ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1/2021УИД140013-01-2020-000301-64 от 19.01.2021 Кобяйского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-1/2021 УИД 14RS0013-01-2020-000301-64

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п. Сангар 19 января 2021 года

Кобяйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Тимофеева А.И., единолично, при секретаре Гридневой М.Н., с участием

помощника прокурора Кобяйского района Республики Саха (Якутия) Аргунова Т.С.,

представителя ответчика Гоголева А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокуратуры Кобяйского района Республики Саха (Якутия) в интересах муниципального образования к Администрации муниципального образования «Нижилинский наслег» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) об обязании предоставить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и организовать подвоз воды населению МО «Нижилинский наслег» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия),

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Кобяйского района Республики Саха (Якутия) Эверстов Е.Е. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения администрацией МО «Нижилинский наслег» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) требований законодательства о водоснабжении и водоотведении установлено, что на территории МО «Нижилинский наслег» не организован подвоз питьевой воды. По фактам выявленных нарушений прокуратурой района в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени меры по устранению нарушений не приняты.

Просит суд обязать ответчика в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

- предоставить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения, а также результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в питьевых целях, в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.07.2012 г. № 775;

- организовать подвоз воды населению муниципального образования «Нижилинский наслег» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия).

О времени и месте судебного заседания стороны извещены.

В судебном заседании помощник прокурора Аргунов Т.С. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель Гоголев А.Р., не согласившись с требованиями, пояснил, что соответствующая работа проводилась, но на данный момент требования, изложенные в исковом заявлении, не выполнены.

Суд, выслушав помощника прокурора Аргунова Т.С., представителя Гоголева А.Р., изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ) к полномочиям органом государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.

Так, согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п. 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселения могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).

Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Законом Республики Саха (Якутия) от 26.11.2014 г. 1367-З № 291-V «О закреплении за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросов местного значения», принятого постановлением Государственного собрания Ил Тумэн от 26.11.2014 г. № 292-V закреплены за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросы местного значения, предусмотренные п. 4, 41, 5, 6, 7, 7.1, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, следовательно полномочия по водоснабжению и водоотведению закреплены за сельскими поселениями.

В соответствии с ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Согласно п. 47 данных Правил при отсутствии возможности либо подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам водообеспечения, утвержденных данным постановлением.

Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Согласно ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 г. № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок» утвержден порядок организации и проведения экспертиз.

Согласно п. 2 Порядка проведения экспертиз установлено, что санитарно-эпидемиологическое заключение – документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.

В соответствии с п. 18 Административного регламента, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.07.2012 г. № 775 для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявитель предоставляет в Роспотребнадзор (его территориальный орган): заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме установленной в приложении № 3 к Регламенту; результаты эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке.

Устав муниципального образования «Нижилинский наслег» Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия) зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации от 24.07.2007 г. № RU 145233082007001.

Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 5 Устава муниципального образования «Нижилинский наслег» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Таким образом судом установлено, что обеспечение водоснабжением населения относится к компетенции органа местного самоуправления, т.е. Администрации муниципального образования «Нижилинский наслег» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия).

Прокуратурой Кобяйского района Республики Саха (Якутия) проведена проверка исполнения законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения Администрации МО «Нижилинский наслег», по результатам которой выявлено отсутствие централизованного холодного водоснабжения и водоотведения, а также не организован подвоз воды населению. <Дата обезличена> вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Согласно письма Администрации МО «Нижилинский наслег» от 23.11.2020 г. № 529 данные нарушения не устранены.

Как установлено в судебном заседании и как следует из материалов дела, на территории Администрации МО «Нижилинский наслег» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) муниципальным образованием не организован подвоз воды для использования в питьевых и хозяйственно-бытовых целях, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно отзыва Администрации МО «Нижилинский наслег» от 22.12.2020 г. № 596 работы по обеспечению населения водой ведутся, в 2019 г. приобретена автомашина – водовозка, марки ГАЗ-27901, в настоящее время идет процесс получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным требованиям, документы направлены <Дата обезличена>, причиной замедления процесса получения заключения указывают отсутствие круглогодичного транспортного сообщения и карантинными мероприятиями в связи с пандемией COVID-19, утверждены тарифы на подвоз воды. Ориентировочные сроки организации подвоза воды населению с учетом получения разрешительной документации указывают на май 2021 г.

Доводы ответчика указанные в отзыве суд находит необоснованным, поскольку полномочия по обеспечению водоснабжением переданы местному самоуправлению в соответствии с законом Республики Саха (Якутия) от 26.11.2014 г. 1367-З № 291-V «О закреплении за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросов местного значения» с 01.01.2015 г., таким образом у муниципального образования было достаточно времени по организации и обеспечению населения водоснабжением.

Доводы ответчика о том, что документы направлены для проведения экспертизы <Дата обезличена> судом не принимаются, т.к. к копии письма не приложено доказательство о направлении письма адресату.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в питьевых целях и не организован подвоз воды населению муниципального образования.

При таких обстоятельствах исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Прокуратуры Кобяйского района Республики Саха (Якутия) в интересах муниципального образования к Администрации муниципального образования «Нижилинский наслег» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) – удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «Нижилинский наслег» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) обязать ответчика в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

- предоставить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения, а также результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в питьевых целях, в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.07.2012 г. № 775;

- организовать подвоз воды населению муниципального образования «Нижилинский наслег» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия).

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Кобяйский районный суд Республики Саха (Якутия).

Решение окончательно составлено <Дата обезличена>.

Судья п/п Тимофеев А.И.

Копия верна.

Судья: Тимофеев А.И.