Дело №2-2-169/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2017 года город Покачи
Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Рощиной Г.В.,
при секретаре Ибрагимовой М.З.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителей ответчика ФИО2 и ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4, действующего от своего имени и в интересах малолетней Г.М.Д. к Администрации города Покачи, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО5, ФИО6, ФИО6 о признании отказа незаконным и возложении обязанности предоставить дополнительную субсидию,
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что его семья была признана участником программы по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений, утвержденной постановлением Администрации г. Покачи № 996 от 04 сентября 2015 года. Ответчиком была рассчитана субсидия на приобретение жилья в размере 2 419 855,20 рублей, исходя из расчета состава семьи 4 человека. Вместе с тем КУМИ Администрации г. Покачи при расчете субсидии не учтено, что на момент предоставления субсидии состав семьи истца, в связи с рождением дочери Г.М.Д., изменился и составил не четыре человека, а пять. Таким образом, субсидия должна была быть предоставлена в размере 3 024 819,00 рублей, следовательно, ответчиком ему не была доплачена субсидия в размере 604 963,80 рублей. Истец обратился к ответчику с просьбой выплатить недоплаченную сумму субсидии, на что получил отрицательный ответ. Положения постановления Администрации <адрес><№> от 04.09.2015г., так и положения Постановления Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013г. №408-п не предусматривают, что субсидия предоставляется на состав семьи, имеющийся у участника программы по состоянию на 01.01.2012г. С учетом уточненных требований просит признать незаконным отказ КУМИ Администрации г. Покачи в предоставлении субсидии семье Г-вых на состав семьи 5 человек в рамках исполнения муниципальной программы г. Покачи « Об утверждении муниципальной программы города Покачи по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений, расположенных по улице Аганская, Транспортная на период 2016 – 2020 годы», утвержденной постановлением Администрации г. Покачи № 996 от 04 сентября 2015 года, принятой на основании государственной программы ХМАО-Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей ХМАО-Югры в 2014 – 2020 годах», утвержденной Постановлением правительства ХМАО-Югры от 09 сентября 2013 года № 408-п, и обязать ответчика в рамках указанной муниципальной программы выплатить семье Г-вых составом 5 человек дополнительную субсидию в размере 604 963,80 рублей на приобретение дополнительной жилой площади.
Истец ФИО7 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении исковых требований, по доводам, изложенным в иске, настаивал в полном объеме. Считает требование истца законным и обоснованным, поскольку из буквального толкования положений государственной и муниципальной программ следует, что субсидия используется по ликвидации строений включенных в реестр на 01 января 2012 года, при этом состав семьи не оговаривается. Подробные письменные пояснения представителя истца приобщены к материалам дела.
Представитель Администрации г. Покачи ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что истцу субсидия на приобретение жилого помещения при переселении из приспособленного для проживания строения рассчитана в соответствии с требованиями регионального законодательства. Программа города Покачи по переселению граждан из приспособленных для проживания строений и предоставление субсидии на приобретение жилого помещения является способом оказания помощи гражданам, но не обязанностью полной оплаты покупки жилья. С учетом доведенных лимитов денежных средств, субсидии определены для лиц, включенных в соответствующий реестр до 01.01.2012г. Предоставление субсидии иным гражданам окружными и муниципальными нормативными правовыми актами не предусмотрено. Учитывая положения муниципальной программы, до сведения ФИО7 был донесен порядок предоставления субсидии, в свою очередь последний собственноручно обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на состав членов семьи в количестве 4 человек. Принимая во внимание, что в настоящее время субсидия на приобретение жилья перечислена в полном объеме, а рождение у истца дочери было после января 2012 года, а также с учетом позиции Суда ХМАО-Югры изложенной в решении от 06 мая 2015 года, согласно которому суд отказал в удовлетворении требований о признании пунктов 1 и 4.1.4 порядка подпрограммы "Содействие развитию жилищного строительства" государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 октября 2013 года N 408-п недействующими, правовые основания для доначисления размера субсидии отсутствуют.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании доводы, изложенные представителем ФИО2, поддержала.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО5, Г.М.Д. и Г.М.Д. о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимали. Ранее от ФИО5 поступило заявление о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие.
На основании положений ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п.«ж» и «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ч.2 и ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации).
Руководствуясь государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014г. № 323, в соответствии с Законом ХМАО-Югры от 06.07.2005г. № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», постановлением Правительства ХМАО-Югры от 12.07.2013г. № 247-п «О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 24.06.2013г. № 321-рп «О перечне государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 09.10.2013г. принято постановление N 408-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах".
В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013г. № 408-п, постановлением Администрации города Покачи от 04.09.2015г. № 996 утверждена муниципальная программа города Покачи по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений на период 2016 - 2020 годы (далее по тексту Муниципальная программа города Покачи).
Одной из задач указанной программы является предоставление субсидии (в размере 70%) на приобретение жилого помещения в собственность в субъектах Российской Федерации гражданам, проживающим в настоящее время в приспособленных для проживания строениях, вселенным в них до 1995 года, не имеющим жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации.
Исходя из положений ст.4 Муниципальной программы города Покачи основными мерами по переселению граждан, проживающих в приспособленных строениях программы, являются в том числе установление и утверждение реестра граждан по состоянию на 01 января 2012 года, проживающих в приспособленных для проживаниях строениях, расположенных на территории города Покачи, не отнесенных в соответствии с положениями ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям; определение механизмов расселения граждан, проживающих в приспособленных строениях; оказание мер поддержки для переселения граждан, проживающих в приспособленных строениях.
Согласно ч.5 ст.7 Муниципальной программы города Покачи субсидия в размере 70% на приобретение жилого помещения в собственность в субъектах Российской Федерации предоставляется гражданам, проживающим в настоящее время в приспособленных для проживания строениях, вселенным в них до 1995 года, не имеющим жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации.
При этом субсидия предоставляется гражданам, членам их семей, не имеющим жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации. К членам семьи относятся супруг, а также несовершеннолетние дети и родители данного гражданина.
В судебном заседании установлено, что <ДД.ММ.ГГГГ> истец с составом семьи 4 человека признан участником Муниципальной программы г. Покачи, что подтверждается письмом КУМИ Администрации г. Покачи <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д.17).
Из материалов учетного дела следует, что <ДД.ММ.ГГГГ> истец ФИО7 обратился в КУМИ Администрации г. Покачи с заявлением о предоставлении субсидии в размере 70% на приобретение жилого помещения на территории г. Покачи в рамках Муниципальной программы на состав семьи 4 человека: истец ФИО7, ФИО5 (супруга), Г.М.Д. (дочь), Г.М.Д. (сын) (л.д.44).
В связи с предоставлением истцом документов, определенных п.4 ч.5 ст.7 Муниципальной программы г. Покачи, председателем КУМИ Администрации г. Покачи истцу и членам его семьи дано гарантийное письмо о предоставлении субсидии, полученное истцом нарочно <ДД.ММ.ГГГГ>.
Из содержания гарантийного письма следует, что предоставление субсидии планируется на состав семьи 4 человека в размере 2 419 855,20 рублей (л.д.43).
В связи с заключением истцом и членами его семьи договора купли-продажи квартиры от <ДД.ММ.ГГГГ> ответчик <ДД.ММ.ГГГГ> перечислил сумму субсидии в размере 2 419 855,20 рублей.
На момент утверждения Муниципальной программы действовало Постановление Правительства ХМАО-Югры № 408-п от 09.10.2013г. в редакции № 17 от 28.08.2015г., в которой правила и условия распределения субсидий бюджетам муниципальных образований автономного округа на софинансирование программ муниципальных образований автономного округа по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений определялись Порядком № 9.
Пункт 1 данного Порядка № 9 предусматривал предоставление субсидий на расселение приспособленных для проживания строений, обследованных и включенных органами местного самоуправления в реестр таких строений на 01 января 2012 года, включая строения, право собственности на которые признаны гражданами в судебном порядке в период с 1 января 1995 года до 1 марта 2005 года.
Пунктом 4.1 и 4.1.4 Порядка №9 предусмотрено, что программы муниципальных образований автономного округа должны предусматривать реестры приспособленных для проживания строений по состоянию на 01 января 2012 года с указанием следующих сведений о гражданах, проживающих в них: фамилия, имя, отчество, состав семьи, родственные отношения, дата регистрации по месту жительства, способ расселения.
При этом финансирование программы осуществляется на условиях софинансирования за счет средств бюджета <адрес> - Югры, бюджета города Покачи.
Аналогичные положения закреплены в статьях 4,5 и 7 Муниципальной программы г. Покачи.
На момент предоставления субсидии ФИО7 в Постановление Правительства ХМАО-Югры № 408-п от 09.10.2013г. внесены изменения, однако правовое регулирование по существу не изменилось.
Несмотря на то, что Порядок № 9, в редакции №17 от 28 августа 2015 года, был исключен из программы, положения, регулирующие порядок предоставления субсидии муниципальным образованиям в целях переселения граждан из приспособленных для проживания строениях, закреплены в Порядке 5.
Пункт 13 Порядка № 5 Постановления Правительства ХМАО-Югры № 408-п от 09.10.2013г. предусматривал, что субсидии на реализацию программ муниципальных образований автономного округа по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений используются на ликвидацию и расселение приспособленных для проживания строений, включенных в реестр таких строений на 1 января 2012 года, включая строения, право собственности на которые оформлено в судебном порядке в период с 1 января 1995 года до 1 марта 2005 года.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что участниками программы признаются граждане, проживающие в приспособленных для проживания строениях, включенные в реестр, и постоянно проживающие совместно с ними члены семьи по состоянию на 01 января 2012 года.
Из изложенного также следует, что предоставление субсидии в рамках указанной адресной целевой программы является дополнительной мерой социальной поддержки, зависит от выделенных бюджетных средств на ее цели, размер субсидии и порядок ее предоставления определяются органом местного самоуправления.
Предоставление гражданам субсидии является способом оказания помощи гражданам со стороны органов местного самоуправления, но не обязанностью полной оплаты покупки жилья. С учетом доведенных лимитов денежных средств, субсидии определены для лиц, включенных в соответствующий реестр до 01 января 2012 года. Предоставление субсидии иным гражданам окружными и муниципальными нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Таким образом, суд отклоняет довод истца, что при предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения при переселении из приспособленного для проживания строения необходимо учитывать состав, имеющийся у участника программы на момент предоставления субсидии.
Оценив по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что истцом заявление о предоставлении субсидии в адрес ответчика подано с составом семьи 4 человека, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО7 не подлежат удовлетворению, поскольку доводы искового заявления основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения. Доказательств обратного истцом не представлено.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО7, действующего от своего имени и в интересах малолетней Г.М.Д. к Администрации города Покачи, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО5, ФИО6, ФИО6 о признании отказа в предоставлении субсидии незаконным и возложении обязанности предоставить дополнительную субсидию в размере 604 963 (шестьсот четыре тысячи девятьсот шестьдесят три) рубля 80 копеек отказать в полном объеме.
На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Нижневартовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 ноября 2017 года.
Судья Г.В. Рощина