Дело № 2-2-1068/2021 64RS0004-01-2021-001970-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12.05.2021 года город Балаково Саратовской области
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Евдокименковой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Полевщикове А.С.,
с участием
помощника прокурора г. Балаково Солопова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Балаково Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства,
установил:
заместитель прокурора г. Балаково Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства, в котором просил обязать ИП ФИО1 в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект освоения лесов, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить его на государственную экспертизу в установленном законом порядке для получения положительного заключения.
В обоснование иска указано следующее.
Прокуратурой г. Балаково в соответствии с указанием прокурора Саратовской области № 66/7-1/16 от 14.07.2014 «Об усилении надзора за соблюдением законодательства в сфере использования, охраны лесов и оборота древесины» проведена проверка в деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 на предмет соблюдения лесного хозяйства.
В ходе проверки установлено, что 11.04.2011 между Министерством лесного хозяйства Саратовской области и ИП ФИО1 заключен договор № 187/Р аренды лесного участка общей площадью 1, 0 га, имеющего местоположение: Саратовская область, Балаковское лесничество, Балаковское участковое лесничество, квартал 21, часть выдела 2.
В нарушение норм природоохранного законодательства ИП ФИО1 проект освоения лесов не разработан, государственная экспертиза проекта не проведена, что является грубым нарушением законодательства Российской Федерации, может повлечь причинении вреда лесному фонду, то есть интересам Российской Федерации в сфере владения, пользования и распоряжения лесным фондом, а также нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия.
Истец прокурор Солопов В.В. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчик индивидуальный предприниматель ФИО1 о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений относительно исковых требований не представил.
Руководствуясь статьёй 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные доказательства в материалах дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы пользуются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, оживающих на соответствующей территории.
В силу положений ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что освоение лесов уществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, гистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими олезных функций.
Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного олучения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с беспечением сохранения полезных функций лесов.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, ащитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с Одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым ^значением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация «Использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей нфраструктуры; 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) доведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В соответствии со ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением на основании прав, указанных в статье 9 настоящего Кодекса, или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком безвозмездного пользования лесным участком, прекращения публичного сервитута.
Согласно ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки уставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного екса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в гветствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений анавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 года №69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" утвержден Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.
Согласно пп. 28, 29 Состава проекта освоения лесов и порядок его разработки проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований. Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования: лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование не разрабатываются.
В силу ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или шципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом юлнительной власти.
Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом сударственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных стями 3 и 4 настоящей статьи.
Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и опасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным деральным органом исполнительной власти.
Муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления.
Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение более чем тридцать дней со дня его поступления в уполномоченные федеральный орган лолнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган естного самоуправления.
Государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, проводится в течение не более чем десять рабочих дней со дня их поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что 11.04.2011 между Министерством лесного хозяйства Саратовской области и ИП ФИО1 заключен договор № 187/Р аренды лесного участка общей площадью 1, 0 га, имеющего местоположение: Саратовская область, Балаковское лесничество, Балаковское участковое лесничество, квартал 21, часть выдела 2 (л.д. 8-13).
ФИО1 имеет действующий статус индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (л.д. 16-18).
Прокуратурой г. Балаково в соответствии с указанием прокурора Саратовской области № 66/7-1/16 от 14.07.2014 «Об усилении надзора за соблюдением законодательства в сфере использования, охраны лесов и оборота древесины» проведена проверка в деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 на предмет соблюдения лесного хозяйства (л.д. 6).
В нарушение норм природоохранного законодательства ИП ФИО1 проект освоения лесов не разработан, государственная экспертиза проекта не проведена, что является грубым нарушением законодательства Российской Федерации, может повлечь причинении вреда лесному фонду, то есть интересам Российской Федерации в сфере владения, пользования и распоряжения лесным фондом, а также нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия.
Учитывая, изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования являются обоснованными, поэтому подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить исковые требования заместителя прокурора города Балаково Саратовской области.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект освоения лесов, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить его на государственную экспертизу в установленном законом порядке для получения положительного заключения.
В течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено представление, в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд Саратовской области.
Судья Е.Ю. Евдокименкова
Решение в окончательной форме изготовлено 14.05.2021.
Судья Е.Ю. Евдокименкова