимая во внимание изложенное, с учетом длительного противоправного бездействия ФИО2 по устранению конфликта интересов, исходя из характера и тяжести проступка, обстоятельств, при которых он был совершен, поведения лица, совершившего проступок, его отношения, степени его вины, истец полагает, что постановление администрации г.о. Шуя от 21.02.2020 № … о привлечении ФИО2 к дисциплинарной ответственности в виде выговора является не соразмерным тяжести допущенного проступка, не отвечает принципам законности, неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.о. Шуя, а также третьего лица не заявляющего требований относительно предмета спора - комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений городского округа Шуя - ФИО1 заявленные исковые требования не оспаривал, пояснил, что в Администрацию городского округа Шуя поступило представление Шуйской межрайонной прокуратуры № … от 18.09.2019 «Об устранении нарушений требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в котором Шуйский межрайонный прокурор требовал, в том числе рассмотреть вопрос об освобождении ФИО2 от занимаемой должности в связи с неприятием им мер для предотвращения возможного конфликта интересов. ФИО2, являясь директором муниципального учреждения культуры «Шуйский историко-художественный и мемориальный музей имени М.ФИО4» городского округа Шуя (далее - МУК), надлежащим образом ознакомлен 25 ноября 2019 года с Постановлением от 30.10.2019 г. № …. и Порядком уведомления руководителями муниципальных учреждений городского округа Шуя о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, о чем свидетельствует лист ознакомления с постановлением Администрации г.о. Шуя «Об утверждении Порядка уведомления руководителями муниципальных учреждений городского округа Шуя о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов» № … от 30.10.2019 г. Постановлением от 21.10.2019 г. № …Администрации городского округа Шуя Ивановской области «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов» (далее по тексту - «Постановление № … от 21.10.2019 г.), в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», в целях обеспечения соблюдения требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов, руководствуясь пунктом 11 части 2 статьи 30 Устава городского округа Шуя, Администрацией городского округа Шуя создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов, утверждено Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов. ФИО2 ознакомлен 24 ноября 2019 года с Постановлением от 21.10.2019 г. № … и Положением о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов, о чем свидетельствует лист ознакомления с постановлением Администрации г.о. Шуя «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов» №.. от 21.10.2019 г. При заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов 21.01.2020 года установлено, что ФИО2 с 01.06.2007 года назначен на должность директора муниципального учреждения культуры «Шуйский историко-художественный и мемориальный музей имени М.ФИО4» городского округа Шуя. С 01.01.2009 ФИО2 назначил на должность заместителя директора по организационным вопросам свою супругу ФИО3, занимавшую до этого должность заведующей общим отделом. ФИО2, являясь руководителем, выполняет финансово-хозяйственные функции, распоряжается денежными средствами и имуществом учреждения, обеспечивает выплату в полном размере заработной платы, пособий и иных выплат работникам учреждения, может в отношении сотрудников применять меры дисциплинарного характера и меры поощрения. В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной ФИО2, заместитель директора по организационным вопросам ФИО3 в его отсутствие исполняет обязанности директора, следовательно, выполняет те же функции, исполняя обязанности руководителя, уполномочена подписывать финансовые и иные документы. Учитывая родственные связи, данная ситуация, а также соответствующие полномочия позволяют иметь возможность личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов. Однако, уведомление о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, от ФИО2 в адрес работодателя не поступало. В связи с этим, на основании постановления №… от 21.02.2020 «О привлечении к дисциплинарной ответственности» директору МУК «Шуйский историко-художественный и мемориальный музей имени М.ФИО4» ФИО2 объявлен выговор, указанное постановление вручено ФИО2 21.02.2020 г. лично под роспись. Поступившее в Администрацию г.о. Шуя 06.08.2021 г. от ФИО2 Уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов не может расцениваться как меры принятые на устранение выявленных нарушений антикоррупционного законодательства и конфликт интересов сохраняет по настоящее время поскольку ФИО3 продолжает работать в МУК «Шуйский историко-художественный и мемориальный музей имени М.ФИО4». в подчинении у своего супруга ФИО2 Кроме того, ФИО1 пояснил, что у Администрации г.о. Шуя на момент привлечения ФИО2 к дисциплинарной ответственности в виде выговора и в настоящее время имеются основания в соответствии с п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

В судебном заседании третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО2, также на основании доверенности представляющий интересы третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО3 в удовлетворении заявленных исковых требований просил отказать, полагал их не обоснованными. В судебном заседании пояснил, что сам факт прямого подчинения на работе супругов в муниципальном учреждении не может быть причиной для увольнения и не предусмотрено действующим законодательством. ФИО2 ежегодно подает декларации о доходах на себя и членов своей семьи. ФИО2 исполнил требования ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» по разработке пакета антикоррупционных документов внутри учреждения. Таким образом, признаки правонарушения в действиях ФИО2 как руководителя муниципального учреждения отсутствуют. Из иска Шуйского межрайонного прокурора не следует какие конкретно нарушения норм федерального законодательства были установлены прокуратурой в ходе проверки, а именно в чем конкретно заключаются действия ФИО2 как руководителя муниципального учреждения по ненадлежащему исполнению Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Только в том случае, если при исполнении должностных обязанностей в некоммерческой организации (далее - НКО) в основе неправомерного поведения лица лежит имущественный интерес в значении ГК РФ, ситуация может трактоваться как конфликт интересов. В то же время, должности в муниципальном учреждении не отнесены к должностям, определенным в ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, в связи с чем на них не распространяются ограничения и запреты, установленные для этих лиц. Наличие родственных связей между работниками НКО не приводит к конфликту интересов. А следовательно не имеется обязанности уведомления о конфликте интересов. Только в том случае, если при исполнении служебных или должностных обязанностей в основе неправомерного поведения лица лежит имущественный интерес, ситуация может трактоваться как конфликт интересов. Полагал также, что прокуратурой пропущен срок исковой давности, поскольку оспариваемая сделка произошла в 2009 году.

В судебное заседание, также уведомленные судом надлежащим образом о дате и времени его проведения, не явились: третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО3, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство культуры РФ ранее представил письменные пояснения, в которых указал, что решение по делу оставляют на усмотрение суда, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Одним из центральных направлений современной российской внутренней политики, ориентированной в том числе на повышение качества и эффективности государственного управления, является противодействие коррупции, которая в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 14.11.2013 г. N Пр-2685) названа одной из системных угроз общественной безопасности, существенно затрудняющей нормальное функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В порядке реализации данной задачи наряду с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003 г. (Федеральный закон от 08.03.2006 г. N 40-ФЗ) был принят Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», устанавливающий, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Названный Федеральный закон предусматривает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (часть 1 статьи 11).

При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 11).

В силу ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 ст. 10, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 ст. 10, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Согласно части 3 статьи 11, обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:

1) на государственных и муниципальных служащих;

2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы и Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденных Указами Президента Российской Федерации, соответственно, от 1 апреля 2016 года № 147, от 29 июня 2018 года № 378, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (письмо от 26 июля 2018 года № 18-0/10/П-5146) (далее также - Рекомендации).

В названных методических Рекомендациях раскрываются особенности проведения проверки соблюдения должностным лицом обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, сроки применения юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов и основания для применения взыскания.

Под достаточной информацией, являющейся основанием для проведения такой проверки, понимаются сведения, свидетельствующие о наличии личной заинтересованности при реализации должностным лицом своих полномочий и требующие подтверждения (раздел 2 Рекомендаций).

В разделе 4 Рекомендаций определены условия, при наличии которых имеются основания для применения к должностному лицу взыскания за несоблюдение требований по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.

Определение конфликта интересов, используемое для целей противодействия коррупции, основывается на понятии «коррупция», установленном в статье 1 Федерального закона № 273-ФЗ, и подразумевает извлечение (возможность извлечения) из ситуации конфликта интереса выгоды имущественного характера (материального преимущества). Для целей настоящих методических рекомендациях под иными выгодами понимаются выгоды имущественного характера (материальное преимущество). К иным выгодам, в частности, относятся:

а) получение выгод (преимуществ), обусловленных такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.;

б) ускорение сроков оказания государственных (муниципальных) услуг;

в) продвижение на вышестоящую должность или предоставление более престижного места службы (работы), содействие в получении поощрений и наград, научной степени и т.д.

Так, для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов, первоначально необходимо достоверно установить, а в последующем изложить в докладе о результатах проверки одновременное наличие следующих обстоятельств: наличие личной заинтересованности, фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности, наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.

При этом личной заинтересованностью является возможность получения дохода или выгоды должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, к которым в том числе относятся: его близкие родственники или свойственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), граждане или организации, с которыми должностное лицо и (или) его близкие родственники или свойственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Личная заинтересованность должностного лица обусловлена возможностью получения доходов (включая доходы, полученные в виде имущественной выгоды), а также иных выгод. К иным выгодам, в частности, относятся: получение выгод (преимуществ), обусловленных такими побуждениями, как семейственность, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, содействие в получении поощрений.

При определении наличия личной заинтересованности, которая реализуется посредством получения выгод не самим должностным лицом, а лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, дополнительно также необходимо установить: наличие отношений близкого родства или свойства граждан - получателей выгод с должностным лицом; наличие иных близких отношений между должностным лицом (его близкими родственниками или свойственниками) с гражданами получателями выгод. При этом такие отношения должны носить особый доверительный характер.

Согласно п. 1 устава Муниципальное учреждение культуры «Шуйский историко-художественный и мемориальный музей имени М.ФИО4» (далее - Учреждение) является бюджетным учреждением культуры, учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ Шуя в лице Администрации городского округа Шуя.

В силу п. 6 устава Учреждение возглавляет директор, которого назначает и освобождает от должности Глава Администрации городского округа Шуя. Директор пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штатное расписание в пределах фонда заработной платы, надбавки, доплаты, другие выплаты стимулирующего характера в пределах фонда заработной платы; осуществляет текущие руководство деятельностью учреждения; принимает меры поощрения и налагает взыскания на работников в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Согласно п. 4 устава Учреждения финансирование деятельности и социального развития Учреждения осуществляется за счет средств бюджета городского округа Шуя Ивановской области.

В соответствии с постановлением главы администрации городского округа Шуя от 01.06.2007 № … ФИО2 назначен на должность директора МКУ «Шуйский историко-художественный и мемориальный музей им. М.ФИО4».

Согласно п. 3.1 Должностной инструкции директор Учреждения обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устава учреждения.

Внутренним приказом учреждения от 01.01.2009 № … «О переводе на должность» ФИО2 перевел ФИО3 с которой с 2005 года по настоящее время состоит в зарегистрированном браке, что участниками процесса не оспаривалось, на должность заместителя директора учреждения, занимавшую до этого должность заведующей общим отделом, то есть на должность, замещение которой связано с непосредственной подконтрольностью директору Учреждения.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что согласно условиям трудового договора директор учреждения ФИО2 являясь работодателем по отношению к своей супруге - ФИО3 вправе поощрять и привлекать ее к дисциплинарной ответственности, в его полномочия также входили вопросы размера заработной платы, в том числе премий.

В соответствии с п. 3 Постановления Администрации г.о. Шуя Ивановской области от 30.10.2019 г. №… «Об утверждении Порядка уведомления руководителями муниципальных учреждений городского округа Шуя о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов» руководитель муниципального учреждения обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя) в лице Главы городского округа Шуя о каждом случае возникновения у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Уведомление представляется руководителем муниципального учреждения незамедлительно (не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда ему стало известно о возникновении у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов) в письменном виде (п. 4 Постановления от 30.10.2019 г. № 1240).

Постановлением от 21.10.2019 г. № … Администрации городского округа Шуя Ивановской области «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов» (далее по тексту - «Постановление № … от 21.10.2019 г.), в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», в целях обеспечения соблюдения требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов, руководствуясь пунктом 11 части 2 статьи 30 Устава городского округа Шуя, Администрацией городского округа Шуя создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов, утверждено Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов.

Судом установлено, и не оспаривалось сторонами, что ФИО2 25 ноября 2019 года ознакомлен с Постановлением от 21.10.2019 г. № …и Положением о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов, о чем свидетельствует лист ознакомления с постановлением Администрации г.о. Шуя «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов» № …. от 21.10.2019 г.

Уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, от директора муниципального учреждения культуры «Шуйский историко-художественный и мемориальный музей имени М.ФИО4» городского округа Шуя ФИО2 не поступало и было направлено ФИО2 в Администрацию г.о. Шуя лишь 06 августа 2021 года в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела и поэтому расценивается судом как попытка избежать ответственности за нарушение требований антикоррупционного законодательства.

В соответствии с абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 раздела 3 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов основанием для проведения заседания Комиссии является представление в комиссию материалов, свидетельствующих о несоблюдении руководителем муниципального учреждения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

В Администрацию городского округа Шуя поступило представление Шуйской межрайонной прокуратуры № … от 18.09.2019 «Об устранении нарушений требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в котором Шуйский межрайонный прокурор требовал, в том числе рассмотреть вопрос об освобождении ФИО2 от занимаемой должности в связи с неприятием им мер для предотвращения возможного конфликта интересов.

Состоявшееся заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов оформлено протоколом от 21.01.2020 года.

Основанием для проведения заседания комиссии явились результаты проверки, проведенной Шуйской межрайонной прокуратурой о порядке рассмотрения вопросов, связанных с возникновением конфликтов интересов у лиц, замещающих должности руководителей муниципальных учреждений.

При заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов 21.01.2020 года установлено, что ФИО2 с 01.06.2007 года назначен на должность директора муниципального учреждения культуры «Шуйский историко-художественный и мемориальный музей имени М.ФИО4» городского округа Шуя. С 01.01.2009 ФИО2 назначил на должность заместителя директора по организационным вопросам свою супругу ФИО3, занимавшую до этого должность заведующей общим отделом. ФИО2, являясь руководителем, выполняет финансово-хозяйственные функции, распоряжается денежными средствами и имуществом учреждения, обеспечивает выплату в полном размере заработной платы, пособий и иных выплат работникам учреждения, может в отношении сотрудников применять меры дисциплинарного характера и меры поощрения. В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной ФИО2, заместитель директора по организационным вопросам ФИО3 в его отсутствие исполняет обязанности директора, следовательно, выполняет те же функции, исполняя обязанности руководителя, уполномочена подписывать финансовые и иные документы. Учитывая родственные связи, данная ситуация, а также соответствующие полномочия позволяют иметь возможность личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов. Однако, уведомление о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, от ФИО2 в адрес работодателя не поступало.

По итогам голосования комиссия приняла решение: установить, что директор МКУ «Шуйский историко-художественный и мемориальный музей им. М.ФИО4» ФИО2 не соблюдал требования к служебному поведению и требования об урегулировании конфликта интересов, а также комиссия рекомендовала Главе городского округа Шуя применить к руководителю муниципального учреждения меру ответственности в соответствии с действующим законодательством.

На основании постановления Администрации городского округа №… от 21.02.2020 подписанного Главой городского округа Шуя ФИО6 «О привлечении к дисциплинарной ответственности» директору МКУ «Шуйский историко-художественный и мемориальный музей им. М.ФИО4» ФИО2 объявлен выговор, и указано незамедлительно принять меры по урегулированию конфликта интересов и недопущению его возникновения в дальнейшем.

В ходе рассмотрения дела, судом установлено, что в настоящее время конфликт интересов между директором МКУ «Шуйский историко-художественный и мемориальный музей им. М.ФИО4» ФИО2 с лицом, состоящим с ним в близком родстве, а именно супругой ФИО3 не урегулирован.

Несмотря на перевод ФИО3 29.11.2019 г. с должности заместителя директора, ФИО2 продолжает оставаться работодателем по отношению к своей жене ФИО3 с правом поощрять ее, в том числе материально и привлекать к дисциплинарной ответственности.

Так, в соответствии с п. 9.6 Отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ и оценка обоснованности и законности и расходования бюджетных средств и средств от приносящей доход деятельности, выделенных в 2018 году на оплату труда муниципальному учреждению культуры «Шуйский историко-художественный и мемориальный музей им. М.ФИО4» от 13.02.2019 года в исследуемом периоде в Учреждении на время отпуска директора временно исполняющими его обязанности были назначены главный бухгалтер (в период с 03.05.2018 по 17.05.2018 г.) и старший научный сотрудник (в период с 22.10.2018 г. по 02.11.2018г.). Общий объем доплат работникам за временное исполнение обязанностей на время нахождения его в отпуске составил 4408,16 руб. При этом в штате учреждения предусмотрена должность заместителя директора по организационным вопросам, которой по мнению Контрольно-счетной комиссии, и должен замещать руководителя учреждения в период его отсутствия. Однако локальными правовыми актами Учреждения, в том числе должностной инструкцией указанная обязанность не возложена. Кроме того, согласно представленным к исследованию документам в 2018 году директор учреждения и его заместитель находились в отпусках одновременно.

Указанные факты выявленных нарушений расходования бюджетных средств Учреждения подтвердил, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля председатель Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя ФИО7

При таком положении, при осуществлении возложенных на директора муниципального учреждения полномочий, у него может возникнуть личная заинтересованность в получении супругой материальной выгоды, иных преимуществ, которая может повлиять на надлежащее исполнение обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами муниципального учреждения. Непосредственная подконтрольность близкого родственника, то есть возможность одного из них осуществлять распорядительные полномочия в отношении другого в рамках сложившихся имущественных правоотношений, рассматривается как потенциальный конфликт интересов.

В соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Таким образом, постановление Администрации городского округа № …. от 21.02.2020 «О привлечении к дисциплинарной ответственности» к директору МКУ «Шуйский историко-художественный и мемориальный музей им. М.ФИО4» ФИО2 незаконным, поскольку примененное дисциплинарное взыскание в виде выговора не устраняет конфликт интересов между директором Учреждения ФИО2 и его супругой как сотрудника Учреждения ФИО3

В силу п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

В связи с этим, суд приходит к выводу, что у Администрации городского округа Шуя на момент вынесения вышеуказанного постановления от 21.02.2020 года как у работодателя по отношению к директору МКУ «Шуйский историко-художественный и мемориальный музей им. М.ФИО4» ФИО2 имелись основания для утраты доверия, в связи с не принятием работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

Доводы ФИО2, о том, что сам факт прямого подчинения на работе супругов в муниципальном учреждении не может быть причиной для увольнения и не предусмотрено действующим законодательством, исполнения им требований ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» по разработке пакета антикоррупционных документов внутри учреждения. отсутствие в иске прокурора указаний на конкретные нарушения норм федерального законодательства, не отнесение должности в муниципальном учреждении к должностям, определенным в ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, в связи с этим не распространение на них ограничений и запретов, установленные для этих лиц, не приведение к конфликту интересов наличие родственных связей между работниками некоммерческой организации, а следовательно отсутствие обязанности уведомления о конфликте интересов и только в том случае, если при исполнении служебных или должностных обязанностей в основе неправомерного поведения лица лежит имущественный интерес, пропуск прокуратурой срока исковой давности, поскольку оспариваемая сделка произошла в 2009 году, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и во внимание судом приняты быть не могут.

Иные доводы лиц, участвующих в деле, на выводы суда повлиять не могут.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Шуйского межрайонного прокурора Ивановской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования городского округа Шуя к Администрации городского округа Шуя о признании постановления Администрации г.о. Шуя от 21.02.2020 № …. о привлечении ФИО2 к дисциплинарной ответственности в части объявления выговора незаконным и об обязании Администрации г.о. Шуя расторгнуть трудовой договор с ФИО2, освободив его от занимаемой должности директора МКУ «Шуйский историко-художественный и мемориальный музей им. М.ФИО4» на основании п. 7.1 ст. 81 ТК РФ в связи с утратой доверия по причине непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации городского округа Шуя от 21.02.2020 № …. о привлечении ФИО2 к дисциплинарной ответственности в части объявления выговора.

Обязать Администрацию городского округа Шуя расторгнуть трудовой договор с ФИО2, освободив его от занимаемой должности директора Муниципального учреждения культуры «Шуйский историко-художественный и мемориальный музей имени М.ФИО4» на основании п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с утратой доверия по причине непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Щепетков

Решение в окончательной форме изготовлено 12 августа 2021 года.

Судья В.В. Щепетков