ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-118/17 от 10.01.2018 Хотынецкого районного суда (Орловская область)

дело № 2-2-4/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 января 2018 года село Знаменское

Хотынецкий районный суд Орловской области в составе

председательствующего судьи Наумкиной В.Н.,

с участием старшего помощника Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области Пересыпкина Д.Ю.,

ответчика – ФИО1,

представителя третьего лица – администрации Знаменского района Орловской области – по доверенности ФИО2,

при секретаре Матюхиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении райсуда гражданское дело по иску Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах муниципального образования Знаменский район Орловской области к ФИО1 о взыскании материального ущерба в порядке регресса,

УСТАНОВИЛ:

Хотынецкий межрайонный прокурор Орловской области, действующий в интересах муниципального образования Знаменский район Орловской области обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании материального ущерба в порядке регресса.

В обоснование своих требований ссылается на то, чтоХотынецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения бюджетного законодательства Российской Федерации, по результатам которой установлен факт причинения ущерба муниципальному образованию Знаменский район Орловской области в связи с нарушением должностным лицом - бывшим главой администрации Знаменского района Орловской области ФИО1 исполнения обязательств по оплате выполненных работ. Так, в ходе проверки установлено, что 05 июля 2012 года администрацией Знаменского района Орловской области в лице бывшего главы администрации района ФИО1 с - ЗАО «Строительная компания БАФ»- заключен муниципальный контракт на выполнение работ по реконструкции Знаменского Дома культуры Знаменского района Орловской области. Календарные сроки выполнения работ определены сторонами с июля 2012 года по 30 октября 2013 года. ЗАО «Строительная компания БАФ» свои обязательства по вышеуказанному договору исполнило в июле 2013 года. Но администрация Знаменского района своевременно не произвела оплату выполненных работ в сумме 12 798 000 рублей 72 копейки за период с июля 2012 года по июль 2013 года. В связи с чем решением Арбитражного суда Орловской области от 16 июня 2016 года № А48-1098/2016 с администрации Знаменского района Орловской области за несвоевременную оплату выполненных работ в пользу ЗАО «Строительная компания БАФ» взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 70 695 рублей, дополнительно взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 827 рублей, которые оплачены за счет средств бюджета Знаменского района Орловской области.

Кроме того, между администрацией Знаменского района Орловской области и ООО «Теплогазсистем» заключен договор от 27 января 2016 года на поставку тепловой энергии. В соответствии с условиями договора администрации Знаменского района Орловской области в период январь-апрель 2016 года подана тепловая энергия в количестве 308,77 Г/кал, то есть ООО «Теплогазсистем» свои обязательства по данному договору выполнило, но обязательства по оплате за поданную тепловую энергию администрацией Знаменского района Орловской области выполнены частично. В связи с чем решением Арбитражного суда Орловской области от 30 ноября 2016 года № А48-6405/2016 с администрации Знаменского района Орловской области в пользу ООО «Теплогазсистем» взысканы задолженность за период март-апрель 2016 года в сумме 170 818 рублей 67 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 7522 рубля, которые фактически оплачены за счет средств бюджета Знаменского района Орловской области.

Так же между администрацией Знаменского района Орловской области и ПАО «Ростелеком» заключен договор на оказание услуг виртуальных частных сетей на основе передачи данных ПАО «Ростелеком» . Вместе с тем бывшим главой Знаменского района Орловской области ФИО1 при заключении указанного договора не приняты в расчет имеющиеся финансовые сложности, вызванные отсутствием на счетах юридического лица денежных средств в размерах, достаточных для оплаты указанного контракта, в результате чего обязательства по его оплате не исполнены в полном объеме, что привело к обращению ПАО «Ростелеком» с исками в Арбитражный суд Орловской области о взыскании задолженности и расходов по уплате государственной пошлины. Согласно решения Арбитражного суда Орловской области от 04 октября 2016 года № А48-4998/2016 с администрации Знаменского района Орловской области в пользу ПАО «Ростелеком» взысканы задолженность за период февраль-май 2016 года в сумме 21 240 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей, которые фактически оплачены за счет средств бюджета Знаменского района Орловской области.

Прокурор считает, что убытки в указанной выше сумме причинены в результате действий главы администрации Знаменского района Орловской области ФИО1, который в нарушение пункта 2 статьи 72, а также статьи 219 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, заключил договоры на сумму, превышающую запланированные заказчиком лимиты бюджетных обязательств, принял бюджетные обязательства, превышающие бюджетные ассигнования на данные цели. Муниципальное образование Знаменский район Орловской области, возместив вышеуказанным организациям вред, причиненный в результате незаконных действий должностного лица, приобретает право обратного требования (регресса) к тому должностному лицу, которое непосредственно виновно в совершении неправомерных действий. В этом случае должностное лицо несет регрессную ответственность в полном объеме, если иное не установлено законом.

В связи с чем прокурор просит суд взыскать в порядке регресса с бывшего главы администрации Знаменского района Орловской области ФИО1 материальный ущерб в размере 83 044 рубля, из которых 70695 рублей проценты за пользование чужими средствами, 12349 рублей расходы по уплате государственной пошлины.

В судебном заседании старший помощник Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области Пересыпкин Д.Ю. исковые требования поддержал по вышеуказанным основаниям и пояснил, что ФИО1, являясь главой администрации Знаменского района Орловской области с 2011 года по 2016 год, зная о том, что имеется задолженность перед ООО «Теплогазсистем» за 2015 год за поставленную тепловую энергию, он заключает договор с ООО «Теплогазсистем» и на 2016 год. В результате свои обязательства по оплате за потреблённую тепловую энергию он за 2016 год не исполнил. Решением Арбитражного суда Орловской области от 30 ноября 2016 с администрации Знаменского района Орловской области в пользу ООО «Теплогазсистем» взысканы задолженность за период март-апрель 2016 года в сумме 170 818 рублей 67 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 7522 рубля. Так же при отсутствии на счетах юридического лица денежных средств 05 июля 2012 года ответчик заключил муниципальный контракт с ЗАО «Строительная компания БАФ» на реконструкцию Дома культуры в селе Знаменском Знаменского района Орловской области, а 11 января 2016 года он заключил договор на оказание услуг виртуальных частных сетей с ПАО «Ростелеком». В связи с чем материальный ущерб, причинённый муниципальному образованию Знаменский район, составил 72695 рублей, из которых 70 695 рублей проценты за пользование чужими средствами по договору с ЗАО «Строительная компания БАФ» и 2000 рублей- размер государственной пошлины, был взыскан с администрации Знаменского района решением Арбитражного суда Орловской области от 04 октября 2016 года согласно договора с ПАО «Ростелеком» от 11 января 2016 года.

В связи с чем старший помощник Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области просит суд взыскать с ФИО1 в порядке регресса материальный ущерб в размере 83 044 рубля, из которых 70 695 рублей проценты за пользование чужими средствами, 12349 рублей расходы по уплате государственной пошлины.

Ответчик ФИО1 иск не признал и пояснил, что вины его в причинении материального ущерба муниципальному образованию Знаменский район нет. Реконструкция Дома культуры в селе Знаменское Знаменского района Орловской области была произведена в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села». Строительство велось в два этапа. Общая сметная стоимость составила 61,7 млн. руб., из которых 10 млн. руб. были выделены из федерального бюджета, из бюджета Орловской области – 48,8 млн. руб., а оставшаяся сумма 2,9 млн. руб. из районного бюджета. При этом лимиты были доведены до администрации Знаменского района Орловской области в 2011 году. В связи с чем 05 июля 2012 года между администрации Знаменского района Орловской области в лице главы и ЗАО «Строительная компания БАФ» был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по реконструкции Знаменского Дома культуры (второй этап). Своевременно администрация Знаменского района Орловской области не оплатила ЗАО «Строительная компания БАФ» стоимость выполненных работ из - за того, что бюджет Знаменского района является дотационным на 85%, а денежные средства с бюджета Орловской области поступили несвоевременно. Кроме того, трансферт (целевые денежные средства) был получен только 27 декабря 2013 года. Но при поступлении денежных средств администрацией Знаменского района Орловской области эти деньги незамедлительно перечислялись ЗАО «Строительная компания БАФ», что подтверждается платёжными документами. Однако проценты за пользование чужими денежными средствами решением Арбитражного суда Орловской области с администрации были взысканы, так как несвоевременна была произведена оплата за выполненные работы.

Что же касается заключения договоров с ООО «Теплогазсистем» на поставку тепловой энергии и с ПАО «Ростелеком» на оказание услуг виртуальных частных сетей (услуг связи) на 2016 год, то оплата по данным договорам производится после предоставления услуг связи и поставки тепловой энергии. Несвоевременность оплаты за оказанные услуги связи и за поставленную тепловую энергию так же была вызвана из - за несбалансированности бюджета района и несвоевременного перечисления денежных средств с бюджета Орловской области.

Представитель третьего лица – администрации Знаменского района Орловской области ФИО2 возражает против удовлетворения исковых требований Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области и пояснила, что вины бывшего главы администрации Знаменского района Орловской области ФИО1 в том, что с администрации Знаменского района Орловской области была взыскана государственная пошлина и проценты за пользование чужими денежными средствами согласно вышеуказанных решений Арбитражного суда Орловской области, нет. Бюджет Знаменского района является несбаласированным и все денежные средства, которые поступали в виде трансфертов, субвенций, субсидий в районный бюджет из бюджета Орловской области, они сразу же направлялись на погашение задолженности по заработной плате, на питание школьников и. т.д. При этом глава администрации Знаменского района отказаться от заключения указанных договоров не мог, поскольку оставить без отопления здание администрации Знаменского района Орловской области в зимнее время, а так же без связи все службы районной администрации невозможно. Кроме того, тарифы на услуги связи, а так же на отопление в течение года неоднократно меняются, в связи с чем бюджет района корректируется. И при заключении вышеуказанных договоров глава администрации Знаменского района Орловской области не может знать, какую сумму за год необходимо заплатить ООО «Теплогазсистем» и ПАО «Ростелеком» и своевременно или нет поступят денежные средства из бюджета Орловской области.

Выслушав стороны, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Данная норма распространяется и на случаи причинения вреда государству, а также государственным и муниципальным образованиям.

В силу ст. 70 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Согласно пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для применения ответственности в виде взыскания убытков, предусмотренной статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса РФ, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков. Отсутствие одного из указанных условий влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении вреда.

Судом установлено, что решением Территориальной избирательной комиссии Знаменского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах выборов главы Знаменского района Орловской области» ФИО1 признан избранным главой Знаменского района Орловской области ( л.д.).

Согласно распоряжения главы Знаменского района от 18 марта 2011 года ФИО1 приступил к исполнению обязанностей главы администрации Знаменского района Орловской области с 18 марта 2011 года (л.д. ).

Установлено, что 05 июля 2012 года между администрацией Знаменского района Орловской области в лице главы администрации ФИО1 и ЗАО «Строительная компания БАФ» был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по реконструкции Знаменского Дома культуры Знаменского района Орловской области (вторая очередь) (л.д. ).

В соответствии с пунктом 2.1.5 контракта, финансирование работ по контракту осуществлялось за счёт средств областного бюджета и бюджета Знаменского муниципального района Орловской области. Согласно п. 2.1.6 оплата работ осуществляется по мере поступления на счёт Заказчика целевых средств соответствующего бюджета в течение финансового года. Генподрядчик обязался выполнить все работы в полном соответствии с проектно- сметной документацией и сдать результат работ заказчику в установленный срок (п. 4.1), выполнить все работы в объёмах и сроки, предусмотренные разделом 5 контракта, а также графиком производства работ (приложение ) и квартальным заданием (приложение ) (п. 4.2), выдать гарантийный паспорт на гарантийный срок эксплуатации результата работ продолжительностью 5 лет (п. 4.13). Календарные сроки выполнения работ определены сторонами с июля 2012 года по 30 октября 2013 года. В контракте определена приёмка и оплата работ следующим образом: ежемесячная приёмка работ производится 23-25 числа каждого месяца, по её окончании оформляется и подписывается сторонами акт по приёмке-сдаче выполненных работ (форма КС-2) либо заказчик выдаёт предписание об установлении дефектов с указанием даты повторной приемки (п. 6.5). Расчёты (платежи) за выполненные работы производятся на основании подписанных сторонами актов о приёмке выполненных работ (форма КС-2) (п. 6.9.2). Расчёты (платежи) с генподрядчиком за выполненные работы осуществляются в пределах стоимости (цены) выполненных работ в течение 10 банковских дней с момента поступления целевых денежных средств на счёт заказчика, на основании подписанных сторонами актов о приёмке выполненных работ (форма КС-2) (п. 6.9.4). Администрация Знаменского района Орловской области не произвела своевременно оплату выполненных работ. Решением Арбитражного суда Орловской области от 06 июня 2014 года с администрации Знаменского района Орловской области в пользу ЗАО «Строительная компания БАФ» были взысканы задолженность за выполненные работы, проценты за пользование чужими денежными средствами и государственная пошлина, а всего 1 105 945 руб. 57 коп. Данное решение Арбитражного суда Орловской области было исполнено 09 апреля 2015 года.

В связи с чем решением Арбитражного суда Орловской области от 16 июня 2016 года по заявлению ЗАО «Строительная компания БАФ» ( далее ООО«Строительная компания БАФ») были взысканы с администрации Знаменского района Орловской области в пользу ООО«Строительная компания БАФ» проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 70695,95 руб. за период с 07.07.2014 г. по 09.04. 2015 г. и 2827 рублей 04 копейки расходы по уплате государственной пошлины ( л.д.).

Данное решение Арбитражного суда Орловской области исполнено, 08.11.2016 года эти денежные средства администрацией Знаменского района Орловской области ООО«Строительная компания БАФ» были перечислены (л.д.).

Между администрацией Знаменского района Орловской области в лице главы района ФИО1 и ООО «Теплогазсистем» заключен договор от 27 января 2016 года на отпуск и потребление тепловой энергии ( л.д.).

В соответствии с п. 1.1 договора ООО «Теплогазсистем» обязался передать для теплопотребляющих объектов: здания администрации Знаменского района Орловской области и здания гаража с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года (всего 8932 куб. м.) тепловую энергию для отопления указанных объектов, а администрация Знаменского района Орловской области обязалась принять и оплатить тепловую энергию.

Согласно п.3.1 указанного договора расчётным периодом по настоящему договору является один месяц. Сумма договора составляла 1 133 589, 20 руб. 20 коп.

Однако администрация Знаменского района Орловской области свои обязательства по оплате надлежащим образом не исполнило, за потреблённую тепловую энергию оплатила частично.

И решением Арбитражного суда Орловской области от 30 ноября 2016 года согласно искового заявления ООО «Теплогазсистем» была взыскана задолженность с администрации Знаменского района Орловской области за потреблённую тепловую энергию за период март – апрель 2016 года в размере 226 105 руб. 10 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в размере 7522 руб. ( л.д.).

Расходы по оплате государственной пошлины в размере 7522 рублей администрацией Знаменского района Орловской области перечислены ООО «Теплогазсистем» 24 января 2017 года платёжным поручением от 24 января 2017 года ( л.д.).

Между администрацией Знаменского района Орловской области в лице главы ФИО1 и ПАО «Ростелеком» 11 января 2016 года заключен договор на оказание услуг виртуальных частных сетей на основе сети передачи данных ПАО «Ростелеком», согласно которого ПАО «Ростелеком» обязался администрации Знаменского района оказывать услуги связи в соответствии с условиями договора, а Заказчик обязался принять и своевременно оплачивать оказанные ему услуги (л.д.). Согласно п.4.1 указанного договора расчёт за услуги осуществляется ежемесячно по факту их предоставления на основании настоящего договора. Общая стоимость услуг составляет 63 720 рублей.

Однако администрация Знаменского района Орловской области свои обязательства по оплате за услуги связи за период февраль - май 2016 года не исполнила.

В связи с чем решением Арбитражного суда Орловской области от 04 октября 2016 года согласно искового заявления ПАО «Ростелеком» в пользу ПАО «Ростелеком» была взыскана задолженность за период февраль - май 2016 года в сумме 21 240 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей ( л.д.).

Расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей администрацией Знаменского района Орловской области перечислены ПАО «Ростелеком» 27 декабря 2016 года платёжным поручением от 27 декабря 2016 года ( л.д.).

Распоряжением главы Знаменского района Орловской области от 05 октября 2016 года ФИО1 уволен 05 октября 2016 года в связи с прекращением полномочий главы Знаменского района в соответствии с пунктом 3 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 83 Трудового кодекса РФ, ст. 28 Устава Знаменского района ( л.д. ).

В силу п. 1 ст. 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

Так, прокурор ссылается на то, что убытки в сумме 83044 рублей причинены в результате виновных действий бывшего главы администрации Знаменского района Орловской области ФИО1, который в нарушение пункта 2 статьи 72, а также статьи 219 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, заключил договоры на сумму, превышающую запланированные заказчиком лимиты бюджетных обязательств, принял бюджетные обязательства, превышающие бюджетные ассигнования на данные цели. А администрация муниципального образования Знаменский район Орловской области, возместив вышеуказанной организации вред, причиненный в результате незаконных действий, приобретает право обратного требования (регресса) к тому должностному лицу, которое непосредственно виновно в совершении неправомерных действий.

Но анализируя в совокупности установленные в судебном заседании
обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что
выплаченные администрацией Знаменского района Орловской области по решениям Арбитражного суда Орловской области от 16 июня 2016года, от 30 ноября 2016 года, от 04 октября 2016 года проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 70695 рублей, а также судебные расходы – государственная пошлина в размере 12349 рублей ( 2827,04 руб., 7522 руб., 2000 руб.), не являются прямым действительным ущербом, причиненным в результате виновных действий ответчика.

Довод прокурора об умышленном характере действий ответчика ФИО1, направленных на причинение реального ущерба бюджету Знаменского района Орловской области, не нашел своего подтверждения в суде и опровергается собранными по делу доказательствами, свидетельствующими об отсутствии у ФИО1 умысла в совершении незаконных действий.

Вина ответчика ФИО1 в причинении ущерба истцом суду так же не доказана.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что, заключая контракт с ООО «Строительная компания БАФ», с ООО «Теплогазсистем», ПАО «Ростелеком» ФИО1 действовал противоправно, прокурором суду не представлено.

Сам по себе факт взыскания в пользу ООО «Строительная компания БАФ» процентов за пользование чужими денежными средствами и судебных расходов, а так же в пользу ООО «Теплогазсистем», ПАО «Ростелеком» судебных расходов с администрации Знаменского района Орловской области без представления доказательств вины в причинении ущерба, причинной связи между противоправным поведением и наступившим ущербом, не свидетельствует о незаконности действий ответчика ФИО1 и не является достаточным основанием для взыскания с ответчика ущерба.

В связи с чем выплата процентов и судебных расходов не может быть отнесена к убыткам и взыскана с главы администрации Знаменского района Орловской области в порядке регресса, поскольку такая выплата не является прямым возмещением причиненного третьему лицу ущерба, а является мерой гражданско-правовой ответственности по муниципальному контракту и договорам.

Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Следовательно, муниципальное образование не является юридическим лицом в том смысле, который вытекает из толкования ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не обладает правами юридического лица.

Таким образом, у муниципального образования Знаменский район, в интересах которого предъявлен иск, не возникло право регрессного требования к ФИО1

Прокурор в обоснование своих требований к бывшему главе администрации Знаменского района ФИО1 о возмещении ущерба в порядке регресса ссылается так же и на нормы Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Согласно ст. 233 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причинённый ею другой стороне этого договора в результате её виновного противоправного поведения (действия или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Статёй 277 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

Частью 2 статьи 277 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями.

Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 года № 21 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации» предусмотрено, что в соответствии с частью первой статьи 277 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Под прямым действительным ущербом согласно части второй статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Привлечение руководителя организации к материальной ответственности в размере прямого действительного ущерба, причиненного организации, осуществляется в соответствии с положениями раздела XI «Материальная ответственность сторон трудового договора» Трудового кодекса Российской Федерации (главы 37 «Общие положения» и 39 «Материальная ответственность работника»).

Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» так же установлено, что к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

Но судом установлено, что глава администрации Знаменского района Орловской области при заключении вышеуказанных договоров и муниципального контракта действовал в пределах своих полномочий, предусмотренных ст. 28 Устава Знаменского муниципального района Орловской области, данные договоры и муниципальный контракт содержат условия, необходимые для договоров гражданско-правового характера и соответствуют по содержанию требованиям гражданского законодательства.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что подписывая указанные договоры ответчик действовал за рамками своей компетенции или в нарушение действующего законодательства, истцом не представлено, а сами по себе выводы проведенной истцом проверки о необоснованности действий ответчика по заключению договоров, без представления доказательств о наличии прямого действительного ущерба муниципальному образованию Знаменский район, противоправного поведения работника, его вины в причинении ущерба, причинной связи между противоправным поведением работника (действиями или бездействием) и наступившим ущербом, достаточным основанием для возложения на главу администрации Знаменского района полной материальной ответственности в соответствии с вышеприведенными положениями трудового законодательства так же не являются.

В то же время судом установлено, что ответчик, являясь главой Знаменского района, начиная с 2012 года, неоднократно обращался к министру сельского хозяйства Российской Федерации, Губернатору Орловской области, Председателю Правительства Орловской области, заместителю Председателя Правительства Орловской области, руководителю Департамента сельского хозяйства Орловской области с письмами о выделении денежных средств на завершение реконструкции Знаменского Дворца культуры Знаменского района Орловской области (л.д.), а так же на выплату заработной платы, на питание общеобразовательных учреждений, на оплату коммунальных услуг ( л.д. ).

Указанные обстоятельства подтвердила в судебном заседании и свидетель Б<---> которая пояснила, что основной причиной несвоевременной оплаты за выполненные работы по заключенным договорам и муниципальному контракту является несбалансированность бюджета. Дотации из бюджета Орловской области на поддержку мер по обеспеченности сбалансированности бюджета Знаменского района выделялись, но в меньшем объеме. Так, в 2012 году было выделено 24% от требуемого объёма, в 2013 году – 32% от требуемого объёма, в 2014 году – 25% от требуемого объёма. Так же и в 2015 – 2016 г.г. Кроме того, принятые обязательства по оплате за потреблённую тепловую энергию и стоимость услуг связи в 2016 году администрацией Знаменского района планировалось исполнить за счёт продажи муниципального имущества, но из –за отсутствия интереса со стороны покупателей имущество не продано до настоящего времени. Поэтому дополнительные средства в бюджет муниципального района не поступили.

Сомневаться в справедливости показаний данного свидетеля у суда нет оснований.

В связи с чем суд считает необходимым в иске Хотынецкому межрайонному прокурору Орловкой области, действующего в интересах муниципального образования Знаменский район Орловской области, к ФИО1 о взыскании материального ущерба в порядке регресса, отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах муниципального образования Знаменский район Орловской области, к ФИО1 о взыскании материального ущерба в порядке регресса, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Хотынецкий районный суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 15 января 2018 года.

Председательствующий: В.Н.Наумкина