ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1/2022 от 18.03.2022 Кувандыкского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2 -1/2022

УИД 56RS0015-01-2021-000961-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кувандык 18 марта 2022 года

Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Новиковой И.М.,

при секретаре Кошелевой М.А.,

с участием представителя истца ФИО1, действующей на основании доверенности,

представителя третьих лиц ФИО2, действующего на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области ФИО4, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в продлении срока приостановления учетно-регистрационных действий, отказе в проведении действий по государственному кадастровому учету и регистрации права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3, от себя лично, а также в качестве уполномоченного общим собранием собственников земельных долей обратился в суд с административным исковым заявлением к государственному регистратору Управления Росреестра по Оренбургской области ФИО4 (далее – государственный регистратор), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее Управление Росреестра по Оренбургской области). В обоснование административного искового заявления указал, что уведомлением государственного регистратора ФИО4 от 22 января 2021 года №, № было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала №, в связи истечением срока приостановления 18 января 2021 года, указанного в уведомлении от 30 июня 2020 года и не устранением причин, приведенных в уведомлениях от 04.12.2020 г. и 18.12.2020 г.

Уведомлением Росреестра по Оренбургской области от 27 января 2021 года было отказано в продлении срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении указанного земельного участка. Считают, что данный отказ является незаконным, так как уже после вынесения решения об отказе в проведении учетно-регистрационных действий от 22 января 2021 года, было отказано в продлении срока проведения учетно-регистрационных действий, что послужило самостоятельным основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета и регистрации права, так как причины приостановления не были устранены в пределах предоставленного до 29 декабря 2020 года срока.

23 декабря 2020 года им в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области подано заявление о продлении срока учетно-регистрационных действий в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала №. В уведомлениях от 24.12.2020 года и 30.12.2020 года № указано на невозможность возобновления государственного кадастрового учета и государственной регистрации со ссылкой на ст. 30 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и невозможности возобновления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права ввиду отсутствия определения Кувандыкского районного суда об отмене мер обеспечения иска от 07.12.2020 года.

27 января 2021 года на его заявление от 23 декабря 2020 года о продлении учетно-регистрационных действий был дан ответ об отказе в продлении срока учетно-регистрационный действий по причине ранее предоставленного срока продления до 29.12.2020 года, однако ФЗ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не содержит условия исключительного однократного продления сроков учетно-регистрационных действий. Кроме того, он был лишен возможности реализовать свое право на устранение имеющихся недостатков, в связи с невозможностью возобновления учетно-регистрационных действий. На протяжении всего периода регистрации у него, как действующего в интересах собственников вновь образованного земельного участка, по вине уполномоченного органа отсутствовала правовая определенность в сроках и порядке устранения недостатков, так как уведомления выносились каждую неделю без вручения и направления или с вручением со значительным опозданием, и каждый раз содержали новые требования для устранения с параллельным уведомлением невозможности возобновления проведения учетно-регистрационных действий. Кроме того, им были устранены все законные причины, послужившие основанием для отказа в проведении учетно-регистрационных действий путем подачи дополнительных документов.

Также документы, представленные на регистрацию в ноябре-декабре 2020 года не содержат противоречий с документами и данными, представленными на регистрацию в 2018 году (утвержденными решением общего собрания от 21.11.2017 года), а являются внесением в них изменений (уточнений) и приведением в соответствие с данными актуальными на дату подачи заявления о постановке на кадастровый учет и регистрации права на 2020 год, так как изменения, решения приняты уполномоченным общим собранием собственников лицом и приравнивается к утверждению его общим собранием, а изменения в списочный состав и изменение площади земельного участка направлены на реализацию прав долевых собственников на образование земельных участков в натуре за счет принадлежащих им долей, что соответствует ст. 209, ст. 247, ст. 252 Гражданского Кодекса РФ, Федеральному закону №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Просит признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области выразившееся в отказе в продлении срока приостановления учетно-регистрационных действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала №. Признать незаконными действия государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области ФИО4, выразившиеся в отказе в проведении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, Кувандыкский район, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала №, документы, для осуществления которого предоставлены в орган регистрации прав с заявлением от 18 февраля 2020 г. №, на основании Уведомления от 27.01.2021 № №.

21.06.2021 ФИО3 уточнил исковые требования, указав, что отказ в продлении срока приостановления учетно-регистрационных действий и отказ в осуществлении учетно-регистрационных действий незаконный по следующим основаниям.

Незаконно отказано в продлении срока проведения учетно-регистрационных действий согласно уведомления от 27.01.2021 года, уже после вынесения решения об отказе в проведении учетно-регистрационных действий от 22.01.2021 года. Это послужило самостоятельным основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета и регистрации права, так как причины приостановления не были устранены в пределах предоставленного до 29.12.2020 года срока (о сроке до 18.01.2021 года уполномоченный орган Заявителя не уведомлял). 23.12.2020 года ФИО3 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области подано заявление о продлении срока учетно-регистрационных действий, согласно которого были указаны вышеизложенные нарушения порядка рассмотрения по существу дополнительных документов представленных на регистрацию.

Согласно Уведомлений от 24.12.2020 года и 30.12.2020 года № указано на невозможность возобновления государственного кадастрового учета и государственной регистрации со ссылкой на ст. 30 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (по надуманным основаниям) и невозможности возобновления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права ввиду отсутствия Определения Кувандыкского районного суда об отмене мер обеспечения иска от 07.12.2020 года (ошибка - Определение от 08.12.2020 года). При том, что Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области являлось административным ответчиком в рамках настоящего административного спора по делу 2а-176/2020 и обладает достаточными процессуальными полномочиями для получения требуемого судебного акта, который в том числе был направлен Кувандыкским районным судом Оренбургской области в адрес административного Ответчика в течение 5 дней с момента принятия Определения от 08.12.2020 года об отмене приостановления учетно-регистрационных действий.

27.01.2021 года ФИО3 на заявление от 23.12.2020 года о продлении учетно-­регистрационных действий был дан ответ об отказе в продлении срока учетно-регистрационный действий по причине ранее предоставленного срока продления до 29.12.2020 года (Уведомление об отказе от 22.01.2021 содержит причину отказа в совершении регистрационных действий - истечения срока представленного до 18.01.2021).

ФЗ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не содержит условия исключительного однократного продления сроков учетно-регистрационных действий, тем более с учетом совпадения периода приостановления судом учетно- регистрационных действий со сроком предоставленного времени продления совпавшим со сроком приостановления по решению Росресстра согласно уведомления от 30.06.2020 г. (представленного по заявлению ФИО3).

То есть в течение срока, на который был продлен срок учетно-регистрационных действий, заявитель был лишен возможности реализовать свое право на устранение имеющихся недостатков, в связи с невозможностью возобновления учетно-регистрационных действий, согласно Уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.

Что является самостоятельным основанием для признания незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области по отказу в продлении срока государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. На протяжении всего периода регистрации у заявителя ФИО3, действующего в интересах собственников вновь образованного земельного участка, по вине уполномоченного органа отсутствовала правовая определенность в сроках и порядке устранения недостатков, на которые уполномоченный орган указал в качестве причин для отказа в осуществлении учетно-регистрационных действий по существу. Требования, которые указывает регистратор ФИО4 противоречат сведениям по выпискам ЕГРН (представленной Управлением Росреестра по Оренбургской области, в том числе сведениям по выпискам ЕГРН с переходом права) на исходный земельный участок и требованиям федерального законодательства. Заявителем ФИО3 были устранены все законные причины, послужившие основанием для отказа в проведении учетно-регистрационных действий путем подачи дополнительных документов, что подтверждается Описями документов, принятыми для оказания государственных услуг с целью устранения причин, приведших к приостановлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. А именно:

- внесены изменения в состав выделяющихся собственников (список дольщиков являющийся приложением № №от 21.11.2017 г.) исключив из состава участников умерших и отказавшихся от права собственности долевых собственников.

- внесены изменения в Проект межевания от 21.11.2017 г. и утвержден новый проект межевания от 29.10.2020 года с изменением состава выделяемых долей и площади земельного участка

- указанные решения (изменения) утверждены Приложением от 29.10.2020 г. к Протоколу общею собрания от 21.11.2017 года, и подписаны ФИО3 как лицом, обладающим полномочиями действовать от имени и в интересах собственников выделяемого земельного участка (представитель Администрации МО Кувандыкский городской округ В.Н. ознакомлен).

- пересечения границ земельного участка №с границами земельного участка № с площадью пересечения 8 571,54 кв.м., устранены кадастровым инженером (документы представлены 07.12 2020 г.).

- наличие заявлений от участников долевой собственности на образование новых земельных участков за счет этих же долей не являться законным основанием для отказа в постановке на кадастровый учет и регистрацию права, так как законным является рассмотрение заявлений и образование земельных участков, поступивших ранее для совершения юридически значимых действий.

Документы, представленные на регистрацию в ноябре-декабре 2020 года (по повторному заявлению от 18.02.2020 года) не содержат противоречий с документами и данными, представленными на регистрацию в 2018 году (утвержденными решением общего собрания от 21.11.2017 года), а являются внесением в них изменений (уточнений) и приведением в соответствие с данными актуальными на дату подачи заявления о постановке на кадастровый учет и регистрации права на 2020 год. Исключение умерших и отказавшихся собственников, уточнение границ и площади выделяемого земельного участка является законным и обоснованным, продиктовано позицией регистрирующего органа в рамках рассмотрения административного спора № 2а-176/2020, это не противоречит требованиям Гражданского Кодекса РФ, Федеральному Закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» №218- ФЗ. Более того изменение численного состава собственников произошло по вине государственного регистратора Управления Росреестра Н.П. Государственный регистратор незаконно прекратила государственный кадастровый учет и регистрацию права общей долевой собственности спорного земельного участка и аннулировала запись о постановке на кадастровый учет (ноябрь 2018 г.). В результате период оспаривания незаконных действий занял два года, за указанный период часть собственников умерли и отказались от принадлежащего им права долевой собственности (Признано вступившим в законную силу решением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 24.09.2020 года по делу № 2а-176/2020). На дату 2018 года поданы заявления от 231 собственников к выделу и площадь участка составляла 6 039,08 га. После приведения в соответствие по актуальным данным на 2020 год - поданы 210 человек и площадь выделяемого земельного участка составляет 5 865,9 га. Уполномоченный орган (Росреестр) не указал способ и порядок устранения причин, послуживших основанием для невозможности проведения учетно-регистрационных действий. Считаем, что способ выбранный заявителем для устранения причин невозможности проведения учетно- регистрационных действий является законным и обоснованным.

Так как изменения, решения приняты уполномоченным общим собранием собственников лицом и приравнивается к утверждению его общим собранием. Так как изменения в списочный состав и изменение площади земельного участка направлены на реализацию прав долевых собственников на образование земельных участков в натуре за счет принадлежащих им долей, что соответствует ст. 209, ст. 247, ст. 252 Гражданского Кодекса РФ, Федеральному закону № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Считают незаконными действия государственного регистратора ФИО4 и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, выразившиеся в отказе в продлении срока приостановления учетно-регистрационных действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала №, документы для осуществления которого предоставлены в орган регистрации прав с заявлением от 18 февраля 2020 г. №, на основании Уведомления от27.01.2021 № №

- в отказе в проведении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, Кувандыкский район, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала №, документы для осуществления которого предоставлены в орган регистрации прав с заявлением от 18 февраля 2020 г. №, на основании Уведомления от 27.01.2021 № №

Считает, что имеет место спор о праве, так как общее собрание как гражданско-правовое сообщество решением общего собрания собственников земельных долей от 21.11.2017 года согласно ст. 14 Федерального Закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приняли решение о выделении из исходного земельного участка с кадастровым номером №: и образовании земельного участка первоначально общей площадью 60390000 кв.м. (Проект межевания от 10.10.2017 г.), после уточнения площади и местоположения земельного участка, общей площадью 58659000 кв.м, и местоположением: Российская Федерация, Оренбургская область, Кувандыкский район, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала№, образованного путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №:, расположенный по адресу: Оренбургская область, Кувандыкский район, СПК им. Ленина, на который кадастровым инженером ФИО5 подготовлен проект межевания от 29.10.2020 года.

Законом за участниками долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения закреплено право на выдел земельных участков в счет принадлежащих им земельных долей. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21,01,20 15 N 1197-0 указано, что положения пункта 1 статьи 13 и пункта 1 статьи 14 Закона N 101-ФЗ. предусматривающие право участника общей долевой собственности на выдел земельного участка в счет своей земельной доли и условия реализации данного права, обеспечивают с учетом специфики этой сферы земельных н имущественных отношений необходимый баланс интересов всех участников общей долевой собственности, а также арендаторов земельного участка.

Считает, что в связи с естественными причинами выбытия из состава лиц части выделяющихся собственников, в связи со смертью или отказом от земельной доли в пользу органа местного самоуправления -это не может являться основанием для отказа в проведении учетно- регистрационных действий Росреестром по постановке на кадастровый учет и регистрацию нрава общей долевой собственности за оставшимися участниками долевой собственности. В обратном случае, при ином толковании, это приведет к нарушению конституционного права реализации права собственности, так как волеизъявление на выдел земельного участка было выражено в полном соответствии с требованиями ст. 14 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Так как право собственности на сельскохозяйственную землю как объект венных прав по своей природе является общей долевой, регистрации права общей долевой собственности происходит по долям в отношении каждого из сособственников, то имеется правовая возможность осуществления кадастрового учета и регистрации права за теми долевыми собственниками, которые выразили такое желание и не отказались от доли на момент проведения учетно- регистрационных действий. В том числе, если Росреестр усмотрит нарушения в отношении каких-либо отдельных долевых собственников, это так же не может являться основанием для отказа в проведении учетно- регистрационных действий в отношении долей в праве общей долевой собственности за надлежащими собственниками в отдельности за каждым и в совокупности на выделяемый земельный участок. Площадь и местоположение вновь образуемого земельного участка могут быть уточнены на момент проведения у четно-регистрационных действий путем внесения изменений в проект межевания. Это позволит реализовать и зарегистрировать законное право общего собрания на выделенный земельный участок (исключая умерших и отказавшихся собственников).

При чем, обращает внимание, что решение общего собрания от 21.11.2017 года было признано законным в силу состоявшихся решений судов апелляционной (Апелляционное Определение Оренбургскою областного суда от 21.11.2019 г.) и кассационной инстанции (Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29.07.2020 года). При чем учетно-­регистрационные действия в 2018 году (когда отсутствовали умершие и отказавшиеся от своего права) по реализации принятых общим собранием 21.11.2017 года, не были проведены по причине незаконных действий Росреестра, что также установлено вступившим в законную решением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 24.09.2020 года по делу № 2а-176/2020.

То есть по причинам, не зависящим от воли участников долевой собственности, долевые собственники решившие выделиться общим массивом не могут реализовать свое законное право. В связи с чем истец просил признать общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 58659000 кв.м. (5865,9 га) и местоположением: Российская Федерация, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала №, образованный путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №:, расположенный по адресу: Оренбургская область, Кувандыкский район, СПК им. Ленина, на который кадастровым инженером подготовлен проект межевания от 29.10.2020 года, признав право общей долевой собственности ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО72, ФИО77, ФИО78, ФИО71, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО90, Карамурзина Рифа Бахитьяновича, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО96, ФИО97, ФИО98, ФИО99, ФИО100, ФИО101, ФИО102, ФИО103, ФИО104, ФИО105, ФИО106, ФИО107, ФИО108, ФИО109, ФИО110, ФИО111, ФИО112, ФИО113, ФИО114, ФИО115, ФИО116, ФИО117, ФИО116, ФИО118, ФИО119, ФИО120, ФИО121, ФИО122, ФИО123, ФИО124, ФИО125, ФИО126, ФИО127, ФИО128, ФИО129, ФИО130, ФИО131, ФИО132, ФИО133, ФИО134, ФИО135, ФИО136, ФИО137, ФИО138, ФИО139, ФИО140, ФИО141, ФИО142, ФИО143, ФИО144, ФИО145, ФИО146., ФИО147, ФИО148, ФИО149, ФИО150, ФИО151, ФИО152, ФИО153, ФИО154, ФИО155, ФИО156, ФИО157, ФИО158, ФИО159, ФИО160, ФИО161, ФИО162, ФИО163, ФИО164, ФИО165, ФИО166, ФИО167, ФИО168, ФИО169, ФИО170, ФИО171, ФИО172, ФИО173, ФИО174, ФИО175, ФИО176, ФИО177, ФИО178, ФИО179., ФИО180, ФИО181, ФИО182, ФИО183, ФИО184, ФИО185, ФИО186, ФИО187, ФИО188, ФИО189, ФИО190, ФИО191, ФИО192, ФИО193, ФИО194, ФИО195, ФИО196, ФИО197, ФИО198, ФИО199, ФИО200, ФИО201, ФИО202, ФИО203, ФИО204, ФИО205, ФИО206, ФИО207, ФИО208, ФИО206, ФИО209, ФИО210, ФИО211, ФИО212, ФИО213, ФИО214, ФИО215 и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности в отношении земельного участка площадью 58659000 кв.м, и местоположением: Российская Федерация, Оренбургская область, Кувандыкский район, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала №, на который кадастровым инженером ФИО5 подготовлен проект межевания от 29.10.2020 года.

Определением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 21 июня 2021 года суд перешел к рассмотрению административного дела по административному исковому заявлению ФИО3, действующего в своих интересах и как лицо, уполномоченное общим собранием собственников земельных долей, к государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области ФИО4, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области кадастра и картографии по Оренбургской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в продлении срока приостановления учетно-регистрационных действий, отказе в проведении действий по государственному кадастровому учету и регистрации права собственности на земельный участок по правилам гражданского судопроизводства с участием следующих сторон и третьих лиц: истца ФИО3, действующего в своих интересах и как лицо, уполномоченное общим собранием собственников земельных долей, ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области ФИО4, третьих лиц - долевых сособственников на стороне истца ФИО3

Определением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 18.03.2022 года исковое заявление ФИО3 к государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области ФИО4, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в продлении срока приостановления учетно-регистрационных действий, отказе в проведении действий по государственному кадастровому учету и регистрации права собственности на земельный участок, признании права общей долевой собственности, на земельный участок общей площадью 58659000 кв.м. (5865,9 га) и местоположением: Российская Федерация, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала №, образованный путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №:, расположенный по адресу: Оренбургская область, Кувандыкский район, СПК им. Ленина, на который кадастровым инженером подготовлен проект межевания от 29.10.2020 года, поданное и подписанное, как уполномоченным лицом от имени вышеназванных долевых сособственников оставлено без рассмотрения, так как подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.

В судебном заседании представитель истца ФИО3 ФИО1, действующая на основании доверенности, просила иск ФИО3 удовлетворить по изложенным в нём доводам, представила суду письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.

Истец ФИО3, представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, государственный регистратор ФИО4, третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства по делу извещены надлежащим образом.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон и третьих лиц, участвующих в деле.

Представитель третьих лиц ФИО216, ФИО62, ФИО138, ФИО119, ФИО66, ФИО94, ФИО81, ФИО15 - ФИО2, действующий на основании доверенностей, просил отказать в удовлетворении иска, так как 20.11.2020 года у ФИО3 закончились полномочия действовать от имени участников долевой собственности. Начиная с этой даты, он не имеет права подавать какие либо документы и заявления в МФЦ (Росреестр), тем более в суд. Полномочий по представлению интересов участников долевой собственности в суде у него и некогда не было.

Признать право общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 58659000 кв.м. (5 865, 9 га) за 214 участниками долевой собственности указанными в исковом заявлении невозможно, так как часть долевых сособственников, а именно: ФИО119, ФИО62, ФИО54, ФИО179, ФИО66, ФИО94, ФИО193, ФИО65, ФИО104, ФИО81, ФИО21, ФИО74, ФИО18, ФИО102, ФИО170, ФИО71, ФИО15, ФИО58, ФИО40, ФИО169, ФИО151, ФИО202, ФИО123, ФИО116, ФИО118, ФИО61, ФИО59, ФИО135, ФИО103, ФИО31 продали свои доли и не являются участниками долевой собственности в земельном участке с кадастровым номером №:.

ФИО156, ФИО158, ФИО159, ФИО167, ФИО167 26.01.2021 выделили в счет своих долей и зарегистрировали права на земельный участок с кадастровым номером № (300га).

Указанные обстоятельства подтверждаются договорами купли-продажи доли в земельном участке, выпиской из ЕРН.

Ответчики Управление Росреестра по Оренбургской области, государственный регистратор Кувандыкского отдела Управления Росреестра по Оренбургской области ФИО4 с иском не согласились, представили письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.

Суд, выслушав представителя истца, представителя третьих лиц, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела №2-25/2019, документы из реестрового дела, приходит к следующему.

Установлено, что 21 ноября 2017 года состоялось собрание участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №: (земельный массив бывшего СПК им. Ленина, с. Сара Кувандыкского района), на котором утвержден проект межевания земельного участка площадью 60390800 кв.м., выделенного в счет земельных долей в праве собственности на исходный земельный участок с кадастровым номером №:, и ФИО3 избран лицом, уполномоченным без доверенности действовать от имени участников общей долевой собственности на данный земельный участок, в том числе, подписывать, сдавать и получать документы при проведении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка и образуемых из него земельных участков. (л.д.105-112, т.4)

Действуя как уполномоченное лицо от имени собственников земельных долей и как собственник своей земельной доли, ФИО3 обратился в Кувандыкский отдел Управления Росреестра по Оренбургской области 18 февраля 2020 года с заявлением № и заявлением № об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права соответственно, подписанные ФИО3, действующим от своего имени и от имени еще двухсот пятнадцати заявителей;

Также были представлены проект межевания земельных участков, подготовленный 10.10.2017г. кадастровым инженером ФИО5 по заявлению заказчика кадастровых работ ООО «Кувандыкская сельскохозяйственная компания и К», и утвержденный общим собранием собственников от 21.11.2017 года и подписанный 21.11.2017г. ФИО3 и начальником Саринского отдела по работе с сельским населением муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области В.Н. (л.д.117-185, т.4); протокол общего собрания от 21.11.2017г. со списком девяносто четырех собственников земельных долей, присутствующих на собрании, являющимся приложением к Протоколу общего собрания от 21.11.2017г.; извещение о созыве общего собрания, опубликованное в газете «Новый путь» от 10.10.2017г. №74; соглашение об определении долей № от 21.11.2017г. со списком собственников в количестве 216 человек; межевой план от 22.01.2020г.; 216 чеков об уплате государственной пошлины на общую сумму 21600,00 руб.

После проведения правовой экспертизы документов государственным регистратором 26.02.2020 г. было подготовлено уведомление о приостановлении учетно-регистрационных действий на срок не более чем три месяца, который истекал 26.05.2020 г., и передано на выдачу заявителю посредством передачи в МФЦ г. Кувандыка по сопроводительному реестру передачи документов в МФЦ от 03.03.2020г., в соответствии с заявленным ходатайством ФИО3 о получении им документов «лично в многофункциональном центре по месту представления документов». (л.д.29, т.7)

В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239, от 28.04.2020 № 294, указами Губернатора Оренбургской области от 17.03.2020 № 112-ук, от 04.04.2020 № 159-ук, от 11.04.2020 № 169-ук, государственным регистратором 26.05.2020г. было принято решение о продлении срока приостановления учетно­-регистрационных действий до 08.07.2020г., на срок приостановления работы государственных органов в связи с пандемией, уведомление вручено истцу 26.05.2020г. (л.д.35, т.7). Данный факт истец подтверждает сведениями в своем заявлении, представленном в орган регистрации с заявлением от 29.06.2020г. о продлении срока приостановления учетно-регистрационных действий. Этим же заявлением истец просит приостановить осуществление учетно-регистрационных действий на срок до 29.12.2020г., данное ходатайство рассмотрено, государственным регистратором и принято решение о приостановлении учетно-регистрационных действий на срок до 29.12.2020г. Уведомление о приостановлении учетно-регистрационных действий передано истцу по сопроводительному реестру в МФЦ от 02.07.2020г. (л.д.37, т.7).

Истцом ФИО3 в целях устранения причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права истцом дополнительно были представлены: заявление о предоставлении дополнительных документов от 20.11.2020г. № от имени ФИО3, действующего в интересах ФИО79 на основании доверенности от 01.11.2017г. № 38-д; межевой план от 20.11,2020г. на электронном носителе; сопроводительное письмо от 09.10.2020г. № ; решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 24.09.2020г. № 2а- 176/2020, соглашение об определении долей от 21.11.2017г.; письмо об уточнение личных данных граждан, выданное Саринским отделом по работе с сельским населением 28.10.2020г. №124;заключение кадастрового инженера от 29.10.2020г.; список умерших правообладателей; приложение к протоколу общего собрания от 29.10.2020г.; проект межевания от 29.10.2020г. Согласно представленному заявлению № от 20.11.2020 истец просил рассматривать представленные документы в качестве правоустанавливающих, умерших людей, и лиц, отказавшихся от земельных долей, в качестве заявителей не рассматривать.

При правовой экспертизе представленных документов, государственным регистратором были выявлены обстоятельства, при которых невозможно выполнить регистрационные действия по постановке на учет спорного земельного участка. 23.12.2020 истцом ФИО3 было представлено заявление № о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении документов, представленных с заявлением №, № от 18.02.2020г. на срок до 23.06.2021г.

В связи с истечением 29.12.2020г. срока приостановления, указанного в уведомлении о приостановлении учетно-регистрационных действий от 30.06.2020г., государственным регистратором 30.12.2020г. принято решение о невозможности возобновления учетно- регистрационных действий в связи с имеющейся актуальной записью о невозможности осуществления учетно-регистрационных действий на основании Определения Кувандыкского районного суда от 26.06.2020г. по административному делу № 2а-176/2020, на срок до снятия ограничений. Уведомление о невозможности возобновления учетно-регистрационных действий отправлено истцу Почтой России 31.12.2020, вручено 08.01.2021г. (л.д.38, т.7).

18.01.2021 г. в орган регистрации поступило определение Кувандыкского районного суда Оренбургской области об отмене мер обеспечения иска, наложенного Определением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 26.06.2020г., в связи с чем, осуществление учетно-регистрационных действий было возобновлено.

В связи с истечением срока приостановления 22.01.2021г. истцу отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, так как в установленный законом срок причины, препятствующие проведению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, не были устранены, дополнительные документы не представлены. Уведомление передано истцу по сопроводительному реестру от 25.01.2021г. в МФЦ, а также отправлено Почтой России 25.01.2021г. (л.д.13-17, т.1).

Заявление ФИО3 от 30.12.2020 о продлении срока приостановления учетно-регистрационных действий уведомлением Управления Росреестра по Оренбургской области от 27.01.2021 года оставлено без удовлетворения, так право на продление было реализовано 29.06.2020 года. (л.д.18-22, т.1).

Действия государственного регистратора об отказе в проведении учетно-регистрационных действий от 22.01.2021 года, об отказе в продлении срока проведения учетно-регистрационных действий согласно уведомлению от 27.01.2021 года, являются законными, исходя из следующего.

Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество, кадастрового учета объектов недвижимости составляют Конституция Российской Федерации, ГК РФ, Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.

Единая процедура регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним вне зависимости от вида недвижимости на момент рассмотрения настоящего гражданского дела была установлена Федеральным Законом №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости, регламентирующим, в том числе и полномочия государственных органов в названной сфере общественных отношений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (пункт 1 статьи 2 Закона о регистрации). Регистрирующий орган проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 1 статьи 13, пункт 2 статьи 16 того же закона).

На основании пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерациипорядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним устанавливается Законом, согласно пункта 3 статьи 29, пункта 1,2 статьи 14 которого, при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу пункта 4 статьи 18 Закона, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

- документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

- иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с п.1 ст. 246 ГК РФ, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

В соответствии с п.1 ст.11.2, п.1 ст.11.4 «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001г. № 136-ФЗ (далее по тексту - ЗК РФ), земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Оборот земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте).

В силу ч.1,2, 6ст.13 Закона об обороте, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4-6 настоящей статьи. Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1. 3, 5 ст.13.1 Закона об обороте, проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также - образуемые земельные участки). Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает. Проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в пункте 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, решением собственника земельной доли или земельных долей. Одновременно с решением общего собрания участников долевой собственности об утверждении проекта межевания земельных участков должно быть принято решение об утверждении перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.

Требования к проекту межевания земельных участков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-­правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Приказом Минэкономразвития России от 03.08.2011 № 388 «Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков» (далее - Требования), а именно, п.4 ч.18 определено, что в состав приложения Проекта межевания, утверждаемого решением собственника земельной доли или земельных долей, включаются, в том числе, заверенные кадастровым инженером копиидокументов, удостоверяющих права на земельную долю или земельные доли, в счет которых выделяется земельный участок.

Из п. 24 указанных Требований следует, что в случае, если выдел земельных участков в счет земельной доли производится на основании решения общего собрания участников долевой собственности, то в реквизите «5» титульного листа Проекта межевания, утвержденного решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения, приводятся реквизиты протокола, подготовленного по результатам указанного собрания, подпись уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления, указанного в п. 10 ст. 14.1 Закона об обороте, с расшифровкой подписи в виде фамилии и инициалов, занимаемой должности, реквизитов документа, подтверждающего его полномочия, и даты подписания.

Согласно ч.6 ст.47 Закона основаниями для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, являются документ или документы, которые подтверждают право собственности на земельную долю или земельные доли и к которым должны быть приложены:

- заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копия протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении проекта межевания земельных участков, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки в случае образования земельного участка на основании решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, проект межевания земельного участка, утвержденный решением общею собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением случая, если ранее этот проект межевания был представлен в орган регистрации прав);

- проект межевания земельного участка, утвержденный решением собственника земельной доли или земельных долей, и заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка;

- соглашение об образовании общей долевой собственности на такой земельный участок или соглашение об образовании обшей совместной собственности на такой земельный участок в случае, если подано заявление о государственной регистрации права обшей собственности на образуемый земельный участок.

Пункт 3 статьи 13 Закона об обороте гласит, что земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется па основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется. Согласно п.4 ст. 13 Закона об обороте, если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

Согласно п.6.7 ст.13.1 Закона об обороте, при подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей (далее также - исходный земельный участок или исходные земельные участки), органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения каждого исходною земельного участка и. если заказчик кадастровых работ не является правообладателем исходного земельною участка или исходных земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до ею утверждения и представить предложения о его доработке. Срок ознакомления с проектом межевания земельных участков не может быть менее чем тридцать дней до дня его утверждения. Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности (пункт 1). Участники общей долевой собственности вправе уполномочить лицо на обращение с заявлением о государственной регистрации прав в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности (подпункт 6 пункта 3). Полномочия такого лица подтверждаются выпиской из протокола общего собрания и могут быть отозваны только по решению общего собрания участников общей долевой собственности (пункт 4).

Полномочия ФИО3 на обращение в регистрирующий орган от имени 231 собственника земельных долей с заявлением о государственном кадастровом учете и регистрации права собственности на земельный участок площадью 60390800 кв.м., образованный из исходного земельного участка с кадастровым номером №:, подтверждены протоколом общего собрания от 21 ноября 2017 года. Срок действия полномочий три года. 26.02.2020 года учетно-регистрационные действия по указанным выше заявлениям государственным регистратором ФИО4 приостановлены в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов.

В целях устранения причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права истцом дополнительно были представлены 20.11.2020 межевой план от 20.11.2020г. на электронном носителе (далее - межевой план); сопроводительное письмо от 09.10.2020г. № ; решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 24.09.2020г. № 2а-176/2020, без отметки суда о вступлении в законную силу; соглашение об определении долей от 21.11.2017г.;письмо об уточнение личных данных граждан, выданное Саринским отделом по работе с сельским населением 28.10.2020г. № ;заключение кадастрового инженера от 29.10.2020г.;список умерших правообладателей; приложение к протоколу общего собрания от 29.10.2020г. (далее - приложение к протоколу); проект межевания от 29.10.2020г.

В ходе проведения правовой экспертизы представленных документов государственным регистратором было выявлено следующее.

В соответствии с межевым планом, дата подготовки которою 18.11.2020г., необходимо поставить на учет вновь образуемый земельный участок №: общей площадью 58659000 кв. м, образуемый в результате выдела в счет земельных долей в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером №:. Исходными данными для проведения кадастровых работ являлись следующие документы: выписка из ЕГРН от 02.10.2017г. № ; кадастровый план территории от 25.04.2018г., извещение от 10.10.2017г. № ;проект межевания от 10.10.2017г.; протокол собрания от 21.11.2017г.;приказ о назначении руководителя или иного уполномоченного лица от 31.12.2015г.;исходные данные от 01.09.2019г.; уведомление Росрссстра от 17.01.2019г. № ;-проект межевания от 29.10.2020г.; решение суда от 24.09.2020г.; приложение к протоколу собрания от 29.10.2020г.

Согласно межевого плана от 18.11.2020г., заключения кадастрового инженера на основании протокола общего собрания от 21.11.2017г., приложения от 29.10.2020г. к протоколу от 21.11.2017г., решения суда от 24.09.2020г. образуется земельный участок площадью 58 659 000 кв. м. Вместе с тем, в соответствии проектом межевания земельного участка от 10.10.2017г. — участники общей долевой собственности на общем собрании 21.11.2017г. утвердили местоположение, состав участников с указанием размеров долей вновь образуемого земельного участка площадью 60 390 800 кв.м.

Таким образом, изменяются согласованные на общем собрании от 21.11.2017г. параметры объекта недвижимости.

В соответствии с представленным приложением от 29.10.2020г. к протоколу общего собрания от 21.11.2017г., подписанным председателем собрания В.Н., секретарем собрания Т.А., и уполномоченным общим собранием собственников земельных долей ФИО3, вносятся изменения в следующие правоустанавливающие документы, представленные с заявлением от 18.02.2020г.:

- в список дольщиков, являющийся приложением к соглашению об определении долей № от 21.11.2017г.,

- в протокол общего собрания от 21.11.2017 г..

- вносятся изменения в Проект межевания от 21.11.2017г. и утверждается новый Проект межевания от 29.10.2020г.,

- принимается решение о продлении полномочий ФИО3 на срок до 21.11.2022г. (л.д.113-116, т.4)

В соответствие с положениями ч.2,3 статьи 13 Закона об обороте земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.

Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.

В соответствие со ст. 14 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности (часть1).

В соответствие с ч. 3 ст. 14 Закона об обороте Участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения:

1) о предложениях относительно проекта межевания земельных участков;

2) об утверждении проекта межевания земельных участков, в том числе, если такой проект содержит сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельной доли или земельных долей, находящихся в муниципальной собственности;

3) об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков;

4) об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков;

5) об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными;

6) о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка, соглашения об установлении сервитута, об осуществлении публичного сервитута в отношении данного земельного участка или соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее - уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 499-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

7) об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности;

8) об условиях установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности;

9) об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами;

10) о заключении соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, об отказе заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд либо о предложениях об изменении условий соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Порядок проведения, а также правила принятия решений общим собранием участников долевой собственности на земельный участок предусмотрены статьей 14.1 Закона об обороте.

Таким образом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 января 2009 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2, 3 и 4 статьи 13 и абзаца второго пункта 1.1 статьи 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в связи с жалобой гражданки ФИО217", федеральный законодатель предоставил общему собранию сособственников право утверждать границы (местоположение) части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, а участнику долевой собственности, пожелавшему выделить свою земельную долю в натуре, - возможность определить в этих границах местоположение выделяемого земельного участка, имея в виду, что общее собрание участников долевой собственности на земельный участок не вправе определить границы части этого земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, в размере меньшем, чем необходимо для удовлетворения требований всех сособственников, изъявивших намерение выделить свои доли в натуре.

Судом установлено, что в соответствии с межевым планом, дата подготовки которого 18.11.2020г., необходимо поставить на учет вновь образуемый земельный участок №: общей площадью 58659000 кв. м, образуемый в результате выдела в счет земельных долей в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером №:. Был представлен проект межевания от 29.10.2020г. (л.д.92-143, т.8);решение суда от 24.09.2020г., и приложение к протоколу собрания от 29.10.2020г.

Таким образом, установлено, что ФИО3 было заявлено о проведении государственной регистрации прав на земельный участок площадью 58 659 000 кв. м. Вместе с тем, в соответствии с проектом межевания земельного участка от 10.10.2017, участники общей долевой собственности на общем собрании 21.11.2017г. утвердили местоположение, состав участников с указанием размеров долей вновь образуемого земельного участка площадью 60 390 800 кв. м. Таким образом, изменяются согласованные на общем собрании от 21.11.2017г. характеристики объекта недвижимости, подлежащего регистрации.

В соответствии с представленным приложением от 29.10.2020г. к протоколу общего собрания от 21.11.2017г., подписанным (ознакомленным, так указано в приложении в графе подпись) председателем собрания ФИО218, секретарем собрания Т.А., и уполномоченным общим собранием собственников земельных долей ФИО3, вносятся изменения в следующие правоустанавливающие документы, представленные с заявлением от 18.02.2020г.:

- в список дольщиков, являющийся приложением к соглашению об определении долей № от 21.11.2017г.,

- в протокол общего собрания от 21.11.2017 г..

- вносятся изменения в Проект межевания от 21.11.2017г. и утверждается новый Проект межевания от 29.10.2020г.,

- принимается решение о продлении полномочий ФИО3 на срок до 21.11.2022г.

Приложение к протоколу общего собрания и проект межевания подписаны начальником Саринского отдела муниципального образования Кувандыкский городской округ В.Н., осуществляющим свои полномочия, переданные ему по Доверенности от 01.11.2017г. № администрацией муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области. В перечень полномочий не включено внесение изменений в протокол общего собрания собственников земельных долей, внесение изменений в соглашение об определение долей, в проект межевания, а также утверждение таких изменений, вместе с тем представитель В.Н. подписывает документ о внесении изменений в правоустанавливающие документы.

Органом регистрации в порядке межведомственного взаимодействия сделан соответствующий запрос, на который был получен ответ № от 08.12.2020г., в котором сообщается, что Доверенностью от 01.11.2017г. №, выданной на срок три года, начальник Саринского отдела по работе с сельским населением был наделен полномочиями представлять интересы администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области по организации и проведению общего собрания, предусмотренными пунктом 10 ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», иные полномочия Доверенностью не переданы.

Состав участников долевой собственности на земельный участок, образованный в порядке, установленном п. 3 ст. 13 Закона об обороте, на основании решения общего собрания участников долевой собственности на исходный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которым утверждены проект межевания образованного земельного участка, и размер их долей в праве общей собственности на него, уполномоченное общим собранием лицо, может быть изменен на основании решения общего собрания участников долевой собственности на исходный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, принятого в соответствии со статьей 14.1 Закона об обороте.

Следовательно, проект межевания земельного участка от 29.10.2020г., и уполномоченное общим собранием лицо на представление интересов участников долевой собственности, в том числе продление срока его полномочий, также должны быть утверждены решением общего собрания участников долевой собственности.

Кадастровые работы по подготовке проекта межевания были начаты 29.10.2020 года. И в тот же день утверждается готовый проект межевания.

В соответствии со ст. 13.1 Закона об обороте, кадастровый инженер обеспечивает собственникам и муниципальному образованию возможность ознакомиться с ним в течение не менее тридцати дней. Однако данный порядок не был соблюден, что послужило возможному не представлению иными участниками долевой собственности возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

Органом регистрации в порядке межведомственною взаимодействия был сделан соответствующий запрос о проведении общего собрания для ознакомления с проектом межевания от 29.10.2020г., ответ, на который от 08.12.2020г. № указывает на то, что собрание участников долевой собственности земельного участка с кадастровым номером №: по вопросу согласования проекта межевания от 29.10.2020 (площадь образуемого участка 58 659 00 кв м). заказчиком которого является ООО «КСК и К» (кадастровый инженер ФИО5), не проводилось.

В соответствии со ст.14 Закона об обороте решение о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка, соглашения об установлении сервитута, об осуществлении публичного сервитута в отношении данного земельного участка или соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее - уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий принимается участниками общей долевой собственности на общем собрании.

Таким образом, суд приходит у к выводу о том, что установленный Законом порядок соблюдён не был. Иных доказательств истцом в судебное заседание не представлено.

Кроме того, установлено, что представленным приложением от 29.10.2020г. к протоколу собрания от 21.11.2017г. вносятся изменения в список собственников земельных долей, являющийся приложением к соглашению об определении долей от 21.11.2017г., в соответствии с которым:

- исключаются из списка следующие дольщики: Ю.М. (размер доли 25,2га), Ф.Ш. (25га), Ф.Г. (25,2га). С.Г. (25га), М.В. (25га). Н.И. (20,83га) - в связи со смертью. Н.Ф. - в связи с отказом от доли, однако в списке к соглашению об определении долей от 21.11.2017г. данные лица отсутствуют, в связи с чем их доли не были включены в проект межевания, соответственно и в выделяемую площадь вновь образуемого земельного участка;-2) включены в список следующие собственники: Т.Л.(50,4га), Р.М.(25,2га), Г.П.(25,2га) - в связи с тем, что они были пропущены;

- доли умерших людей, которые отсутствовали в первоначальном списке, и соответственно в общей площади земельного участка заменяются на основании приложения к протоколу долями уже имеющихся в первоначальном списке собственников (ФИО52, ФИО57, ФИО84. ФИО87, ФИО118, ФИО141.).(л.д.113-116, т.4).

Вместе с тем, заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности от новых собственников не представлены.

Согласно соглашению об определении долей от 27.11.2017г., представленному с заявлением от 18.02.2020г., а также соглашению об определении долей от 27.11.2017г., представленному с заявлением от 20.11.2020 собственники земельных долей заявляют выдел в счет земельных долей, которые были им предоставлены ранее, однако документы, подтверждающие права на эти доли, не представлены, сведений в ЕГРН о государственной регистрации прав на такие доли нет. Также отсутствуют копии правоустанавливающих документов на земельные доли в проекте межевания от 21.11.2017г., в проекте межевания от 29.10.2020г., что нарушает п.4 Требований.

Кроме того, количество собственников, указанных в представленном с заявлением от 20.11,2020г. проекте межевания составляет 212 человек, в представленном с этим же заявлением соглашении об определении долей - 210 человек.

Согласно проекта межевания от 21.11.2017г. и от 29.10.2020г. и соглашения об определении долей от 21.11.2017г., некоторые собственники земельных долей «СПК им. Ленина» выделяют земельный участок в счет долей, полученных в порядке приватизации, каждая в размере 25,2 га, вместе с тем, согласно документам, хранящимся в Кувандыкском отделе Управления Росреестра по Оренбургской области, размер земельной доли «СПК им. Ленина» был изменен Распоряжением администрации Кувандыкского района Оренбургской области от 30.03.1998г. № 101- р с 25,2 га на 25.0 га.

В связи с изложенным, увеличение размера земельной доли и впоследствии осуществление выдела в счет такой доли, а именно 25,2 га вместо 25,0 га, нарушает права иных собственников, не изъявивших желание осуществлять выдел в счет своих оставшихся долей. Иными словами, заявители не имеют права на распоряжение земельными долями в размере 25,2 га. в счет которых выделяется вновь образуемый земельный участок.

Согласно представленным с заявлением от 20.11.2020г. проектом межевания о 29.10.2020г. и соглашению об определении долей выявлены следующие противоречия:

1) ФИО25 - в соглашении указана запись о праве общей долевой собственности №, однако по сведениям ЕГРН такая запись о его праве отсутствует;

2) Т.А. — в соглашении указана запись о праве общей долевой собственности №, однако в ЕГРН такой записи нет;

3) Р.М. в соглашении указана запись о праве общей долевой собственности № по сведениям ЕГРН эта запись погашена 22.09.2009г.;

4) ФИО190 - в соглашении об определении долей и в проекте межевания указано отчество «Бадреевич», по сведениям ЕГРН его отчество указано «Бадриевич».

Данные причины приостановления учетно-регистрационных действий указаны в уведомлении от 04.12.2020г. о невозможности возобновить учетно-регистрационные действия, уведомление передано для вручения административному истцу в МФЦ г. Кувандыка по сопроводительному реестру от 04.12.2020г.

Истцом не были устранены ранее выявленные причины приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, о чем было вынесено уведомление о не устранении причин приостановления учетно-регистрационных действий, уведомление передано административному истцу по сопроводительному реестру в МФЦ от 18.12.2020г. Иные доказательства, опровергающие доводы ответчиков в судебное заседание истцом не представлены.

23.12.2020 истцом было представлено заявление № о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении документов, представленных с заявлением №, № от 18.02.2020г. на срок до 23.06.2021г.

В соответствие с ч.1 ст.30 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав могут быть приостановлены не более чем на шесть месяцев однократно на основании заявления лиц, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона.

Заявление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в рамках ст.30 Закона было представлено истцом ранее 29.06.2020г. №, соответственно, на срок до 29.12.2020г., в связи с чем, повторное представление заявления в порядке ст.30 Закона не предусмотрено, соответственно действия государственного регистратора законны и обоснованы.

Учитывая все указанные сроки, предоставленные истцу для устранения оснований приостановления учетно-регистрационных действий, в установленный законом срок причины, препятствующие проведению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности не были устранены, дополнительные документы не представлены. В связи с истечением срока приостановления 22.01.2021г. ФИО3 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика осуществлены в рамках Федерального Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», оснований для признания действий государственного регистратора выразившихся в отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, продлении срока приостановления учетно-регистрационных действий незаконными не установлено.

Кроме того, при анализе сведений ЕГРН по земельному участку с кадастровым номером №: установлено, что отдельные лица участников долевой собственности по данному рассматриваемому заявлению представили иные заявления на образование земельного участка путем выдела в счет своих земельных долей на земельный участок с кадастровым номером №:. Таким образом, данные участники долевой собственности пытаются в счет одной доли в исходном земельном участке приобрести доли в праве долевой собственности во вновь образованных земельных участках, тем самым превысив ее размер. Часть долевых собственников земельного участка с кадастровым номером №: выделились и зарегистрировали право собственности самостоятельно, часть собственников реализовали свое право путем продажи своих долей, что подтверждается представленными представителем третьих лиц ФИО2 суду договорами купли-продажи земельных долей. То есть уже изменился и качественный и количественный состав выделяющихся собственников по сравнению с решением общего собрания от 21.11.2017 года. В связи, с чем кадастровым инженером 29.10.2020 года был подготовлен проект межевания на земельный участок общей площадью 58659000 кв.м. (5865,9 га) и местоположением: Российская Федерация, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала №, образованный путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №:, расположенный по адресу: ***, который не был утвержден в установленном законом порядке.

Исходя из установленных обстоятельств, в настоящее время утрачено право истца, как уполномоченного лица на осуществление учетно-регистрационных действий по государственному кадастровому учету и регистрации права собственности на земельный участок, признании права общей долевой собственности, на земельный участок общей площадью 60390 800 кв.м. и местоположением: Российская Федерация, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала №, образованный путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №:, расположенный по адресу: ****, СПК им. Ленина в соответствие с проектом межевания от 10.10.2017 года, утвержденного общим собранием собственников земельных долей и утверждены полномочия ФИО3 Более того, срок действия полномочий ФИО3, истек 20.11.2020 года и в установленном законом порядке не продлялся. При таких обстоятельствах исковые требования ФИО3 удовлетворению не подлежат в полном объеме заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО3 к государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области ФИО4, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в продлении срока приостановления учетно-регистрационных действий, отказе в проведении действий по государственному кадастровому учету и регистрации права собственности на земельный участок, признании права собственности отказать в полном объеме заявленных требований.

Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.М. Новикова

Решение в окончательной форме изготовлено 30.03.2022 года.

Судья: И.М. Новикова