ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-189/2021 от 09.09.2021 Ершовского районного суда (Саратовская область)

Дело №2-2-189/2021

64RS0015-02-2021-000436-15

Решение

Именем Российской Федерации

09.09.2021 г. р.п. Дергачи

Ершовский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Евстратова А.Г.,

при секретаре судебного заседания Гаврик Н.Р.,

с участием истца ФИО1 и её представителя ФИО2, представителя ответчика ФИО3, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области об отмене решения об исключении из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», восстановлении на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в составе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении социальной выплаты, обязании предоставить социальную выплату на приобретение жилья,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области с вышеуказанными требованиями, в обоснование которых указала, что с 2013 года её семья в составе 4-х человек, в том числе её малолетних детей 2012 г. и ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

В 2018 г. семья ФИО5 приобрела в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, за счет заемных денежных средств в соответствии с договором ипотека от ДД.ММ.ГГГГ.

С 2019 г. ФИО1, её супруг и дети зарегистрированы и проживают в вышеуказанной квартире.

15.12.2020 г. истец обратилась в администрацию Дергачевского муниципального района Саратовской области с заявлением о выдаче копии распоряжения о включении её семьи в Федеральную целевую программу «Жилище» на 2015 - 2020 годы, на что её представлен ответ о его отсутствии.

Кроме того, 24.04.2021 г. ответчик направил в адрес истца уведомление о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключении семьи из состава участников Подпрогрыммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Истец полагает, что исключением её семьи из состава участников по улучшению жилищных условий нарушено право на получение социальной выплаты, поскольку семья ФИО5 отвечала всем предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты.

Указывая на вышеизложенное, ФИО1 просила суд отменить решения от 16.04.2021 г. об исключении из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», восстановить семью ФИО1 на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в составе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», признать незаконным бездействие администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области, выразившегося в непредставлении социальной выплаты, обязать администрацию Дергачевского муниципального района Саратовской области предоставить социальную выплату на приобретение жилья в размер 35% от средней стоимости жилья по программе «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что она не информировала администрацию Дергачевского муниципального района Саратовской области о смене места регистрации и жительства, а также о приобретении в 2018 г. жилого помещения.

Представитель истца ФИО2 исковые требованиями в судебном заседании поддержал, полагая, что со стороны ответчика имелось бездействие, которое не позволило получить социальную выплату семье С-вых для улучшения жилищных условий.

Представитель ответчика ФИО3 доводы отзыва в ходе судебного разбирательства поддержала в полном объеме, указав, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку администрация в рамках программы по улучшению жилищных условий только формирует списки претендентов на её получение, которые направлялись в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Принятие решения о выдаче социальной выплаты в компетенцию администрации не входит. Квоты на получение выплат на улучшение жилищных условий единичны.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, и действующий в интересах несовершеннолетних ФИО. и ФИО, ФИО4 поддержал позицию истца и просил иск удовлетворить.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, министерства труда и социальной защиты Саратовской области, комитета по управлению имуществом г. Саратова, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из условий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила), участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе, молодая семья имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 7 настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы являются несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил. (подп. «а» п. 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Как следует из материалов дела, на основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ её семья, состоящая на тот момент из 3-х человек, принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью общей жилой площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее учетной нормы в соответствии с п. 2 ст. 3 Закон Саратовской области от 28.04.2005 г. № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», что следует из извещения и справки администрации ФИО6 Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40, 41, 42).

На основании заявления ФИО1 и ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ их семья включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, а впоследствии в состав участников Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, что не оспаривалось со стороны ответчика, и подтверждается копией книги очередности граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилищных помещениях Дергачевского района при администрации ФИО7, где в списке истец поименована под номером 183 на ДД.ММ.ГГГГ, 1ДД.ММ.ГГГГ, 1ДД.ММ.ГГГГ, а также списком молодых семей – участников подпрограммы по Дергачевскому району Саратовской области в 2014 г., где семья С-вых поименована по , в 2015 г. под , в 2016 г. под , 2017 г. под .

Кроме того, судом установлено и не оспаривалось сторонами, что С.И.НБ., её супруг и дети с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по адресу: <адрес>, что подтверждается копиями паспортов ФИО1 и ФИО4, ответом из отдела справочной службы МВД по Саратовской области, которую в 2018 г. супруги С-вы приобрели на заемные денежные средства по договору ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Порядком и условиями признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 17.11.2006 г. № 356-П, предоставление молодым семьям социальных выплат осуществляется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050.

В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, формирование списков молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы» Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Пунктом 4.1 Порядка формирования списка молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы» Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 17.11.2006 г. № 356-П, молодые семьи - участники мероприятия ведомственной целевой программы в период с 1 января по 15 мая года, предшествующего планируемому, в целях получения социальной выплаты в планируемом году представляют в уполномоченный орган местного самоуправления заявление по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку. В случае изменений места жительства, состава семьи, семейного положения, а также в случае улучшения жилищных условий или при возникновении других обстоятельств, которые влияют на принятие решения о предоставлении социальной выплаты, молодая семья информирует уполномоченный орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня возникновения таких обстоятельств.

При этом, в судебном заседании истец указала, что сведения об изменений места жительства и улучшения жилищных условий ответчику не предоставляла, до 2021 г.

Согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключении из списка молодых семей участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» ФИО1, по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, о чем истцу было направлено извещение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16, 44-45).

Таким образом, оснований для отмены решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ по доводам истца не имеется, как и отсутствуют основания для восстановления её семьи на учете в качестве граждан нуждающихся в жилом помещении, поскольку ответчиком ДД.ММ.ГГГГ принято решение в соответствии с требованиями жилищного законодательства.

Кроме того, исковые требования истца о признании незаконным бездействие администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области, выразившегося в непредставлении социальной выплаты, возложении обязанности на администрацию Дергачевского муниципального района Саратовской области предоставить социальную выплату на приобретение жилья в размер 35% от средней стоимости жилья по программе «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Как следует из Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 24).

Как указано в п. 27 вышеуказанных Правил, после доведения ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятия ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по форме, установленной ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.

Следовательно, сформированный органом местного самоуправления (администрацией ФИО6 Саратовской области) список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году не является окончательным, итоговый список формирует орган исполнительной власти субъекта РФ, в данном случае министерство строительства и ЖКХ Саратовской области (п. 29, 30 Правил), именно на момент формирования итогового списка молодая семья должна соответствовать всем вышеперечисленным требованиям для включения ее в итоговый список, при этом на администрацию ФИО6 Саратовской области не возложена обязанность предоставлять социальные выплаты.

Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции РФ не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством РФ в рамках его компетенции.

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

Право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках всех перечисленных жилищных программ возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, основания для удовлетворения заявленных исковых требований истца отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области об отмене решения об исключении из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», восстановлении на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в составе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении социальной выплаты, обязании предоставить социальную выплату на приобретение жилья отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ершовский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья А.Г. Евстратов