ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-174/17 от 21.07.2017 Людиновского районного суда (Калужская область)

№ 2-2-174/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Жиздра 21 июля 2017 года

Людиновский районный суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Тарасовой Л.В.,

с участием прокурора Жиздринского района Хрипунова В.В.,

при секретаре Гришкиной Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Жиздринского района Калужской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной,

У С Т А Н О В И Л:

23 июня 2017 года прокурор Жиздринского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, указав в обоснование, что прокуратурой Жиздринского района в рамках осуществления мероприятий по надзору за исполнением законодательства о защите интеллектуальных прав был выявлен факт нарушения интеллектуальных прав FIFA при использовании символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года*. Так, в ходе проверки выявлен интернет-сайт: https://www.stubhub.ru/kubok-konfederatsi-bilety/ca4393, содержащий открытое предложение о продаже билетов на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года*, обращенное к неопределенному кругу лиц. Согласно же информации, предоставленной на официальном сайте FIFA, все билеты на Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России и Кубок Конфедераций FIFA 2017 года* в России, приобретаются исключительно на сайте www.fifa.com/tickets. Вместе с тем, на интернет-сайте отсутствует информация о наличии соглашения с FIFA, дающего право продажи билетов и использование официальной символики. Данный интернет-сайт, а также организация, его использующая, не включены в Актуальный список партнеров (спонсоров) Международной федерации футбольных ассоциаций (Федерасьон Интернасьональ де Футбол Ассосиасьон (ФИФА)), согласно информации общества с ограниченной ответственностью «Агентство интеллектуальной собственности», осуществляющего представительство интересов FIFA в России. Приобретенные билеты через выявленный сайт будут автоматически аннулированы после их идентификации, и не будут давать их правообладателям права на доступ на стадион, получения возмещения билета и прочих компенсаций. Просил признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте https://www.stubhub.ru/kubok-konfederatsi-bilety/ca4393, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Жиздринского района Хрипунов В.В. заявленные требования поддержал, уточнив, что просит признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте https://www.stubhub.ru/futbol-bilety/ca5, а не на интернет-сайте https://www.stubhub.ru/kubok-konfederatsi-bilety/ca4393, как указано в заявлении, поскольку владельцем сайта в сети «Интернет» https://www.stubhub.ru/ информация о продаже билетов на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года*, обращенная к неопределенному кругу лиц, с сайта https://www.stubhub.ru/kubok-konfederatsi-bilety/ca4393 перемещена на сайт сети «Интернет» по адресу: https://www.stubhub.ru/futbol-bilety/ca5,

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калужской области (Управление) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на заявление, указав, что Управление не возражает против удовлетворения уточненного заявления прокурора.

Выслушав объяснения прокурора Жиздринского района, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 07 июня 2013 года № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» FIFA принадлежат имущественные права, связанные с осуществлением мероприятий, включая права на использование символики спортивных соревнований, права на осуществление контроля за доступом к местам осуществления мероприятий, права на реализацию входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, права определения коммерческих партнеров FIFA и контрагентов FIFA, права на размещение рекламы, продажу и иное распространение товаров, выполнение работ, оказание услуг в местах осуществления мероприятий, права на определение производителей спортивной экипировки, спортивного оборудования и инвентаря, используемых при осуществлении мероприятий, права на освещение мероприятий посредством трансляции изображения и (или) звука любыми способами и (или) с помощью любых технологий, права демонстрировать мероприятия в общественных местах с использованием аудио-, видеозаписи и (или) фотосъемки мероприятий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 названного закона использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в том числе без ограничений в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, в составе доменных имен и иным способом), если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA, подлежащего в установленных федеральным законом случаях государственной регистрации. Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которая является объектом интеллектуальной собственности, и на которую FIFA обладает исключительными правами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Из представленных доказательств установлено, что в рамках осуществления мероприятий по надзору за исполнением законодательства о защите интеллектуальных прав был выявлен факт нарушения интеллектуальных прав FIFA при использовании символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года*. Так, в ходе проверки выявлен интернет-сайт: https://fifa-tickets.ru/, содержащий открытое предложение о продаже билетов на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, обращенное к неопределенному кругу лиц. Согласно информации на официальном сайте FIFA все билеты на Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России и Кубок Конфедераций FIFA 2017 в России приобретаются исключительно на сайте www.fifa.com/tickets/. Вместе с тем, на интернет-сайте отсутствует информация о наличии соглашения с FIFA, дающего право продажи билетов и использование официальной символики. Данный интернет-сайт, а также организация его использующая, не включена в Актуальный список партнеров (спонсоров) Международной федерации футбольных ассоциаций (Федерасьон Интернасьональ де Футбол Ассосиасьон (ФИФА)), согласно информации общества с ограниченной ответственностью «Агентство интеллектуальной собственности», осуществляющего представительство интересов FIFA в России.

Несанкционированная продажа билетов образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За нарушение авторских и смежных прав предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 146 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что страницы опубликованы в сети «Интернет» и открыты для свободного доступа неопределенного круга лиц.

Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Пунктом 6 статьи 10 указанного закона запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 (пункт 5) основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются соответствующие решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) или суда.

При этом порядок ограничения доступа к сайтам, при наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации, определен вышеназванными Правилами и Временным порядком взаимодействия оператора реестра с провайдером хостинга и порядком получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденными Роскомнадзором 25 октября 2012 года.

Согласно пункту 7 Правил обращение органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, а также граждан о наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации, после поступления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее Роскомнадзор) и (или) оператору реестра, Роскомнадзор или оператор реестра в течение суток направляют запрос в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) уполномоченным органам в соответствии с их компетенцией, с указанием страницы сайта в сети «Интернет», о возможном наличии на указанной странице сайта запрещенной информации.

Информация о решении, принятом по указанному запросу, должна быть представлена уполномоченным органом в Роскомнадзор и (или) оператору реестра в электронном виде в течение суток после получения такого запроса.

Если же имеется вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, то Роскомнадзор и (или) оператор реестра в течение суток со дня его получения, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись (пункт 9 Правил).

Одновременно с включением в единый реестр информации о доменном имени и (или) указателе страницы сайта в сети «Интернет» уполномоченный сотрудник Роскомнадзора и (или) оператора реестра определяет провайдера хостинга, обеспечивающего размещение в сети «Интернет» указанного сайта; направляет провайдеру хостинга в электронном виде уведомление на русском и английском языках о включении в единый реестр доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет»; вносит в реестровую запись сведения о провайдере хостинга в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных с указанием даты и времени направления уведомления провайдеру хостинга (пункт 11 Правил).

При этом в соответствии с частями 7, 8 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети «Интернет» и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр владелец сайта в сети «Интернет» обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети «Интернет» провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет» в течение суток. В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта в сети «Интернет» мер, указанных в названной норме права, сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включается в реестр.

После проведения указанных процедур, как следует из части 10 статьи 15.1 названного закона, в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».

На основании изложенного, суд считает, что наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по вышеуказанному электронному адресу указанных материалов нарушает не только авторские и смежные права, но и права неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, и, руководствуясь статьями 194-198, 262-264 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать информацию, размещенную на интернет-сайте по сетевому адресу: https://www.stubhub.ru/futbol-bilety/ca5, открытое предложение о продаже билетов на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года*, обращенное к неопределенному кругу лиц, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Копию настоящего решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» https://www.stubhub.ru/futbol-bilety/ca5 в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Людиновский районный суд Калужской области (г. Жиздра) в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий: