ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-102/20 от 21.01.2021 Хотынецкого районного суда (Орловская область)

Дело № 2-2-5/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 января 2021 года село Знаменское

Хотынецкий районный суд Орловской области в составе

председательствующего судьи Гузева В.А., с участием:

ст. пом. Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области Новикова А.В.,

при секретаре Матюхиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хотынецкого районного суда Орловской области гражданское дело по иску Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации Хотынецкого района Орловской области об организации в границах поселений водоснабжения населения и водоотведения,

у с т а н о в и л:

Хотынецкий межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с иском к Администрации Хотынецкого района Орловской области об организации в границах поселений водоснабжения населения и водоотведения. В обоснование иска указал, что в собственности Администрации Хотынецкого района Орловской области имеются водопроводные сети и водозаборные сооружения, обеспечивающие поступление воды жителям и организациям района. Данные сети и сооружения переданы Отделу поселковой работы Администрации Хотынецкого района Орловской области и администрациям сельских поселений в безвозмездное пользование. В свою очередь, Отдел поселковой работы Администрации Хотынецкого района Орловской области и администрации сельских поселений заключили с обществом с ограниченной ответственностью «Коммунсервис» (далее по тексту – ООО «Коммунсервис») договоры на техническое обслуживание водопроводных сетей и водозаборных сооружений. Однако вопрос о праве пользования ООО «Коммунсервис» недрами, то есть о праве осуществления им добычи пресных подземных вод из источников питьевого водоснабжения, расположенных на территории Хотынецкого района, не урегулирован. Длительное безлицензионное недропользование, осуществляемое ООО «Коммунсервис» вне поля зрения лицензирующего органа, не может способствовать рациональному использованию и охране недр, а также обеспечению воспроизводства минерально-сырьевой базы. Выявленные нарушения являются недопустимыми, поскольку нарушают право Российской Федерации на охрану недр и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст.42 Конституции РФ. 24.08.2020 в адрес главы Администрации Хотынецкого района Орловской области внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения. Однако данные нарушения не устранены – проводятся лишь подготовительные мероприятия по передаче объектов водоснабжения ресурсоснабжающей организации по концессионному соглашению. В связи с этим прокурор просит суд обязать ответчика в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организовать в границах поселений Хотынецкого района водоснабжение населения и водоотведение посредством передачи прав пользования централизованными системами холодного водоснабжения и водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования «Хотынецкий район Орловской области», по договорам их аренды или по концессионным соглашениям.

В судебном заседании старший помощник Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области Новиков А.В. изложенные в исковом заявлении доводы подтвердил. Уточнил исковые требования и просил суд обязать ответчика в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организовать в границах поселений Хотынецкого района водоснабжение населения и водоотведение посредством передачи прав пользования централизованными системами холодного водоснабжения и водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования «Хотынецкий район Орловской области», по концессионным соглашениям, а также отсрочить исполнение решения суда на 9 месяцев со дня его вступления в законную силу.

Представитель ответчика – глава Хотынецкого района Орловской области ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил суду письменный отзыв, в котором иск признал и просил рассмотреть дело в своё отсутствие. В отзыве указал, что поскольку срок эксплуатации объектов холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности района и городского поселения Хотынец, превышает 5 лет, то согласно ч.3 ст.41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передать права пользования указанными объектами возможно только по концессионным соглашениям. Администрацией района проводится подготовительная работа для объявления конкурса на право заключения концессионных соглашений: проведена инвентаризация объектов водоснабжения и водоотведения; заключены договоры с ИП З.А.В. о техническом сопровождении проектов зон санитарной охраны для артезианских скважин; направлены заявления в Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области о подготовке конкурсной документации для заключения концессионных соглашений. Завершить подготовительные мероприятия и перейти к проведению конкурса на право заключения концессионных соглашений не позволило тяжелое финансовое положение Администрации района. Кроме того, для определения зон санитарной охраны необходимо провести их санитарно-эпидемиологическую экспертизу, что также требует финансирования. В соответствии с ч.4 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объект концессионного соглашения должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Однако у городского поселения Хотынец в настоящее время нет правоустанавливающих документов на являющийся бесхозяйным объект водоотведения, расположенный на территории п.Хотынец. Он поставлен на учет в качестве бесхозяйного, но включить его в казну городского поселения будет возможно не ранее февраля 2021 года. По водозаборным скважинам отсутствует ряд технических документов. Требуется согласовать проект концессионного соглашения с Правительством Орловской области. Также в Орловской области отсутствует практика по согласованию и заключению концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, что сделает процесс согласования проекта концессионного соглашения более длительным. В связи с этим глава района просит суд предоставить отсрочку исполнения решения суда на 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (т.).

Представители третьих лиц – Отдела поселковой работы Администрации Хотынецкого района Орловской области, Администрации Аболмасовского сельского поселения, Администрации Алехинского сельского поселения, Администрации Богородицкого сельского поселения, Администрации Ильинского сельского поселения, Администрации Краснорябинского сельского поселения, Администрации Меловского сельского поселения, Администрации Хотимль-Кузменковского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представили суду заявления, в которых просили рассмотреть дело в своё отсутствие (т.).

Представители третьих лиц – ООО «Коммунсервис», Администрации Студёновского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения старшего помощника прокурора, изучив материалы дела, суд считает уточнённые исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно ч.1 ст.41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного ч.1 ст.9 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.2 ст.41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Согласно ч.3 ст.41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет…, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям…

Согласно ч.4 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. …

Согласно ст.9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. … В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

В собственности муниципального образования «Хотынецкий район Орловской области» имеются водопроводные сети и водозаборные сооружения, обеспечивающие поступление воды жителям и организациям Хотынецкого района (т.).

Между Отделом поселковой работы Администрации Хотынецкого района Орловской области и ООО «Коммунсервис» заключен договор на техническое обслуживание водопроводных сетей и водозаборных сооружений, расположенных на территории п.Хотынец (т.).

Между администрациями сельских поселений и ООО «Коммунсервис» заключены аналогичные договоры на техническое обслуживание водопроводных сетей и водозаборных сооружений, расположенных на территории соответствующих сельских поселений (т.).

Согласно п.1 договоров под техническим обслуживанием водопроводных сетей и водозаборных сооружений понимаются: эксплуатация и техническое обслуживание инженерных систем и оборудования, проведение осмотров, планово-предупредительных и текущих ремонтов, устранение аварийных ситуаций и их последствий в зоне ответственности. Согласно п.4.1 договоров оплата за техническое обслуживание осуществляется из денежных средств, собранных с населения.

Таким образом, исходя из предмета договоров, вопрос о праве пользования ООО «Коммунсервис» недрами, то есть осуществлении добычи пресных подземных вод из источников питьевого водоснабжения, расположенных на территории Хотынецкого района, не урегулирован.

Из письменных объяснений и.о. директора ООО «Коммунсервис» ФИО2 от 07.08.2020 усматривается, что ООО «Коммунсервис», действительно, производит техническое обслуживание водопроводных сетей и водозаборных сооружений, расположенных на территории Хотынецкого района (т.).

Соглашениями от 26.12.2019, заключёнными между Администрацией Хотынецкого района Орловской области и администрациями сельских поселений, администрации сельских поселений приняли от администрации района полномочия в части организации водоснабжения. Одновременно в безвозмездное пользование сельских поселений переданы водопроводные сети и водозаборные сооружения (т.).

По итогам прокурорской проверки в адрес главы Администрации Хотынецкого района Орловской области было внесено представление об устранении нарушений законодательства (т.).

Из ответа главы Хотынецкого района Орловской области усматривается, что им принимаются меры для устранения данных нарушений: заключены договоры с ИП З.А.В.. о техническом сопровождении проектов зон санитарной охраны для артезианских скважин, направлено обращение в Управление по тарифам и ценовой политики Орловской области и составлена программа производственного контроля для скважин, расположенных в п.Хотынец, что является одним из условий для заключения концессионного соглашения. Также разрабатывается инвестиционная программа для заключения концессионного соглашения. После передачи объектов инфраструктуры водоснабжения ресурсоснабжающей организации будет оформлено разрешение (лицензия) на пользование недрами (т.).

В подтверждение данного ответа представлены копии заключённых с ИП З.А.В. договоров о техническом сопровождении проектов зон санитарной охраны для артезианских скважин с платёжными поручениями, справка о дефиците муниципального бюджета (на 01.11.2020 дефицит бюджета составил <---> руб., кредиторская задолженность – <данные> руб.), копии заявлений в Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области о подготовке конкурсной документации для заключения концессионных соглашений с приложениями, копия ответа Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области (т.).

Данные доказательства логичны, последовательны и согласуются между собой, в связи с чем суд принимает их и кладёт в основу решения.

Таким образом, суд считает доказанным, что население Хотынецкого района Орловской области обеспечивается водоснабжением и водоотведением без урегулирования вопроса о праве пользования ООО «Коммунсервис» недрами.

При указанных обстоятельствах уточнённые исковые требования подлежат удовлетворению.

Также суд учитывает, что процесс согласования проекта концессионного соглашения является длительным и требующим значительных финансовых затрат. В связи с этим суд считает необходимым предоставить отсрочку исполнения решения суда на девять месяцев со дня его вступления в законную силу.

При предъявлении иска прокурор был освобождён от уплаты государственной пошлины. Ответчик как орган местного самоуправления от уплаты государственной пошлины также освобожден. В связи с этим государственная пошлина не подлежит взысканию.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

исковые требования Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации Хотынецкого района Орловской области об организации в границах поселений водоснабжения населения и водоотведения удовлетворить.

Обязать Администрацию Хотынецкого района Орловской области в соответствии с требованиями ст.41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организовать в границах поселений Хотынецкого района Орловской области водоснабжение населения и водоотведение посредством передачи прав пользования централизованными системами холодного водоснабжения и водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования «Хотынецкий район Орловской области», по концессионным соглашениям.

Отсрочить исполнение настоящего решения суда на девять месяцев со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Хотынецкий районный суд Орловской области в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме (мотивированное решение суда) изготовлено 22.01.2021.

Председательствующий В.А. Гузев