Дело №2-2-112/2022 УИД73RS0011-02-2022-000214-05 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации р.п. Вешкайма 26 апреля 2022 года Майнский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Лапшовой С.А., при секретаре Кулигиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному учреждению Каргинская средняя общеобразовательная школа о возложении обязанности организовать охрану и контрольно-пропускной режим в здании школы с привлечением организации, специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, УСТАНОВИЛ: Прокурор Вешкаймского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Вешкаймского района Ульяновской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере образования, в том числе, в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждений. При этом установлены нарушения в деятельности МОУ Каргинская СОШ. В рамках проверки установлено, что на территории МО «Вешкаймский район» в <...>, функционирует МОУ Каргинская средняя общеобразовательная школа. Основным видом ее деятельности является образовательная деятельность. Согласно Уставу МОУ Каргинская СОШ является юридическим лицом. Межведомственной комиссией 15 октября 2019 года проведено обследование МОУ Каргинская СОШ, по результатам которого образовательной организации присвоена 3 категория объекта (территории). Межведомственная комиссия пришла к выводу, что для полного обеспечения антитеррористической защищенности в МОУ Каргинская СОШ, помимо прочего, требуется обеспечить охрану объекта сотрудниками частной охранной организации. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства охрана МОУ Каргинская СОШ, контрольно-пропускной режим на объект осуществляется работниками (вахтерами, сторожами), не имеющими специального разрешения (лицензии) на оказание соответствующих охранных услуг. Договор с такой организацией на охрану объекта не заключен, чем нарушаются права и законные интересы несовершеннолетних, педагогического и технического персонала образовательной организации, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем. 28 июня 2021 года в адрес начальника Управления образования администрации МО «Вешкаймский район» было вынесено представление об устранении нарушений законодательства в области антитеррористической защищенности образовательных организаций. До настоящего времени меры, направленные на устранение нарушений, послуживших основанием для внесения представления, не приняты, охрана образовательной организации частной охранной организацией не осуществляется. Обеспечение пропускного режима в образовательном учреждении лицами, не имеющими статуса частного охранника, противоречит требованиям законодательства и существенно снижает уровень антитеррористической защищенности образовательного учреждения. Ссылаясь на ст. ст. 28, 41, Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. ст. 2,3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст. 30 Федерального закона от 30.12.2000 №384-Фз «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 25,26 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, приказ Рособразования от 11.11.2009 №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений», письмо Минобразования от 256 января 2011 года №МКА -70/15 «О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности», прокурор Вешкаймского района Ульяновской области просит возложить на муниципальное общеобразовательное учреждение Каргинская средняя общеобразовательная школа обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать охрану и контрольно- пропускной пункт в здание МОУ Каргинская СОШ с привлечением организации, специальной созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, для осуществления такой организацией контрольно- пропускного режима. В судебном заседании помощник прокурора Вешкаймского района Ульяновской области Харитонов П.В. поддержал исковые требования по доводам, указанным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что на момент рассмотрения дела не внесены изменения в паспорт безопасности объекта. Представитель ответчика МОУ Каргинская СОШ ФИО1 пояснила, что 5 марта 2022 года в Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 были внесены изменения, в связи с чем муниципальным учреждением Управление образования администрации МО «Вешкаймским район» был издан приказ о проведении категорирования и актуализации паспортов безопасности объектов (территории) образовательных организаций МО «Вешкаймский район». 11 апреля 2022 года на основании данного приказа МОУ Каргинская СОШ был издан приказ о создании комиссии с целью проведения категорирования объекта (школы). 18 апреля 2022 года по итогам обследования объекта МОУ Каргинская СОШ присвоена 4 категория объекта, поскольку прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и объект находится в населенном пункте с численностью населения менее 100 тыс. человек. При указанной категории не требуется охрана объекта сотрудниками частных охранных организаций. В связи с этим полагает, что отсутствуют основания для возложения обязанности по охране школы сотрудниками частных охранных организаций. В установленные законом сроки будут направлены документы, необходимые для актуализации паспорта безопасности объекта. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Согласно ст. 41 Федерального закона "Об образовании в РФ", охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. На основании п. 4. ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса). В отношении объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, установлены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 (далее - Требования N 1006). Правообладатель объекта должен выполнить мероприятия по категорированию, разработке и согласованию паспорта безопасности объекта. Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности (п.6 Требований №1006). Согласно п. 8 Требований N 1006 для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории). В соответствии с п.9, п.10 Требований №1006 работа комиссии осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии. В состав комиссии включаются руководитель органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), работники органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), а также представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (по согласованию). Согласно п. 15 Требований N 1006 результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии. Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории). Согласно п. 13 Требований N 1006 (в редакции, действовавшей до 13.03.2022) к объектам третьей категории опасности относились: объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) от 1 до 2 террористических актов; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 800 человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 15 до 150 млн. рублей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)» в пункт 13 Требований №1006 внесены изменения, в соответствии с которыми к объектам четвертой категории опасности относятся: объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек в независимости от численности населения населенного пункта. Кроме того, исключен п. 14 Требований N 1006, в соответствии с которым ранее всем объектам (территориям) присваивалась категория опасности, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в п. 13 указанных Требований. Согласно Уставу, утвержденному постановлением администрации МО «Вешкаймский район» Ульяновской области от 28 августа 2020 года №575, муниципальное образовательное учреждение Каргинская средняя общеобразовательная школа является образовательной организацией, юридическим лицом (п.1.2, п. 1.11 Устава). Учредителем является муниципальное образование «Вешкаймский район» Ульяновской области (п. 1.9 Устава). Согласно акту обследования и категорирования объекта, утвержденного директором МОУ Каргинская СОШ 15 октября 2019 года, межведомственной комиссией проведено обследование МОУ Каргинская СОШ, по результатам которого образовательной организации присвоена 3 категория опасности объекта (территории). С учетом присвоенной объекту категории, межведомственной комиссией указано на необходимость обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Проведение указанного мероприятия по антитеррористической защищенности предусмотрено п. 25 Требований №1006 для объектов 3 категории опасности. Из письма муниципального учреждения Управление образования администрации МО «Вешкаймский район» Ульяновской области от 14.04.2022 №355 следует, что на указанную дату МОУ Каргинская СОШ отсутствует охрана частной охранной организацией. Вместе с тем, из представленных ответчиком документов следует, что во исполнение Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 №1006, Постановления Правительства РФ от 5 марта 2022 года №289, в связи с изменениями, внесенными в некоторые акты Правительства РФ, руководителям образовательных организаций было предписано создать комиссию по обследованию и категорированию объекта (территории) образовательной организации, и организовать работу данной комиссии в срок до 20 апреля 2022 года. Приказом директора МОУ Каргинская СОШ от 11 апреля 2022 года №41 «О проведении категорирования и актуальности паспорта безопасности» утверждена комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) школы. В состав комиссии включены лица, указанные в п. 10 Требований №1006. Согласно акту обследования и категорирования объекта, утвержденного директором МОУ Каргинская СОШ 18 апреля 2022 года, по итогам обследования объекта МОУ Каргинская СОШ присвоена 4 категория объекта. Данный акт подписан всеми членами комиссии. Пунктом 24 Требований №1006 предусмотрено осуществление мероприятий в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности. В указанном перечне для объектов четвертой категории опасности не предусмотрено мероприятие по обеспечению охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Акт обследования и категорирования объекта от 18 апреля 2022 года также не содержит указания на необходимость проведения в МОУ Каргинская СОШ указанного мероприятия в целях антитеррористической защищенности объекта. Таким образом, в судебном заседании установлено, что в связи с изменением ранее присвоенной образовательному учреждению категории опасности, на момент рассмотрения данного спора отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика обязанности по обеспечению охраны и контрольно-пропускного режима в здании школы с привлечением организации, специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию. Довод помощника прокурора о том, что не внесены изменения в паспорт безопасности, является необоснованным, поскольку Требования №1006 в целях антитеррористической защищенности объекта (территории) предусматривают мероприятия в зависимости от категории его опасности, т.е. связывают с категорированием объекта. Акт обследования и категорирования является основанием для разработки или актуализации паспорта безопасности объекта. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Вешкаймского района Ульяновской области. Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному учреждению Каргинская средняя общеобразовательная школа о возложении обязанности организовать охрану и контрольно-пропускной режим в здании школы с привлечением организации, специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Майнский районный суд Ульяновской области. Судья С. А. Лапшова Решение принято в окончательной форме 05.05.2022 |