ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-17/22 от 25.01.2022 Майнского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2-2-17/22

УИД 73RS0011-02-2021-001107-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Вешкайма 25 января 2022 года

Майнский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Мерзлякова К.В., при секретаре Кулигиной Е.А., с участием истца прокурора Вешкаймского района Ульяновской области Борминцева Я.С., представителей ответчиков ФИО1, ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Вешкаймский детский сад «Рябинка», муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ в образовательное учреждение лиц с ограниченными возможностями здоровья,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вешкаймского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Вешкаймский детский сад «Рябинка» (далее – Вешкаймский детский сад «Рябинка»), муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области (далее – Администрация) о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ в образовательное учреждение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Иск мотивирован тем, что здание Вешкаймского детского сада «Рябинка», расположенное по адресу: ***, в нарушение п. 5.1.11, 5.1.17 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» оборудовано пандусом, имеющим неровности, создающие вибрации при движении, покрытие выполнено из скользких материалов. В нарушение п. 5.1.16 СНиП пандус не имеет двустороннего ограждения с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м, ширина марша пандуса менее 0,9 м. В связи с изложенным прокурор просил обязать Вешкаймский детский сад «Рябинка» и Администрацию обеспечить беспрепятственный доступ в образовательное учреждение лиц с ограниченными возможностями здоровья в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании прокурор Вешкаймского района Ульяновской области Борминцев Я.С. исковые требования уточнил, просил возложить на Вешкаймский детский сад «Рябинка» обязанность обеспечить беспрепятственный доступ в образовательное учреждение, расположенное по адресу: ***, маломобильных групп населения в соответствии с СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в срок до 01 октября 2022 года, возложить на Администрацию обязанность обеспечить финансирование мероприятий (выделение денежных средств) для целей обеспечения беспрепятственного доступа в Вешкаймский детский сад «Рябинка», расположенное по адресу: ***, маломобильных групп населения в соответствии с СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в срок до 01 октября 2022 года. Просил удовлетворить уточнённые требования по доводам искового заявления. В дополнение пояснил, что в категорию маломобильных групп населения входят не только инвалиды, но и беременные женщины, граждане с малолетними детьми, лица, переносящие грузы и другие. Представление в адрес Администрации не вносилось, поскольку решение вопроса требует финансовых затрат. Здание детского сада фактически не имеет пандуса, имеющаяся около входа наклонная поверхность требованиям пандуса не отвечает.

Представитель ответчика Вешкаймского детского сада «Рябинка» - ФИО2 в судебном заседании исковые требования прокурора признала, суду пояснила, что у входа в задние должен быть пандус, однако имеющаяся наклонная поверхность не подходит под понятие пандуса, поверхность покрыта плиткой с трещинами, поручней не имеется. Находится в должности с октября 2021 года, поэтому направлялись ли ранее заявки на финансирование мероприятий по установке пандуса, ей не известно.

Представитель ответчика Администрации – ФИО1 в судебном заседании с иском не согласился, суду пояснил, что не отрицает обязанность Администрации финансировать мероприятия по установке пандуса, однако полагает, что для этого судебное решение не требуется. Учреждение в своей деятельности самостоятельно, в случае, если оно решит провести указанные мероприятия, то Администрацией будет решён вопрос о выделении денежных средств в установленном порядке.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 1 июля 2021 года были указаны в Своде Правил «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденном приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года.

С 1 июля 2021 года был введен в действие СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 года №904/пр., согласно которому:

5.1.11 Покрытие прохожей части пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6-0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур - не менее 0,4 кН/кН.

Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами покрытия не более 0,01 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.

5.1.16 Горизонтальные площадки перед началом и после завершения пандуса должны быть с размерами прохожей части, не менее:

- на общих путях движения с встречным движением - ширина - 1,8 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,8 x 1,8 м;

- при движении в одном направлении - ширина - 1,5 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,5 x 1,5 м.

Примечание - На горизонтальных площадках пандусов для водоотведения следует предусматривать продольный уклон в сторону спуска или поперечный уклон от 5 до.

По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.

Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика).

Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м.

В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В судебном заседании установлено, что помещение, расположенное по адресу: <...> СССР, д. 1В, находится в собственности муниципального образования «Вешкаймский район», используется Вешкаймским детским садом «Рябинка» на основании распоряжения главы администрации МО «Вешкаймский район» от 24 марта 2006 года № 94-р и договора от 24 марта 2006 года, согласно которым за учреждением указанное здание закреплено на праве оперативного управления.

Из акта обследования, составленного 25 января 2022 года с участием представителя истца и ответчика, доступность здания детского сада, расположенного по адресу: ***, не отвечает требованиям п.п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а именно имеющаяся на крыльце наклонная поверхность не имеет двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м, ширина наклонной поверхности составляет 80 см, менее установленного размере от 0,9 до 1,0 м.

Вешкаймский детский сад «Рябинка» является ответственным по принятию мер к обеспечению доступности здания детского сада, расположенного по адресу: ***, для маломобильных групп населения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Вешкаймскому детскому саду «Рябинка» подлежат удовлетворению.

Срок для исполнения решения до 1 октября 2022 года, который просит установить для ответчика Вешкаймского детского сада «Рябинка» прокурор, с учетом объема необходимых работ для устранения нарушений, является достаточным.

Вместе с тем, суд не может согласиться с иском в части возложения на Администрацию, исполняющую функции учредителя образовательного учреждения, обязанности по выделению денежных средств на обеспечение финансирование мероприятий (выделение денежных средств) для целей обеспечения беспрепятственного доступа в Вешкаймский детский сад «Рябинка», расположенное по адресу: ***, маломобильных групп населения в соответствии с СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в срок до 01 октября 2022 года.

Согласно Уставу Вешкаймского детского сада «Рябинка» (размещён в общем доступе на сайте учреждения https://rybinka-sadik.ucoz.com/ustav.pdf) дошкольное образовательное учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления или на ином законном основании, может иметь самостоятельный баланс, приобретать от своего имени и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Имущество дошкольное образовательное учреждение закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Учреждение отвечает по своим обязательствам за имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним или приобретенного Учреждением за счет выделенных ему средств на приобретение этого имущества. Земельный участок, необходимый для выполнения учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1.12, 7.1 Устава).

Пунктом 7.10 Устава учреждения предусмотрено, что дошкольное образовательное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, настоящим Уставом, договором о закреплении имущества.

Таким образом, Вешкаймский детский сад «Рябинка» является самостоятельным юридическим лицом, использующим закреплённое за ним имущество по своему усмотрению, в связи с чем обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в помещение детского сада должна возлагаться именно Вешкаймским детским садом «Рябинка».

Администрация исполняет в отношении учреждения функции учредителя и собственника имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Устава МО «Вешкаймский район» Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Вешкаймский район», наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Вешкаймский район» федеральными законами и законами Ульяновской области.

Частями 5 и 6 ст. 51 Устава МО «Вешкаймский район» органы местного самоуправления муниципального образования «Вешкаймский район» могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления муниципального образования «Вешкаймский район», осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования «Вешкаймский район».

То обстоятельство, что одним из источников финансирования деятельности учреждения являются денежные средства, выделяемые ему из бюджета муниципального образования через Администрацию, не является основанием для возложения на Администрацию обязанности по выделению денежных средств на обеспечение беспрепятственного доступа в помещение детского сада.

В силу ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

В соответствии со ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, обращение в суд с иском должно преследовать цель защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе неопределённого круга лиц.

Вместе с тем, в материалах дела какие-либо доказательства о нарушении ответчиком – Администрацией интересов неопределённого круга лиц не представлены.

В материалах дела отсутствуют необеспеченные заявки на финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений, связанных с доступом в здание детского сада. Прокурором представление об устранении нарушений закона не вносилось, письменные или устные доказательства позиции ответчика, который бы отрицал свою обязанность выделить денежные средства на вышеуказанные мероприятия, в ходе судебного разбирательства не получены.

Доводы прокурора о том, что заявка на финансирование была направлена в период судебного разбирательства дела в суде, не подтверждают отказ Администрации от финансирования мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения.

Учитывая вышеизложенное, иск прокурора в указанной части удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Вешкаймский детский сад «Рябинка», муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ в образовательное учреждение маломобильных групп населения удовлетворить частично.

Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вешкаймский детский сад «Рябинка» обязанность обеспечить беспрепятственный доступ в образовательное учреждение, расположенное по адресу: ***, маломобильных групп населения в соответствии с СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в срок до 01 октября 2022 года.

В удовлетворении исковых требований прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий (выделение денежных средств) для целей обеспечения беспрепятственного доступа в Вешкаймский детский сад «Рябинка», расположенное по адресу: ***, маломобильных групп населения в соответствии с СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в срок до 01 октября 2022 года отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Майнский районный суд Ульяновской области.

Судья К.В. Мерзляков

Решение в окончательной форме изготовлено 01 февраля 2022 года

Судья К.В. Мерзляков