ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-218/2021 от 22.07.2021 Сухиничского районного суда (Калужская область)

УИД 40RS0020-01-2021-000129-31

Дело № 2-2-218/2021

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Думиничи 22 июля 2021 года

Сухиничский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Федорова М.А. при секретаре судебного заседания Сима Е.А., с участием помощника прокурора Думиничского района Калужской области Фроловой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Думиничского района Калужской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ГБУЗ КО «Центральная межрайонная больница № 5» о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о государственной собственности - проведении ремонта защитных сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Думиничского района Калужской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ГБУЗ КО «Центральная межрайонная больница № 5» о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о государственной собственности - проведении ремонта защитных сооружений, в котором просил обязать ГБУЗ Калужской области «Центральная межрайонная больница № 5» не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о государственной собственности посредством проведения ремонта защитных сооружений инв. , расположенных по адресу: <адрес>, а именно: установить защитно-герметические двери, разгружающие подставки, фекальные насосы и емкости фекальных резервуаров, емкости для воды и систему для ее забора, отключающие задвижки на канализации, телефон и радиотрансляцию, приборы для измерения подпора и параметров воздушной среды; провести ремонт аварийных выходов, бетонных ступеней, системы вентиляции, электроосветительных приборов, воздуховодов, водопроводов; провести монтаж санитарных узлов, фильтров-поглотителей; в вентиляционных камерах установить двигатели; провести проверку сооружений на герметичность.

В обоснование заявленных требований указывается на то, что предписание прокурора об устранении вышеназванных нарушений законодательства о государственной собственности было вынесено еще ДД.ММ.ГГГГ. Для соответствия оборудованности имеющихся в больнице защитных сооружений их текущему типу необходимо проведение указанных в иске мероприятий.

В судебном заседании помощник прокурора Думиничского района Калужской области Фролова А.Н. поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Представители ответчика ГБУЗ КО «Центральная межрайонная больница № 5» и третьего лица Министерства здравоохранения Калужской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ГБУЗ КО «ЦМБ №5» 25.04.2019 года зарегистрировано в качестве юридического лица, основным видом деятельности ГБУЗ КО «ЦМБ № 5» является деятельность больничных организаций

ГБУЗ КО «ЦМБ № 5» осуществляет деятельность по юридическому адресу: г. Сухиничи, ул. Ленина, д. 94.

В силу п. 1.1 Устава ГБУЗ КО «ЦМБ № 5», утвержденного министром здравоохранения Калужской области ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа министерства здравоохранения Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ, ГБУЗ КО «ЦМБ № 5 создано путем реорганизации в форме слияния и является правопреемником ГБУЗ КО «Центральная районная больница Думиничского района», ГБУЗ КО «Центральная районная больница Мещовского района», ГБУЗ КО «Центральная районная больница Сухиничского района» в отношении всех прав и обязанностей, приобретенных в процессе их деятельности, в соответствии с передаточным актом, утвержденным министерством здравоохранения Калужской области.

В силу ст. 294 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Прокуратурой района в соответствии с функциями органов прокуратуры предусмотренными ст.ст. 1, 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», на основании полномочий, предоставленных ст. 22 названного Закон; проведена проверка исполнения ГБУЗ КО «Центральная межрайонная больница № 5» законодательства о государственной собственности, по результатам которой выявлены нарушения законодательства в указанной сфере.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленное федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российское Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданское обороне, проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время, осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии с п. 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации № 575 от 21.07.2005 года, содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО), как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Согласно п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации № 583 от 15.12.2002 года, при эксплуатации названного ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В соответствии с п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации, данные Правила должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.Перечнем защитных сооружений гражданской обороны <адрес>, установлено, что на территории района имеется 2 объекта противорадиационного укрытия (далее - ПРУ), расположенные по адресу: <адрес> инв. , инв. , которые расположены в помещении 1 стр. 4 станция переливания крови и терапевтическом отделении ГБУЗ КО «ЦМБ № 5» участковая больница <адрес>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.09.2013 года станция переливания крови, помещение 1 в стр. 4 на праве оперативного управления принадлежит <данные изъяты>

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ здание терапевтического отделения на праве оперативного управления принадлежит <данные изъяты>

На основании акта приема-передачи во исполнение постановления Правительства Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче муниципальных учреждений здравоохранения в собственность Калужской области» MP «Думиничский район» передает в собственность Калужской области муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения <данные изъяты>, находящееся по адресу: <адрес>.

Проведенной прокуратурой района в мае 2019 года проверкой установлено, что в нарушение п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ для ПРУ инв. отсутствуют защитно-герметические двери, санитарные узлы демонтированы, фильтры-поглотители требуют замены, система вентиляции в нерабочем состоянии, в вентиляционных камерах отсутствуют двигатели, неисправность электроосветительных приборов, воздуховоды требуют капитального ремонта, водопроводы требуют замены, отсутствуют фекальные насосы и емкости фекальных резервуаров, отсутствуют емкости для воды и систем для ее забора, отсутствуют отключающие задвижки на канализации, отсутствует телефон и радиотрансляция, отсутствуют приборы для измерения подпора и параметров воздушной среды, отсутствует акт о проверке сооружения на герметичность.

Для ПРУ инв. отсутствуют защитно-герметические двери, отсутствуют разгружающие подставки, аварийные выходы в неудовлетворительном состоянии, бетонные ступени разрушены санитарные узлы демонтированы, фильтры-поглотители не подключены, система вентиляции в нерабочем состоянии, в вентиляционных камерах отсутствуют двигатели, неисправность электроосветительных приборов, воздуховоды требуют капитального ремонта, водопроводы требуют замены, отсутствуют фекальные насосы и емкости фекальных резервуаров, отсутствуют емкости для воды и систем для ее забора, отсутствую отключающие задвижки на канализации, отсутствует телефон и радиотрансляция, отсутствуют приборы для измерения подпора и параметров воздушной среды, отсутствует акт о проверке сооружения на герметичность.

Для устранения указанных нарушений прокуратурой района главному врачу ГБУЗ КО «ЦМБ №5» участковой больницы <адрес>ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление.

Из представленных в прокуратуру района ответов о результатах рассмотрения акта прокурорского реагирования от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ не усматривается, что ГБУЗ КО «ЦМБ № 5» в установленный законом месячный срок и до настоящего времени не приняты меры для устранения допущенных нарушений закона.

На основании акта об изменении типа защитного сооружения гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного ГБУЗ КО «ЦМБ № 5» одновременно с ответом о результатах рассмотрения акта прокурорского реагирования от ДД.ММ.ГГГГ, защитное сооружение инв. из типа «убежище» переведено в тип «укрытие». На основании акта об изменении типа защитного сооружения гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ защитное сооружение инв. из типа «убежище» переведено в тип «укрытие».

Согласно дополнительному ответу о результатах рассмотрения акт прокурорского реагирования от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ КО «ЦМБ № 5» ПРУ инв. и переведены из типа «убежище» и тип «укрытие», документация по переводу защитных сооружений направлена в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий.

Из указанных актов об изменении типа защитного сооружения гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ следует, что физическое состояние конструкции защитных сооружений инв. , , системы канализации не удовлетворительное, система вентиляции, энергосбережения, водоснабжения находятся в неисправном состоянии.

Вместе с тем, на протяжении более полутора лет акты об изменении типа защитных сооружений не согласованы с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, защитные сооружения фактически не переведены в тип «укрытие».

Учитывая длительную неопределенность в отношении дальнейшей судьбы защитных сооружений и принимая во внимание их текущий статус, имеются основания для удовлетворения иска о приведении оснащенности названных сооружений в соответствие с их правовым статусом, поскольку оперативное непринятие данных мер влияет на степень защищенности жизни и здоровья граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Срок проведения указанных в иске мероприятий суд находит разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Думиничского района Калужской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ГБУЗ КО «Центральная межрайонная больница № 5» о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о государственной собственности - проведении ремонта защитных сооружений удовлетворить.

Обязать ГБУЗ Калужской области «Центральная межрайонная больница № 5» не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о государственной собственности посредством проведения ремонта защитных сооружений инв. , , расположенных по адресу: <адрес>, а именно:

- установить защитно-герметические двери, разгружающие подставки, фекальные насосы и емкости фекальных резервуаров, емкости для воды и систему для ее забора, отключающие задвижки на канализации, телефон и радиотрансляцию, приборы для измерения подпора и параметров воздушной среды;

- провести ремонт аварийных выходов, бетонных ступеней, системы вентиляции, электроосветительных приборов, воздуховодов, водопроводов;

- провести монтаж санитарных узлов, фильтров-поглотителей;

- в вентиляционных камерах установить двигатели;

- провести проверку сооружений на герметичность.

Ответчик вправе подать в Сухиничский районный суд Калужской области заявления об отмене данного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий М.А. Федоров