Дело № 2-2-175/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2019 года пос.Красная Заря
Новодеревеньковский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Ванеевой Н.В.,
при секретаре Тарасовой О.В.,
с участием истца ФИО6,
представителя ответчика ФИО7 – ФИО8,
представителя ответчика администрации Краснозоренского района Орловской области ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Новодеревеньковского районного суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО6 к ФИО7, администрации Краснозоренского района Орловской области о признании недействительным договор аренды земельного участка и признании недействительными результаты межевания земельного участка,
у с т а н о в и л:
ФИО6 обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО7 о признании недействительным договор аренды земельного участка и признании недействительными результаты межевания земельного участка.
В обоснование требований указав, что истица является собственником земельного участка с кадастровым номером: (...номер...), расположенного по адресу: (...адрес...), общей площадью 2400 кв.м., а также собственником земельного участка с кадастровым номером: (...номер...), расположенного по адресу: (...адрес...), общей площадью 5000 кв.м. Границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Рядом с указанным земельным участком находится участок, принадлежащий ФИО7 с кадастровым номером: (...номер...), который он получил в аренду на 20 лет по договору аренды №12 от 08 декабря 2017 года.
Считает, что заключение договора аренды и межевание спорного земельного участка произошло с нарушением, так как отсутствует согласование границ со смежными участками, объявление в газету дано без точного указания месторасположения выделяемого земельного участка. Указывает, что также претендует на спорный земельный участок, так как данный земельный участок обрабатывается ее семьей уже 10 лет. При межевании земельного участка с кадастровым номером: (...номер...) произошло наложение границ на ее земельные участки.
После уточнения исковых требований просила признать недействительным договор аренды №12 от 08 декабря 2017 года на земельный участок с кадастровым номером: (...номер...), признать недействительным межевание земельного участка с кадастровым номером: (...номер...) и исключить сведения о месторасположении границ земельного участка ответчика из Единого государственного реестра недвижимости, взыскать с ответчика в пользу истца уплаченную государственную пошлину в размере 600 рублей.
Определением от 18 сентября 2019 года в качестве соответчика привлечена администрация Краснозоренского района Орловской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Орловской области.
В судебном заседании истица ФИО6 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что считает, что процедура заключения договора аренды была нарушена, поскольку администрацией Краснозоренского района Орловской области на официальном сайте в сети «Интернет» не была размещена информация о предоставлении в аренду спорного земельного участка, в объявлении в газете не был указан конкретный адрес местонахождения спорного земельного участка. Земельный участок, предоставленный ФИО7, с момента заключения договора аренды не использовался им по назначению, доказательств, свидетельствующих о намерении использовать участок под индивидуальное жилищное строительство, не имеется. Указала, что также претендует на спорный земельный участок, который примыкает к ее земельным участкам, так как данный земельный участок обрабатывается ее семьей уже более 10 лет.
Ответчик ФИО7 в судебное заседание не явился, его представитель по доверенности ФИО8 исковые требования не признал, пояснил, что процедура заключения договора аренды администрацией Краснозоренского района Орловской области была соблюдена, информация о поступившей заявке была размещена в газете «Красная Заря» и в сети «Интернет» на официальном сайте администрации Краснозоренского района Орловской области в 2017 году, нарушений не имелось, кроме того, считает, что истца, поскольку у нее не имеется заинтересованности, не может обращаться с указанным иском в суд.
Представитель ответчика администрации Краснозоренского района Орловской области ФИО9 исковые требования не признала, пояснила, что договор аренды был заключен на законных основаниях и заверен соответствующими документами, информация о поступившей заявке о предоставлении в аренду спорного земельного участка была размещена в газете «Красная Заря» и на сайте администрации Краснозоренского района Орловской области в сети «Интернет» в 2017 году.
Представитель третьего лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Орловской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Суд в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3, 5 Земельного кодекса Российской Федерации основанием возникновения гражданских, в том числе земельных прав и обязанностей, являются акты органов местного самоуправления и гражданско-правовые сделки.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Из материалов дела следует, что истице ФИО6 принадлежат на праве собственности земельный участок с кадастровым номером: (...номер...), расположенный по адресу: (...адрес...), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 2400 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером: (...номер...), расположенный по адресу: (...адрес...), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 5000 кв.м. (л.д.15-16) Границы земельных участков установлены, в подтверждении указанных обстоятельств представлены межевые планы (л.д.36-44, 45-53).
Земельный участок с кадастровым номером: (...номер...), расположенный по адресу: (...адрес...), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1995 кв.м. находится по договору аренды №12 от 08.12.2017 года, заключенному с администрацией Краснозоренского района Орловской области, в аренде у ответчика ФИО7, срок действия аренды с 08 декабря 2017 года по 08 декабря 2037 года (л.д.111-113).
Истица обратилась в суд с требованиями о признании недействительным договор аренды №12 от 08 декабря 2017 года земельного участка с кадастровым номером: (...номер...) и признании недействительным межевание земельного участка с кадастровым номером: (...номер...), исключении сведений о месторасположении границ земельного участка из Единого государственного реестра недвижимости.
Процедура предоставления участка для ведения личного подсобного хозяйства регламентируется статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статья 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, что включает в себя:
1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подачу в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора аренды земельного участка.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю (п. 5 статья 39.18 Земельного кодекса РФ).
Земельный участок с кадастровым номером: (...номер...), расположенный по адресу: (...адрес...), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
18 сентября 2017 года ФИО7 обратился с заявлением на имя Главы администрации (...адрес...) об утверждении схемы расположения земельного участка из состава земель населенных пунктов площадью 1995 кв.м. в кадастровом квартале (...номер...) по адресу: (...адрес...), с целью последующего предоставления в аренду сроком на 20 лет, для ведения личного подсобного хозяйства.
22 сентября 2017 года в газете "Красная Заря" было опубликовано сообщение о возможности предоставления указанного участка.
30 октября 2017 года было вынесено постановление Главы администрации Краснозоренского района Орловской области №214, которым представленная истцом схема была утверждена и ответчику предварительно согласовано предоставление испрашиваемого участка в связи с отсутствием заявлений от других лиц.
09 ноября 2017 года земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера: (...номер...), проведено его межевание (л.д.111-113).
Согласно схемы расположения земельного участка с кадастровым номером: (...номер...), он является смежным с земельными участками с кадастровыми номерами: (...номер...) и (...номер...), принадлежащих на праве собственности ФИО6
Постановлением администрации Краснозоренского района Орловской области №254 от 06 декабря 2017 года спорный земельный участок предоставлен в аренду на 20 лет ФИО7
08 декабря 2017 года между администрацией Краснозоренского района Орловской области и ФИО7 заключен договор аренды №12 земельного участка с кадастровым номером: (...номер...), расположенного по адресу: (...адрес...), сроком на 20 лет из состава земель населенных пунктов, общей площадью 1995 кв.м. Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области 18 декабря 2017 года (л.д.103, об.)
Однако судом установлено, что администрацией Краснозоренского района Орловской области был нарушен порядок предоставления указанного земельного участка в аренду, предусмотренный статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации - информация о предоставлении данного земельного участка в аренду не была размещена на официальном сайте администрации Краснозоренского района Орловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указанные обстоятельства подтверждаются книгой учёта информационного материала, размещаемого на официальном сайте администрации Краснозоренского района Орловской области за 2017-2019 годы, где указано о размещении информации о предоставлении земельного участка в кадастровом квартале (...номер...) по адресу: (...адрес...) в аренду на официальном сайте администрации Краснозоренского района Орловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 07 октября 2019 года, что подтвердила в судебном заседании начальник отдела по делам молодёжи, культуры и спорта администрации Краснозоренского района Орловской области, ответственная за размещение информации на сайте администрации, ФИО1 Сведений о размещении данной информации ранее в 2017 года книга учёта информационного материала, размещаемого на официальном сайте администрации за 2017-2019 годы не содержит. Кроме того, согласно скрин копиям с сайта администрации Краснозоренского района Орловской области, приобщенным к материалам дела, объявление о предоставлении в аренду земельного участка в кадастровом квартале (...номер...) по адресу: (...адрес...), располагается в разделе «Аукционы, конкурсы, извещения, аренда» администрации Краснозоренского района Орловской области после объявлений за 2019 год, по хронологии ранее с 2017 год по 2019 год указанной информации не содержится.
Опубликование извещения в газете "Красная Заря" не может быть признано достаточным для обеспечения информирования населения о предоставлении спорного земельного участка, поскольку тиражирование указанной прессы количественно и территориально ограничено.
В силу требований п. 4 ч. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в извещении о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства указываются, в том числе, дата окончания приема заявлений, которая устанавливается с учетом требований п.п. 2 указанных части и статьи Земельного кодекса Российской Федерации о тридцатидневном сроке для подачи таких заявлений, что в объявлении, опубликованном в газете «Красная Заря», не содержится.
Следовательно, извещение в газете «Красная Заря» также не содержит всю полную информацию, предусмотренную ч.2 ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, для предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в аренду.
Нормами законодательства установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов лиц, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, и данное лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе после опубликования извещения о предоставлении земельного участка, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.
Поскольку императивными нормами земельного законодательства установлен специальный порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и повышенные требования к публикации извещений, его нарушение повлекло ограничение прав неопределенного круга лиц на участие в аукционе и предоставление участка в аренду.
Кроме того, в судебном заседании было установлено, что спорный земельный участок граничит с земельными участками истицы, допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО2 и ФИО3 подтвердили, что истица использовала спорный земельный участок, администрация Труновского сельского поселения Краснозоренского района Орловской области также предоставила сведения, что ФИО4, мама истицы, пользовалась (без основания) земельным участком площадью 0,44 га, расположенным по адресу: (...адрес...), ранее принадлежащем ФИО5 (спорным земельным участком).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении требований закона при предоставлении земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Поскольку муниципальным органом не была соблюдена установленная законом процедура предоставления земельного участка в виде опубликования извещения о предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, в связи с чем, заключение договора аренды с ФИО10 повлекло нарушение права истицы, связанных с предоставлением земельного участка без аукциона.
Учитывая, что договор аренды от 08 декабря 2017 года был заключен ответчиками вопреки требованиям земельного законодательства (статьи 39.18 ЗК РФ), что повлекло нарушение прав ФИО6 как третьего лица, сделка является ничтожной.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о признании договора аренды земельного участка № 12 от 08 декабря 2017 года, заключенного администрацией Краснозоренского района Орловской области и ФИО7 недействительным, применении последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером: (...номер...) администрации Краснозоренского района Орловской области и аннулирования в Едином государственном реестре недвижимости записи от 18 декабря 2017 года №57:21:0260101:619-57/005/2017-1 о регистрации договора аренды земельного участка, а также признании недействительным межевание земельного участка с кадастровым номером: (...номер...) и исключении сведений о месторасположении границ земельного участка из Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В связи с произведенной истцом оплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, в силу ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в счет возмещения понесенных истцом судебных расходов по оплате государственной пошлины подлежит взысканию 600 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО6 к ФИО7, администрации Краснозоренского района Орловской области о признании недействительным договор аренды земельного участка и признании недействительными результаты межевания земельного участка удовлетворить.
Признать договор аренды земельного участка № 12 от 08 декабря 2017 года, заключенный администрацией Краснозоренского района Орловской области и ФИО7 недействительным.
Возвратить земельный участок с кадастровым номером: (...номер...), расположенный по адресу: (...адрес...), общей площадью 1995 кв.м. администрации Краснозоренского района Орловской области.
Исключить в Едином государственном реестре недвижимости запись от 18 декабря 2017 года №57:21:0260101:619-57/005/2017-1 о регистрации договора аренды земельного участка, заключенного администрацией Краснозоренского района Орловской области и ФИО7.
Признать недействительным межевание земельного участка с кадастровым номером: (...номер...), расположенного по адресу: (...адрес...), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1995 кв.м.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером: (...номер...), расположенного по адресу: (...адрес...), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1995 кв.м.
Взыскать с администрации Краснозоренского района Орловской области в пользу ФИО6 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Взыскать с ФИО7 в пользу ФИО6 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Новодеревеньковский районный суд Орловской области пос.Красная Заря в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированный текст решения изготовлен 29 октября 2019 года
Судья Н.В.Ванеева