ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1/2022 от 13.05.2022 Прикубанского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

дата 13 мая 2022 года

Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего - судьи Хубиева Ш.М.,

при секретаре судебного заседания – Алиеве А.К.,

с участием представителя Черкесова Р.А. – Чагарова Т.С-А.,

представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края – Базиян Д.О.,

представителя Подкумского хуторского казачьего общества Предгорного районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества – ФИО 7

представителя администрации Прикубанского муниципального района КЧР – Узденова М.Э.

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Черкесова Руслана Аксатовича к Подкумскому хуторскому казачьему обществу Предгорного районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества и администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края, управлению имущественных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании результатов межевания недействительными, снятии земельного участка с кадастрового учета, о признании постановления и договора аренды земельного участка недействительными, обязании не чинить препятствий в пользовании земельным участком, возложении обязанности о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границе Карачаево-Черкесской Республики предоставив материалы землеустройства в Управление Росрееста по КЧР

по исковому заявлению администрации Прикубанского муниципального района КЧР к Подкумскому хуторскому казачьему обществу Предгорного районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края и Управлению имущественных и земельных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края о признании результатов межевания недействительными, снятии земельного участка с кадастрового учета и о признании постановления и договора аренды земельного участка недействительными

по встречному исковому заявлению Управления имущественных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края к Черкесову Руслану Аксатовичу о признании межевого плана недействительным, признании границ земельного участка ориентировочными и не установленными и исключении сведений из государственного кадастра недвижимости

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО 3 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит:

- признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером площадью 00.00 кв.м., с адресом: Адрес , в границах муниципального образования Адрес , в 5000 м на северо-запад от ориентира жилой дом по адресу: Адрес ;

- снять с кадастрового учета из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером площадью 832 612 кв.м, с адресом: Адрес , в границах муниципального образования Адрес , в 5000 м на северо-запад от ориентира жилой дом по адресу: Адрес ;

- признать недействительными постановление администрации Предгорного муниципального района Адрес от дата и договор аренды земельного участка от дата сроком на 49 лет с указанием кадастрового номера заключенный между администрацией Предгорного муниципального района Ставропольского края и Подкумским хуторским казачьим обществом Адрес казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества;

- обязать ответчиков администрацию Предгорного муниципального округа Ставропольского края и Подкумское хуторское казачье общество Адрес казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества не чинить препятствия истцу Черкесову Руслану Аксатовичу в пользовании земельным участком площадью 814545 кв.м с кадастровым номером по адресу: Адрес в 2-х км восточнее Адрес , поле ;

- возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики внести сведения в Единый государственный реестр недвижимости о границе Карачаево-Черкесской Республики которая расположена между земельным участком площадью 814545 кв.м с кадастровым номером по адресу: Адрес , в 2-х км восточнее Адрес , поле и земельным участком площадью 1 339 600 кв. м кв.м с кадастровым номером по адресу: Адрес , Адрес , бригада и бывшего СХА к-з "00.00 предоставив материалы землеустройства в Управление Росреестра по КЧР.

В дальнейшем, в рамках настоящего гражданского дела Управление имущественных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального округа Адрес обратилось в суд со встречным исковым заявлением к Черкессову Руслану Аксатовичу в котором просит:

- признать недействительными межевой план, сформированный в отношении земельного участка, имеющего кадастровый ;

- признать границы земельного участка, имеющего кадастровый ориентировочными, не установленными в соответствии с требованиями земельного законодательства, поручив филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по КЧР исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о характерных точках и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером

Также в ходе судебного разбирательства в суд поступило исковое заявление от третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – администрации Прикубанского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики к Подкумскому хуторскому казачьему обществу Предгорного районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края и управлению имущественных и земельных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края в котором истец просит:

- признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером площадью 832 612 кв.м, с адресом: Адрес , в границах муниципального образования Адрес , в 5000 м на северо-запад от ориентира жилой дом по адресу: Адрес ;

- снять с кадастрового учета из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером , площадью 832 612 кв.м, с адресом: Адрес , в границах муниципального образования Адрес , в 5000 м на северо-запад от ориентира жилой дом по адресу: Адрес ;

- признать недействительными постановление администрации Предгорного муниципального района Адрес от дата и договор аренды земельного участка от дата сроком на 49 лет с указанием кадастрового номера заключенный между администрацией Предгорного муниципального района Ставропольского края и Подкумским хуторским казачьим обществом Адрес казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества.

Указанные встречное исковое заявление и исковое заявление третьего лица заявляющего самостоятельные требования были приняты к производству судом.

В судебном заседании представитель истца Черкесова Р.А. – Чагаров Т.С-А. поддержал исковые требования Черкесова Р.А. и администрации Прикубанского муниципального района КЧР в полном объеме по доводам указанным в указанных заявлениях. В удовлетворении встречного искового заявления Управления имущественных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края к Черкесову Руслану Аксатовичу просил отказать в полном объеме в связи с пропуском срока исковой давности, ненадлежащим способом защиты, и предъявлением иска к ненадлежащему ответчику.

Представитель администрации Прикубанского МР КЧР – Узденов М.Э. также поддержал позицию Чагарова Т.С-А. и письменный отзыв по делу администрации Прикубанского МР КЧР, просил удовлетворить исковые требования Черкесова Р.А, и администрации Прикубанского МР КЧР. В удовлетворении встречных исковых требований просил отказать в полном объеме.

Представитель Подкумского хуторского казачьего общества Предгорного районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества – Еременко Д.А. просил удовлетворить встречные исковые требования своего доверителя, в удовлетворении исковых требований Черкесова Р.А, и администрации Прикубанского МР КЧР просил отказать в полном объеме в связи с недоказанностью обстоятельств указанных в исковом заявлении. Также просил передать дело по подсудности в Предгорный районный суд Ставропольского края. Кроме того, полагал, что производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием установленных границ между Ставропольским краем и Карачаево-Черкесской Республикой.

Представитель Министерства имущественных отношений Ставропольского края – Базиян Д.О. – просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием установленных границ между Ставропольским краем и Карачаево-Черкесской Республикой, поскольку спор о границе между субъектами не подсудно районному суду.

Иные лица, участвующие в судебном разбирательства в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещенными. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в связи с их надлежащим извещением.

Выслушав участников судебного разбирательства, допросив эксперта, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (ст. 5 ЗК РФ).

Согласно п. 10 ст. 3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии со ст. 3 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).

Согласно ст. 22 ФЗ 221-ФЗ от 24.07.2007г. (ред. от 27.12.2009) если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены, в том числе, следующие необходимые для кадастрового учета документы - межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

Понятие межевого плана и требования к нему определены ст. 38 названного Федерального Закона согласно которого, в том числе, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков. Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (ст. 39 закона 221-ФЗ).

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве, в том числе аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

В соответствии со статьей 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.

Поскольку в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона, иные нормативные акты, ограничивающие права собственника, применению не подлежат.

В силу части 1 статьи 30 ГПК РФ иски о правах на недвижимое имущество рассматриваются в суде по месту нахождения этого имущества (исключительная подсудность).

К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Как следует из материалов дела и пояснений сторон в судебном заседании, истец ФИО 3 и администрация Прикубанского муниципального района КЧР на основании постановления последнего от дата , заключили договор аренды от дата . земельного участка с кадастровым номером . Срок аренды установлен до дата . Договор прошел государственную регистрацию . за .

Данный земельный участок был сформирован постановлением администрации Прикубанского МР КЧР от и поставлен на кадастровый учет дата

Как пояснил представитель истца Черкесова Р.А – Чагаров Т.С-А. в судебном заседании, с 2011 года истец непрерывно, открыто и добросовестно пользуется указанным земельным участком, обрабатывает указанный земельный участок, производит сельхозработы и выращивает урожай.

В то же время, согласно сведений ЕГРН на территории Предгорного района Ставропольского края имеется земельный участок с кадастровым номером площадью 832612 км.м. который поставлен на кадастровый учет в ГКН дата

Согласно межевого плана земельного участка с кадастровым номером он составлен дата . по заказу ФИО 9 кадастровым инженером ФИО 10

Постановлением администрации Предгорного МР Ставропольского края от дата . утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка, государственная собственность на который не разграничена площадью 832612 кв.м. расположенного по адресу: Адрес , в границах муниципального образования Адрес в 5000 м северо-запад от ориентира жилой дом по адресу: Адрес . Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Согласно представленных материалов данный земельный участок имеет кадастровый .

дата заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером между администрацией Предгорного муниципального района Адрес (арендодатель) и ФИО 9 (арендатор) согласно которого указанный земельный участок передан в аренду ФИО 9 Договор действует по дата и вступает в силу с момента его подписания.

Основанием для заключения данного договора является постановление администрации Предгорного МР Адрес от дата

Также вынесено постановление администрацией Предгорного МР Ставропольского края от дата . о прекращении права аренды земельного участка с кадастровым ФИО 9 При этом конкретных оснований прекращения договора аренды, указанное постановление не содержит. В дальнейшем, соглашением от дата прекращено право аренды по договору от дата . на земельный участок с кадастровым .

Из представленных материалов следует, что земельный участок с кадастровым номером администрацией Предгорного муниципального района Ставропольского края на основании постановления от дата предоставлен Подкумскому хуторскому казачьему обществу Адрес казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества в аренду. В связи с чем, между ними заключен договор аренды от дата . указанного земельного участка сроком на 49 лет.

Согласно заключения кадастрового инженера от дата . земельный участок с кадастровым номером накладывается на земельный участок с кадастровым номером с полным наложением.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (ст. 55 ГПК РФ).

Как следует из ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам (ст. 79 ГПК РФ).

Поскольку по делу необходимы специальные познания судом была назначена по делу землеустроительная судебная экспертиза.

Согласно выводов заключения эксперта от дата . следует, что земельные участки, с кадастровыми номерами дата и дата налагаются друг на друга, при этом имеет место несоответствие границ и общей площади земельного участка с кадастровым номером границе и общей площади земельного участка с кадастровым номером дата , которое обусловлено отсутствием межевых знаков и использованием специалистами различных ориентиров при выполнении геодезических измерений, таких как полевые дороги, лесополосы, особенности рельефа и т.п.

Причиной наложения земельных участков с кадастровыми номерами дата и дата является наложение кадастрового квартала дата Карачаево-Черкесской Республики и кадастрового квартала Ставропольского края. А спорные земельные участки с кадастровыми номерами дата и дата фактически являются одним земельным участком, одновременно учитываемым в двух субъектах Российской Федерации: Карачаево-Черкесской Республике и Ставропольском крае.

Таким образом, для установления органа местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, в юрисдикции которого находится спорный земельный участок, и обладающего правом распоряжаться им, субъектам Российской Федерации Карачаево-Черкесской Республике и Адрес необходимо выполнить правовые и организационные мероприятия, направленные на разрешение территориальных вопросов и согласовать границу между субъектами.

При составлении межевого плана земельного участка с кадастровым номером , составленный 00.00 и земельного участка с кадастровым номером , составленный 00.00 нарушений не установлено.

Земельные участки с кадастровыми номерами по фактическому расположению и по сведениям Единого государственного реестра недвижимости имеют единое место расположения. Границы и общие площади земельных участков с кадастровыми номерами соответствуют их правоустанавливающим документам, материалам землеустроительных, кадастровых и реестровых дел в отношении этих земельных участков, имеющимся в деле. Генеральные планы и документация по планировке не содержат сведений о границах и площадях указанных земельных участков.

При этом эксперт в заключении указал, что границы между Ставропольским краем и Карачаево-Черкесской Республикой не установлены в связи с чем ответить на вопрос о принадлежности спорного участка конкретному субъекту не представляется возможным.

Суд также приходит к выводу, что исходя из материалов дела усматривается, что на дату вынесения настоящего решения граница между Карачаево-Черкесской Республикой и Ставропольским краем в части нахождения спорного земельного участка не установлены. При этом суд не входит в обсуждение прохождения границы между обоими субъектами ввиду отсутствия у суда таких полномочий.

Судом был допрошен эксперт ФИО 11 в судебном заседании. Эксперт показал суду, что из имеющегося объема представленных материалов он не смог прийти к однозначному выводу о принадлежности спорного земельного участка к конкретному субъекту РФ. При этом на вопросы сторон пояснил, что он не знал о существовании дополнительных материалов и не ходатайствовал перед судом о предоставлении дополнительных доказательств и материалов. Также показал, что на момент проведения судебной экспертизы, подтверждено наложение земельного участка с кадастровым на земельный участок с кадастровым . При этом пояснил, что в силу своих профессиональных способностей не сможет в настоящее время ответить однозначно на все вопросы поставленные судом.

Исходя из показаний эксперта данных им в ходе судебного заседания, в совокупности с иными материалами дела, суд критически относится к заключению эксперта от дата поскольку сам эксперт в судебном заседании подтвердил, что им не были в полном объеме затребованы дополнительные материалы по делу, которые могли повлиять на выводы эксперта, и он не сможет в полном объеме ответить на вопросы, поставленные перед ним по настоящему гражданскому делу.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 1 данной статьи).

В соответствии с частью 8, 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, соответствующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер).

Из пункта 3 части 1 статьи 7 данного закона следует, что в государственный кадастр недвижимости вносится описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 64 приказа Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" в реестр объектов недвижимости вносятся, в том числе, следующие сведения о местоположении границы земельного участка: список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат).

Из приведенных положений следует, что принадлежность земельного участка на праве собственности конкретному лицу и в конкретных границах определяется сведениями, внесенными в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственный кадастр недвижимости (ГКН).

Согласно ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;

2) самовольного занятия земельного участка;

3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

2. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона от дата N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего в период постановки на кадастровый учет земельного участка истца и ответчика, нарушение прав смежных землепользователей при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет, является основанием для отказа в проведении кадастрового учета земельных участков.

При этом в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера от дата согласно выводов которого, земельный участок с кадастровым номером практически полностью накладывается на земельный участок с кадастровым номером так же пересекает в северной части границы земельного с кадастровым номером (пастбище Адрес ), площадь пересечения составляет 3,2 га.

Данный вывод кадастрового инженера никем не оспорен. Доказательств обратного суду не представлено. Суд не находит пороков данного заключения и считает его достоверным и относимым доказательством по делу. К заключению также приложен документ подтверждающий полномочия и статус кадастрового инженера.

С учетом изложенного, оценивая в совокупности имеющиеся деле доказательства, полагая их достаточными, принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером имеет наложение одновременно с двумя другими земельными участками, суд приходит к выводу о нарушении норм законодательства при проведении межевых работ земельного участка с кадастровым , поскольку данный земельный участок имеется двойное наложение с другими земельными участками с кадастровым который был поставлен на кадастровый учет ранее, и с кадастровым .

При этом доказательств нарушении при постановке на учет земельного участка с кадастровым и с материалы дела не содержат и сторонами не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о недействительности результатов межевания земельного участка с кадастровым в связи с чем, сведения о данном земельном участке подлежат исключению из ЕГРН.

Ст. 166 ГК РФ предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Таким образом, учитывая, что земельный участок с кадастровым был поставлен на кадастровый учетом с нарушением требований законодательства, в соответствии со ст. 166 ГК РФ договор аренды земельного участка от дата . и постановление администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от дата . также являются незаконными, в силу чего недействительны.

Согласно ст.ст. 304, 305 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. При этом права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

В связи с чем, учитывая, что администрация Прикубанского МР КЧР является собственником, а истец Черкесов Р.А. является арендатором земельного участка с кадастровым исковые требования указанных лиц в части признания результатов межевания земельного участка с кадастровым , снятии данного участка с кадастрового учета из ЕГРН, признании договора аренды от дата . и постановления администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от дата недействительными подлежат удовлетворению, поскольку в таком случае будет восстановлено их нарушенное право.

Суд, выслушав пояснения сторон и материалы дела, приходит к выводу, что ответчиком по первоначальному иску Подкумским хуторским казачьим обществом Предгорного районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества чинятся препятствия истцу Черкесову Р.А. на указанном земельным участком, что подтверждается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела. Также представитель ответчика не отрицает, что ими предпринимались попытки пользования земельным участком. В связи с чем, учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца Черкесова Р.А. об обязании ответчиков не чинить препятствия Черкесову Р.А. в пользовании земельным участком с кадастровым .

При этом, с учетом изложенного, требования истца Черкесова Р.А. в части возложения обязанности на Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики внести сведения в Единый государственный реестр недвижимости о границе Карачаево-Черкесской Республики которая расположена между земельным участком площадью 814545 кв.м с кадастровым номером по адресу: Адрес в 2-х км восточнее Адрес , поле и земельным участком площадью 1 339 600 кв. м кв.м с кадастровым номером по адресу: Адрес , р-н Предгорный, ст-ца Бекешевская, Адрес , бригада и бывшего СХА к-з "00.00 предоставив материалы землеустройства в Управление Росреестра по КЧР не подлежат удовлетворению, поскольку в данном случае данные требования являются ненадлежащим способом защиты и не повлекут восстановления нарушенных прав. Кроме того, истцом ФИО 3, не представлено достаточных доказательств согласно ст. 56 ГПК РФ, в подтверждении данных требований.

Обсуждая доводы встречного искового заявления суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

По смыслу названной нормы, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов заинтересованных лиц. При этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес, действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению. Уполномоченное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенных прав, который определяется спецификой охраняемого права и характером нарушения.

Надлежащим способом считается такой способ защиты прав и законных интересов, который сам по себе способен привести к восстановлению нарушенных прав и отвечает конституционным и общеправовым принципам законности, соразмерности и справедливости.

В силу положений статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Во встречном исковом заявлении истец указывает ответчиком истца по первоначальному иску ФИО 3 При этом заявлены требования о признании недействительным межевой план, сформированный в отношении земельного участка, имеющего кадастровый и признании границы земельного участка, имеющего кадастровый ориентировочными, не установленными в соответствии с требованиями земельного законодательства, поручив филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по КЧР исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о характерных точках и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером

С учетом того, что суд пришел к выводу об аннулировании сведений из ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером , суд, разрешая встречное исковое заявление, считает, что отсутствуют нарушенные права истца, указанные во встречном исковом заявлении которые подлежат восстановлению. Таким образом, с учетом того, что защите подлежит нарушенное право, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения встречного искового требования о признании недействительным межевого плана и соответственно об аннулировании из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым .

Доводы о том, что межевой план не содержит картографического материала не является основания для признания межевого плана недействительным, поскольку изменения в ЗК РФ касаемо включения в состав документов, на основании которых осуществляется образование земельных участок из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории введены в действие Федеральным законом от 23.06.2014 №171-ФЗ, то есть после составления межевого плана и внесения сведений в ЕГРН.

С учетом изложенного, учитывая, что по доводам встречного искового заявления не имеются оснований для признания межевого плана от 30.11.2010г. недействительными, также не имеется основания для исключения указанного земельного участка с кадастровым из ЕГРН, суд не находит оснований для удовлетворения встречного искового заявления.

По встречному исковому заявлению представителем Черкесова Р.А – Чагаровым Т.С-А. заявлено о пропуске срока исковой давности. Обсуждая данное заявление, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Черкесов Р.А. владеет и пользуется на протяжении более 20 лет, в том числе на момент настоящего судебного разбирательства, земельным участком с кадастровым на праве аренды. С учетом чего, суд приходит к выводу, что встречное исковое заявление направлено фактически на истребование его встречным истцом из незаконного чужого владения. Таким образом, к данным правоотношениям применимы положения ст.196 ГК РФ.

В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (ст. 199 ГК РФ).

Встречное исковое заявление подано в суд дата в судебном заседании представитель истца – Чагаров Т.С-А. пояснил, что с даты заключения договора аренды Черкесов Р.А. фактически непрерывно пользуется земельным участим с кадастровым номером путем обрабатывания данного земельного участка сельхозназначения и выращивает на нем урожай. Доказательств обратного суду не представлено.

При этом, учитывая, что встречные исковые требования направлены на оспаривание межевого плана от дата . земельный участок с кадастровым , поставлен на кадастровый учет дата межевые работы проведены в дата ., суд приходит к выводу, что при должной осмотрительности и внимательности истец по первоначальному иску мог узнать о нарушенном своем праве не позднее 22.03.2012г.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обращаясь со встречным исковым заявлением дата (более 6 лет) истец по встречному исковому заявлению пропустил срок исковой давности, что также является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Ходатайство об оплате производства судебной экспертизы ранее удовлетворено и экспертному учреждению выдан исполнительный лист о взыскании расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Черкесова Руслана Аксатовича к Подкумскому хуторскому казачьему обществу Предгорного районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества и администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края, управлению имущественных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края, министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской республики о признании результатов межевания недействительными, снятии земельного участка с кадастрового учета, о признании постановления и договора аренды земельного участка недействительными, обязании не чинить препятствий в пользовании земельным участком, возложении обязанности о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границе Карачаево-Черкесской Республики предоставив материалы землеустройства в Управление Росрееста по КЧР – удовлетворить частично.

- признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером площадью 832 612 кв.м, с адресом: Адрес , в границах муниципального образования Адрес , в 5000 м на северо-запад от ориентира жилой дом по адресу: Адрес ;

- снять с кадастрового учета из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером , площадью 832 612 кв.м, с адресом: Адрес , в границах муниципального образования Адрес , в 5000 м на северо-запад от ориентира жилой дом по адресу: Адрес ;

- признать недействительными постановление администрации Предгорного муниципального района Адрес от дата и договор аренды земельного участка от дата сроком на 49 лет с указанием кадастрового номера заключенный между администрацией Предгорного муниципального района Адрес и Подкумским хуторским казачьим обществом Адрес казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества;

- обязать ответчиков администрацию Предгорного муниципального округа Адрес и Подкумское хуторское казачье общество Адрес казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества не чинить препятствия истцу Черкесову РуслануАксатовичу в пользовании земельным участком площадью 814545 кв.м с кадастровым номером по адресу: Адрес

В удовлетворении исковых требований в остальной части (предъявленных в Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики) – отказать в полном объеме.

Исковое заявление администрации Прикубанского муниципального района КЧР к Подкумскому хуторскому казачьему обществу Предгорного районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края и управлению имущественных и земельных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края о признании результатов межевания недействительными, снятии земельного участка с кадастрового учета и о признании постановления и договора аренды земельного участка недействительными – удовлетворить.

- признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером площадью 832 612 кв.м, с адресом: Адрес , в границах муниципального образования Адрес , в 5000 м на северо-запад от ориентира жилой дом по адресу: Адрес ;

- снять с кадастрового учета из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером площадью 832 612 кв.м, с адресом: Адрес , в границах муниципального образования Адрес , в 5000 м на северо-запад от ориентира жилой дом по адресу: Адрес ;

- признать недействительными постановление администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от дата и договор аренды земельного участка от дата сроком на 49 лет с указанием кадастрового номера заключенный между администрацией Предгорного муниципального района Ставропольского края и Подкумским хуторским казачьим обществом Адрес казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества.

В удовлетворении встречных исковых требований Управления имущественных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного Муниципального округа Ставропольского края к Черкесову Руслану Аксатовичу о признании межевого плана недействительным, признании границ земельного участка ориентировочными и не установленными и исключении сведений из государственного кадастра недвижимости – отказать в полном объеме.

Настоящее решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КЧР через Прикубанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Хубиев Ш.М.

Мотивированное решение изготовлено 25.05.2022г.