ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-106/19 от 18.10.2019 Сернурского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело №2-2-106/2019

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

п. Мари-Турек 18 октября 2019 года

Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Габдрахмановой Э.Г.,

помощника прокурора Мари-Турекского района Республики Марий Эл ФИО2

с участием представителя ответчика администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» ФИО3, представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Заппаровой И.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мари-Турекского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» об обязании в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов газоснабжения, расположенных на территории МО «Карлыганское сельское поселение»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мари-Турекского района Республики Марий Эл, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к ответчику – администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» с исковым заявлением об обязании в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов газоснабжения, расположенных на территории МО «Карлыганское сельское поселение».

Исковые требования мотивированы тем, что Мари-Турекской прокуратурой проведена проверка деятельности администрации МО «Карлыганское сельское поселение», по результатам которой выявлены нарушения жилищного законодательства, законодательства, регламентирующего вопросы постановки на учет бесхозяйных вещей. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на территории МО «Карлыганское сельское поселение» имеются следующие бесхозяйные объекты газоснабжения: газопровод низкого давления, проложенный подземно и на опорах по <адрес>, протяженностью 7621 погонных метра; газопровод низкого давления, проложенный подземно и на опорах по <адрес>, протяженностью 490 погонных метра; газопровод низкого давления, проложенный подземно и на опорах по <адрес>, протяженностью 1042 погонных метра. Согласно информации филиала ООО «<данные изъяты>» в <данные изъяты> заказчиком строительства распределительного газопровода д<адрес> является ПГК «<данные изъяты>», генеральным подрядчиком - ООО «<данные изъяты>». Строительство осуществлялось ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данным Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Марий Эл, выписке из Единого государственного реестра юридических лиц данный кооператив ликвидирован ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с информацией филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Марий Эл, Министерства государственного имущества Республики Марий Эл сведения о регистрации права собственности на данные объекты газоснабжения отсутствуют, в реестр федерального имущества данные объекты не заявлялись. В свою очередь, администрация МО «Мари-Турекский муниципальный район» не обращалась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл и его территориальный орган с заявлением о принятии на учет данного бесхозяйного газопровода низкого давления. Невыполнение действий по постановке данного газопровода на учет как бесхозяйного недвижимого имущества препятствует дальнейшему определению их балансовой принадлежности и надлежащему содержанию, нарушаются права неопределённого круга лиц на бесперебойное газоснабжение, создается угроза наступления неблагоприятных последствий, вызванных прекращением газоснабжения. Просит суд обязать администрацию муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район» собрать всю необходимую документацию в соответствии с п.п. 5, 6, 7, 8 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. №580, провести все необходимые мероприятия и в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл с заявлением о принятии на учет следующих бесхозяйных объектов газоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район»:

- газопровода низкого давления, проложенный подземно и на опорах по <адрес>, протяженностью 7621 погонных метра;

- газопровода низкого давления, проложенный подземно и на опорах по <адрес>, протяженностью 490 погонных метра;

- газопровода низкого давления, проложенный подземно и на опорах по <адрес>, протяженностью 1042 погонных метра.

В судебном заседании помощник прокурора Мари-Турекского района Республики Марий Эл ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении, не возражал против возложения на ответчика обязанности в течение одного года, а не шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов газоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район».

Представитель ответчика администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» ФИО3 исковые требования признала частично, просила обязать ответчика в течение одного года, а не шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов газоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район».

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - главы администрации МО «Карлыганское сельское поселение» ФИО4, ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола», Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Марий Эл на судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации МО «Карлыганское сельское поселение» представил в суд заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил суд рассмотреть дело без участия их представителя.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства государственного имущества Республики Марий Эл представил в суд пояснения от ДД.ММ.ГГГГ на исковое заявление с ходатайством о рассмотрении дела без участия их представителя. Указывают, что в реестре государственного имущества Республики Марий Эл спорные объекты газоснабжения не числятся, не возражают против удовлетворения заявленных требований, при условии, что прокурором Мари-Турекского района Республики Марий Эл будут представлены доказательства, на которые он ссылается.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» представил в суд отзыв от ДД.ММ.ГГГГ на исковое заявление с ходатайством о рассмотрении дела без участия их представителя.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, использовавших по своему усмотрению свое право на участие в судебном разбирательстве, предусмотренное ст.35 ГПК РФ.

Выслушав помощника прокурора Мари-Турекского района Республики Марий Эл ФИО2, представителя ответчика администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу п.7 ч.3 ст.3 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в числе прочего, относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931 (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 №41899) установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствии с п.3 которого на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

Согласно п.5. «Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Из искового заявления и приложенных к нему документов следует, что в ходе проведенной прокуратурой Мари-Турекского района проверки на территории МО «Карлыганское сельское поселение» выявлены следующие бесхозяйные объекты газоснабжения: газопровод низкого давления, проложенный подземно и на опорах по <адрес>.

Согласно информации филиала ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заказчиком строительства распределительного газопровода <адрес> является ПГК «<данные изъяты>», генеральным подрядчиком - ООО «<данные изъяты>». Строительство осуществлялось ДД.ММ.ГГГГ Договора на техническое обслуживание газопроводов ДД.ММ.ГГГГ заключались с ПГК «<данные изъяты>», подписывала председатель ПГК ФИО1

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ, данный ПГК «<данные изъяты>» прекратил деятельность ДД.ММ.ГГГГ в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ.

В соответствии с информацией Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ сведения об основных характеристиках и правах на объект недвижимости газопровод низкого давления по адресу: <адрес> отсутствуют.

Согласно письму Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ в реестре государственного имущества Республики Марий Эл находится объект недвижимости – Газопровод высокого давления <адрес> литер I, кадастровый номер протяженность 9070 м, местоположение: <адрес> Другие газопроводы, расположенные по адресу, указанном в обращении прокуратуры Мари-Турекского района, в реестре государственного имущества Республики Марий Эл не числятся.

Согласно ответу администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ на территории МО «Карлыганское сельское поселение» имеется газопровод низкого давления <адрес>, ранее обслуживавшийся ПГК «<данные изъяты>», который введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, но в настоящее время не оформлен (нет проектов межевания, не поставлен на кадастровый учет), является бесхозяйным. На балансе администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» данный газопровод не состоит.

Таким образом судом установлено, что объекты газоснабжения: газопровод низкого давления, проложенный подземно и на опорах по <адрес>, протяженностью 7621 погонных метра; газопровод низкого давления, проложенный подземно и на опорах по <адрес>, протяженностью 490 погонных метра; газопровод низкого давления, проложенный подземно и на опорах по <адрес>, протяженностью 1042 погонных метра, через которые осуществляется поставка газа потребителям, являются бесхозяйными, расположены в административных границах МО «Мари-Турекский муниципальный район».

В нарушение вышеуказанных требований Гражданского кодекса РФ, Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей ответчик администрация МО «Мари-Турекский муниципальный район», достоверно зная о наличии бесхозяйных объектов газоснабжения на своей территории, что следует из переписки администрации МО «Карлыганское сельское поселение» с различными государственными органами, представленной вместе с возражениями к исковому заявлению, в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет данных бесхозяйных объектов газоснабжения не обращалась.

Бесхозяйность объектов газоснабжения на территории МО «Мари-Турекский муниципальный район» исключает возможность несения кем-либо бремени их содержания. Отсутствие периодического текущего и капитального ремонта объектов газоснабжения может привести к их частичному или полному разрушению, что может нарушить право потребителей на бесперебойное газоснабжение, создаст угрозу безопасности жизни, здоровью, имуществу неопределенного круга лиц.

Согласно п.4 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, исковые требования прокурора Мари-Турекского района Республики Марий Эл об обязании администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов газоснабжения, расположенных на территории МО «Карлыганское сельское поселение» основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, и в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Принимая во внимание объем работ и способ исполнения заявленных требований, учитывая специфику финансирования и формирования бюджета органа местного самоуправления, суд приходит в выводу, что срок в течение одного года со дня вступления в законную решения суда, будет являться разумными, позволяющим исполнить решение суда надлежащим образом и в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Мари-Турекского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район» собрать всю необходимую документацию в соответствии с п.п. 5, 6, 7, 8 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. №580, провести все необходимые мероприятия и в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл с заявлением о принятии на учет следующих бесхозяйных объектов газоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район»:

- газопровода низкого давления, проложенного подземно и на опорах по <адрес>, протяженностью 7621 погонных метра;

- газопровода низкого давления, проложенного подземно и на опорах по <адрес>, протяженностью 490 погонных метра;

- газопровода низкого давления, проложенного подземно и на опорах по <адрес>, протяженностью 1042 погонных метра.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Э.Г. Габдрахманова

Мотивированное решение составлено 21 октября 2019 года.