ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-1584/2020640004-01-2020-001381-28 от 24.08.2020 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-2-1584/2020 64RS0004-01-2020-001381-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24.08.2020 года город Балаково Саратовской области

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Евдокименковой Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Першуковой В.Д.,

с участием

представителя Ершовской транспортной прокуратуры Серикова Д.С.,

представителей ответчика Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» ФИО1, ФИО2, ФИО3,

представителя третьего лица ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации ФИО4,

представителя третьего лица ООО «Формула безопасности транспорта» ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ершовской транспортной прокуратуры Саратовской области в интересах Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» об обязании обеспечить охрану гидротехнического сооружения шлюзы № 25, 26,

установил:

прокурор Ершовской транспортной прокуратуры Саратовской области обратился в суд в интересах Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» об обязании обеспечить охрану гидротехнического сооружения шлюзы № 25, 26.

В качестве основания заявленных требований истец (с учётом уточнений (том № 2, л.д. 162-163) указал следующее.

Ершовской транспортной прокуратурой по обращению филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Саратовской области проведена проверка исполнения ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» (далее – Учреждение) требований федерального законодательства при обеспечении государственной охраной объектов транспортной инфраструктуры. Установлено, что в оперативном управлении Учреждения находятся шлюзы № 25 и 26 (далее шлюзы № 25, 26) Балаковского района гидротехнических сооружений и судоходства, эксплуатация которых осуществляется филиалом ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» - Балаковским районом гидротехнических сооружений и судоходства (далее – Балаковский РГСиС).

В соответствии с требованиями статьи 12 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, п. 2 Положения об охране судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2005 № 690, круглосуточной охране подлежат судоходные гидротехнические сооружения, в том числе шлюзы и судоподъемники, и средства навигационного оборудования, включенные в перечень, утверждаемый Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации, а также предназначенные для обеспечения функционирования судоходных гидротехнических сооружений материальные ценности, находящиеся на охраняемых объектах.

Такой перечень судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования, подлежащих круглосуточной охране, утвержден приказом Минтранса России от 12.12.2006 № 150, в который помимо прочего включен Саратовский гидроузел Шлюзы № № 25, 26 (пункт 65).

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране», под государственной охраной понимается деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер.

Охраняемые объекты - здания, строения, сооружения (в том числе отдельные помещения), прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения, сооружения (в том числе отдельные помещения), земельные участки и водные объекты, предоставленные органам государственной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» (далее - ФЗ № 77-ФЗ), ведомственная охрана - совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.

Статья 5 ФЗ № 77-ФЗ относит ведомственную охрану к государственной охране, указывая, что органы исполнительной власти, имеющие право на создание государственной ведомственной охраны, определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» установлен перечень объектов, в соответствии с пунктом 14 которого, на гидротехнические сооружения, коллекторы водохранилищ, водопроводные станции и объекты водоподготовки в крупных промышленных центрах, в населенных пунктах краевого и областного подчинения, а также в закрытых административно-территориальных образованиях частная охранная деятельность не распространяется.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 685 Перечня охраняемых объектов подразделениями Федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», утвержденного приказом Минтранса России от 03.08.2016 № 222, Шлюзы №№ 25 - 26 Балаковского района гидротехнических сооружений и судоходства - филиала ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», расположенные по адресу: Саратовская область, г. Балаково, Шлюзы и отнесенные к ведению Росморречфлота, подлежат охране силами подразделений ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации».

Названный перечень является перечнем объектов, подлежащих защите от противоправных посягательств, утвержден соответствующим федеральным государственным органом и рассматривается как перечень объектов, защита от противоправных посягательств которых должна обеспечиваться соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке.

Ввиду отсутствия установленного порядка формирования Перечней и критериев определения объектов для внесения в Перечень, федеральный государственный орган руководствуется отнесением деятельности, осуществляемой на указанном объекте к сфере ведения федерального государственного органа, а также не ограничен на включение в указанный перечень и иных объектов (к примеру, на основании инициативного обращения собственника объекта).

При этом, если объекты включены в Перечень, утвержденный соответствующим федеральным государственным органом, то охрана этих объектов должна обеспечиваться соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке, а возможность охраны этих объектов иными силами (субъектами охраны) исключается.

Таким образом, при внесении Минтрансом России объектов в Перечень № 222 их охрана должна обеспечиваться ведомственной охраной Минтранса России в обязательном порядке.

Исходя из правоспособности субъектов рынка охранных услуг, учитывая значимость объекта для государства, последствия при совершении в отношении него противоправных посягательств, а также полномочия (права и обязанности) работников охраны, законодателем разграничены субъекты охраны при осуществлении охраны соответствующих объектов.

Факт регистрации Перечня № 222 в Минюсте (per. № 43459), в соответствии с пунктом 12 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 04.05.2007 № 88 (далее - Разъяснения), свидетельствует о его общеобязательном применении, так как государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, являющиеся общеобязательным государственным предписанием постоянного или временного характера, рассчитанным на многократное применение, а акты рекомендательного характера регистрации не подлежат.

Иное толкование рассматриваемых норм права противоречило бы целям создания ведомственной охраны.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Пунктом 2.1. Устава ФГУП «УВО Минтранса России», утвержденного распоряжением Минтранса России от 08.02.2016 № МС-6-р (далее - Устав) определено, что предприятие создано в целях осуществления деятельности, предусмотренной Законом по защите объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности от противоправных посягательств и получения прибыли.

Для достижения целей, указанных в пунктах 2.1 Устава, Предприятие осуществляет следующие виды деятельности по обеспечению общественного порядка и безопасности на договорной основе в части: защиты охраняемых объектов государственной и иных форм собственности, находящихся в сфере ведения Министерства транспорта Российской Федерации, от противоправных посягательств, оказание услуг юридическим и физическим лицам по охране объектов, защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, обеспечения на охраняемых объектах пропускного режима, исключающего возможность бесконтрольного выхода (входа) лиц, выезда (въезда) транспортных средств, вноса (выноса) и ввоза (вывоза) имущества, обеспечения на охраняемых объектах внутриобъектового режима в соответствии с законодательством Российской Федерации, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах и др.

С учетом изложенного, гидротехническое сооружение - Шлюзы № № 25 - 26 Балаковского района гидротехнических сооружений и судоходства - филиала ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» подлежат государственной охране силами ведомственной охраны.

Однако, в настоящее время гидротехническое сооружение - Шлюзы № № 25, 26 Балаковского РГСиС государственной охраной не обеспечено.

Установлено, что между ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» и ООО «Формула безопасности транспорта», аккредитованным в качестве подразделения транспортной безопасности, во исполнение требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, 31.12.2019 сроком на 1 год заключен контракт № 21-07/19/12 на оказание услуг по защите гидротехнических сооружений, в частности Шлюзов №№ 25, 26 (далее по тексту - Контракт) от актов незаконного вмешательства (обеспечение транспортной безопасности).

Вместе с тем, заключение Контракта на оказание услуг по защите гидротехнических сооружений от актов незаконного вмешательства с частным подразделением транспортной безопасности, не обеспечивает соблюдение законодательства о государственной охране судоходных гидротехнических сооружений.

Обеспечив заключением Контракта защиту гидротехнических сооружений от актов незаконного вмешательства подразделением транспортной безопасности и тем самым исполнив требования Федерального закона «О транспортной безопасности» и изданных в его развитии подзаконных нормативных правовых актов, ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» проигнорированы нормы Кодекса внутреннего водного транспорта, Федеральных законов «О государственной охране», «О ведомственной охране», актов Правительства Российской Федерации, Минтранса России о необходимости обеспечения государственной охраной судоходных гидротехнических сооружений силами ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Несмотря на формальную схожесть услуг по обеспечению охраны Шлюзов от противоправных посягательств и их защиты от актов незаконного вмешательства, нельзя их отождествлять и приводить к единому виду услуг, в связи с тем, что охрана Объекта представляется более широким понятием, особенно осуществляемая ведомственной охраной.

Так, в ст. 2 ФЗ № 77-ФЗ определено, что основными задачами ведомственной охраны являются: защита охраняемых объектов, определение которым дано в ст. 1 Закона, от противоправных посягательств, обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

При этом, целями обеспечения транспортной безопасности, на основании ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности», являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

При таких обстоятельствах только наличие на Шлюзах № № 25, 26 Балаковского РГСиС ведомственной охраны способно обеспечить одновременно их защиту от противоправных посягательств в отношении материальных ценностей, хранящихся на объекте, предупредить и пресечь административные правонарушения в области противопожарной безопасности, с учетом наличия полномочий по проверке соблюдения требований пожарной безопасности на охраняемых объектах (приказ Минтранса России от 24.11.2008 № 192) и от актов незаконного вмешательства.

Необеспечение подразделением ведомственной охраны стратегически важного объекта - Шлюзы №№ 25, 26 Балаковского РГСиС, обеспечивающего пропуск водных судов в акватории реки Волги в районе Саратовского гидроузла, создаёт угрозу прекращения функционирования названного объекта и способно привести к убыткам транспортных предприятий. Истец просит суд обязать Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану гидротехнических сооружений и судоходства, находящегося в оперативном управлении и включённого в Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «Управление ведомственной охраны министерства транспорта Российской Федерации», утверждённый приказом Минтранса России от 03.08.2016 № 222, ведомственной охраной.

В судебном заседании представитель истца Сериков Д.С. поддержал заявленные уточнённые исковые требования, дал объяснения, аналогичные указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» ФИО1 возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в возражении на иск (том № 1, л.д. 138-141, том № 2, л.д. 92-104).

Представитель ответчика ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель ответчика ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица ФГУП «Управление ведомственной охраны министерства транспорта Российской Федерации ФИО4 поддержал исковые требования по мотивам, изложенным отзыве на иск (том № 2, л.д. 45-50) в возражении на отзыв ООО «Формула безопасности транспорта» и объямнении в порядке статьи 35 ГПК РФ.

Представитель третьего лица ООО «Формула безопасности транспорта» ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по мотивам, изложенным в отзыве на иск (том № 2, л.д. 164-169).

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, установил следующее.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации к основам конституционного строя относится обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина. Государственная, в том числе судебная, защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется статьей 45 частью 1, статьей 46 частями 1, 2 Конституции Российской Федерации.

Согласно статьям 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.Пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со статьёй 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Из подпункта «д» пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» следует, что судоходные и гидротехнические сооружения относятся к объектам транспортной инфраструктуры.

Пунктом 7.1 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрено, что защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) осуществляют подразделения транспортной безопасности: подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Согласно части 10 статьи 12.1 Закона о транспортной безопасности порядок формирования и ведения реестра органов аттестации, порядок формирования и ведения реестра аттестующих организаций, порядок формирования и ведения реестра аккредитованных подразделений транспортной безопасности, порядок формирования и ведении реестра выданных свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также предоставления содержащихся в нем данных устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Правила формирования и ведения реестра аккредитованных подразделений транспортной безопасности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 № 600.

В соответствии с требованиями статьи 12 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, с пунктом 2 Положения об охране судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2005 № 690, круглосуточной охране подлежат судоходные гидротехнические сооружения, в том числе шлюзы и судоподъемники, и средства навигационного оборудования, включенные в перечень, утверждаемый Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации, а также предназначенные для обеспечения функционирования судоходных гидротехнических сооружений материальные ценности, находящиеся на охраняемых объектах.

Такой перечень утверждён приказом Минтранса Российской Федерации от 12.12.2006 № 150.

В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2005 № 690 «Об утверждении Положения об охране судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования» основной задачей по охране объектов является их защита от противоправных посягательств (пункт 4).

Согласно пункту 5 Положения об охране судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2005 № 690 Защита подлежащих охране объектов от противоправных посягательств осуществляется в порядке, предусмотренном для защиты судоходных гидротехнических сооружений в рамках обеспечения их транспортной безопасности в соответствии с законодательством в области обеспечения транспортной безопасности.

Согласно статье 1 Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под транспортной безопасностью понимается состояние защищённости объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Подразделение транспортной безопасности – это осуществляющее защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделение ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованное для этой цели в установленном порядке юридическое лицо.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 установлен комплекс мер по обеспечению транспортной безопасности, которые возлагаются на субъект транспортной инфраструктуры.

Согласно подпункту 3 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства образовать (сформировать) и (или) привлечь в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Статья 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» устанавливает, что частная охранная деятельность не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 42 части 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 установлено, что субъект транспортной безопасности обязаны принимать меры, исключающие подготовку к совершению или совершение акта незаконного вмешательства, в том числе на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры.

Среди конкретных мер в данном пункте обозначены: осуществление досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности; обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов.

Судом было установлено следующее.

Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волжского бассейна утренних водных путей» является действующим юридическим лицом, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (том № 1, л.д. 142-198).

Согласно письму Росморречфлота от 27.12.2018 № УТБ-3439 (том № 1, л.д. 199-200), комплекс судоходных гидротехнических сооружений «Гидроузел Балаковского района гидротехнических сооружений и судоходства» (РГСиС) включен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта и ему присвоена 3-я категория.

Из письма заместителя Министра транспорта Российской Федерации от 11.12.2018 № ЮЦ-27/13780 (том № 1, л.д. 201-202) следует, что ввиду наличия аккредитованных юридических лиц ФГУП «УВО Минтранса России» не обладает исключительными полномочиями по охране, в том числе по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.

Из письма Федеральной антимонопольной службы от 30.10.2018 № АД/87679/18 (том № 1, л.д. 203-205) следует, что охрану объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства вправе осуществлять, в том числе, аккредитованные в установленном порядке юридические лица. ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» обладает правом, а не исключительными полномочиями по охране судоходных гидротехнических сооружений.

Из письма Федеральной антимонопольной службы от 03.07.2019 № МЕ/56299/19 (том № 1, л.д. 206-307) следует, что ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» не обладает исключительными полномочиями по охране судоходных гидротехнических сооружений, в связи с чем закупки по охране указанных объектов необходимо проводить конкурентными способами. При этом перечень объектов, в отношении которых может осуществлять защиту ведомственная охрана, не устанавливает исключительные полномочия ведомственной охраны по защите указанных объектов. Выбор способа осуществления закупки определяется заказчиком в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В декабре 2019 года Федеральным бюджетным учреждением «Администрация Волжского бассейна утренних водных путей» был проведён открытый электронный аукцион на оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.

Победителем аукциона стало аккредитованное Федеральным агентством морского и речного транспорта в качестве подразделения транспортной безопасности признано ООО «Формула безопасности транспорта».

31.12.2019 между Федеральным бюджетным учреждением «Администрация Волжского бассейна утренних водных путей» и ООО «Формула безопасности транспорта» был заключен контракт (том № 1, л.д. 208-220) № 27-07/19/12, по условиям которого исполнитель круглосуточно оказывает услуги по защите объекта транспортной инфраструктуры комплекс судоходных гидротехнических сооружений «Гидроузел Балаковского РГСиС» от актов незаконного вмешательства. Срок действия контракта 24.00 31.12.2020.

ООО «Формула безопасности транспорта» является организацией, аккредитованной Федеральным агентством морского и речного транспорта с 07.09.2018 по 07.09.2023, что подтверждается копией свидетельства об аккредитации (том № 1, л.д. 230).

Правила формирования и ведения реестра аккредитованных подразделений транспортной безопасности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 № 600.

Исходя из вышеизложенных требований закона подразделение транспортной безопасности и частная охранная организация не являются тождественными понятиями.

ООО «Формула безопасности транспорта» не является частной охранной организацией.

Пунктом 42 части 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 установлено, что субъект транспортной безопасности обязаны принимать меры, исключающие подготовку к совершению или совершение акта незаконного вмешательства, в том числе на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры.

Среди конкретных мер в данном пункте обозначены: осуществление досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности; обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов.

Заключенный между ООО «Формула безопасности транспорта» и ФБУ «Администрация Волжского бассейна утренних водных путей» контракт на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры содержат перечень услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры, в которые входит: проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра; проведение наблюдения и (или) собеседования; обеспечение пропускного и внутриобъектового режима; реагирование на подготовку или совершение акта незаконного вмешательства; управление инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности; увеличение на ОТИ численности работников исполнителя в случае объявления уровня безопасности.

То есть, обеспечение мероприятий, указанных в контракте на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры ФБУ «Администрация Волжского бассейна утренних водных путей», соответствует перечню мероприятий, которые обязаны осуществлять субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678.

Доводы истца о том, что обеспечение пропускного и внутриобъектового режима является элементом охраны и не входит в понятие защиты объекта транспортной инфраструктуры от преступных посягательств не нашли своего подтверждения.

То обстоятельство, что Федеральный закон от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» включил такой вид деятельности как обеспечение пропускного и внутриобъектового режима в объём полномочий ведомственной охраны само по себе не означает, что этот вид деятельности и защита объекта от преступных посягательств противопоставлены друг другу.

По смыслу положений статьи 2 Федерального закона от 14.04.1999 № 77- ФЗ «О ведомственной охране» защита охраняемых объектов от противоправных посягательств, а также обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов являются элементами охраны объекта.

Следовательно, обеспечение мероприятий, указанных в контракте на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры, v соответствует перечню мероприятий, которые обязаны осуществлять субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта».

Принимая во внимание тот факт, что подразделение транспорной безопасности создается (привлекается) для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, а также то, что осуществление досмотров и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов является, в том числе, мерой по защите от актов незаконного вмешательства, суд счёл, что передача этих полномочий ООО «Формула безопасности транспорта» является законной и не требует заключения дополнительных договоров с ФГУП «УВО Минтранса России».

Суд также принимает во внимание, что Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2005 № 690 «Об утверждении Положения об охране судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования» не наделяет ФГУП «УВО Минтранса России» исключительным правом на оказание охранных услуг на объектах включенных в перечень, утвержденный приказом Минтранса Российской Федерации от 12.12.2006 № 150.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Ершовской транспортной прокуратуры Саратовской области об обязании Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» обеспечить охрану гидротехнического сооружения – Шлюзы № № 25, 26 Балаковского района гидротехнических сооружения и судоходства, находящегося в оперативном управлении и включенного в Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», утверждённый приказом Минтранса России от 03.08.2016 № 222, ведомственной охраной.

В течение месяца со дня принятия решения на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области.

Мотивированное решение изготовлено 29.08.2020.

Судья Е.Ю. Евдокименкова