Дело № 2-2-134/2022
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
27 апреля 2022 года с. Частые
Большесосновский районный суд Пермского края в составе председательствующего Никулиной Л.Н. при секретаре судебного заседания Сверчковой И.М.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Частинского района Ребриной Ю.Р.,
рассмотрев в постоянном судебном присутствии в с. Частые Большесосновского районного суда Пермского края в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Частинского района в защиту неопределенного круга лиц к МБУК ЦНТ и КПР об обязании организовать категорирование подведомственных объектов (территорий) культуры путем осуществления деятельности комиссии по обследованию и категорированию, оформления результатов работы комиссии актом обследования и категорирования объектов, а также организовать утверждение и согласование паспортов безопасности в отношении реорганизованных объектов МБУ «Бабкинская КДЦ» Бугровский клуб-филиал, МБУ «Бабкинский КДЦ», МБУ «ФИО1», МБУ «Шабуровский КДЦ», Шлыковский сельский клуб, МБУ «Шабуровский КДЦ», Пихтовский сельский дом культуры, КДМБУ ЧСП, Змеевский сельский клуб, КДМБУ ЧСП, МБУ «Шабуровский КДЦ», КДМБУ ЧСП, Западнинский сельский клуб, МБУ «Шабуровский КДЦ, Меркушинский сельский дом культуры, Ерзовская сельская библиотека, Кленовской сельский клуб, организовать разработку, утверждение и согласование паспортов безопасности учреждения культуры МБУК ЦНТ и КПР,
установил:
прокурор Частинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, уточнив требования, обратился в суд с настоящим иском, указывая, что в ходе проведенной прокуратурой Частинского района на основании поступившей из Очерского МОВО – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю» информации проверки выявлено 28 объектов культуры, расположенных на территории Частинского муниципального округа, в отношении которых не проведены мероприятия по обследованию, категорированию и паспортизации. В итоге учредителю объектов культуры – администрации Частинского муниципального округа внесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ, которое рассмотрено, признано обоснованным, вместе с тем до настоящего времени нарушения законодательства не устранены.
В период 2022 года завершена процедура реорганизации учреждений культуры путем присоединения МБУ «Бабкинский КДЦ», МБУ «Шабуровский КДЦ», МБУ «ФИО1», КДМБУ ЧСП и их структурных подразделений к МБУК ЦНТ и КПР, директором которого также не принято надлежащих и действенных мер к устранению требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов культуры. При этом посетителями и участниками культурных мероприятий, а также участниками действующих клубных формирований являются в том числе несовершеннолетние жители Частинского муниципального округа, в связи с чем безопасность детей ставится под угрозу. Без проведения категорирования и оформления паспортов безопасности объектов (домов культуры) невозможно определить обязательные требования к антитеррористической защищенности и как следствие должным образом обеспечить антитеррористическую защищенность объектов культуры.
Представитель истца Ребрина Ю.Р. в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях.
Ответчик МБУК ЦНТ и КПР, извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайств об отложении дела не представлено.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, выслушав участника процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» (далее Федеральный закон № 35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Антитеррористическая защищенность территории и объекта - состояние защищенности здания, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта (п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ).
В соответствии с ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают требования к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или на ином законном основании.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (далее Концепция) предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (п. 7 Концепции).
Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42 Концепции).
Согласно ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:
1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 (далее Требования № 176), которое устанавливает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением данных требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
В силу п. 5 Требований № 176 в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.
На основании п. 7 Требований № 176 для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия): в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) - не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу настоящих требований; при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) - в течение 30 дней со дня окончания необходимых мероприятий по его вводу в эксплуатацию.
Срок работы комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа (организации) в сфере культуры в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 30 рабочих дней.
В силу п. 43 Требований № 176 паспорт безопасности объекта (территории) составляется комиссией в 2 экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации в сфере культуры, являющейся правообладателем объекта (территории), и согласовывается (в том числе при его актуализации) с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) в 30-дневный срок со дня его составления.
Как установлено в судебном заседании, на территории Частинского муниципального округа расположено 28 объектов культуры (по сведениям администрации Частинского муниципального округа, информация от 17.05.2021 № 1236).
Согласно информации Очерского МОВО – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю» на объектах культуры, расположенных в Частинском муниципальном округе не проведено обследование и категорирование таких объектов (л.д. 9).
По запросу прокурора района администрацией района представлены акты обследования и категорирования по двум учреждениям: МБУК Частинская централизованная библиотечная система, МБУК Центр народного творчества и культурно-просветительной работы (л.д. 14).
На иных объектах (территориях) культуры какое-либо обследование не проводилось, акты комиссией не утверждались и не подписывались.
Таким образом, по результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в нарушение пп. 5, 7 Требований № 176 не оформлены акты обследования и категорирования объектов культуры, не утверждены паспорта безопасности объектов (территорий), в связи с чем не организовано и не проведено категорирование объектов культуры, подлежащих обследованию и категорированию, которые являются отдельными объектами культуры, расположены в различных местностях с разным потоком посетителей и подлежат категорированию.
Кроме того, при наличии акта обследования МБУК ЦНТ и КПР (<адрес>) не утвержден паспорт безопасности в отношении указанного объекта.
По результатам проверки учредителю объектов культуры – администрации Частинского муниципального округа внесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-13), которое рассмотрено, признано обоснованным (л.д. 14-17). Вместе с тем, до настоящего времени нарушения законодательства не устранены. В материалы дела такие сведения не представлены.
В период 2022 года завершена процедура реорганизации учреждений культуры путем присоединения МБУ «Бабкинский КДЦ», МБУ «Шабуровский КДЦ», МБУ «ФИО1», КДМБУ ЧСП и их структурных подразделений к МБУК ЦНТ и КПР, директором которого также не принято надлежащих и действенных мер к устранению требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов культуры (л.д. 18-21, 39-95).
Судом установлено, что посетителями и участниками культурных мероприятий, а также участниками действующих клубных формирований являются в том числе несовершеннолетние жители Частинского муниципального округа, в связи с чем безопасность детей ставится под угрозу, без проведения категорирования и оформления паспортов безопасности объектов (домов культуры) невозможно определить обязательные требования к антитеррористической защищенности и как следствие должным образом обеспечить антитеррористическую защищенность объектов культуры.
Таким образом, указанные нарушения влекут за собой нарушение прав граждан на безопасность, в связи с чем суд полагает, что заявленные требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Возложить на МБУК ЦНТ и КПР обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу
- организовать категорирование подведомственных объектов (территорий) культуры путем осуществления деятельности комиссии по обследованию и категорированию, оформления результатов работы комиссии актом обследования и категорирования объектов, а также организовать утверждение и согласование паспортов безопасности в отношении следующих объектов (территорий), расположенных на территории Частинского муниципального округа по адресам:
<адрес> (реорганизованный МБУ «Бабкинская КДЦ», Бугровский клуб-филиал);
<адрес> (реорганизованный МБУ «Бабкинский КДЦ);
<адрес> (реорганизованный МБУ «ФИО1);
<адрес> (реорганизованный МБУ Шабуровский КДЦ, Шлыковский сельский клуб);
<адрес> (реорганизованный МБУ «Шабуровский КДЦ, Пихтовский сельский дом культуры);
<адрес> (реорганизованный КДМБУ ЧСП, Змеевский сельский клуб);
<адрес> (реорганизованный КДМБУ ЧСП);
<адрес> (реорганизованный МБУ «Шабуровский КДЦ);
<адрес> (реорганизованный КДМБУ ЧСП, Западнинский сельский клуб);
<адрес> (реорганизованный МБУ «Шабуровский КДЦ, Меркушинский сельский дом культуры);
<адрес> (Ерзовская сельская библиотека);
<адрес> (Кленовской сельский клуб);
- организовать разработку, утверждение и согласование паспортов безопасности учреждения культуры МБУК ЦНТ и КПР, расположенного в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд (постоянное судебное присутствие в с. Частые) в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 апреля 2022 года.
Судья Л.Н. Никулина