РЕШЕНИЕ
ИФИО1
29 марта 2018 года <адрес>
Автозаводский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Разумова А.В.,
при секретаре ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО11, действующей в интересах собственников помещений многоквартирного дома к администрации г.о.Тольятти, ФИО2 Приходу в честь святого ФИО6 г.о.Тольятти Самарской и Сызранской ФИО2 Церкви о восстановления положения, существовавшего до нарушения прав, обязания разработки проекта межевания территории, установления границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в Автозаводский районный суд <адрес> с иском к администрации г.о.Тольятти, ФИО2 Приходу в честь святого ФИО6 г.о.Тольятти Самарской и Сызранской ФИО2 Церкви о восстановления положения, существовавшего до нарушения прав, обязания разработки проекта межевания территории, установления границ земельного участка, указав, что истцы проживают в многоквартирном жилом <адрес> по проспекту ФИО4 в <адрес> и являются собственниками жилых помещений в данном доме.
Земельный участок под многоквартирным жилым домом № по проспекту ФИО4 в <адрес> был уменьшен на основании: Постановления мэрии г.о. Тольятти №/п от ДД.ММ.ГГГГ; Постановления мэрии г.о. Тольятти №/п от ДД.ММ.ГГГГ.
На части территории, на которой располагалось общее имущество многоквартирного дома (элементы озеленения и благоустройства), произошла смена зонирования (установлена зона Ц-6 «Зона культовых объектов»), за счет общего имущества многоквартирного дома сформирован новый земельный участок, который был передан в безвозмездное срочное пользование местной религиозной организации ФИО2 Приходу храма в честь святого ФИО6 г.о. Тольятти Самарской и Сызранской ФИО2 Церкви (Московский Патриархат), выдано разрешение на строительство Храма в честь ФИО6.
Вновь сформированный земельный участок имеет кадастровый №, площадь 3019 кв.м.
Истцы считают постановления мэрии г.о. Тольятти №/п от ДД.ММ.ГГГГ; постановления мэрии г.о. Тольятти №/п от ДД.ММ.ГГГГ - незаконным и нарушающим права Истцов по следующим основаниям.
Постановление мэрии г.о. Тольятти №/п от ДД.ММ.ГГГГ, равно как и последующее за ним - Постановление мэрии г.о. Тольятти №/п от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схем (границ) земельных участков многоквартирных домов, в части утверждения границ земельного участка <адрес> по проспекту ФИО4, не основано на законе.
Проектом детальной планировки северо-восточного и восточного районов <адрес> определена планировочная структура территории 7 квартала <адрес> (данный ПДП разработан ЦНИИЭП «Градостроительство» <адрес> в 1972 г. и утверждён Исполкомом Куйбышевского облсовета депутатов ДД.ММ.ГГГГ№). Территория 7 квартала застраивалась в соответствии с утверждённым проектом детальной планировки.
Данный проект детальной планировки (далее по тексту – «ПДП») разрабатывался с учётом жизненных потребностей и прав граждан на комфортные условия жизни и предусматривал наличие на территории 7 квартала не только жилых домов, но и рекреационных зон. Иных проектов детальной планировки на момент возникновения спора не существовало. Разработка и утверждение Проекта детальной планировки устанавливает факт наличия градостроительной документации по застройке рассматриваемого квартала. Застройка городов в ФИО3 без наличия градостроительной документации по застройке не производилась.
Согласно Инструкции по составлению проектов планировки и застройки городов, утвержденной Государственным комитетом ФИО3 по делам строительства ДД.ММ.ГГГГ - строительство и реконструкция городов должны осуществляться на основе генеральных планов и проектов детальной планировки по проектам застройки. Разработка проекта детальной планировки имеет целью установить архитектурно-планировочное и пространственное решение застраиваемой территории, определить потребность в предприятиях и учреждениях культурно-бытового обслуживания и их размещение, установить красные линии улиц и площадей, а также решить инженерные сети, элементы благоустройства улиц, дорог и озеленения.
Согласно п. 29. Постановления ЦК КПСС, СОВМИНА ФИО3 ОТ ДД.ММ.ГГГГ N 392 «О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства» - новое строительство в городах и других населенных пунктах страны может допускаться лишь при наличии генеральных планов или проектов размещения первой очереди строительства и проектов детальной планировки, увязанных с разрабатываемыми генеральными планами.
В соответствии с «ПДП», был разработан технический паспорт дома и участка (<адрес>, район Автозаводской, квартал №. Инвент. №. Технический паспорт на жилой дом и земельный участок по улице ФИО4, 42. составлен по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ). В паспорте зафиксированы границы земельного участка дома. Они определены в соответствии с разбивочным чертежом, которому соответствует фактическая застройка 7 квартала.
На территории данного земельного участка также располагалось общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме – группа спортивных объектов, расположенная между внутриквартальным проездом и домом №. (Строительный номер по чертежу – № чертёж «Размещение малых форм». Объект: <адрес>, жилой район №, микрорайон 2, Северная группа. Чертёж выполнен в 1970 <адрес>. № Заказчик: ЦНИИЭП жилища. Разработчик ЦНИИП градостроительства).
ДД.ММ.ГГГГ мэрия г.о. Тольятти приняла решение №/п об утверждении схем (границ) земельных участков многоквартирных домов, в том числе – <адрес> по проспекту ФИО4. Согласно данному решению, придомовая территория была уменьшена с 22681,8 кв.м. до 17108 кв.м.
По словам представителей мэрии, решение об уменьшении земельного участка <адрес> было принято потому, что жители <адрес> ранее не обращались с требованием о формировании их земельного участка и предоставления в собственность и постановке участка на кадастровый учёт, в связи с чем собственником участка стал муниципалитет, который вправе распоряжаться этой территорией по своему усмотрению.
Действительно, жители с таким требованием не обращались. Однако в п. 67 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» сказано: «Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, то земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона («О введении в действие ЖК РФ» ДД.ММ.ГГГГ N189-ФЗ), собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка».
Согласно п. 68 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» - в случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
В соответствии с ч. 4 ст. 43 Земельного кодекса РФ, «Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учётом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших на период застройки указанных территорий». В период застройки действовали нормативы, в соответствии с которыми был разработан проект детальной планировки от 1972 г., на основании которого составлен технический паспорт дома и участка.
Таким образом, мэрия незаконно проигнорировала сведения технического учёта, уменьшила площадь земельного участка <адрес>, и уже в уменьшенном виде поставила на кадастровый учёт. Кроме того, она осуществила незаконное отчуждение общей собственности многоквартирного дома (элементов озеленения и благоустройства).
Согласно п. 1 ст. 36 ЖК РФ, «Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности».
Согласно п. 4 ст. 36 ЖК РФ, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам только по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников. Такое собрание не проводилось, собственники не принимали решение об отчуждении своей собственности.
ДД.ММ.ГГГГ, отвечая на запрос председателя ТОС-7 квартала, заместитель мэра заявила, что границы, определённые решением от ДД.ММ.ГГГГ№/п, формировались с учётом требований действующего законодательства, в том числе Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, а также Правил землепользования и застройки г.о. Тольятти, утверждённых решением Думы г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, решение от ДД.ММ.ГГГГ не могло быть принятым в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.о. Тольятти, утверждёнными ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Правила были утверждены уже после принятия данного решения. Кроме того, решение нарушает положения Земельного и Градостроительного кодексов РФ.
В том же ответе заместитель мэра ФИО13 утверждает: «Местоположение границ земельного участка и его площадь определялись с учётом фактического землепользования, красных линий». Это также не соответствует действительности, поскольку границы участка были определены при отсутствии сформированных в установленном порядке красных линий, определяющих границу между внутриквартальным проездом и прилегающими к нему территориями.
Согласно п.12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, проезд является территорией общего пользования. Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов. В свою очередь территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Красные линии, устанавливающие границы проезда со смежными земельными участками, разработаны не были.
Документом, устанавливающим порядок установления красных линий и их статус, является «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» РДС 30-201-98, утвержденная Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18-30. В соответствии с пп. 3.4 и 3.5 данной Инструкции, «красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации. Осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается».
Кроме того, п. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ гласит: «Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков».
На момент принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ№/п существовал только один проект планировки спорной территории: Проект детальной планировки северо-восточного и восточного районов <адрес> от 1972 года.
Решение от ДД.ММ.ГГГГ№/п в части утверждения схемы (границ) земельного участка <адрес> по проспекту ФИО4 противоречит данному Проекту детальной планировки. Более того, согласно п.2 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации - Решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. Решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет". Однако, никаких публичных слушаний относительно изменения границ спорного земельного участка, равно как и подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий – не было.
Таким образом, решение от ДД.ММ.ГГГГ№/п в части утверждения схемы (границ) земельного участка <адрес> по проспекту ФИО4 противоречит требованиям Градостроительного, Земельного и Гражданского кодекса РФ, то есть является незаконным. Соответственно, и все последующие действия (постановка участка в указанных границах на кадастровый учёт, смена зонирования территории, формирование нового земельного участка, передача его в безвозмездное пользование, выдача разрешения на строительство, проектирование и строительство здания) являются незаконными.
Данное решение, принятое без учёта земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, повлекло нарушение прав истцов. В частности, как собственники жилого помещения в доме, истцы лишены мест отдыха и детской спортивной площадки, то есть более благоприятных условий проживания в жилом доме.
Кроме того, оспариваемым решением нарушено право истцов стать собственником доли в праве на земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объектов, расположенных на указанном земельном участке.
Формирование нового земельного участка и смена его зонирования не основана на законе.
ДД.ММ.ГГГГ мэр г.о. Тольятти отвечая на запрос депутата Думы г.о. ФИО14 Бокка, заявил следующее: «Генеральный план городского округа <адрес> на расчётный срок до 2025 года разработан с целью определения долгосрочной стратегии и этапов территориального развития городского округа, исходя из ресурсного потенциала территории и рационального природопользования.
Положением о территориальном планировании городского округа <адрес> (Генплан) на территории 7 квартала предусмотрена единственная площадка для размещения культового здания с местоположением южнее многоквартирного жилого дома, имеющего адрес: проспект <адрес>».
На рассматриваемой территории на момент разработки Генплана законного ресурсного потенциала не было, т.к. земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, имеющий адрес: проспект <адрес> был мэрией уменьшен незаконно, и в таком виде поставлен на кадастровый учёт. Следовательно, Положение о территориальном планировании не могло предусматривать в этом месте площадку для размещения культового сооружения.
Помимо нарушения уже указанных требований законодательства о наличии красных линий, новый земельный участок сформирован с разрывом с границами земельного участка <адрес>, утверждёнными решением от ДД.ММ.ГГГГ№/п в результате чего образовалась чересполосица, что также является нарушением действующего законодательства.
Согласно п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, «образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами».
Нарушение Земельного и Градостроительного кодексов РФ является основанием для отмены решения о формировании данного земельного участка и всех последующих действий – постановки участка на кадастровый учёт, смены зонирования, передачи его в аренду, выдачи разрешения на строительство, проектирования и строительства здания.
Истцы считают, что законным является установление границ земельного участка согласно Проекта детальной планировки территории, северо-восточного и восточного районов <адрес>, разработанного ЦНИИЭП «Градостроительство» <адрес> в 1972 г. и утверждённого решением Исполкома Куйбышевского облсовета депутатов ДД.ММ.ГГГГ№.
Уничтожение объектов общего имущества, принадлежащего собственникам многоквартирного дома на праве общей долевой собственности, не основано на законе.
На отчуждённом земельном участке были уничтожены элементы озеленения и благоустройства, группа спортивных объектов, являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, между внутриквартальным проездом и домом №.
На основании изложенного истцы, представитель истцов просила суд:
- Установить границы земельного участка <адрес> по проспекту <адрес> в границах, определённых проектом детальной планировки северо-восточного и восточного районов <адрес>, утверждённым Исполкомом Куйбышевского облсовета депутатов ДД.ММ.ГГГГ№;
- Обязать ответчика разработать проект межевания территории седьмого квартала <адрес> г.о.Тольятти с учетом проекта детальной планировки северо-восточного и восточного районов <адрес>, утверждённого Исполкомом Куйбышевского облсовета депутатов ДД.ММ.ГГГГ№; демонтировать незаконно построенные объекты; восстановить незаконно демонтированные объекты общедомовой собственности, объекты благоустройства и озеленения;
- Признать незаконным и отменить Постановление мэрии г.о. Тольятти №/п от ДД.ММ.ГГГГ; Постановление мэрии г.о. Тольятти №/п от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схем (границ) земельных участков многоквартирных домов, в части утверждения границ земельного участка <адрес> по проспекту <адрес>
- Признать недействительными и отменить нормативно-правовые акты, принятые на основании Постановления мэрии г.о. Тольятти №/п от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схем (границ) земельных участков многоквартирных домов, в части утверждения границ земельного участка <адрес> по проспекту <адрес> а именно:
1. Признать недействительным межевой план № земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, проспект ФИО4, 42, подготовленный ООО «ТехноИнвест»;
2. Признать недействительным Решение Думы г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ в части смены градостроительного зонирования участка;
3. Признать недействительным Постановление мэрии г.о.Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3019 кв.м. на территории кадастрового квартала №
4. Признать недействительным Постановление мэрии г.о.Тольятти № от 16.10.2014г. о предварительном согласовании Местной религиозной организации ФИО2 Приход в честь святого ФИО6 г.о. Тольятти Самарской и Сызранской ФИО2 Церкви (Московский Патриархат) места размещение Храма в честь ФИО6, расположенного по адресу: <адрес>, южнее жилого дома, имеющего адрес: проспект ФИО4, 42;
5. Признать недействительным договор безвозмездного пользования земельным участком № от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером 63:09:0101170:10463, акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ;
6. Признать недействительным разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ.
- Признать недействительной запись в ЕРГН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и 63:09:0101170:600 расположенных по адресу <адрес>, проспект ФИО4, 42; Обязать ФКП Росреестра по <адрес> исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о площади и поворотных точках границ спорных земельных участков.
В судебном заседании представитель истцов ФИО11, действующая на основании доверенностей, исковые требования уточнила, просила восстановить положение, существовавшее до нарушения прав Истцов, а именно: обязать администрацию г.о.Тольятти произвести действия, необходимые для восстановления нарушенных прав, т.е. отменить Постановление мэрии г.о. Тольятти №/п от ДД.ММ.ГГГГ; обязать отменить Постановление мэрии г.о. Тольятти №/п от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схем (границ) земельных участков многоквартирных домов, в части утверждения границ земельного участка <адрес> по проспекту ФИО4. Обязать ответчика администрацию г.о.Тольятти разработать проект межевания территории седьмого квартала <адрес> г.о.Тольятти с учетом проекта детальной планировки северовосточного и восточного районов <адрес>, утверждённого Исполкомом Куйбышевского облсовета депутатов ДД.ММ.ГГГГ№; с учетом материалов технической инвентаризации. Установить границы земельного участка <адрес> по проспекту ФИО4<адрес> в границах, определённых проектом детальной планировки северовосточного и восточного районов <адрес>, утверждённым Исполкомом Куйбышевского облсовета депутатов ДД.ММ.ГГГГ№. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о площади и поворотных точках границ земельных участков с кадастровыми номерами № аннулировать запись в Едином государственном реестре недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №
На уточненных исковых требованиях представитель истцов настаивала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г.о.Тольятти ФИО15, действующая на основании доверенности, с заявленными исковыми требованиями не согласилась, в своих пояснениях ссылалась на предоставленный в материалы гражданского дела письменный отзыв.
Согласно представленного отзыва представителя ответчика администрации г.о.Тольятти следует, что установление границ земельного участка в координатах, указанных истцом, невозможно без признания незаконными и отмены ряда постановлений администрации.
Главы 24, 25 ГПК РФ, регламентирующие производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части, а также производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, утратили силу в связи с введением в действие КАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 21-ФЗ.
Как следует из положений п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, в том числе, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
По мнению представителя ответчика, исходя из положений ст. 1 КАС РФ, гражданское дело по исковому заявлению ФИО11 к администрации городского округа Тольятти о признании незаконными постановления администрации городского округа Тольятти подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Генеральным планом городского округа Тольятти на расчетный срок до 2025 года, утверждённым решением Думы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ№, в <адрес> предусмотрено строительство Храма ФИО6 на земельном участке, расположенном в 7 квартале, <адрес>, южнее жилого дома, имеющего адрес: проспект ФИО4, 42.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ.1 решения Думы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ№ в <адрес> планируется размещение культовых объектов, в том числе, Храма по проспекту ФИО4.
Постановлением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ№ решено подготовить проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти (далее - ПЗЗ) в связи с несоответствием указанных Правил Генеральному плану г.о.Тольятти.
В соответствии со ст. 18 Устава городского округа Тольятти, утвержденного Постановлением Тольяттинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, проект правил землепользования и застройки, проект решения Думы о внесении изменений в правила землепользования и застройки в обязательном порядке выносится на публичные слушания.
ДД.ММ.ГГГГ мэрией г.о. Тольятти издано постановление № «О проведении публичных слушаний по проекту ПЗЗ и проекту решения Думы г.о. Тольятти «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти»».
Объявление о проведении публичных слушаний опубликовано в газете «Городские ведомости» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно протоколу публичных слушаний № от 15, 16, ДД.ММ.ГГГГ проект решения Думы городского округа Тольятти «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти», одобрен, участие приняли 165 участников, что подтверждается листами регистрации.
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Думы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ№ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок с кадастровым № расположен в границах территориальной зоны Ц-6: Зона культовых объектов.
Основным видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства данной территориальной зоны предусмотрено размещение культовых зданий.
В соответствии со ст. 31 ЗК РФ местная религиозная организация ФИО2 Приход храм в честь святого ФИО6 г.о. Тольятти Самарской и Сызранской ФИО2 РПЦ (московский Патриархат) обратилась с заявлением в мэрию г.о. Тольятти о выборе земельного участка для строительства Храма в <адрес>, южнее жилого дома, имеющего адрес: <адрес> и предварительном согласовании места размещения объекта - Храма на данном земельном участке.
Информация о предварительном согласовании места размещения Храма опубликована в газете «Городские ведомости» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Постановлением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала № площадью 3019 кв.м, формируемого в границах территориальной зоны Ц-6.
Постановлением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок предоставлен Местной религиозной организации ФИО2 Приход в честь святого ФИО6 городского округа Тольятти Самарской и Сызранской ФИО2 РПЦ (Московский Патриархат) в безвозмездное пользование на 10 лет в соответствии с п. 3 ст. 39.10 ЗК РФ.
Договор безвозмездного пользования земельным участком в установленном порядке зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись №.
В мэрию г.о. Тольятти одним из жителей <адрес> по проспекту ФИО4 подавалось обращение о переводе земельного участка, расположенного между домами № и № по проспекту ФИО4 из зоны культовых объектов в зону рекреационного назначения.
По результатам рассмотрения данного обращения мэрией г.о. Тольятти издано постановление мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ№-№ «Об отклонении предложения ФИО4 Н.В. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти».
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки установлен ст. 33 Градостроительного кодекса РФ, согласно ч.1 которой внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
Частью 2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ также предусмотрено, что основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схемы территориального планирования муниципального района изменений;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Согласно ч. 9. ст. 31 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Кроме того ст. 34 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен порядок установления территориальных зон.
Согласно подпункту 2 п.1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Таким образом, изменение территориальной зон указанного земельного участка на зоны рекреационного значения противоречит Генеральному плану городского округа Тольятти.
В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено размещение объектов федерального, регионального и местного значения на основании решений документов территориального планирования соответствующего уровня. Схемами территориального планирования Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального района зона размещения объекта (если размещение предполагается не за границами территории населённых пунктов) определяется с точностью до населённого пункта. Генеральным планом местоположение объекта уточняется до конкретной функциональной зоны. Границы зоны размещения таких объектов устанавливаются проектами планировки территорий, а границы земельных участков - проектами межевания территорий соответствующих элементов планировочной структуры.
В целях обеспечения реализации последовательно принимаемых на разных уровнях территориального планирования и планировки территорий решений о размещении объектов федерального, регионального и местного значения на карте градостроительного зонирования целесообразно устанавливать индивидуальные территориальные зоны с единственным видом использования, соответствующим назначению социально значимого объекта.
Таким образом, постановления, являющиеся предметом спора, приняты администрацией г.о.Тольятти в пределах предоставленных органу местного самоуправления полномочий и в соответствии с установленным порядком, основаны на нормах Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ.
Оспариваемые изменения в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти внесены решением Думы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ№. Следовательно, требования о признании незаконным внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти заявлены к ненадлежащему ответчику и не подлежат удовлетворению.
Кроме того, в 2016 году жители <адрес> обращались в суд с заявлением о признании незаконным постановлений, являющихся предметом спора по настоящему делу.
Решением Автозаводского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований отказано, суд пришел к выводу об отсутствии нарушений прав истцов.
Учитывая, что постановления, являющиеся предметом спора, приняты администрацией г.о. Тольятти в пределах предоставленных органу местного самоуправления полномочий и в соответствии с установленным порядком, и основаны на нормах Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, оснований для удовлетворения требований истца не имеется. Нарушений прав и законных интересов истца со стороны администрации городского округа Тольятти не допущено.
Кроме того, представитель ответчика указала, что пропуск срока подачи заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст.ст. 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года. Таким образом. ФИО11 пропущен и общий срок исковой давности, установленный гражданским процессуальным законодательством.
Представитель ответчика ФИО2 Прихода в честь святого ФИО6 г.о.Тольятти Самарской и Сызранской ФИО2 Церкви ФИО16 с заявленными исковыми требованиями не согласился, сослался в своих пояснениях на предоставленный суду письменный отзыв, согласно которому в соответствии с Постановлением ВЦИК СНК ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ "О введении в действие Земельного кодекса, принятого на IV сессии ДД.ММ.ГГГГ" и Земельным кодексом ФИО5 1922 года право пользования земельным участком могло возникнуть только на основании решения (распоряжения) компетентного органа государственной власти или государственного управления о предоставлении определенного земельного участка землепользователю и должно было быть оформлено актом отвода земельного участка. Согласно Положению о земельных распорядках в городах, утвержденного Декретом ВЦИК СНК ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, все земли в пределах городской черты с лесами и зелеными насаждениями на них находящимися, за исключением изъятых земель, находились в непосредственном ведении исполнительных комитетов в лице их органов местного хозяйства. Предоставление городских земельных участков осуществлялось не иначе, как на основании действующих законов и особых постановлений ВЦИК СНК ФИО5, или постановлений местных исполнительных комитетов.
В соответствии со статьей 10 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, действовавших с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, и статьями 17. 18 Земельного кодекса ФИО5, действовавшего в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, также было запрещено приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей. Право землепользования удостоверялось государственными актами на право пользования землей, формы которых устанавливались ФИО3.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ отвод земельных участков производился на основании Постановления ФИО5 или ФИО3 автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего ФИО20 депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и ФИО5. При этом согласно статье 18 Земельного кодекса ФИО5 права землепользования удостоверялись государственными актами, которые выдавались исполнительными комитетами районных, городских ФИО20 депутатов трудящихся.
Проект детальной планировки северо-восточного и восточного районов <адрес>, утвержденного Исполкомом Куйбышевского ФИО20 депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ не является правоустанавливающим актом на отвод, владение или пользование земельным участком, в заявляемых истцом границах, для содержания многоквартирного <адрес>
В соответствии с ранее действовавшим законодательством, основанием предоставления земельного участка должно было являться решение Исполнительного комитета городского ФИО20 народных депутатов об отводе определенного в натуре земельного участка для содержания многоквартирного <адрес>, которое заявителем не представлено.
Следовательно, утверждение Истца об отводе земельного участка в натуре, в заявляемых истцом границах, для содержания многоквартирного <адрес> г.о.Тольятти, в Проекте детальной планировки северо-восточного и восточного районов <адрес>, утвержденного Исполкомом Куйбышевского ФИО20 депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ являются необоснованным.
Порядок и условия перехода права собственности на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, в том числе дома жилищных и жилищно-строительных кооперативов, определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ).
В связи с тем, что от собственников многоквартирного <адрес> г.о.Тольятти не было обращения о формировании земельного участка до введения в действие ЖК РФ, Администрацией г.о.Тольятти, в пределах предоставленной законом компетенции, было проведено межевание земельного участка, который поставлен на кадастровый учет за №, площадью 17108 кв.м., с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации многоквартирного <адрес> г.о.Тольятти, в соответствии с градостроительными регламентами.
Местной религиозной организации ФИО2 Приход храма в честь святого ФИО6 г.о.Тольятти Самарской и Сызранской ФИО2 Церкви (Московский Патриархат) земельный участок предоставлен для строительства ФИО2 Храма на основании Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Думы г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ№ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№, которыми выделенный участок расположен в границах территориальной зоны Ц6 (Зона культовых объектов) с видом разрешенного использования размещение культовых объектов.
Строительство ФИО2 Храма по адресу: <адрес>, 7 квартал, южнее жилого дома <адрес> осуществляется Приходом на основании Договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом (земельным участком) № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированном в установленном порядке Управлением Росреестра по <адрес>, запись № и выданном разрешением на строительство объекта капитального строительства «Храм в честь святого ФИО6» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Выдвинутые Истцом требования об изменении границ земельного участка для содержания многоквартирного <адрес> не могут иметь решения без изменения Правил землепользования и застройки, утвержденных Думой г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ№ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№, которыми установлено зонирование (Ж 1) для содержания многоквартирного дома и (Ц6) для размещения культовых объектов. На основании принятых Правил и определения зонирования земельных участков исполнительным органом местного самоуправления - Администрацией г.о.Тольятти были приняты соответствующие административно правовые акты о формировании земельных участков.
Истец не оспаривает принятое Думой г.о.Тольятти решение об утверждении Правил землепользования и застройки г.о.Тольятти, следовательно требование об отмене изданных Администрацией постановлений о предоставлении земельных участков, принятых в соответствии с утвержденными Правилами - легитимны, а требования Истца в правовом смысле ничтожны и не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица Управления ФРС по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7 пояснил, что он работалв Мэрии г.о. Тольятти с 2000 г. по 2014г. в ГСО Комплексного развития территории г.о. Тольятти управления архитектуры и градостроительства. За период работы он принимал участие в проекте межевания и проекте территории на разных территориях. Когда проектировался 7 квартал, не было проекта межевания и проекта территории, а был проект планировки. А в таких документах как кадастровый план, могут быть сходные данные. Земельные участки заняты многоквартирными домами могут быть только при проектировании проекта и межевания. Проект межевание – это выявление границ застроенных земельных участков, и не застроенных земельных участков.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО8 пояснил, что <адрес> построился в 1971 <адрес> территории была спортивная площадка. Спортивная площадка существовала до настоящего времени. Все спортивные сооружения спилили года два-три назад.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО9 в судебном заседании пояснила, что по указанному адресу <адрес> проживала с 1971 г. по 1975 г., и с 1983 по настоящее время. Спортивная площадка там уже была. Собственники за свой счет ставили спортивные сооружения. Все спортивные сооружения демонтировались два года назад.
Суд, выслушав представителя истцов, представителей ответчиков, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, оценивая письменные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Общие условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной ил муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, урегулированы земельным законодательством в ст. 36 ЗК РФ.
Так, в силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом применительно к земельным участка под многоквартирными жилыми домами в п. 2 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В силу п. 1 ст. 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, отнесен к общему имуществу, принадлежащему на праве общей долевой собственности собственникам помещений в указанном многоквартирном доме.
При этом порядок возникновения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, определен статьей 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с ч. 2 ст. 16 данного ФЗ если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 5 ст. 16 данного ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении остальных земельных участков, на которых расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, и которые не были сформированы до введении в действие ЖК РФ, право общей долевой собственность собственников помещений в данном доме на указанные земельные участки возникает с момента формирования данных земельных участков и проведения их государственного кадастрового учета.
При этом в силу прямого указания п. 4 ст. 16 данного ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ формирование такого земельного участка осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Совокупный анализ вышеуказанных норм закона позволяет заключить, что в отличие от установленного земельным законодательством (ч. 1 ст. 36 ЗК РФ) порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки под объектами недвижимости, основанием перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме является осуществление органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведение его государственного кадастрового учета.
Как следует из материалов дела, земельный участок под многоквартирным домом истцов по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером № площадью 17108 кв.м., с разрешенным использованием – для дальнейшей эксплуатации многоквартирного жилого дома, был сформирован на основании постановления мэрии г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ№/п «Об утверждении проектов границ земельных участков», постановления мэрии г.о.Тольятти от 16.07.2008г. №п «О внесении изменений в постановление Мэрии г.о.Тольятти от 18.09.2006г. №/п» и поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
В Государственном кадастре недвижимости содержатся сведения об учтенном земельном участке с кадастровым номером № уточненной площадью 17108 кв.м., с разрешенным использованием для дальнейшей эксплуатации многоквартирного жилого дома (зона Ж-4), категорией земель – земли населенных пунктов, расположенном по адресу: <адрес>, правообладатели на праве общей долевой собственности – собственники помещений многоквартирного дома.
Вместе с тем, доказательств того, что на дату введения в действие ЖК РФ указанный участок был сформирован в установленной законом процедуре как объект земельных правоотношений, не представлено.
Согласно статье 1 вышеназванного закона, Жилищный кодекс РФ был введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства, генеральным планом г.о.Тольятти на расчетный срок до 2025 года, утвержденным решением Думы г.о.Тольятти от 02.03.2011г. № в <адрес> предусмотрено строительство Храма ФИО10 на земельном участке, расположенном в 7 квартале <адрес> южнее дома, имеющего адрес: проспект <адрес>
Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ.1. решения думы от 02.03.2011г. № в указанном выше месте планируется размещение культового объекта.
В последующем, ДД.ММ.ГГГГ мэрией г.о.Тольятти было издано Постановление № «О проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки и проекту решения Думы г.о.Тольятти «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти». Объявление о проведении публичных слушаний опубликовано в газете «Городские ведомости» от 22.09.2012г. №.
Согласно протоколу публичных слушаний № от 15, 16, ДД.ММ.ГГГГ проект решения Думы г.о.Тольятти «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.о.Тольятти» одобрен.
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Думы г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ№ в редакции от 19.06.2013г. №, спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ц-6, Зона культовых объектов. Основным видом разрешенного использования данной территориальной зоны предусмотрено размещение культовых объектов.
В соответствии со ст.31 Земельного кодекса РФ местная религиозная организация ФИО2 Приход храм в честь святого ФИО6 обратилась с заявлением в мэрию г.о.Тольятти о выборе земельного участка для строительства храма и предварительном согласовании места размещения объекта.
Информация о предварительном согласовании места размещения Храма опубликована в газете «Городские ведомости» от 20.05.2014г. №.
Постановлением мэрии г.о.Тольятти от 10.06.2014г. №-п/1 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала № площадью 3019 кв.м., формируемого в границах территориальной зоны Ц-6.
24.06.2014г. мэрией г.о.Тольятти выдан акт № о выборе земельного участка для строительства объекта капитального строительства.
28.08.2015г. в мэрию поступило заявление от местной религиозной организации ФИО2 Приход храма в честь святого ФИО6 г.о.Тольятти о предварительном согласовании места размещения Храма с необходимым размером земельного участка – 3100 кв.м., к заявлению приложено экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы от 14.08.2015г. №.
Постановлением мэрии г.о.Тольятти от 16.10.2014г. №-п/1 утвержден акт от 24.06.2014г. № о выборе земельного участка для строительства объекта капитального строительства.
Постановлением мэрии г.о.Тольятти от 16.06.2015г. №-п/1 земельный участок предоставлен местной религиозной организации ФИО2 Приход в честь святого ФИО6 городского округа Тольятти в безвозмездное пользование на 10 лет в соответствии с п.3 ст.39.10 ЗК РФ. Договор безвозмездного пользования земельным участком в установленном порядке зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес>, о чем сделана запись №.
В мэрию г.о.Тольятти жителями <адрес> по проспекту ФИО4 в <адрес> подавалось обращение о переводе земельного участка, расположенного между домами № и № по <адрес> из зоны культовых объектов в зону рекреационного назначения.
По результатам данного обращения мэрией г.о.Тольятти издано постановление от 01.06.2015г. №-п/1 «Об отклонении предложения ФИО4 Н.В. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти», поскольку изменение территориальной зоны указанного участка на зону рекреационного значения противоречит Генеральному плану городского округа Тольятти, что недопустимо в силу положений Градостроительного кодекса РФ.
Из анализа указанных обстоятельств и принятых решений следует, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 3019 кв.м., с разрешенным использованием – культовые здания, категорией земель – земли населенных пунктов, расположенном по адресу: <адрес>, южнее жилого дома, имеющего адрес: <адрес> не относится и не относился к общему имуществу многоквартирного дома по адресу: <адрес> поскольку изначально, при формировании границ земельных участков на территории квартала с кадастровым номером № не был предназначен для дальнейшей эксплуатации вышеназванного многоквартирного дома.
Суд также учитывает, что согласно части первой статьи 11.9. Земельного кодекса РФ, Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
1)фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2)возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3)функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
4) видов территориальных зон;
5)требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Градостроительного кодекса РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2)минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
5) иные показатели.
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Думы г.о.Тольятти от 24.12.2008г. № в редакции от 19.06.2013г., земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах территориальной зоны Ц-6: Зона культовых объектов, основным видом разрешенного использования которого является размещение культовых зданий.
Таким образом, как следует из материалов дела, вышеназванный земельный участок был предоставлен местной религиозной организации ФИО2 Приходу храма в честь Святого ФИО6 г.о.Тольятти Самарской и Сызранской ФИО2 РПЦ (Московский Патриархат) в соответствии с установленным градостроительным регламентом видом разрешенного использования в пределах установленных им границ.
При этом, постановления были приняты мэрией г.о.Тольятти в пределах предоставленных Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Правилами землепользования и застройки городского округа Тольятти полномочий и в соответствии с установленным данными нормативными актами порядком.
Ранее, жители <адрес> по проспекту ФИО4 обращались в суд с заявлением о признании незаконным постановлений мэрии г.о.Тольятти, являющихся предметом спора по настоящему делу.
Решением Автозаводского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № по исковому заявлению ФИО4 Н.В., ФИО17, ФИО18 к Мэрии г.о. Тольятти о признании незаконными постановлений, в удовлетворении требований отказано.
Таким образом, все принятые по вопросу выбора и выделения земельного участка для строительства Храма в <адрес>, в <адрес>, южнее жилого дома, имеющего адрес: <адрес> разрешения строительства на указанном земельном участке объекта капитального строительства, постановления и распоряжения администрации г.о.Тольятти были предметами судебных разбирательств, по которым последние не были признаны судом незаконными.
Суд признает несостоятельными доводы истцов об обязательности формирования земельного участка под их многоквартирным домом в границах фактического землепользования как основанные на неверном толковании и применении норм материального права.
Как следует из положений п. 2 ст. 36 ЗК РФ, в существующей застройке порядок и условия предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельных участков под указанными жилыми домами и иными объектами, входящими в состав общего имущества, определяются в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Понятие общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме определено в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, согласно которой к общему имуществу, в том числе, относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. При этом границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Совокупность указанных положений закона свидетельствует о том, что земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, предназначен исключительно для обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме.
Таким образом, при формировании земельного участка под многоквартирным домом единственным критерием при определении площади такого земельного участка, является техническая необходимость конкретного участка для эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
При принятии перечисленных выше решений требования о необходимости формирования земельного участка под многоквартирным домом истцов в размере, необходимом для эксплуатации и обслуживания данного дома и иных объектов, входящих в состав общего имущества, органом местного самоуправления соблюдены, техническая необходимость формирования земельного участка большей площадью для обслуживания многоквартирного дома, истцами не доказана. При определении границ формируемого земельного участка органом местного самоуправления правомерно не учитывались фактически существующие самовольные строения, поскольку право собственности на данные объекты не подлежит защите.
Между тем, истцами в материалы дела не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что вновь сформированный земельный участок по своим параметрам не соответствует требованиям, необходимым для эксплуатации и обслуживания жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.
При разрешении данного спора суд исходит из того, что действующим законодательством установлен различный порядок приобретения прав на земельные участки под индивидуальными жилыми домами, а также под многоквартирными жилыми домами и иными входящими в состав общего имущества такого дом объектами. Формирование земельного участка под многоквартирным домом и входящими в состав общего имущества этого дома объектами не связано с обязательным установлением его границ в границах фактического землепользования, что закреплено в п. 9 ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", установление размеров и границ такого участка осуществляется в пределах, необходимых для эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома.
По мнению суда, наличие технического плана земельного участка не свидетельствует о его формировании.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истцов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО11, действующей в интересах собственников помещений многоквартирного <адрес> по <адрес> к администрации г.о.Тольятти, ФИО2 Приходу в честь святого ФИО6 г.о.Тольятти Самарской и Сызранской ФИО2 Церкви, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В. Разумов