ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-198/20 от 14.10.2020 Клявлинского районного суда (Самарская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Камышла 14 октября 2020 года

Клявлинский районный суд Самарской области, в составе председательствующего судьи Сагировой Р.Р., с участием помощника прокурора Камышлинского района Самарской области Галкина В.В., при секретаре судебного заседания Сытдиковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Клявлинский районный суд Самарской области, в составе председательствующего судьи Сагировой Р.Р., с участием помощника прокурора Камышлинского района Самарской области Галкина В.В., при секретаре судебного заседания Сытдиковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2-198/2020 по исковому заявлению прокурора Камышлинского района Самарской области, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения Байтуган муниципального района Камышлинский Самарской области, о возложении на ответчика обязанности осуществить меры по противодействию коррупции путем рассмотрения вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц за 2019 год (1, 2, 3 и 4 кварталы), в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений и с последующим опубликованием в средствах массовой информации в рамках сводного отчета о реализации мер антикоррупционной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Камышлинского района Самарской области, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Клявлинский районный суд Самарской области с иском к администрации сельского поселения Байтуган муниципального района Камышлинский Самарской области, о возложении на ответчика обязанности осуществить меры по противодействию коррупции путем рассмотрения вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц за 2019 год (1, 2, 3 и 4 кварталы), в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений и с последующим опубликованием в средствах массовой информации в рамках сводного отчета о реализации мер антикоррупционной деятельности, указывая на то, что прокуратурой района, в ходе реализации надзорных мероприятий в сфере исполнения антикоррупционного законодательства, выявлено несоблюдение требований Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Закона Самарской области от 10.03.2009 года № 23-ГД «О противодействии коррупции в Самарской области», в части антикоррупционной деятельности органов местного самоуправления.

Просит суд возложить на администрацию сельского поселения Байтуган муниципального района Камышлинский Самарской области обязанность осуществить меры по противодействию коррупции, путём рассмотрения вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц за 2019 год (1, 2, 3 и 4 кварталы) в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений и с последующим опубликованием в средствах массовой информации в рамках сводного отчёта о реализации мер антикоррупционной деятельности.

В судебное заседание явился помощник прокурора Камышлинского района Самарской области Галкин В.В., поддержал исковые требования и просил суд их удовлетворить в полном объёме.

В судебное заседание не явился представитель ответчика - администрации сельского поселения Байтуган муниципального района Камышлинский Самарской области, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в деле имеются сведения, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просил, в связи с чем, судом принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного судопроизводства.

Суд считает возможным рассмотреть дело, в соответствии со ст. 233 ГПК Российской Федерации в порядке заочного производства, о чем вынесено определение.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно п. 33 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.20.3003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится, в том числе, осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района. В соответствии с п. 4.1. ст. 36 и п. 9.1. ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования и местной администрации должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, в пределах их полномочий (ст.1 Закона № 273-ФЗ). В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; приоритетном применении мер по предупреждению коррупции. Согласно ст. 5 Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Профилактика коррупции осуществляется путём применения следующих основных мер: рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц, в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений (п.2.1, ст. 6 Закона № 273-ФЗ). В соответствии с п. 20 ст. 7 Федерального закона «О противодействии коррупции», основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, в том числе, являются повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции. Наряду с вышеозначенным федеральным законом задачи, принципы, основные направления и формы противодействия коррупции в Самарской области определены Законом Самарской области от 10.03.2009 года № 23-ГД «О противодействии коррупции в Самарской области». Пунктом 4 статьи 5 Закона № 23-ГД «О противодействии коррупции в Самарской области» субъектами антикоррупционной деятельности в Самарской области являются органы местного самоуправления. Предупреждение коррупционных правонарушений осуществляется путем рассмотрения в органах государственной власти Самарской области, государственных органах Самарской области, органах местного самоуправления, не реже одного раза в квартал, вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц, в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений (п. 2.1 ст. 9 Закона № 23-ГД). В силу п. 6 ст. 9, ст. 13 «О противодействии коррупции в Самарской области», органы местного самоуправления ежегодно осуществляют формирование сводного отчета о реализации мер антикоррупционной деятельности с последующим опубликованием в средствах массовой информации его основных положений. В нарушение вышеуказанных требований администрацией сельского поселения Байтуган муниципального района Камышлинский Самарской области вопросы правоприменительной практики, по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц, в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, не рассматриваются, результаты проверок и анализа правоприменительной практики на официальном сайте администрации не опубликованы. Вместе с тем, в 2019 году состоялись судебные решения по гражданским делам, где администрация сельского поселения Байтуган выступала в качестве ответчика по административным исковым заявлениям прокуратуры Камышлинского района. Указанная правоприменительная судебная практика, в установленном законом порядке, не анализировалась. Так, в 2019 году состоялись судебные решения по гражданским и административным делам, где администрация сельского поселения Байтуган муниципального района Камышлинский выступала в качестве ответчика по исковым заявлениям, в том числе прокуратуры Камышлинского района о признании незаконными бездействия органов местного самоуправления (гражданское дело № 2а-144/2019, иск по которому поступил 12.03.2019 года, решение постановлено 11.04.2019 года и вступило в силу 14.05.2019 года; гражданское дело № 2а-104/2019, решение от 15.03.2019 года и вступило в силу 16.04.2019 года; гражданское дело № 2а-150/2019, иск по которому поступил 14.03.2019 года, решение постановлено 04.04.2019 года; гражданское дело № 2а-2-99/2019~М-2-102/2019, иск по которому поступил 10.08.2019 года, решение постановлено 24.09.2019 года. Указанная правоприменительная судебная практика, в установленном законом порядке, не анализировалась.

Таким образом, меры по профилактике коррупции администрацией сельского поселения Байтуган не принимаются, не исполняются такие основные принципы противодействия коррупции как приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, что может привести к совершению коррупционных правонарушений со стороны органа местного самоуправления и его должностных лиц, соответственно, не осуществляются мероприятия, которые должны предприниматься с целью предотвращения совершения коррупционных действий, уменьшения уровня коррупции в деятельности органов местного самоуправления и в целом в обществе.

Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Как следует из части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, в пределах своих полномочий, координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Возложить на администрацию сельского поселения Байтуган муниципального района Камышлинский Самарской области обязанность осуществить меры по противодействию коррупции путем рассмотрения вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц за 2019 год (1, 2, 3 и 4 кварталы), в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений и с последующим опубликованием в средствах массовой информации в рамках сводного отчета о реализации мер антикоррупционной деятельности.

Направить копию заочного решения не присутствующему в судебном заседании ответчику и разъяснить, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение 1 месяца, по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а если такое заявление подано, - в течение 1 месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, через Клявлинский районный суд Самарской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 октября 2020 года.

Судья (подпись) Сагирова Р.Р.