Дело №2-1/2024
УИД 13RS0002-01-2023-000267-46
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Темников 24 января 2024 г.
Темниковский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Семиковой О.В.,
при секретаре Бибаевой Н.А.,
с участием:
истца – прокурора – прокурора Темниковского района Республики Мордовия Штанова М.В., помощника прокурора Темниковского района Республики Мордовия Комиссарова И.С.,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора на стороне истца – Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, администрации Темниковского муниципального района Республики Мордовия,
ответчика – Михайлова Евгения Алексеевича, представителя ответчика - адвоката Нижегородской областной коллегии адвокатов Королева Алексея Анатольевича, представившего ордер №362 от 29 июня 2023 г., удостоверение № 2437 от 15 августа 2017 г.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора на стороне ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «ПМК Темниковская», его представителя Михайлова Алексея Евгеньевича, действующего на основании доверенности от 09 августа 2023 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Темниковского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Михайлову Евгению Алексеевичу о взыскании материального ущерба,
установил:
Прокурор Темниковского района Республики Мордовия обратился в суд с указанным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что постановлением старшего инспектора в области охраны окружающей среды Республики Мордовия, заместителя начальника государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 26 января 2023 г. №2106/1 Михайлов Е.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела установлено, что Михайлов Е.А. в 2022 г. осуществлял вывоз песчаного грунта с принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на территории <адрес>. Согласно постановлению размер вреда, причиненный вследствие самовольного пользования недрами на карьерной выемке составил 1 855 571 рубль 76 копеек.
Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного миры и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды).
Как следует из постановления от 26 января 2023 г., в результате неправомерных действий Михайлова Е.А., являющегося собственником земельного участка, причинен ущерб окружающей природной среде. Размер ущерба, определен на основании расчета заместителя начальника отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и недропользования ФИО1 и составил 1 855 571 рубль 76 копеек.
В связи с этим Михайлов Е.А. является причинителем ущерба окружающей среде муниципального образования Темниковский муниципальный район и должен нести ответственность за причиненный вред.
Просит взыскать с Михайлова Е.А. в бюджет Темниковского муниципального района Республики Мордовияденежные средства в размере 1 855 571 рубль 76 копеек.
Определениями от 17 июля 2023 г., 25 декабря 2023 г., занесенными в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на сторону ответчика привлечено Общество с ограниченной ответственностью «ПМК Темниковская», на сторону истца – администрация Темниковского муниципального района Республики Мордовия.
Определением Темниковского районного суда Республики Мордовия от 04 декабря 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на сторону истца привлечено Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее - Минлесхоз Республики Мордовия).
В письменном отзыве на исковое заявление третье лицо Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия указывает, что собственник земельного участка с кадастровым номером № Михайлов Е.А. привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление по делу об административном правонарушении №2106/1 от 26 января 2023 г.) Однако до настоящего времени на земельном участке продолжаются работы по незаконной добыче песка, о чем свидетельствуют поступающие обращения граждан, а также материалы выездного обследования, проведенного специалистами Минлесхоза Республики Мордовия 02 ноября 2023 г.
В судебном заседании прокуроры Штанов М.В., Комиссаров И.С. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении, просили их удовлетворить.
Ответчик Михайлов Е.А. исковые требования не признал, суду объяснил, что на указанном земельном участке, который принадлежит ему на праве собственности, проводились работы по рекультивации и планировке данного участка. Добыча недр им не производилась. Песок им не реализовывался. Земля складировалась и складируется на участке.
Представитель ответчика Королев А.А. поддержал позицию ответчика, суду объяснил, что, несмотря на то, что постановление о привлечении Михайлова Е.А. к административной ответственности вступило в законную силу, сторона ответчика оспаривает факт добычи песка. На земельном участке проводились работы по рекультивации, а не добыче. В подтверждение представлен договор на рекультивацию земельного участка, заключенный между Михайловым Е.А. и ООО «ПМК Темниковская» и план рекультивации земельного участка. Считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, на стороне ответчика Общества с ограниченной ответственностью «ПМК Темниковская» (ООО «ПМК Темниковская») Михайлов А.Е. в судебном заседании 10 августа 2023 г., 25 декабря 2023 г. объяснил, что на основании договора от 01 апреля 2022 г., заключенного между Михайловым Е.А. и ООО «ПМК Темниковская» проводилась рекультивация земельного участка, принадлежащего на праве собственности Михайлову Е.А. Работы по рекультивации проводятся техникой ПМК, у Михайлова Е.А. техники нет.
В последующие судебные заседания ООО «ПМК Темниковская» явку представителя не обеспечило, о причинах неявки суд не уведомило, об отложении судебного заседания не ходатайствовало.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Минлесхоз Республики Мордовия явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате, времени и месте слушания дела извещалось надлежащим образом. От представителя в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Минлесхоза Республики Мордовия.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – администрации Темниковского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, эксперта, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Пунктом 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» обращено внимание судов на то, что гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» по общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Из преамбулы Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г., №2395-1 «О недрах» (далее - Закон РФ «О недрах») следует, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоема и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу статьи 19 Закона РФ «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Право собственников земельных участков на использование в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые предусмотрено также в пункте 1 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 4 Закона РФ «О недрах» установление порядка пользования участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.
Статьей 18 Закона РФ «О недрах» установлено, что порядок пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 16 Закона РФ «О недрах»).
Основанием возникновения права пользования недрами местного значения является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе, о предоставлении участка недр в пользование по результатам аукциона (пункт 6 статьи 10.1 Закона РФ «О недрах»).
Таким образом, установление порядка предоставления и пользования участками недр местного значения, а также порядка оформления государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 главы 1 Положения о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (утверждено Постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 января 2010 г. №1) Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим государственное регулирование в области изучения, использования, воспроизводства и охраны лесов, недр, водных ресурсов, объектов животного мира, атмосферного воздуха (далее - природные объекты и ресурсы) и координирующим деятельность иных исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия в этой области.
Согласно подпункта 22 пункта 8 главы 2 Положения о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (утверждено Постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 января 2010 г. №1) Министерство осуществляет следующие полномочия в области недропользования: осуществляет оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр местного значения в порядке, установленном Правительством Республики Мордовия.
В соответствии с распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Правительства Республики Мордовия №24-р от 16 января 2008 г. «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Республике Мордовия», пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях) относятся к общераспространенным полезным ископаемым.
Таким образом, для пользования недрами - добычи песка необходимо получение разрешение (лицензию) Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный на территории <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения находится в собственности Михайлова Евгения Алексеевича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 16 декабря 2021 г., номер государственной регистрации №, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Мордовия, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Минлесхоза Республики Мордовия ФИО2 от 26 января 2023 г. №2106/1 физическое лицо Михайлов Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей. Постановление вступило в законную силу 15 мая 2023 г. (л.д.26-31 т.1).
Из постановления следует, что Михайлов Е.А. в августе 2022 г. осуществлял вывоз песчаного грунта с принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, расположенном на территории <адрес> лицензия на право пользования недрами на данном участке не выдавалась.
В ходе проведенного обследования было выявлено, что на осматриваемой территории расположена карьерная выемка. Согласно замеров, произведенных специалистом Минлесхоза Республики Мордовия и представителем прокуратуры Темниковского района Республики Мордовия, ширина карьерной выемки составила 42 м., длина 51 м., площадь соответственно – 2142 кв.м. Высота склонов карьерной выемки, сложенных песчаным грунтом, варьируется от 2,5 м. до 4,5 м., в среднем составляет 3 м. Общий объем выбранного песка с указанной территории составил 6426 куб.м.
Согласно произведенному расчету размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства о недрах, выразившимся в самовольном пользовании недрами на карьерной выемке, расположенной в контуре земельного участка с кадастровым номером №, размер вреда, причиненный недрам вследствие нарушения законодательства о недрах, выразившимся в самовольном пользовании недрами на карьерной выемке составил 1 85 5 571 рубль 76 копеек.
По состоянию на 29 июня 2023 г. Михайлов Е.А. административный штраф не оплатил (л.д.25 т.1).
Указанное постановление было обжаловано Михайловым Е.А. Решением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды, заместителя Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия ФИО3 от 13 февраля 2023 г. постановление по делу об административном правонарушении от 26 января 2023 г. №2106/1 оставлено без изменения, жалоба Михайлова Е.А. без удовлетворения.
Решением судьи Темниковского районного суда Республики Мордовия от 23 марта 2023 г. с учетом определения об исправления описки от 26 мая 2023 г. постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, вынесенное в отношении Михайлова Е.А. от 26 января 2023 г. старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Республики Мордовия, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора охраны окружающей среды Минлесхоза Республики Мордовия ФИО2 оставлено без изменения, жалоба Михайлова Е.А. – без удовлетворения (л.д.1 л.д.164-169).
Решением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 15 мая 2023 г. постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Мордовия, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 26 января 2023 г., решение судьи Темниковского районного суда Республики Мордовия от 23 марта 2023 г. оставлены без изменения, а жалоба Михайлова Е.А. – без удовлетворения (л.д.186-188 т.1).
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО4 суду показал, что в Минлесхоз от жителей поступали многочисленные жалобы на то, что Михайловым ведется добыча песка в карьере. 23 ноября 2022 г. с выходом на место был произведен осмотр земельного участка, принадлежащего Михайлову Е.А., произведены замеры, выявлена карьерная выемка, а так же то, что Михайлов Е.А. добывал песок в предпринимательских целях.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу положений пункта 1 статьи 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно пункту 1 статьи 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Аналогичная норма предусмотрена статьей 51 Закона РФ «О недрах».
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. №564 утверждены Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах (далее - Правила).
Вредом в целях настоящих Правил признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вред, причиненный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.
Расчет размера вреда производится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами с привлечением подведомственных ей федеральных государственных бюджетных учреждений на основании государственного задания, а также иных лиц, привлекаемых на основании Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением расчета размера вреда в отношении участков недр местного значения.
Расчет размера вреда в отношении участков недр местного значения производится уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с привлечением подведомственных организаций, а также иных лиц, привлекаемых на основании Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
По ходатайству ответчика Михайлова Е.А. была назначена комплексная судебная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФГБОУ ВО «МГУ им.Н.П.Огарёва» Центр некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз.
Согласно заключению экспертов от 28 ноября 2023 г.: Установленная разработка песчаного грунта на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем Михайлову Евгению Алексеевичу не относится к карьерной выработке по следующим основаниям:
1. На земельном участке с КН №, находящимся в частной собственности, отсутствуют признаки карьера месторождений горных пород;
2. На земельном участке, на площади 2242 кв.м. производятся работы, необходимые для приведения его в состояние, пригодное для использования по целевому назначению – категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения: Для сельскохозяйственного производства.
3. Песчаный грунт (песок) не является полезным ископаемым, поскольку не соответствует нормативным требованиям «ГОСТ 8736-2014. Песок для строительных работ. Технические условия» и не пригоден для строительных работ.
4. Согласно Каталогу местных нерудных строительных материалов и отходов промышленности Мордовской АССР для дорожного строительства. Москва 1987 г. утв. Минавтодором РСФСР протокол №1 от 07 июня 1983 г. в районе <адрес> отсутствуют разведанные месторождения песчаного сырья.
5. На земельном участке имеются множественные загрязнения бытовыми отходами (мусором).
Экспертами не установлены какие-либо действия Михайлова Евгения Алексеевича, которые причиняют вред окружающей среде на принадлежащем ему земельном участке, поскольку проведение земляных работ относится к работам по рекультивации и планировке территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> согласно проектной документации.
Кроме того, на земельном участке вдоль грунтово-песчаной дороги, имеются множественные свалки бытового мусора, которые наносят вред окружающей среде и земельному участку, принадлежащему Михайлову Е.А., о чем при экспертном осмотре указано сторонами, присутствующими при осмотре (л.д.2-21 т.3).
Допрошенная в судебном заседании эксперт ФИО5 выводы экспертизы поддержала, суду показала, что на земельном участке, принадлежащем Михайлову Е.А., проводилась рекультивация. Песчаный грунт (песок), который находится на этом земельном участке, относится к грунтам, полезным ископаемым не является.
Суд не подвергает сомнению заключение экспертизы, о правильности выводов на момент его проведения, однако суд относится к нему критически, поскольку с даты совершения правонарушения, установленного постановлением по делу об административном правонарушении прошел значительный промежуток времени, и при установленных постановлением об административных правонарушениях, вступившем в законную силу, обстоятельствах при добыче песка в карьере был выбран один из пластов песка, поскольку работы на земельном участке продолжались.
Кроме того, на момент выявления административного правонарушения такие исследования не были проведены. Экспертное заключение по своей сути, является новым доказательством по делу, доказательств невозможности представления которого ранее при рассмотрении дела об административном правонарушении не представлено, в связи с чем данный документ не может служить доказательством, опровергающим обстоятельства, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Отсутствие в Каталоге местных нерудных строительных материалов разведанного месторождения песчаного сырья на территории Темниковского муниципального района Республики Мордовия не доказывает их отсутствие.
В подтверждение своих доводов о том, что на земельном участке велись и ведутся работы по рекультивации, Михайлов Е.А. ссылается на проект рекультивации – планировки территории земельного участка, составленный ООО <данные изъяты>», который был согласован с администрацией Темниковского муниципального района Республики Мордовия. Указанный довод суд отклоняет, поскольку само по себе наличие плана по рекультивации не опровергает установленных в судебном заседании обстоятельств и не исключает производство работ по добыче песка в отсутствие лицензии на пользование недрами.
То обстоятельство, что участок недр, где производилась добыча песка, не включен в перечень участков недр местного значения, а потому получение лицензии на добычу песка не требуется, основаны на неверном толковании закона.
Закон о недрах содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр (преамбула Закона о недрах).
При этом законодателем не установлены в качестве оснований для возникновения права пользования участками недр отсутствие фиксации земельного участка в перечне недр местного значения.
13 сентября 2022 г. в адрес Михайлова Е.А. объявлено предостережение №185 о недопустимости нарушений обязательных требований, из которого следует, что Михайлов Е.А. являясь собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № допускает его снижение плодородия почвы и зарастание сорной травяной и древесно-кустарниковой растительностью, что может повлечь нарушение требований статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с чем ему предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, установленных статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации в срок до 13 мая 2023 г.
Ответчик, ссылается на указанное обстоятельство, как на доказательство того, что по причине многочисленных проверок, в связи с жалобами жителей <адрес> он не может в полной мере провести рекультивационные работы, суд отклоняет, поскольку это не опровергает факта добычи им песка на данном участке без лицензии.
Суд отклоняет также довод ответчика в части того, что лично им никакие работы на участке не велись, поскольку там работала техника ПМК, с которой у него заключен договор на проведение работ по рекультивации, поскольку оснований полагать, что данные работы производились без ведома Михайлова Е.А., исходя из материалов дела не имеется, кроме того, он как собственник земельного участка обязан контролировать проводимые на нем работы.
Из акта выездного обследования № от 02 ноября 2023 г., представленного Минлесхозом Республики Мордовия следует, что основанием для его проведения явились обращения жителей <адрес>. В результате выездного обследования установлено, что ориентировочно в 250 м. западнее <адрес>, на земельном участке с координатами № выявлена карьерная выемка. Длина карьерной выемки составляет 87 м., ширина – 66 м. Соответственно площадь равна 5742 кв.м. Высота склонов карьерной выемки составляет от 2,5 до 4,8 м. (на разных участках). По всей площади карьерной выемки прослеживаются хаотичные навалы песка. На момент осмотра на территории данного земельного участка зафиксированы 2 погрузчика. Кроме того, непосредственно рядом с карьерной выемкой были зафиксированы 2 грузовые машины КАМАЗ. На момент осмотра песок в кузове грузовых машин отсутствовал. Лицензия на пользование недрами с целью разработки полезных ископаемых на данном участке не выдавалась. Таким образом, в ходе выездного обследования зафиксированы признаки административного правонарушения, выразившегося в пользовании недрами без лицензии на пользование недрами.
Свидетель Свидетель №1 подтвердила указанные в акте обстоятельства, суду показала, что в ноябре 2023 г. после поступивших в октябре 2023 г. обращений граждан ею был составлен акт выездной проверки, по результатам которой было установлено, что на дату проверки на обследуемом земельном участке велись добычные работы без лицензии на пользование недрами.
Ответчик Михайлов Е.А. в судебном заседании пояснил, что на фото, к указанному акту работали машины, принадлежащие ПМК. Проводилась рекультивация земельного участка.
В данном случае, суд считает, что изложенные в акте выводы и сам акт не имеет для рассматриваемого дела юридического значения, поскольку исковые требования заявлены исходя из временного периода, относящегося к дате совершения административного правонарушения.
Акт №76/10-23 лабораторных испытаний песка природного от 07 октября 2023 г., представленный ответчиком как доказательство того, что песок, который находится на его земельном участке не является полезным ископаемым, из которого следует, что песок не соответствует требованиям ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия» по содержанию пылевидных и глинистых частиц, по содержанию глины в комках, по содержанию зерен св.10 мм, суд не может принять в качестве такового, поскольку из этого акта невозможно определить откуда брался и когда представленный на исследование материал.
Довод ответчика о том, что замеры проводились несертифицированной рулеткой, и что на дату проведения замеров лежал снег, поэтому не может быть приняты как достоверные, суд отклоняет, поскольку оценка указанному обстоятельству дана в решении Темниковского районного суда Республики Мордовия от 23 марта 2023 г., вступившему в законную силу, из которого следует, что доводы о том, что отсутствие информации о сертификате и сроках поверки данного измерительного прибора (рулетки), а также имеющийся на земле снег могли объективно повлиять на произведенные замеры, не подтверждены какими-либо доказательствами и являются предположительными, а также то, что в ноябре 2022 г. снежного покрова практически не было.
Таким образом, в судебном заседании установлен факт добычи песка Михайловым Е.А. в отсутствие лицензии на пользование недрами, в границах принадлежащего Михайлову Е.А. земельного участка, с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчиком в результате незаконной добычи песка был причинен ущерб окружающей среде, а, следовательно, имеются правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Расчет ущерба произведен Минлесхозом Республики Мордовия в соответствии с Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 г. №564, который составил 1 855 571 рубль 76 копеек. Ответчиком расчет не оспорен.
Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах заявленных исковых требований.
Исходя из требований истца, он просит взыскать с ответчика 1 855 571 рубль 76 копеек (из расчета периода с января по июнь 2022 г., то есть за первое полугодие 2022 г.). Между тем материалами дела об административном правонарушении установлено, что Михайлов Е.А. осуществлял добычу песка в августе 2022 г., то есть указанной дате предшествовал период с февраля по июль 2022 г. (средняя стоимость полезного ископаемого (песка) составила 289 рублей 61 копейка). Таким образом, по данным Мордовиястата о ценах, размер ущерба должен составлять 1 861 033 рубля 86 копеек (6426 куб. м. х 289 рублей 61 копейку).
Таким образом, учитывая положения части 3 статьи 196 ГПК РФ, суд, считает, что с ответчика подлежат взысканию 1 855 571 рубль 76 копеек (в пределах заявленных исковых требований).
В соответствии с пунктом 22 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вред, причиненный окружающей среде, подлежит зачислению в бюджет Темниковского муниципального района Республики Мордовия.
Согласно части первой статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты судебных расходов при обращении в суд прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Ответчик от уплаты государственной пошлины не освобожден.
Таким образом, исходя из характера спора, в силу требований подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом требований статей 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета Темниковского муниципального района Республики Мордовия подлежит взысканию государственная пошлина в размере 17 478 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Темниковского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Михайлову Евгению Алексеевичу о взыскании материального ущерба, - удовлетворить.
Взыскать с Михайлова Евгения Алексеевича (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, паспорт серии №, выдан <адрес>ДД.ММ.ГГГГ) в доход бюджета Темниковского муниципального района Республики Мордовия в возмещение ущерба, причиненного окружающей среде 1 855 571 (один миллион восемьсот пятьдесят пять тысяч пятьсот семьдесят один) рубль 76 копеек.
Взыскать с Михайлова Евгения Алексеевича (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, паспорт серии №, выдан <адрес>ДД.ММ.ГГГГ) в доход бюджета Темниковского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину 17 478 (семнадцать тысяч четыреста семьдесят восемь) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Темниковский районный суд Республики Мордовия.
Судья Темниковского районного суда
Республики Мордовия О.В.Семикова
Мотивированное решение суда составлено 31 января 2024 г.
Судья Темниковского районного суда
Республики Мордовия О.В.Семикова