ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-2402/18 от 28.09.2018 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-2-2402/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Кротова А.В.,

при секретаре судебного заседания Максимовой А.М.,

с участием представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в интересах ФИО2 к акционерному обществу «Саратовские авиалинии» о расторжении договора перевозки, взыскании убытков, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области обратилось в суд с иском, в котором просило расторгнуть договор перевозки пассажира, заключенный * года между ФИО2 и АО «Саратовские авиалинии» на рейс № *, по маршруту Саратов – Симферополь, дата вылета 18.07.2018 г., номер авиабилета * 2; взыскать с АО «Саратовские авиалинии» в пользу ФИО2 убытки (провозную плату по договору воздушной перевозки от * г. - на рейс № *, номер авиабилета *) в размере 6600 рублей; расторгнуть договор перевозки пассажира, заключенный * года между ФИО2 и АО «Саратовские авиалинии» на рейс № *, по маршруту Саратов – Симферополь, дата вылета 18.07.2018 г., номер авиабилета *; взыскать с АО «Саратовские авиалинии» в пользу ФИО2 убытки (провозную плату по договору воздушной перевозки от * г. - на рейс № *, номер авиабилета *) в размере 6600 рублей; расторгнуть договор перевозки пассажира, заключенный * года между ФИО2 и АО «Саратовские авиалинии» на рейс № *, по маршруту Саратов – Симферополь, дата вылета 18.07.2018 г., номер авиабилета *; взыскать с АО «Саратовские авиалинии» в пользу ФИО2 убытки (провозную плату по договору воздушной перевозки от * г. - на рейс № *, номер авиабилета *) в размере 6600 рублей; расторгнуть договор перевозки пассажира, заключенный * года между ФИО2 и АО «Саратовские авиалинии» на рейс № *, по маршруту Саратов – Симферополь, дата вылета 18.07.2018 г., номер авиабилета *; взыскать с АО «Саратовские авиалинии» в пользу ФИО2 убытки (провозную плату по договору воздушной перевозки от * г. - на рейс № * номер авиабилета *) в размере 4620 рублей; расторгнуть договор перевозки пассажира, заключенный * года между ФИО2 и АО «Саратовские авиалинии» на рейс № *, по маршруту Симферополь - Саратов, дата вылета 28.07.2018 г., номер авиабилета *; взыскать с АО «Саратовские авиалинии» в пользу ФИО2 убытки (провозную плату по договору воздушной перевозки от * г. - на рейс № *, номер авиабилета *) в размере 7100 рублей; расторгнуть договор перевозки пассажира, заключенный *года между ФИО2 и АО«Саратовские авиалинии» на рейс № *, по маршруту Симферополь - Саратов, дата вылета 28.07.2018 г., номер авиабилета *; взыскать с АО «Саратовские авиалинии» в пользу ФИО2 убытки (провозную плату по договору воздушной перевозки от * г. - на рейс № *, номер авиабилета *) в размере 7100 рублей; расторгнуть договор перевозки пассажира, заключенный *года между ФИО2 и АО «Саратовские авиалинии» на рейс № *, по маршруту Симферополь - Саратов, дата вылета 28.07.2018 г., номер авиабилета *; взыскать с АО «Саратовские авиалинии» в пользу ФИО2 убытки (провозную плату по договору воздушной перевозки от * г. - на рейс № *, номер авиабилета *) в размере 7100 рублей; расторгнуть договор перевозки пассажира, заключенный * года между ФИО2 и АО «Саратовские авиалинии» на рейс № *, по маршруту Симферополь - Саратов, дата вылета 28.07.2018 г., номер авиабилета *; взыскать с АО «Саратовские авиалинии» в пользу ФИО2 убытки (провозную плату по договору воздушной перевозки от * г. - на рейс *, номер авиабилета *) в размере 4970 рублей, убытки (сервисный сбор, субагентский сбор ЗАО «Авиакомпания Балаково-Авиа») в размере 2200 руб, убытки (сервисный сбор, субагентский сбор ЗАО «Авиакомпания Балаково-Авиа») в размере 2200 руб., убытки (штраф по договору воздушной перевозки от 05.02.2018 г., номер авиабилета *) - в размере 3300 рублей; убытки (штраф по договору воздушной перевозки от * г., номер авиабилета *) - в размере 3300 рублей, убытки (штраф по договору воздушной перевозки от 05.02.2018 г., номер авиабилета *) - в размере 3300 рублей; убытки (штраф по договору воздушной перевозки от * г., номер авиабилета *) - в размере 2310 рублей, убытки (штраф по договору воздушной перевозки от * г., номер авиабилета *) - в размере 3550 рублей, убытки (штраф по договору воздушной перевозки от * г., номер авиабилета *) - в размере 3550 рублей, убытки (штраф по договору воздушной перевозки от * г., номер авиабилета *) - в размере 3550 рублей, убытки (штраф по договору воздушной перевозки от * г., номер авиабилета *) - в размере 2485 рублей, неустойку в размере 44100 рублей 30 копеек за период с 03.07.2018 г. по 31.07.2018 г., а также неустойку в размере 1521 рубль 70 копеек в день за каждый последующий день просрочки с 31.07.2018 г. до дня удовлетворения требований истца, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере 10 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области поступило обращение ФИО2 по вопросу обращения в суд с исковым заявлением в защиту нарушенных прав, как потребителя, на возмещение причиненных убытков, в связи с неисполнением АО «Саратовские авиалинии» договоров воздушной перевозки.

* года в кассе ЗАО «Авиакомпания Балаково-Авиа» потребителем ФИО2 приобретены авиабилеты авиакомпании «Саратовские авиалинии»:

- на рейс *, по маршруту Саратов – Симферополь, дата вылета 18.07.2018 г., номер авиабилета *, стоимостью 6 600 рублей;

- на рейс № *, по маршруту Саратов – Симферополь, дата вылета 18.07.2018 г., номер авиабилета *, стоимостью 6 600 рублей;

- на рейс № *, по маршруту Саратов – Симферополь, дата вылета 18.07.2018 г., номер авиабилета *, стоимостью 6 600 рублей;

- на рейс № *, по маршруту Саратов – Симферополь, дата вылета 18.07.2018 г., номер авиабилета *, стоимостью 4 620 рублей;

- на рейс № *, по маршруту Симферополь – Саратов, дата вылета 28.07.2018 г., номер авиабилета *, стоимостью 7 100 рублей;

- на рейс № *, по маршруту Симферополь – Саратов, дата вылета 28.07.2018 г., номер авиабилета *, стоимостью 7 100 рублей;

- на рейс № *, по маршруту Симферополь – Саратов, дата вылета 28.07.2018 г., номер авиабилета *, стоимостью 7 100 рублей;

- на рейс № *, по маршруту Симферополь – Саратов, дата вылета 28.07.2018 г., номер авиабилета *, стоимостью 4 970 рублей.

Оплата за авиабилеты была произведена наличными денежными средствами в кассе ЗАО «Авиакомпания Балаково-Авиа» на общую сумму 50 690 рублей. Дополнительно при покупке билетов ФИО2 оплатил сервисный и субагентские сборы в ЗАО «Авиакомпания Балаково-Авиа» в размере 2200 руб. и 2200 руб., на общую сумму 4400 руб., что подтверждается квитанциями разных сборов № * от *., № * от *.

Полностью оплатив стоимость услуг по договору воздушной перевозки, потребитель свои обязательства перед АО «Саратовские авиалинии» добросовестно выполнил.

Тем самым в соответствии с п.2 ст.786 Гражданского Кодекса РФ, п.1. ст.105 Воздушного кодекса РФ и п.44 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей между ФИО2 и АО «Саратовские авиалинии» заключены договора воздушной перевозки пассажиров.

В связи с аннулированием сертификата эксплуатанта № 102 акционерного общества «Саратовские авиалинии» с 31 мая 2018 года в соответствии сПриказом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) № 449-П от 30.05.2018 «Об аннулировании сертификата эксплуатанта акционерного общества «Саратовские авиалинии» выше указанные рейсы не были осуществлены АО «Саратовские авиалинии».

02.06.2018 г. представителю юридического лица АО «Саратовские авиалинии» в аэропорту Саратов-Центральный (<...>) потребителем нарочно вручена претензия с требованием о возврате в добровольном порядке уплаченных денежных средств.

В силу пункта 5 статьи 28 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги).

Сумма неустойки (пени) за просрочку исполнения требований потребителя составляет 44 100 руб. 30 коп. (за период с 03.07.2018 по 31.07.2018 г. включительно), то есть, 1521 руб. 70 коп. в день.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, дала объяснения, аналогичные изложенным в иске.

Истец ФИО3 о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Ответчик АО «Саратовские авиалинии» извещен о времени и месте рассмотрения гражданского дела, представитель в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных требований не представил.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства в материалах дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.ст. 309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.

В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Пунктом 1 статьи 103 Воздушного Кодекса РФ предусмотрено, что по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

Согласно ст. 784 ГК РФ перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки.

В силу п.1, ст. 105 Воздушного кодекса РФ следует, что, приобретя билет авиакомпании, истец заключила договор перевозки пассажира с АО «Саратовские авиалинии».

При этом в соответствии со ст.779 ГК РФ договор перевозки является одним из видов договоров оказания услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Согласно ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В силу ст. 116 Воздушного кодекса РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна в порядке, установленном законодательством РФ, международными договорами РФ, а также договором воздушной перевозки пассажира. Эксплуатант (лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта - ст. 61 ВК РФ) обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла

потерпевшего.

В соответствии с п. 2 ст. 105 ВК РФ Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной. Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный докзент) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. Формы билета, багажной квитанции, иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта. Данным органом является Министерство транспорта РФ, которое своим Приказом от 8 ноября 2006 г. N 134 утвердило форму электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации. Электронный пассажирский билет и багажная квитанция в гражданской авиаций представляют собой документы, используемые для удостоверения договора перевозки пассажира, в котором информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме и имеет определенную структуру и содержание.

Приказом Министерства транспорта России от 28 июня 2007 года N 82 были утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Правила воздушных перевозок), согласно п. 6 которых перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент).

В силу п. 227 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае отмены или задержки рейса, указанного в билете.

Пунктом 237 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей предусмотрено, что в случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза пассажиру, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за перевозку.

В соответствии с п. 231 данных Правил, возврат провозной платы, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика. Возврат провозной платы в связи с прекращением операционной деятельности перевозчика, приостановлением действия сертификата эксплуатанта, аннулированием сертификата эксплуатанта, приостановлением действия лицензий, аннулированием лицензии, прекращением действия лицензии осуществляется перевозчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в силу положений пункта 231 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Министерства транспорта России от 28 июня 2007 года N 82, возврат провозной платы должен осуществлять непосредственно перевозчик.

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским Кодексом и Законом «О защите прав потребителей». Из преамбулы Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон) следует, что он регулирует отношения, возникшие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную или общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им u1087 порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга)

такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. (ст. 4 Закона).

В соответствии со ст.7 Закона потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона. Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее - правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей). Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе указанная информация должна в обязательном порядке содержать сведения об основных потребительских свойствах товара (ст. 10 Закона).

Согласно п.2 ст.108 ВК РФ в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее

исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

Как установлено судом, * года в кассе ЗАО «Авиакомпания Балаково-Авиа» потребителем ФИО2 приобретены авиабилеты авиакомпании «Саратовские авиалинии»:

- на рейс *, по маршруту Саратов – Симферополь, дата вылета 18.07.2018 г., номер авиабилета *, стоимостью 6 600 рублей;

- на рейс № *, по маршруту Саратов – Симферополь, дата вылета 18.07.2018 г., номер авиабилета *, стоимостью 6 600 рублей;

- на рейс № *, по маршруту Саратов – Симферополь, дата вылета 18.07.2018 г., номер авиабилета *, стоимостью 6 600 рублей;

- на рейс № *, по маршруту Саратов – Симферополь, дата вылета 18.07.2018 г., номер авиабилета *, стоимостью 4 620 рублей;

- на рейс № *, по маршруту Симферополь – Саратов, дата вылета 28.07.2018 г., номер авиабилета *, стоимостью 7 100 рублей;

- на рейс № *, по маршруту Симферополь – Саратов, дата вылета 28.07.2018 г., номер авиабилета *, стоимостью 7 100 рублей;

- на рейс № *, по маршруту Симферополь – Саратов, дата вылета 28.07.2018 г., номер авиабилета *, стоимостью 7 100 рублей;

- на рейс № *, по маршруту Симферополь – Саратов, дата вылета 28.07.2018 г., номер авиабилета *, стоимостью 4 970 рублей.

Оплата за авиабилеты была произведена наличными денежными средствами в кассе ЗАО «Авиакомпания Балаково-Авиа» на общую сумму 50 690 рублей. Дополнительно при покупке билетов ФИО2 оплатил сервисный и субагентские сборы в ЗАО «Авиакомпания Балаково-Авиа» в размере 2200 руб. и 2200 руб., на общую сумму 4400 руб., что подтверждается квитанциями разных сборов № * от *., № * от *.

В связи с аннулированием сертификата эксплуатанта № 102 акционерного общества «Саратовские авиалинии» с 31 мая 2018 года в соответствии сПриказом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) № 449-П от 30.05.2018 «Об аннулировании сертификата эксплуатанта акционерного общества «Саратовские авиалинии» выше указанные рейсы не были осуществлены АО «Саратовские авиалинии».

02.06.2018 г. представителю юридического лица АО «Саратовские авиалинии» в аэропорту Саратов-Центральный (<...>) потребителем нарочно вручена претензия с требованием о возврате в добровольном порядке уплаченных денежных средств

В соответствии со статьей 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); соразмерного уменьшения покупной цены; замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Потребитель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

В силу ст. 123 Конституции РФ, ст.ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Как следует из платежного поручения № *, 06.08.2018 года истцу возвращены денежные средства в размере 50690 рублей, поэтому исковые требования в этой части не подлежат удовлетворению.

Таким образом, суд считает необходимым расторгнуть договор перевозки пассажиров и взыскать с ответчика в пользу ФИО2 убытки (сервисный сбор, субагентский сбор ЗАО «Авиакомпания Балаково-Авиа») в размере 2200 рублей, убытки (сервисный сбор, субагентский сбор ЗАО «Авиакомпания Балаково-Авиа») в размере 2200 рублей.

В соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда составляет 11163 рублей.

По договору воздушной перевозки от * г. - на рейс № *, по маршруту Саратов – Симферополь, дата вылета 18.07.2018 г., время вылета 06 час. 00 мин., номер авиабилета *, стоимостью 6 600 рублей, соответственно при расчете размера штрафа исходя из двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, размер штрафа составляет 3300 рублей.

По договору воздушной перевозки от 05.02.2018 г. - на рейс № 6W 5801, по маршруту Саратов – Симферополь, дата вылета 18.07.2018 г., время вылета 06 час. 00 мин., номер авиабилета 026 2412004416 3, стоимостью 6 600 рублей, размер штрафа составляет 3300 рублей.

По договору воздушной перевозки от * г. - на рейс № *, по маршруту Саратов – Симферополь, дата вылета 18.07.2018 г., время вылета 06 час. 00 мин., номер авиабилета * стоимостью 6 600 рублей, размер штрафа составляет 3300 рублей.

По договору воздушной перевозки от 05.02.2018 г. - на рейс № *, по маршруту Саратов – Симферополь, дата вылета 18.07.2018 г., время вылета 06 час. 00 мин., номер авиабилета *, стоимостью 4 620 рублей, размер штрафа составляет 2310 рублей.

По договору воздушной перевозки от * г. - на рейс № *, по маршруту Симферополь – Саратов, дата вылета 28.07.2018 г.,, время вылета 22 час. 25 мин., номер авиабилета *, стоимостью 7 100 рублей, размер штрафа составляет 3550 рублей.

По договору воздушной перевозки от * г. - на рейс № *, по маршруту Симферополь – Саратов, дата вылета 28.07.2018 г.,, время вылета 22 час. 25 мин., номер авиабилета *, стоимостью 7 100 рублей, размер штрафа составляет 3550 рублей.

По договору воздушной перевозки от * г. - на рейс № *, по маршруту Симферополь – Саратов, дата вылета 28.07.2018 г.,, время вылета 22 час. 25 мин., номер авиабилета *, стоимостью 7 100 рублей, размер штрафа составляет 3550 рублей.

По договору воздушной перевозки от * г. - на рейс № *, по маршруту Симферополь – Саратов, дата вылета 28.07.2018 г., время вылета 22 час. 25 мин., номер авиабилета *, стоимостью 4 970 рублей, размер штрафа составляет 2485 рублей.

В соответствии с п.2 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 года № 17 « О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами РФ, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям из таких договоров, закон о защите прав потребителей применяется в части не урегулированной специальными законами. В данном случае специальным законом Воздушным кодексом РФ в ст. 127.1 предусмотрен срок рассмотрения претензии к перевозчику: тридцать дней со дня поступления претензии.

В этой связи подлежит взысканию в пользу ФИО2 неустойка за период с 03.07.2018 года (по истечении 30 дневного срока с момента получения претензии ответчиками) по 31.07.2018 года в размере 44100 рублей 30 копеек, а также неустойка начиная с 01.08.2018 года по день фактического исполнения обязательства, то есть по 06.08.2018 года в размере 9130 рублей 20 копеек, поскольку как было установлено в судебном заседании, 06.08.2018 года истцу были выплачены денежные средства в размере 50690 рублей.

Ходатайств о снижении размера неустойки и обстоятельств исключительности ответчик не заявлял.

На основании ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физически и нравственных страданий, фактических обстоятельств, степени вины причинителя вреда. Вина причинителя вреда выражается в том, что ответчик не может выполнить принятые на себя обязательства. Своими действиями (бездействиями) ответчик создал указанную ситуацию. При определении размера компенсации морального вреда, учитывая требования разумности и справедливости, суд находит, что истец, несомненно имеет право на компенсацию морального вреда, который как считает суд, безусловно был ему причинен, поскольку неисполнение условий договора перевозки не могла не причинить ему нравственных переживаний. Принимая во внимание изложенное, суд считает справедливой и разумной в данном случае сумму компенсации морального вреда, в размере 10 000 рублей, в пользу ФИО2

В соответствии с п.6 ст.13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Размер штрафа от удовлетворенных судом требований составит 46487, 75 рублей.

Поскольку судом был установлен факт некачественного оказания истцу услуг, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу ФИО2 штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 23243, 87 рублей, в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в размере 23243, 87 рублей, учитывая при этом положения ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», и п. 46 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», согласно которым при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду. Суд не находит оснований для снижения штрафа.

Истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, следовательно, с ответчика в соответствии с положениями ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Балаковского муниципального района Саратовской области в размере 4089 рублей 27 копеек, в том числе 300 рублей по требованию неимущественного характера.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в интересах ФИО2 к акционерному обществу «Саратовские авиалинии» о расторжении договора перевозки, взыскании убытков, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Расторгнуть договор перевозки пассажира, заключенный * года между ФИО2 и Акционерным обществом «Саратовские авиалинии» на рейс № *, по маршруту Саратов – Симферополь, дата вылета 18.07.2018 г., номер авиабилета *

Расторгнуть договор перевозки пассажира, заключенный года между ФИО2 и Акционерным обществом «Саратовские авиалинии» на рейс № *, по маршруту Саратов – Симферополь, дата вылета 18.07.2018 г., номер авиабилета *

Расторгнуть договор перевозки пассажира, заключенный * года между ФИО2 и Акционерным обществом «Саратовские авиалинии» на рейс № *, по маршруту Саратов – Симферополь, дата вылета 18.07.2018 г., номер авиабилета *.

Расторгнуть договор перевозки пассажира, заключенный * года между ФИО2 и Акционерным обществом «Саратовские авиалинии» на рейс № *, по маршруту Саратов – Симферополь, дата вылета 18.07.2018 г., номер авиабилета *

Расторгнуть договор перевозки пассажира, заключенный * года между ФИО2 и Акционерным обществом «Саратовские авиалинии» на рейс № *, по маршруту Симферополь - Саратов, дата вылета 28.07.2018 г., номер авиабилета *

Расторгнуть договор перевозки пассажира, заключенный * года между ФИО2 и Акционерным обществом «Саратовские авиалинии» на рейс № * по маршруту Симферополь - Саратов, дата вылета 28.07.2018 г., номер авиабилета *.

Расторгнуть договор перевозки пассажира, заключенный * года между ФИО2 и Акционерным обществом «Саратовские авиалинии» на рейс № * *, по маршруту Симферополь - Саратов, дата вылета 28.07.2018 г., номер авиабилета *.

Расторгнуть договор перевозки пассажира, заключенный * года между ФИО2 и Акционерным обществом «Саратовские авиалинии» на рейс № *, по маршруту Симферополь - Саратов, дата вылета 28.07.2018 г., номер авиабилета *.

Взыскать с Акционерного общества «Саратовские авиалинии» в пользу ФИО2, убытки (сервисный сбор, субагентский сбор ЗАО «Авиакомпания Балаково-Авиа») в размере 2200 руб.

Взыскать с Акционерного общества «Саратовские авиалинии» в пользу ФИО2, убытки (сервисный сбор, субагентский сбор ЗАО «Авиакомпания Балаково-Авиа») в размере 2200 рублей, убытки (штраф по договору воздушной перевозки от * г., номер авиабилета *) - в размере 3300 рублей, убытки (штраф по договору воздушной перевозки от * г., номер авиабилета *) - в размере 3300 рублей, убытки (штраф по договору воздушной перевозки от * г., номер авиабилета *) - в размере 3300 рублей, убытки (штраф по договору воздушной перевозки от * г., номер авиабилета *) - в размере 2310 рублей, убытки (штраф по договору воздушной перевозки от * г., номер авиабилета *) - в размере 3550 рублей, убытки (штраф по договору воздушной перевозки от * г., номер авиабилета *) - в размере 3550 рублей, убытки (штраф по договору воздушной перевозки от * г., номер авиабилета *) - в размере 3550 рублей, убытки (штраф по договору воздушной перевозки от * г., номер авиабилета *) - в размере 2485 рублей, неустойку в размере 44100 рублей 30 копеек за период с 03.07.2018 г. по 31.07.2018 г., неустойку за период с 01.08.2018 года по 06.08.2018 года в размере 9130 рублей 20 копеек, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 23243 рублей 87 копеек, в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере 10 000 рублей.

В остальной части в иске Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в интересах ФИО2 отказать.

Взыскать с акционерного общества «Саратовские авиалинии» в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 23243 рублей 87 копеек.

Взыскать с акционерного общества «Саратовские авиалинии» в бюджет Балаковского муниципального района Саратовской области в размере 4089 рублей 27 копеек.

В течение месяца со дня принятия решения на него может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором апелляционное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.

Судья А.В. Кротов

«Согласовано»

Судья А.В. Кротов