ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-195/2023 от 04.10.2023 Красноуфимского городского суда (Свердловская область)

Мотивированное решение 04.10.2023

№ 2-2-195/2023

66RS0035-02-2023-000248-83

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 октября 2023 года п. Ачит

Красноуфимский районный суд постоянное судебное присутствие в п. Ачит Ачитского района Свердловской области в составе председательствующего судьи Байдина С.М. при секретаре Крашенинниковой М.В.

с участием:

представителя истца – ФИО1

ответчика – ИП ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Территориальный отдел в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районе) к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о признании действий незаконными и возложении обязанности проведения комплекса мероприятий, направленных на недопущение обязательных требований в сфере защиты прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Свердловской области (Территориальный отдел в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районе) обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО2 о признании противоправным действия, выразившегося в нарушении установленных цен при реализации табачной продукции, а также реализации товаров с незарегистрированными кодами и повторных продаж продукции, подлежащей маркировке средствами идентификации и обязании провести комплекс мероприятий, направленных на недопущение нарушений обязательных требований в сфере защиты прав потребителей, а именно не допускать повторную реализацию одного и того же экземпляра товара, установленных цен при реализации табачной продукции и реализацию табачной продукции с незарегистрированными кодами.

В обоснование иска указано, что на основании Приказов Управления Роспотребнадзора по Свердловской области проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия – наблюдение за соблюдением обязательных требований ИП ФИО2, в ходе которого установлено, что согласно информации из Государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, ИП ФИО2 осуществляется повторная реализация товаров легкой промышленности (белья), маркированного средствами идентификации, а именно за период с 01.01.2023 по 30.08.2023 зафиксировано 2 повторные продажи товаров легкой промышленности - белья. Всего по указанной категории товара зарегистрировано 15 отклонений (повторные продажи).

Кроме того, за период с 01.01.2023 по 30.08.2023 зафиксировано 39 повторных продаж табачной продукции. Всего по указанной категории товара зарегистрировано 551 отклонение, из них: 163 нарушения установленных цен пи реализации табачной продукции, 303 реализации товаров с незарегистрированными кодами, 84 повторных продаж табачной продукции.

Согласно информации ГИС МТ о повторной продаже одного и того же экземпляра товара, усматриваются признаки того, что ИП ФИО2 реализует товары легкой промышленности -бельё, а также табачную продукцию с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны. Указанные действия ИП ФИО2 приводят к нарушениям обязательных требований, а именно п. 2,9,10, 25, 26 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 515; п. 5, 16 ст. 20.1 Федеральный Закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", п. 69, 77, 78 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1956, п. 52, 52(1), 80(5)Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 N 224"Об утверждении Правил маркировки табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции".

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Ответчик ФИО2 исковые требования признала в полном объеме.

Заслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее ГИС МТ), - государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 5, 16 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из п. 9 Положения о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 515 участниками оборота товаров являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

В соответствии с Правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 515 участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе (п.26).

Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п.10).

Ответственность за полноту, достоверность и своевременность представляемых оператору сведений несут участники оборота товаров (п.25).

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» необходимо маркировать средствами идентификации товары, относящиеся к позиции «товары легкой промышленности», а именно:

- белье постельное, столовое, туалетное и кухонное; сигареты и папиросы; табак (табачные изделия).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1956 "Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности" (далее Правила №1956) определяют особенности маркировки товаров легкой промышленности, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также порядок реализации указанных товаров, произведенных до ввода обязательной маркировки средствами идентификации и не маркированных средствами идентификации.

Нанесение в соответствии с настоящими Правилами средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары, или на ярлык, или на этикетку, а в случае сформированного при производстве товаров набора, потребительская упаковка которого не может быть вскрыта без повреждения, регистрация в информационной системе мониторинга кода идентификации, входящего в состав набора, без нанесения соответствующего средства идентификации на потребительскую упаковку товара, входящего в состав этого набора, или на товар, или на ярлык, или на этикетку, располагаемую на такой потребительской упаковке, в соответствии Правилами №1956, является обязательным.

В соответствии с п. 69 Правил №1956, участники оборота товаров, осуществляющие продажу товаров с применением контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию об обороте товаров, если операция осуществляется между участниками оборота товаров, зарегистрированными в информационной системе мониторинга, о выводе из оборота товаров или о возврате в оборот товаров с неповрежденным средством идентификации с использованием контрольно-кассовой техники.

Согласно п. 77-78 Правил №1956, в случае возврата товаров, ранее выведенных из оборота путем продажи по образцам и дистанционным способом, на склад хранения участника оборота товаров участник оборота товаров представляет соответствующие сведения в информационную систему мониторинга и при необходимости осуществляет перемаркировку товаров до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов (за исключением представления сведений о них при продаже товаров дистанционным способом). При возврате товаров с неповрежденным средством идентификации товары повторно не маркируются, а в информационную систему мониторинга представляются следующие сведения:

а) идентификационный номер налогоплательщика участника оборота товаров, принимающего товары;

б) коды идентификации, или коды идентификации комплектов, или коды идентификации наборов;

в) реквизиты документов, подтверждающих возврат маркированных товаров, если товары были оплачены потребителем;

г) вид, дата и номер документа, подтверждающего соответствие товара обязательным требованиям (сертификат соответствия или декларация о соответствии) при наличии требований о подтверждении соответствия товара.

В соответствии Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 N 224"Об утверждении Правил маркировки табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции" (далее Правила №224),устанавливают порядок маркировки средствами идентификации табачной продукции, порядок предоставления участниками оборота табачной продукции информации об обороте табачной продукции в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее соответственно - средства идентификации, информационная система мониторинга), характеристики средств идентификации табачной продукции, а также порядок взаимодействия информационной системы мониторинга с государственными информационными системами и информационными системами участников оборота табачной продукции.

Средство идентификации наносится на потребительскую и групповую упаковки и (или) на этикетку методом, не допускающим отделения средства идентификации от упаковки или этикетки и в соответствии с Правилами №224 (п. 52, 52(1)) является обязательным.

В случае формирования набора средство идентификации наносится на упаковку набора или этикетку, располагаемую на такой упаковке, а также на потребительскую упаковку товаров, входящую в состав этого набора, или этикетку, располагаемую на такой потребительской упаковке.

Средство идентификации, наносимое на потребительскую и групповую упаковки или на этикетку, не должно печататься на прозрачной оберточной пленке или каком-либо другом внешнем оберточном материале и перекрываться другой информацией. При этом средство идентификации должно быть расположено таким образом, чтобы не нарушалась целостность информации, нанесенной на потребительскую упаковку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

В соответствии с п. 80(5). При возврате табачной продукции, маркированной средством идентификации, имеющим повреждения, исключающие возможность распознавания содержащегося в средстве идентификации кода маркировки, либо без средства идентификации участник оборота табачной продукции осуществляет перемаркировку табачной продукции согласно разделу IX настоящих Правил и представляет в информационную систему мониторинга следующие сведения:

а) идентификационный номер налогоплательщика участника оборота табачной продукции, принимающего табачную продукцию;

б) новый код идентификации или код идентификации групповой упаковки;

в) реквизиты документов, подтверждающих возврат маркированной табачной продукции.

Повторные продажи могут возникать, в частности, в случае, если один и тот же код маркировки нанесен на разные единицы товаров (продажа второй единицы такого товара фиксируется как отклонение в ГИС МТ); если один и тот же код считывается два и более раза.

Повторное сканирование кода идентификации, который является уникальным для каждого экземпляра, и повторная передача данных о «выводе из оборота» экземпляра товара возможна при нанесении одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара, что недопустимо, такой товар считается немаркированными и не может находиться в обороте.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств (ч. 2 ст. 68 ГПК РФ).

В силу положений ч. 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.

При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ч. 3 ст. 173 ГПК РФ).

Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что ФИО2 является индивидуальным предпринимателем, видом экономической деятельности которой является торговля розничная продовольственными и непродовольственными товарами, в том числе товарами легкой промышленности, в частности бельем и табачной продукцией и обязана вносить сведения при реализации товаров в Государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации следить за её достоверностью. Однако в нарушение требований закона в период с 01.01.2023 по 30.08.2023 в ГИС МТ зафиксировано 2 повторные продажи товаров легкой промышленности – белья, 15 отклонений (повторные продажи), а также 39 повторных продаж табачной продукции, всего 551 отклонение, из них: 163 нарушения установленных цен пи реализации табачной продукции, 303 реализации товаров с незарегистрированными кодами, 84 повторных продаж табачной продукции.

При таких обстоятельствах суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Размер государственной пошлины определен в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Территориальный отдел в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районе) удовлетворить.

Признать действия индивидуального предпринимателя ФИО2 (******), в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в нарушении установленных цен при реализации табачной продукции, а также реализации товаров с незарегистрированными кодами и повторных продаж продукции, подлежащей маркировке средствами идентификации – незаконными.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 (******) провести комплекс мероприятий, направленных на недопущение нарушений обязательных требований в сфере защиты прав потребителей: не допускать повторную реализацию одного и того же экземпляра товара, установленных цен при реализации табачной продукции и реализацию табачной продукции с незарегистрированными кодами.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 (******) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий С.М. Байдин