ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1/2022 от 23.03.2022 Суровикинского районного суда (Волгоградская область)

№ 2-1/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Суровикино Волгоградской области 23 марта 2022 г.

Суровикинский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи Е.В. Некрасовой,

при секретаре судебного заседания Е.Б. Минаевой,

с участием ответчика А.А. Рындина,

представителя ответчика Т.А. Беловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного казённого учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения к Рындину А.А. о взыскании ущерба, причинённого автомобильным дорогам при перевозке тяжеловесного груза,

УСТАНОВИЛ:

Государственное казённое учреждение Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения (до переименования - ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан, далее по тексту ГКУ РБ ЦОДД) обратилось в суд с иском к Рындину А.А. о взыскании суммы причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза. Основанием для обращения в суд послужило то, что 8 апреля 2016 г. при осуществлении весового контроля на 112 км Уфа-Бирск-Янаул сотрудниками государственной инспекции безопасности дорожного движения совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан было произведено взвешивание транспортного средства седельного тягача грузового марки Вольво, регистрационный знак , с полуприцепом марки Латре, регистрационный знак , принадлежащего ФИО4 и ФИО5, под управлением водителя Рындина А.А.. Факт принадлежности транспортных средств ответчикам подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства на тягач 61 24 , на полуприцеп 61 13 . Однако в ходе рассмотрения дела в Новочеркасском городском суде Ростовской области решением от 5 декабря 2018 г. по делу № 2-3466/2018 было установлено, что между ФИО4 и Рындиным А.А. был заключен договор аренды транспортного средства. Истцу копия настоящего договора не передавалась.

Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-П весы автомобильные электронные портативные) фирмы ТЕНЗО М, модификации (модель) ВА-20П, заводской номер № 40650. Данные весы признаны пригодными к применению и поверены 24 марта 2016 г., что удостоверено оттиском поверительного клейма на весовое оборудование в паспорте на весовое оборудование, свидетельство поверке 7/695, что подтверждает достоверность результатов взвешивания.

В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, предусмотренного ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ.

По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт № 173 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 8 апреля 2016 г. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан составила 1243828 рублей. Указанная сумма в добровольном порядке в десятидневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была.

ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан направила претензионное письмо № 4696 от 6 июня 2016 г. о необходимости уплаты суммы ущерба, однако ответ получен не был, денежные средства в возмещение ущерба также уплачены не были. Общая сумма иска, таким образом, составляет 1243828 рублей.

Истец просит взыскать с Рындина А.А. в пользу бюджета Республики Башкортостан сумму ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан, в размере 1243828 рублей 00 копеек согласно акту № 173 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 8 апреля 2016 г.

Истец – представитель ГКУ РБ ЦОДД в судебное заседание не явился, высказав в исковом заявлении просьбу о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержав заявленные требования. В письменном объяснении истцом указано, что по поводу предоставления доказательств установки по пути следования транспортного средства Рындина А.А. временных дорожных знаков, запрещающих движение тяжелого транспорта; разрешение на установку и демонтаж, а также согласование мест расположения дорожных знаков «3.12», сведения о датах установки и демонтажа каждого знака «3.12» по маршруту движения транспортного средства Рындина А.А.; подробный маршрут движения транспортного средства Рындина А.А. с указанием начальной и конечной точки движения по дорогам с временным ограничением для движения тяжелого транспорта, поясняет, что в соответствии с пунктом 2.1 статьи 30 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельно Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Росс Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ), временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 г. «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального межмуниципального, местного значения» утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 1.2-1.5 Порядка акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан или подведомственными ему организациями.

Так, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 г. № 1321-р на автомобильных дорогах республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 по 30 апреля 2016 г. было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению.

В п. 2.2. раздела 2 вышеуказанного Постановления сказано, что, при издании акта о введении ограничения уполномоченные органы обязаны за 30 дней до начала введения временных ограничения или прекращения движения информировать пользователей автомобильными дорогами путем размещения на сайтах в сети Интернет, а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений, а также о возможных маршрутах объезда.

Во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 г. № 1321-р информация о введении временного ограничения движения с 1 апреля 2016 г. по 30 апреля 2016 г. была опубликована на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан: infoaprb@,bashkortostan.ru. Также информация о введении временного ограничения движения была опубликована в газете «Республика Башкортостан» от 05 февраля 2016 г. под № 13(28498).

Распоряжением Правительства РБ от 28 апреля 2016 г. № 434-р в п.1 Распоряжения Правительства РБ от 27 ноября 2015 г. № 1321-р внесены изменения, а именно временное ограничение движения транспортных средств продлено по 10 мая 2016 г.

Тем более что крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны перевозится с учетом требований Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, Правил перевозки грузов и дополнительных требований, изложенных в названной Инструкции, а также требований, указанных в разрешении на перевозку груза, являясь участником дорожного движения, водитель в силу п. 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации обязан соблюдать требования названных Правил, следовательно, то, что водителю не было известно о существовании временных ограничений, введенных с 01 апреля 2016 г. по 30 апреля 2016 г. не освобождает его от ответственности.

Отсутствие у ответчика информации о введении временного ограничения движения не является основанием для освобождения его от ответственности, поскольку он осуществляет предпринимательскую деятельность на профессиональных началах и самостоятельно несет риск наступления неблагоприятных последствий, вызванных не совершением им определенных действий. К тому же при той минимальной степени разумности и осмотрительности, какие требуются от любого участника гражданских правоотношений, учитывая ежегодное введение ограничений в период весенней распутицы, ответчик мог и должен был знать об установленных ограничениях.

По вопросу размещения временных дорожных знаков истец поясняет, что установка дорожных знаков, временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на ось на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения обеспечивается ГКУ УДХ РБ (распоряжение Правительства РБ от 15 февраля 2013 г. № 166-р, автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящиеся к государственной собственности РБ, за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, утвержденному Постановлением Правительства РБ от 02 февраля 2012 г. № 28).

В период весенней распутицы с 1 апреля 2016 г. по 30 апреля 2016 г. на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 г. № 1321-р и согласно п. 4.1.19 Государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования РБ регионального и межмуниципального значения на 2016-2017 гг. № 3261-15 от 11 января 2016 г. ОАО «Башкиравтодор» установлены дорожные знаки 3.12 «ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства».

ГКУ Служба весового контроля РБ (ГКУ РБ ЦОДД) направила запрос в ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ (ГКУ УДХ РБ) о предоставлении сведений об установке и демонтаже временных дорожных знаков на период временного ограничения движения в 2016 г.

29 февраля 2016 г. ГКУ УДХ РБ направило в адрес ОАО«Башкиравтодор» письмо (исх. № 07/621) об установке дорожных знаков во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 г. № 1321-р в срок до 31 марта 2016 г.

17 марта 2016 г. ГКУ УДХ РБ направило письмо № 07/907 в ОАО«Башкиравтодор», к которому приложена схема расстановки дорожных знаков 3.12. и знаков дополнительной информации 8.20.1. и 8.20.2. на примыканиях и пересечениях автомобильных дорог.

Также установка временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузку на ось, подтверждается актами на установку (демонтаж) дорожных знаков: копией акта на установку (демонтаж) дорожных знаков от 31 марта 2016 г., выданным Татышлинским ДРСУ; копией акта на установку (демонтаж) дорожных знаков от 31 марта 2016 г., выданным Янаульским ДРСУ; копией акта на установку (демонтаж) дорожных знаков от 01 апреля 2016 г., выданным Благовещенским ДРСУ; копии акта на установку (демонтаж) дорожных знаков от 01 апреля 2016 г., выданным Бураевским ДРСУ.

Считает, что обязательства по обеспечению установки временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства, на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения ГКУ УДХ РБ исполняет надлежащим образом.

Более того, в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона об автомобильных дорогах в случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов. Данная норма не возлагает на уполномоченные органы организации объездов в случае принятия решений о временных ограничениях в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий. Кроме того, сам по себе факт того, что водитель не видел дорожные знаки, указывающих на ограничения веса транспортных средств, не освобождает ответчика от необходимости по соблюдению установленных законодательством ограничений движения транспортных средств, вес которых превышает установленные нормативы.

В свою очередь, ответчик не предоставляет надлежащих доказательств того, знаки установлены не были. Следовательно, данный довод ответчика истец считает голословным и не имеющим под собой доказательной базы.

Истец предоставляет протокол 02 АР от 8 апреля 2016 г. об административном правонарушении в отношении водителя (он же и ответчик) Рындина А.А., подтверждающий факт нарушения пп. 23.5 Правил дорожного движения - невыполнение требований дорожного знака, запрещающего движение транспортного средства, нагрузка на ось которого превышает вес, указанный на дорожном знаке, суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорном участке дороги также были установлены временные знаки, ограничивающие движение транспортных средств.

Согласования мест расположения дорожных знаков «3.12» истцом не представлено. Согласно письму № 27/4-4884 от 15 июня 2017 г. МВД РФ информировало ГКУ УДХ РБ о том, согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции» в обязанности Госавтоинспекции МВД РФ не входит рассмотрение проектов, схем планировочной организации. Таким образом, Госавтоинспекция МВД РФ не согласовывает установку временных дорожных знаков.

По поводу подробного маршрута движения транспортного средства Рындина А.А. с указанием начальной и конечной точки движения по дорогам с временным ограничением для движения тяжелого транспорта, истец поясняет, что на основании акта № 173 от 8 апреля 2016 г. произведен расчет вреда, причиненного автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения. Наименование дороги (участок), по которой следовало транспортное средство, определяется из маршрута движение (г. Пермь - г. Таганрог) так, чтобы попасть из пункта отправления до пункта прибытия необходимо проехать по дорогам регионального и (или) межмуниципального значения РБ, при этом берется самый короткий путь следования.

Длина участка, влияющая на размер вреда, определяется пройденным путем по установленной дороге согласно картографии до дислокации Передвижного пункта весового контроля № 10 (ППВК № 10). Истцом протяженность пройденного расстояния и наименование автодорог определяется согласно путевому листу, транспортной накладной, либо в отсутствие указанных документов - со слов водителя транспортного средства, в которых указан маршрут движения. При расчете причиненного ущерба берется путь от точки следования до точки назначения в соответствии с перечнем дорог, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2 февраля 2012 г. № 28 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения», в котором региональная автодорога Бураево - Старобалтачево-Куеда имеет идентификационный номер 80 ОП РЗ 80К-005, автодорога Уфа - Бирск-Янаул - 80 ОП РЗ 80К-029, Западный обход г. Уфы - 80 ОП РЗ 80К-025.

Транспортным средством ответчика был причинен ущерб следующим автомобильным дорогам: Бураево-Старобалтачево-Куеда - 98 км, Уфа-Бирск-Янаул - 92 км, Западный обход г. Уфы - 28 км, итого: 98 +92+28=218 км.

В акте № 173 от 8 апреля 2016 г. в п. 4 указан и маршрут движения транспортного средства ответчика по территории Республики Башкортостан и пройденное расстояние - 218 км.

Ответчик не представил в материалы дела контррасчет маршрута, пройденного транспортным средством, не предоставляет документы, подтверждающие иной маршрут движения.

Исходя из части 1 статьи 56 ГПК РФ, обязанность по доказыванию невиновности в причинении вреда и наличия оснований для освобождения от гражданской правовой ответственности в виде возмещения ущерба, причиненного при движении автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения при перевозке тяжеловесного груза, лежит на ответчике.

Ответчик Рындин А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, пояснил, что в акте № 173 много неясностей, так как указано, что он ехал по одной дороге, прицеп – по другой дороге. По третьей дороге он не передвигался. Перегруза у него не было. При составлении акта должностные лица разговаривали по-башкирски. Акт он не подписывал. Дорожных знаков об ограничении движения не было, знаки о наличии пункта весового контроля не устанавливались. Поэтому ему не было известно, что дороги закрыты. Не оспаривает, что 8 апреля 2016 г. он управлял транспортным средством, указанным в акте.

Представитель ответчика Белова Т.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что основное доказательство причинения ущерба – акт № 173 от 8 апреля 2016 г. является недопустимым доказательством, так как судебной экспертизой установлено, что подпись в акте выполнена не Рындиным А.А., а другим лицом. Указанные в акте дороги параллельны, нет доказательство того, что истец выбрал кратчайший путь, что по этим дорогам проехал Рындин А.А.. При управлении транспортным средством Рындиным А.А. не допущено перегруза. Таким образом, не имеется оснований для удовлетворения исковых требований.

Выслушав ответчика и его представителя, исследовав письменные доказательства по гражданскому делу, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 Гражданского кодекса РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).

Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257 от 8 ноября 2007 г. в случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.

Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи (часть 2 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 г.).

В соответствии с пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» тяжеловесный груз - это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2 к указанному постановлению.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 г. № 50 «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения» утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения.

В соответствии с пунктами 1.2-1.5 Порядка акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в республике Башкортостан или подведомственными ему организациями.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 г. № 1321-р на автомобильных дорогах Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 апреля по 30 апреля 2016 г. было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2, 3 к данному распоряжению.

Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.

Согласно пункту 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Приказом Минтранса РФ от 27 апреля 2011 г. № 125 утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля.

В соответствии с пунктом 2.2.2 Порядка на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог (пункт 2.2.2.1.2).

Как установлено судом и подтверждено материалами гражданского дела, 8 апреля 2016 г. при осуществлении весового контроля на 112 км автодороги Уфа-Бирск-Янаул сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан было произведено взвешивание транспортного средства седельного тягача грузового марки Вольво, государственный регистрационный знак , с полуприцепом марки Латре, государственный регистрационный знак РМ7962/61, принадлежащего ФИО4 и ФИО5, под управлением водителя Рындина А.А..

Из акта № 173 от 8 апреля 2016 г. о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось усматривается, что 8 апреля на ППВК № 10 на 112 км а/д Уфа-Бирск-Янаул в результате проведения весового контроля был установлен факт перевозки груза транспортным средством седельным тягачом грузовым марки Вольво, государственный регистрационный знак , с полуприцепом марки Латре, государственный регистрационный знак , собственниками которого являются ФИО4, ФИО5, под управлением водителя Рындина А.А., следующего по маршруту движения Пермь-Таганрог; а/д Бураево-Старобалтачево-Куеда->а/д Уфа-Бирск-Янаул->а/д Западный обход г. Уфа с пройденным расстоянием по региональным и межмуниципальным дорогам РБ км – 218, с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства. Специальное разрешение на перевозку тяжеловесного груза у водителя отсутствовало. Акт подписан водителем Рындиным А.А..

Из заключения эксперта № СЭ 289-01-12/21РО от 9 марта 2022 г., выполнившего судебную почерковедческую экспертизу, следует, что подписи от имени Рындина А.А. в акте № 173 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 8 апреля 2016 г. выполнены не Рындиным А.А., а другим лицом.

Вместе с тем, суд полагает, что акт № 173 от 8 апреля 2016 г. является допустимым доказательством размера причинённого ущерба, так как Рындин А.А. 8 апреля 2016 г. действительно передвигался на транспортном средстве Вольво с прицепом Латре по дорогам Республики Башкортостан, что им не оспаривалось, о чём также свидетельствует фотография регистрационного знака в акте, а также составленный в отношении Рындина А.А. протокол 02 АР об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 12.21 КоАП РФ. Взвешивание производилось на весах автомобильных электронных портативных ВА-П, фирмы ТЕНЗО М, модификации (модель) ВА-20П, заводской номер № 40650, которые поверены 24 марта 2016 г., что удостоверено оттиском поверительного клейма на весовое оборудование в паспорте на весовое оборудование. Следовательно, не имеется оснований полагать о недостоверности результатов взвешивания 8 апреля 2016 г. транспортного средства – седельного тягача грузового марки Вольво, государственный регистрационный знак А233РС161, с полуприцепом марки Латре, государственный регистрационный знак РМ7962/61.

Довод ответчика Рындина А.А. о недостоверном маршруте движения транспортного средства, указанном в акте № 173, суд считает несостоятельным на основании следующего. Как указано истцом, наименование дороги (участок), по которой следовало транспортное средство, определяется из маршрута движения г. Пермь - г. Таганрог, чтобы попасть из пункта отправления до пункта прибытия необходимо проехать по дорогам регионального и (или) межмуниципального значения РБ, при этом берется самый короткий путь следования. Длина участка, влияющая на размер вреда, определялась пройденным путём по установленной дороге согласно картографии до дислокации Передвижного пункта весового контроля № 10 (ППВК № 10). Истцом протяженность пройденного расстояния и наименование автодорог определялась согласно путевому листу, транспортной накладной, либо в отсутствие указанных документов - со слов водителя транспортного средства, в которых указан маршрут движения. При расчете причиненного ущерба во внимание принимается путь от точки следования до точки назначения в соответствии с перечнем дорог, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2 февраля 2012 г. № 28 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения», в котором региональная автодорога Бураево - Старобалтачево-Куеда имеет идентификационный номер 80 ОП РЗ 80К-005, автодорога Уфа - Бирск-Янаул - 80 ОП РЗ 80К-029, Западный обход г. Уфы - 80 ОП РЗ 80К-025. В акте № 173 от 8 апреля 2016 г. в пункте 4 указан маршрут движения транспортного средства под управлением Рындина А.А. по территории Республики Башкортостан, а именно по автомобильным дорогам: Бураево-Старобалтачево-Куеда - 98 км, Уфа-Бирск-Янаул - 92 км, Западный обход г. Уфы - 28 км, таким образом, пройденное расстояние составило: 98 +92+28=218 км.

Поскольку ответчиком суду не предоставлен другой расчёт маршрута, пройденного транспортным средством, документы, подтверждающие иной маршрут движения, в частности, путевой лист, транспортная накладная, отсутствуют, то для определения расстояния, которое транспортное средство Рындина А.А. проделало по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Башкортостан, суд принимает сведения, изложенные в акте № 173 от 8 апреля 2016 г.

Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 5 декабря 2018 г. отказано в удовлетворении исковых требований ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан» к ФИО4, ФИО5 о взыскании ущерба, причинённого автомобильным дорогам общего пользования при перевозке тяжеловесного груза, в размере 1243828 рублей на том основании, что 1 ноября 2015 г. между Рындиным А.А. и ФИО4 заключён договор аренды транспортного средства Вольво, государственный регистрационный знак А233РС161, на срок до ДД.ММ.ГГГГ, единственным лицом, допущенным к управлению транспортным средством, являлся Рындин А.А., который в судебном заседании подтвердил то, что являлся арендатором транспортного средства, в связи с этим судом был сделан вывод о том, что надлежащим владельцем транспортного средства 8 апреля 2016 г. являлся Рындин А.А., в связи с чем ФИО4 и ФИО5 признаны ненадлежащими ответчиками.

Согласно представленному истцом расчету размера вреда, причиненного автомобильным дорогам, согласно акту № 173 от 8 апреля 2016 г., размер ущерба, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам при перевозке тяжеловесного груза, составил 1243828 рублей.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 166-р от 15 февраля 2013 г. закреплены автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящиеся к государственной собственности Республики Башкортостан, за государственным казенным учреждением Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан на праве оперативного управления согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, утвержденному Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2 февраля 2012 г. № 28.

Как следует из соглашения о распределении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан от 27 ноября 2012 г., заключенному между ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан и ГКУ «Служба весового контроля Республики Башкортостан», утвержденного председателем государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, ГКУ «Служба весового контроля Республики Башкортостан» принимает на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2 февраля 2012 г. № 28 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения».

Как следует из подпункта «а» пункта 1.1 Соглашения ГКУ «Служба весового контроля Республики Башкортостан» принимает предусмотренные пунктом 2.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27 апреля 2011 г. №125, по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов.

Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования республики Башкортостан осуществляется на пунктах весового контроля, оснащенных весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме. Результатом взвешивания является определение весовых параметров транспортного средства (полной массы и нагрузки на ось транспортного средства), на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами, установленными распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 г. № 1321-р или указанными в специальном разрешении.

Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 27 апреля 2011 г. № 125.

Согласно части 9 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В Республике Башкортостан размер вреда определен постановлением Правительства республики Башкортостан от 1 марта 2010 г. № 59 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения». Данным постановлением утверждается размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.

Таким образом, судом установлен факт перевозки Рындиным А.А. на транспортном средстве седельном тягаче грузовом марки Вольво, государственный регистрационный знак А233РС161, с полуприцепом марки Латре, государственный регистрационный знак РМ7962/61, тяжеловесного груза с нарушением требований по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства без специального разрешения на перевозку и платы за провоз.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 50 от 22 февраля 2012 г. О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения.

Согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан № 1321-р от 27 ноября 2015 г. с 1 по 30 апреля 2016 г. было введено временное ограничение движения транспортных средств с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения; установлены на период временного ограничения движения в весенний период предельно допустимые значения нагрузок на оси транспортного средства в соответствии с приложениями № 1, № 2 и № 3 к настоящему распоряжению; государственному казенному учреждению Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан поручено обеспечить установку временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства, на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения.

В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, утвержденным постановлением Правительства республики Башкортостан от 2 февраля 2012 г. № 28, автомобильные дороги Бураево – Старобалтачево-Куеда с идентификационным номером 80 ОП РЗ 80К-005, Уфа-Бирск-Янаул с идентификационным номером 80 ОП РЗ 80К-029, Западный обход г. Уфы с идентификационным номером 80 ОП РЗ 80К-025 относятся к дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения. Следовательно, на них распространялось временное ограничение движения транспортных средств, введенное с 1 по 30 апреля 2016 г.

Во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 г. № 1321-р информация о введении временного ограничения движения с 1 апреля 2016 г. по 30 апреля 2016 г. была опубликована на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан: infoaprb@,bashkortostan.ru. Также информация о введении временного ограничения движения была опубликована в газете «Республика Башкортостан» от 05 февраля 2016 г. под № 13(28498).

В период с 1 апреля 2016 г. по 30 апреля 2016 г. на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 г. № 1321-р и согласно п. 4.1.19 Государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования РБ регионального и межмуниципального значения на 2016-2017 гг. № 3261-15 от 11 января 2016 г. ОАО «Башкиравтодор» установлены дорожные знаки 3.12 «ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства».

Также установка временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузку на ось, подтверждается копией письма ГКУ УДХ РБ от 29 февраля 2016 г. исх. № 07/621 в адрес ОАО«Башкиравтодор» письмо об установке дорожных знаков во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 г. № 1321-р в срок до 31 марта 2016 г., копией письма ГКУ УДХ РБ от 17 марта 2016 г. № 07/907 в ОАО«Башкиравтодор» о схеме расстановки дорожных знаков 3.12. и знаков дополнительной информации 8.20.1. и 8.20.2. на примыканиях и пересечениях автомобильных дорог; копиями актов на установку и демонтаж временных дорожных знаков от 31 марта 2016 г. и от 11 мая 2016 г., в том числе на автомобильной дороге Бураевой – Старобалтачево - Куеда дорожных знаков 3.12, 8.20 на 98 км + 200 1 шт.; копиями актов на установку и демонтаж временных дорожных знаков от 31 марта 2016 г. и от 11 мая 2016 г., в том числе на автомобильной дороге Уфа-Бирск-Янаул дорожных знаков 3.12, 8.20 на 214 км + 000 1 шт.; копиями актов на установку и демонтаж временных дорожных знаков от 01 апреля 2016 г. и от 10 мая 2016 г., в том числе на автомобильной дороге Западный обход г.Уфы на участке Подымалово-Николаевка км. 48,7 – км 55,0 дорожных знаков 3.12, 8.20 1 шт., на автомобильной дороге Уфа – Бирск – Янаул км 33,0 – км 73,945 – 40,9 а/б, 16 км 4 шт., копиями актов на установку и демонтаж временных дорожных знаков от 01 апреля 2016 г. и от 10 мая 2016 г., в том числе на автомобильной дороге Бураево – Старобалтачево - Куеда дорожных знаков 3.12, 8.20 на 0 км + 000 1 шт.

Исходя из изложенного, суд полагает, что по состоянию на 8 апреля 2016 г. временные дорожные знаки, ограничивающие нагрузки на оси транспортного средства, на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения в Республике Башкортостан были установлены.

Таким образом, Рындин А.А., являясь законным владельцем транспортного средства седельного тягача грузового марки Вольво, государственный регистрационный знак , с полуприцепом марки Латре, государственный регистрационный знак , на котором 8 апреля 2016 г. осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, должен был знать о временно введенных ограничениях, связанных с осуществлением данной деятельности, и имел реальную возможность с ним ознакомиться, получить специальное разрешение на перевозку тяжеловесного груза.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска о взыскании с ответчика Рындина А.А. ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, в размере 1243828 рублей на основании акта № 173 от 8 апреля 2016 г., как с владельца транспортного средства в спорный период.

Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку истец, являясь государственным казенным учреждением, в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, с Рындина А.А. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 14419 рублей 14 копеек, рассчитанная на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление государственного казённого учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения к Рындину ФИО12 о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам при перевозке тяжеловесного груза, удовлетворить.

Взыскать с Рындина А.А. в пользу бюджета Республики Башкортостан сумму ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, в размере 1243828 (один миллион двести сорок три тысячи восемьсот двадцать восемь) рублей.

Взыскать с Рындина А.А. в доход бюджета Суровикинского муниципального района Волгоградской области государственную пошлину в размере 14419 (четырнадцать тысяч четыреста девятнадцать) рублей 14 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Волгоградский областной суд через Суровикинский районный суд Волгоградской области.

Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2022 г.

Судья Е.В. Некрасова