Дело № 2-2-13/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Сухиничи 04 февраля 2022 года
Сухиничский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Гуровой Т.В., при секретаре Филоненко Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Калужской области о признании права на перерасчет страховой пенсии,
у с т а н о в и л:
06 декабря 2021 года ФИО1 обратился в Сухиничский районный суд Калужской области с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Калужской области о признании права на перерасчет страховой пенсии. В обоснование требований указывает, что в ДД.ММ.ГГГГ г. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ ему дан ответ, в котором указано о невозможности учесть при назначении и расчете страховой пенсии представленную архивную справку № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с ее несоответствием формуляру «О стаже работы», принятому в соответствии с Порядком взаимодействия между странами-членами ЕЭС по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕЭС. Данная справка отражает период работы в Казахской ССР и респ.Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и предоставлена Коммунальным государственным учреждением «Центр документации новейшей истории» Управления цифровизации и архивов Восточно-Казахской области респ.Казахстан. Полагает, что данный документ является подлинным, сомневаться в его достоверности не имеется оснований.
Указывая, что ответчиком не применены вышеуказанные нормы международного права, истец с учетом уточнений просит: признать за ним право на перерасчет трудовой пенсии по старости согласно представленной справке и обязать ответчика произвести перерасчет с момента назначения пенсии
В судебное заседании стороны не явились, ответчиком - Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда РФ по Калужской области представлены возражения по заявленным требованиям.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (статья 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах, а равенство прав и свобод (статья 19) гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В силу ст. 8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.
Статьей 11 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
Частью 2 ст. 11 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ.
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время и до вступления в силу настоящего Соглашения.
20 декабря 2019 г. между республиками, в том числе Казахстаном, подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, вступившее в силу 01 января 2021 г.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Соглашения разработан Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств-членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 №122.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в территориальный орган УПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с нормами ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» №400-ФЗ от 28.12.2013 г.
ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение о назначении страховой пенсии по старости. При этом при назначении пенсии не был учтен стаж и заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> на территории республики Казахстан.
В рамках взаимодействия между компетентными органами запрошен формуляр «О стаже работы» посредством направления формуляра «Запрос» и копий представленных ФИО1 документов о стаже работы на территории государства-члена респ.Казахстан.
Поступивший формуляр в виде архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ Коммунального государственного учреждения «Центр документации новейшей истории» Управления цифровизации и архивов Восточно-Казахской области респ.Казахстан, не соответствует установленному Порядком.
Между тем, как следует из копии трудовой книжки истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и дальнейшем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в <данные изъяты> на территории республики Казахстан в должности <данные изъяты>.
Стороной ответчика не оспорено, что наименование должности и учреждения, в котором в спорный период работал ФИО1, предусмотрены действовавшими в соответствующие периоды Списками должностей и учреждений, деятельность в которых дает право на пенсию. Кроме того, не оспаривается, что истец имеет необходимый для назначения пенсии размер индивидуального пенсионного коэффициента.
В силу ч.2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Доводы стороны ответчика о том, что безусловным основанием к отказу в учете при назначении страховой пенсии по старости представленной истцом справки является ее несоответствие установленному Порядку, суд полагает не основанным на законе.
В соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 года, пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и граждан республики Казахстан осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Таким образом, соответствующие периоды работы на территории респ. Казахстан могут быть включены в специальный стаж при назначении досрочной страховой пенсии по старости гражданам Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно представленных материалов, истец, осуществляя трудовую деятельность на территории респ. Казахстан в спорный период.
Согласно п.10 раздела 3 Порядка взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств-членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 компетентные органы государств-членов принимают документы, содержащие сведения о стаже работы и ( или ) заработной плате, выданные в установленном порядке, за период до 13 марта 1992 г. без направления формуляра «Запрос».
Как следует из имеющейся в материалах дела справки она подтверждает стаж работы и заработную плату за период до 13 марта 1992 г. При таких обстоятельствах возможно установить заработок истца в спорные периоды и принять к учету данный документ для установления размера заработной платы истца и перерасчета размера пенсии. Данное доказательство удовлетворяет требованиям относимости и допустимости и может быть принято в качестве доказательства в обоснование заявленных истцом требований.
Учитывая изложенное, период осуществления истцом трудовой деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> подлежит включению в стаж, дающий истцу право на расчет размера страховой пенсии по старости, поскольку соблюдены предусмотренные законодательством Российской Федерации условия включения данных периодов.
Учитывая изложенное, на дату обращения за назначением пенсии (01 октября 2021 года) имелись предусмотренные ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ основания для назначения ФИО1 страховой пенсии по старости с учетом периодов трудовой деятельности и размера заработной платы, отраженных в представленной справке.
В силу ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. В связи с изложенным, суд принимает решение о понуждении ответчика произвести перерасчет страховой пенсии с даты обращения за назначением пенсии, т.е. с 1 октября 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Калужской области произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ исходя из стажа работы и заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ Коммунального государственного учреждения «Центр документации новейшей истории» Управления цифровизации и архивов Восточно-Казахской области респ.Казахстан.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Сухиничский районный суд.
Председательствующий