Дело № 2-2-1/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Жарковский 31 января 2022 года
Западнодвинский межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Арсановой О.Л.,
при секретаре Ладыка В.А.,
с участием заместителя прокурора Жарковского района Тверской области Анциферова А.И.,
ответчика ФИО1, являющегося представителем ответчика-администрации Жарковского района Тверской области,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, председателя Собрания депутатов Жарковского района Тверской области - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Жарковского района Тверской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования Жарковский район Тверской области к главе Жарковского района Тверской области ФИО1, администрации Жарковского района Тверской области о признании незаконным распоряжения в части осуществления выплаты стимулирующего характера, взыскании суммы полученных выплат стимулирующего характера и процентов за пользование чужими денежными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Жарковского района Тверской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования Жарковский район Тверской области к главе Жарковского района Тверской области ФИО1 о признании незаконным распоряжения в части осуществления выплаты стимулирующего характера, взыскании суммы полученных выплат стимулирующего характера и процентов за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Жарковского района Тверской области проведена проверка по обращению депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации ФИО3 в интересах Собрания депутатов Жарковского района Тверской области о предполагаемых нарушениях законодательства в деятельности главы Жарковского района Тверской области ФИО1 в части неправомерного осуществления выплаты стимулирующего характера главе Жарковского района по итогам комплексной оценки эффективности деятельности органа местного самоуправления за счет бюджетных ассигнований.
Заключением по результатам внешней проверки отчета об исполнении бюджета муниципального образования Жарковский район Тверской области за 2020 год от 30.04.2021, предоставленным контрольно-ревизионной комиссией Жарковского района Тверской области, установлено, что дотациями бюджетной системы Российской Федерации являются дотации бюджетам муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.
Распоряжением главы Жарковского района № 115-р-к от 29.12.2020 «О выплатах стимулирующего характера» на основании и в соответствии с дополнительным соглашением № 1 к Соглашению от 18.11.2020 № 01-2СБ/20 о предоставлении второй части дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в 2020 году (далее – Дополнительное соглашение №1) осуществлены выплаты стимулирующего характера главе Жарковского района ФИО1 в размере 220738,41 руб. и заместителю главы администрации Жарковского района ФИО4 в размере 215 821,81 руб.
В связи с чем, приказом финансового отдела администрации Жарковского района Тверской области от 29.12.2020 № 26 «О внесении изменений в сводную бюджетную роспись» внесены изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Жарковский район.
Изменения в сводную бюджетную роспись на сумму 562,0 тыс. руб. для выплаты вознаграждения по итогам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления согласованы с заместителем Председателя Правительства Тверской области – Министром финансов Тверской области.
Дополнительным соглашением № 1 от 29.12.2020 предоставлена вторая доля дотации в размере 562 000 руб. Согласно п. 3 дополнительного соглашения №1 пункт 4.3 Соглашения изложен в следующей редакции: «4.3. Получатель вправе направить средства дотации на выплату стимулирующего характера лицу, замещающему муниципальную должность, лицам, замещающим высшие должности муниципальной службы, в размере, не превышающем второй доли дотаций».
Оплата труда и дополнительные гарантии главы Жарковского района регламентированы решением Собрания депутатов района от 28.10.2010 №52, в котором определены дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячная надбавка за особые условия труда, ежемесячное денежное поощрение, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплатами предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальная помощь.
В соответствии со ст.28 Устава муниципального образования Жарковский район Тверской области к компетенции Собрания депутатов Жарковского района Тверской области отнесены вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, определением порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
Глава Жарковского района подотчетен и подконтролен населению и Собранию депутатов Жарковского района Тверской области (ст.32 Устава).
Премия за выполнение особо важных и сложных заданий (выплата стимулирующего характера) Главе муниципального образования включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности Главы представительным органов муниципального образования.
Соответственно, принятие решения об осуществлении выплаты стимулирующего характера главе муниципального образования ФИО1 относится к компетенции представительного органа местного самоуправления.
Отсутствие в решении Собрания депутатов Жарковского района Тверской области от 28.10.2010 №52 «Об оплате труда и дополнительных гарантиях главы Жарковского района» указаний о порядке и должностном лице, правомочном на принятие решения о премировании главы муниципального образования, не означает, что разрешение данного вопроса относится к полномочиям самого главы Жарковского района.
Возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплатах стимулирующего характера себе и заместителю главы администрации района, влекущего получение ими доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этими должностными лицами своих полномочий.
При премировании самого себя в части осуществления выплаты стимулирующего характера - главой Жарковского района Тверской области ФИО1 допущена недобросовестность, что повлекло за собой последним неосновательное обогащение.
На основании ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации произведен расчет процентов за пользование чужими денежными средствами главой Жарковского района Тверской области ФИО1 за период с 30.12.2020 по 09.09.2021, что составляет 7743,84 руб.
Руководствуясь нормами Федерального законна от 6 октября 2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Тверской области от 15.07.2015 № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области», Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующими обязательства вследствие неосновательного обогащения, Уставом муниципального образования Жарковский Тверской области, прокурор Жарковского района просит признать незаконным распоряжение Главы Жарковского района Тверской области ФИО1 от 29.12.2020 №115-р-к «О выплатах стимулирующего характера» в части осуществления выплаты стимулирующего характера главе Жарковского района Тверской области ФИО1 в размере 220738,41 руб.; взыскать с ФИО1 выплату стимулирующего характера в размере 220738, 41 руб. в доход местного бюджета муниципального образования Жарковский район Тверской области, а также проценты за пользования чужими денежными средствами за период с 30.12.2020 по 09.09.2021 в доход местного бюджета муниципального образования Жарковский район Тверской области.
Протокольным определением суда от 11 октября 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмет спора, привлечены Министерство финансов Тверской области, Собрание депутатов Жарковского района Тверской области, Администрация Жарковского района Тверской области, финансовый отдел администрации Жарковского района.
Определением суда от 02 ноября 2021 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено Правительство Тверской области. Администрация Жарковского района Тверской области исключена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Протокольным определением суда от 01 декабря 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, привлечено Министерство региональной политики Тверской области.
В судебном заседании заместитель прокурора Жарковского района Тверской области Анциферов А.И. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что в исковом заявлении имеется ссылка на решение Собрания депутатов Жарковского района от 28.10.2010 № 52, регулирующее оплату труда и дополнительные гарантии главы Жарковского района, которое, как выяснилось в процессе рассмотрения дела, отменено. Решением Собрания депутатов Жарковского района от 30.04.2013 № 12 утверждено Положение о правовом статусе и социальных гарантиях лиц, находящихся на муниципальных должностях муниципального образования Жарковский район, которое предусматривает порядок и оплату труда лиц, находящихся на муниципальных должностях муниципального образования Жарковский район, в том числе главы района. Данным положением не предусмотрена выплата стимулирующего характера главе района. Полагает, что нарушена процедура распоряжения поступившими денежными средствами, в действиях ответчика ФИО1 имеет место нарушение антикоррупционного законодательства и конфликт интересов, поскольку принятие решения об осуществлении выплаты стимулирующего характера главе муниципального образования ФИО1 относится к компетенции представительного органа местного самоуправления.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, председатель Собрания депутатов Жарковского района Тверской области ФИО2 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, полагая их обоснованными, дополнительно пояснил, что вопрос о неправомерности стимулирующих выплат, произведенных на основании распоряжения главы района от 29.12.2020 № 115-рк был доведен до сведения депутатов Собрания депутатов Жарковского района председателем контрольно – ревизионной комиссии Жарковского района Тверской области ФИО5 Депутаты обратились к прокурору района, а также в Генеральную прокуратуру. От заместителя прокурора Тверской области получен ответ, в котором в частности указано о неправомерности выплаты вознаграждения главе Жарковского района в размере 220738, 42 руб. Имеет место личная заинтересованность ответчика, нарушение ст. 13 Закона Тверской области 76-ЗО, ч.4. 1 ст. 36 Федерального закона 131-ФЗ и ст.10 Федерального закона 273-ФЗ. Поскольку все выплаты производятся по решению депутатов, лично себе глава района не мог выделить денежные средства на стимулирование. Имеется нормативно-правовой акт, регламентирующий вопрос об оплате труда главы района - решение Собрания депутатов Жарковского района №12 от 2013 года. Дотация из областного бюджета поступила 29.12.2020 года. В этот же день состоялось заседание Собрания депутатов. Вопрос о стимулирующих выплатах на обсуждение Собранию депутатов главой района не выносился. При этом глава района имел возможность обратиться с проектом распоряжения о выплате стимулирующего характера, в том числе и себе лично. Распоряжение № 115-р-к от 29.12.2020 не может являться основанием для выплаты стимулирующего характера главе района. В распоряжении должно быть конкретно прописаны основания для выплаты, с учетом того, что сумма выплаты значительная.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - финансового отдела администрации Жарковского района в судебном заседании не присутствует. От исполняющей обязанности руководителя отдела ФИО6 поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В предыдущих судебных заседаниях представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО6 полагала, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Тверской области, Правительство Тверской области, Министерство региональной политики Тверской области, при надлежащем извещении представителей в судебное заседание не направили. От представителя Министерства финансов Тверской области ФИО7, действующего на основании доверенности, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства. От временно исполняющего обязанности министра региональной политики Тверской области ФИО8 поступил письменный отзыв на исковое заявление.
Ответчик ФИО1, одновременно представляющий интересы ответчика - Администрации Жарковского района Тверской области в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменные возражения относительно исковых требований. Со ссылкой на статьи 28,33,36 44 Устава муниципального образования Жарковский район Тверской области дополнительно пояснил, что именно у главы района имелось полное право издания оспариваемого распоряжения, Собрание депутатов такими полномочиями не наделено. У муниципалитета имелось право внесения изменений в сводную бюджетную роспись в случае получения дотации из бюджета другого уровня. В результате проведенных мероприятий статьи, предусматривающие расчеты по оплате труда главы района и администрации, были увеличены на объемы средств областной дотации в сумме 562000 рублей. Ему, как главе района, Уставом муниципального образования, Бюджетным кодексом Российской Федерации предоставлено право распоряжаться бюджетными средствами, подписывать финансовые документы. В рамках исполнения расходных обязательств муниципального образования, было издано и подписано распоряжение от 29.12.2020 № 115-р-к «О выплатах стимулирующего характера». Исполнение данного распоряжения не повлекло ущемление интересов муниципального образования, не допущено образования кредиторской задолженности, не привело к возникновению конфликта интересов, иные статьи расходов местного бюджета не затронуты, нецелевого расходования средств и нарушений антикоррупционного законодательства не допущено.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационное и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ).
Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчёты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 111 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Правовой статус главы муниципального образования определён статьёй 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьёй собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издаёт в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1-5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 51 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Аналогичные положения, определяющие организацию местного самоуправления, правовой статус представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, закреплены в Законе Тверской области от 15.07.2015 № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области»
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Тверской области от 15.07.2015 № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области» (далее ЗТО №76-ЗО) глава муниципального образования является лицом, замещающим муниципальную должность.
Согласно ст. 12 ЗТО №76-ЗО лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, уставом муниципального образования предоставляются гарантии, компенсации и льготы, предусмотренные федеральными законами, законами Тверской области для муниципальных служащих.
В силу ст. 13 ЗТО №76-ЗО органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области с соблюдением требований, в том числе бюджетного законодательства, самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании Жарковский район Тверской области определены Уставом муниципального образования Жарковский район Тверской области, принятым решением Собрания депутатов Жарковского района от 27.06.2005 № 24 (далее Устав).
Структуру органов местного самоуправления Жарковского района составляют Собрание депутатов Жарковского района Тверской области - представительный орган местного самоуправления; Глава Жарковского района Тверской области – высшее должностное лицо муниципального образования; Администрация Жарковского района Тверской области – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления; Контрольно-ревизионная комиссия Жарковского района – контрольно-счетный орган местного самоуправления, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения ( часть 1 статьи 26 Устава).
Правительством Тверской области принято постановление от 27.01.2020 №11-пп «О порядке предоставления дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов» (далее Постановление от 27.01.2020 № 11-пп), согласно которому муниципальным образованиям из областного бюджета Тверской области предоставляются указанные дотации.
Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов (далее дотации) состоят из двух частей (первой и второй). Методика распределения второй части дотации утверждается правовым актом Правительства Тверской области - Постановлением от 27.01.2020 № 11-пп.
В соответствии с пунктом 17 раздела V Постановления от 27.01.2020 № 11-пп вторая доля дотаций второй части дотаций предоставляется по итогам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области за отчетный финансовый год, проводимой по методике, установленной правовым актом Правительства Тверской области.
Размер второй доли второй части дотации зависит от места в рейтинге, которое занимает то или иное муниципального образование по результатам оценки органов местного самоуправления.
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области за очередной финансовый год осуществляется Министерством эконмического развития Терской области с учетом показателей в социально-экономической, культурной и иных сферах деятельности.
Согласно пункту 38 раздела VIII Постановления от 27.01.2020 № 11-пп дотации предоставляются муниципальным образованиям при условии заключения органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований с главным распорядителем бюджетных средств (Министерство финансов Тверской области) соглашений о предоставлении дотаций по форме, установленной главным распорядителем.
В соответствии с указанным Постановлением и Постановлением Правительства Тверской области от 13.11.2020 № 514-пп « Об утверждении распределения второй части дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов на 2020 год» 18 ноября 2020 года между Министерством финансов Тверской области и администрацией Жарковского района Тверской области заключено Соглашение № 01-2СБ/20 о предоставлении второй части дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в 2020 году (далее Соглашение).
Пунктом 1.1. Дополнительного соглашения № 1 от 29.12.2020 к Соглашению от 18.11.2020 № 01-2СБ/20 о предоставлении второй части дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов предусмотрено предоставление местным бюджетам второй доли дотации в размере 562000 рублей.
В соответствии с п.4.3 Соглашения получатель вправе направить средства дотации на выплаты стимулирующего характера лицу, замещающему муниципальную должность, а также лицам, замещающим высшие должности муниципальной службы, в размере, не превышающем второй доли дотаций.
Таким образом, вторая часть дотации направлялась получателю, в лице администрации Жарковского района, Министерством финансов Тверской области за счет средств областного бюджета Тверской области по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, произведенной Министерством экономического развития Тверской области. Направленные средства в сумме 562000 рублей предполагались к расходованию на выплаты стимулирующего характера лицу, замещающему муниципальную должность, к которому в частности относится глава района, а также лицам, замещающим высшие должности муниципальной службы, в размере, не превышающем второй доли дотаций.
Приказом финансового отдела администрации Жарковского района N 26 от 29.12.2020 г «О внесении изменений в сводную бюджетную роспись» в сводную бюджетную роспись муниципального образования Жарковский район внесены изменения на сумму 562000 рублей с зачислением полученных средств на соответствующие статьи бюджетного учета – разделы, предусмотренные для расчетов по выплате денежного содержания Главы района (раздел 0102) и администрации (раздел 0104),которые согласованы с Министерством финансов Тверской области (письмо N 07-18/9084-МП от 30.12.2020).
Процедура внесения изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Жарковский район Тверской области на сумму 562000 рублей произведена в соответствии о Федеральным Законом N 103-ФЗ от 01.04.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году» и истцом не оспаривается.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании показала, что оплата труда и все выплаты лицам, находящимся на муниципальных должностях, и лицам, замещающим должности муниципальной службы, регулируются решениями представительного органа муниципального образования, т.е. Собранием депутатов Жарковского района. Считает, что дополнительное Соглашение № 1 к Соглашению от 18.11.2020 №01-2СБ/20 о предоставлении второй части дотации местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в 2020 году, на которое ссылается глава района в своем Распоряжении № 115-р-к от 29.12.2020г., не может являться основанием для выплаты лицу, находящемуся на муниципальной должности, и лицам замещающих муниципальную должность. Данное Распоряжение составлено неверно и не дает никакого основания для выплат. Выплата вознаграждения по итогам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления ни одним правовым актом Собрания депутатов также не предусмотрена. Если имелась ввиду иная выплата, предусмотренная п.4.1 ст.4 Положения о правовом статусе и социальных гарантиях лиц, находящихся на муниципальных должностях МО Жарковский район, утвержденного Собранием депутатов Жарковского района от 30.04.2013 года № 12, в таком случае в Распоряжении необходимо указать какие иные выплаты и каким нормативным правовым актом они предусмотрены. Полагает, что выплата заместителю главы района по спорному Распоряжению также произведена незаконно. Глава района не правомочен выплачивать сам себе, поскольку нет оснований, что является превышением должностных полномочий. Необходимо было вынести данный вопрос на обсуждение Собранию депутатов.
При этом доводы стороны истца о том, что оплата труда и все выплаты лицам, находящимся на муниципальных должностях, в частности главе района предусмотрены Положением о правовом статусе и социальных гарантиях лиц, находящихся на муниципальных должностях муниципального образования Жарковский район, утвержденного Собранием депутатов Жарковского района от 30.04.2013 года № 12 (далее Положение о правовом статусе и социальных гарантиях лиц, находящихся на муниципальных должностях муниципального образования Жарковский район), которое не предусматривает такой выплаты, как выплата стимулирующего характера по итогам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, не являются обоснованными, как и доводы о том, что отсутствии в данном Положении указаний о порядке и должностном лице, правомочном на принятие решения о премировании главы муниципального образования, не означает, что разрешение данного вопроса относится к полномочиям самого главы Жарковского района.
К указанному выводу суд приходит в виду следующего.
В силу статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации организацию исполнения местного бюджета обеспечивает местная администрация муниципального образования. Указанные полномочия Администрации Жарковского района закреплены п.3 ч.3 ст.35 Устава.
В соответствии части 1 статьи 32 Устава Глава Жарковского района является высшим должностным лицом Жарковского района и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с Уставом возглавляет Администрацию Жарковского района.
На основании Решения собрания депутатов Жарковского района Тверской области от 01.03.2019 №11 главой Жарковского района избран ФИО1, который руководит администрацией Жарковского района на принципах единоначалия.
Обеспечивая исполнение местного бюджета, глава муниципального образования как руководитель исполнительно - распорядительного органа муниципального образования в соответствии с пунктами 7,15 Устава правомочен издавать правовые акты, распоряжаться бюджетными средствами администрации Жарковского района, подписывать финансовые документы.
Распоряжение главы Жарковского района № 115-р-к от 29.12.2020 «О выплатах стимулирующего характера», на основании которого осуществлены выплаты стимулирующего характера главе Жарковского района ФИО1 в размере 220738,41 руб. и заместителю главы администрации Жарковского района ФИО4 в размере 215 821,81 руб., принято в соответствии нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, Постановления от 27.01.2020 № 11-пп, дополнительного соглашения № 1 к Соглашению от 18.11.2020 № 01-2СБ/20 «О предоставлении второй части дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в 2020 году, в связи с чем оснований для признания его незаконным у суда не имеется, также с учетом того, что размер стимулирующих выплат, указанный в спорном распоряжении, не превысил вторую долю второй части дотаций.
При этом доводы стороны истца, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, председателя Собрания депутатов Жарковского района Тверской области ФИО2, свидетеля ФИО5 о том, что оплата труда и все выплаты лицам, находящимся на муниципальных должностях, регулируются исключительно решениями представительного органа муниципального образования, не может быть принят судом во внимание.
Так, согласно части 15 статьи 35 Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.
Таким образом, предоставление исключительного права Собранию депутатов Жарковского района Тверской области на принятие решения об определении стимулирующей выплаты главе муниципального образования за счет средств дотации, выделенной местному бюджету из областного бюджета Тверской области, непосредственно связанной с результатами оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Министерством экономического развития Тверской области, противоречит приведенной выше норме закона.
Также вопреки доводам искового заявления указанная выплата по своей правовой природе не является премией за выполнение особо важных и сложных заданий, предусмотренной п.4.1 ст.4 Положения о правовом статусе и социальных гарантиях лиц, находящихся на муниципальных должностях муниципального образования Жарковский район, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности Главы района представительным органом муниципального образования. При этом следует отметить, что п.4.1 ст.4 указного Положения предусматривает и иные выплаты, предусмотренные законодательством.
С учетом того, что оснований для признания Распоряжения главы Жарковского района Тверской области от 29.12.2020 № 115-р-к «О выплатах стимулирующего характера» не имеется, глава Жарковского района Тверской области ФИО1 действовал в пределах предоставленных ему законом и Уставом полномочий, суд приходит также к выводу об отсутствии в действиях ответчика - главы Жарковского района Тверской области ФИО1 нарушений ч. 4.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в соответствии с которой глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Закон № 273-ФЗ), статьи 11 Закона № 273-ФЗ, предусматривающей обязанность лица, указанного в части 1 статьи 10 этого Закона, принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также недобросовестности при издании спорного Распоряжения, проявления при этом личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление им своих должностных полномочий, и неосновательного обогащения, предусмотренного главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исковые требования прокурора о признания незаконным распоряжение главы Жарковского района Тверской области ФИО1 от 29.12.2020 № 115-р-к «О выплатах стимулирующего характера» в части осуществления выплаты стимулирующего характера главе Жарковского района Тверской области ФИО1, взыскания с ФИО1 в доход местного бюджета указанной выплаты и процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Жарковского района Тверской области к главе Жарковского района Тверской области ФИО1, администрации Жарковского района Тверской области о признании незаконным распоряжение главы Жарковского района Тверской области ФИО1 от 29.12.2020 № 115-р-к «О выплатах стимулирующего характера» в части осуществления выплаты стимулирующего характера главе Жарковского района Тверской области ФИО1 в размере 220738, 41 руб., взыскании с ФИО1 выплаты стимулирующего характера в размере 220738,41 руб. в доход местного бюджета муниципального образования Жарковский район Тверской области, процентов за пользования чужими денежными средствами за период с 30.12.2020 по 09.09.2021 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Западнодвинский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий О.Л. Арсанова
Решение в окончательной форме изготовлено 07 февраля 2022 года.
Председательствующий О.Л. Арсанова
Дело № 2-2-1/2022