ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-14/18 от 02.02.2018 Людиновского районного суда (Калужская область)

№ 2-2-14/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Жиздра 02 февраля 2018 года

Людиновский районный суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Тарасовой Л.В.,

с участием прокурора Жиздринского района Калужской области Хрипунова В.В.,

при секретаре Евсигнееве А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Жиздринского района Калужской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной,

У С Т А Н О В И Л:

12 января 2018 года прокурор Жиздринского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным заявлением, указав в обоснование, что прокуратурой Жиздринского района в рамках осуществления мероприятий по надзору за исполнением законодательства о защите интеллектуальных прав FIFA был выявлен факт нарушения интеллектуальных прав FIFA 2018 года, Кубка конфигурации FIFA 2017 года.

Так, в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлен интернет-сайт https://eticket4.ru/event/chempionat_mira_po_futbolu_2018_6745, содержащий открытое предложение о продаже билетов на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года*, обращенное к неопределенному кругу лиц. Согласно же информации, предоставленной на официальном сайте FIFA (http:m.fifa.com/worldcup/organisation/ticketing/legal/miauth sales.html), все билеты на Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России и Кубок Конфедераций FIFA 2017 в России приобретаются исключительно на сайте www.fifa.com/tickets. На выявленном интернет-сайте отсутствует информация о наличии соглашения с FIFA, дающего право продажи билетов и использование официальной символики. Данный интернет-сайт, а также организация, его использующая, не включены в Актуальный список партнеров (спонсоров) Международной федерации футбольных ассоциаций (Федерасьон Интернасьональ де Футбол Ассосиасьон (ФИФА)), опубликованный на официальном сайте http://www.ais-agencv.ru ООО «Агентство интеллектуальной собственности», осуществляющего представительство интересов FIFA в России. Приобретенные билеты через выявленный сайт будут автоматически аннулированы после их идентификации, и не будут давать их правообладателям права на доступ на стадион, получения возмещения стоимости билета и прочих компенсаций. В связи с этим, прокурор просил признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте https://eticket4.ru/event/chempionat_mira_po_futbolu_2018_6745, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калужской области (Управление) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В письменном отзыве на заявление руководитель Управления указал, что Управление не возражает против удовлетворения заявления прокурора; также указал, что просит рассмотреть данное дело без участия их представителя.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Так, согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 07 июня 2013 года № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» FIFA принадлежат имущественные права, связанные с осуществлением мероприятий, включая права на использование символики спортивных соревнований, права на осуществление контроля за доступом к местам осуществления мероприятий, права на реализацию входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, права определения коммерческих партнеров FIFA и контрагентов FIFA, права на размещение рекламы, продажу и иное распространение товаров, выполнение работ, оказание услуг в местах осуществления мероприятий, права на определение производителей спортивной экипировки, спортивного оборудования и инвентаря, используемых при осуществлении мероприятий, права на освещение мероприятий посредством трансляции изображения и (или) звука любыми способами и (или) с помощью любых технологий, права демонстрировать мероприятия в общественных местах с использованием аудио-, видеозаписи и (или) фотосъемки мероприятий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 названного закона использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в том числе без ограничений в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, в составе доменных имен и иным способом), если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA, подлежащего в установленных федеральным законом случаях государственной регистрации. Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которая является объектом интеллектуальной собственности и на которую FIFA обладает исключительными правами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Из представленных доказательств установлено, что в рамках осуществления мероприятий по надзору за исполнением законодательства о защите интеллектуальных прав FIFA прокуратурой Жиздринского района был выявлен факт нарушения интеллектуальных прав FIFA 2018 года, Кубка конфигурации FIFA 2017 года. Так, в ходе проверки был выявлен интернет-сайт: https://eticket4.ru/event/chempionat_mira_po_futbolu_2018_6745, содержащий открытое предложение о продаже билетов на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года*, обращенное к неопределенному кругу лиц. Согласно же информации, предоставленной на официальном сайте FIFA (http:m.fifa.com/worldcup/organisation/ticketing/legal/miauth sales.html), все билеты на Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России и Кубок Конфедераций FIFA 2017 в России приобретаются исключительно на сайте www.fifa.com/tickets. На выявленном интернет-сайте отсутствует информация о наличии соглашения с FIFA, дающего право продажи билетов и использование официальной символики. Данный интернет-сайт, а также организация, его использующая, не включены в Актуальный список партнеров (спонсоров) Международной федерации футбольных ассоциаций (Федерасьон Интернасьональ де Футбол Ассосиасьон (ФИФА)), опубликованный на официальном сайте: http://www.ais-agencv.ru ООО «Агентство интеллектуальной собственности», осуществляющего представительство интересов FIFA в России.

Несанкционированная продажа билетов образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За нарушение авторских и смежных прав предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 146 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что страницы опубликованы в сети «Интернет» и открыты для свободного доступа неопределенного круга лиц.

Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Пунктом 6 статьи 10 указанного закона запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 (пункт 5) основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются соответствующие решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) или суда.

При этом порядок ограничения доступа к сайтам, при наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации, определен вышеназванными Правилами и Временным порядком взаимодействия оператора реестра с провайдером хостинга и порядком получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденными Роскомнадзором 25 октября 2012 года.

Согласно пункту 7 Правил обращение органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, а также граждан о наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации, после поступления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее Роскомнадзор) и (или) оператору реестра, Роскомнадзор или оператор реестра в течение суток направляют запрос в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) уполномоченным органам в соответствии с их компетенцией, с указанием страницы сайта в сети «Интернет», о возможном наличии на указанной странице сайта запрещенной информации.

Информация о решении, принятом по указанному запросу, должна быть представлена уполномоченным органом в Роскомнадзор и (или) оператору реестра в электронном виде в течение суток после получения такого запроса.

Если же имеется вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, то Роскомнадзор и (или) оператор реестра в течение суток со дня его получения, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись (пункт 9 Правил).

Одновременно с включением в единый реестр информации о доменном имени и (или) указателе страницы сайта в сети «Интернет» уполномоченный сотрудник Роскомнадзора и (или) оператора реестра определяет провайдера хостинга, обеспечивающего размещение в сети «Интернет» указанного сайта; направляет провайдеру хостинга в электронном виде уведомление на русском и английском языках о включении в единый реестр доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет»; вносит в реестровую запись сведения о провайдере хостинга в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных с указанием даты и времени направления уведомления провайдеру хостинга (пункт 11 Правил).

При этом в соответствии с частями 7, 8 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети «Интернет» и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр владелец сайта в сети «Интернет» обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети «Интернет» провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет» в течение суток. В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта в сети «Интернет» мер, указанных в названной норме права, сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включается в реестр.

После проведения указанных процедур, как следует из части 10 статьи 15.1 названного закона, в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».

На основании изложенного, суд считает, что наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по вышеуказанному электронному адресу указанных материалов нарушает не только авторские и смежные права, но и права неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, и, руководствуясь статьями 194-198, 262-264 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайте по сетевому адресу: https://eticket4.ru/event/chempionat_mira_po_futbolu_2018_6745, открытое предложение о продаже билетов на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года*, обращенное к неопределенному кругу лиц, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Копию настоящего решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» https://eticket4.ru/event/chempionat_mira_po_futbolu_2018_6745 в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Людиновский районный суд Калужской области (г. Жиздра) в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий: