Дело № 2-2-247/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Оршанка 29 июня 2018 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Арджановой Э.Ш.,
при секретаре Юргине В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Городское поселение Оршанка» о признании права на получение социальной выплаты и возложении обязанности по ее предоставлению
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, просила признать за ней право на получение социальной выплаты на понижение стоимости жилья при приобретении на первичном рынке готового жилого помещения на территории МО «Городское поселение Оршанка» в сумме 535800 рублей; взыскать с администрации МО «Городское поселение Оршанка» в пользу ФИО1 социальную выплату на понижение стоимости жилья при приобретении на первичном рынке готового жилого помещения в сумме 535800 рублей; взыскать с администрации МО «Городское поселение Оршанка» в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 8558 рублей.
В обоснование иска указано, что постановлением администрации МО «Городское поселение Оршанка» от 28 декабря 2015 года №169 утверждено Положение об обеспечении работников муниципальной бюджетной сферы жильем на условиях предоставления социальной выплаты (далее – Положение). Положение определяет порядок и условия предоставления социальных выплат из бюджета муниципального образования на понижение стоимости жилья при приобретении на первичном рынке готового жилого помещения или при участии в долевом строительстве многоквартирного дома на территории МО «Городское поселение Оршанка», а также порядок их использования. Согласно абз. 3,4, п.2 Положения получателем социальной выплаты является работник муниципальной бюджетной сферы, состоящей в реестре получателей социальных выплат. Истец является работником бюджетной сферы на территории МО «Городское поселение Оршанка», принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в порядке установленном ЖК РФ, в связи с чем, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Положением. Межведомственной комиссией по определению работников на предоставление социальной выплаты в 2016 году истец была включена в реестр получателей социальных выплат на понижение стоимости жилья при приобретении на первичном рынке в <адрес> двухкомнатной квартиры. 19 апреля 2016 года между истцом, супругом ФИО2 и АО «Континент» был заключен договор купли-продажи <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Квартира приобреталась в общую долевую собственность супругов. Цена квартиры составила 1786000 рублей. Право собственности на квартиру зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации. Оплата 70% стоимости квартиры была произведена за счет собственных средств на сумму 1250000 рублей. Оставшаяся часть стоимости квартиры оплачена за счет средств, предоставленных АО «Континент» по договору целевого займа от 22 апреля 2016 года. Погашение займа должно было осуществляться за счет социальной выплаты в размере 535800 рублей, согласно гарантийному письму ответчика от 24 февраля 2016 года. После оформления права собственности истец обратилась к ответчику за заключением договора о предоставлении социальной выплаты, представив все необходимые документы. 21 сентября 2016 года между сторонами был заключен договор о предоставлении социальных выплат работникам муниципальной бюджетной сферы. На основании п.6 Положения у истца возникло право на получение социальной выплаты в сумме 535800 рублей. Согласно п.п.2.1-2.3 договора от 21 сентября 2016 года муниципальный заказчик обязан предоставить истцу социальную выплату в установленном размере, путем перечисления на ее расчетный счет, однако, до настоящего времени ответчиком не предпринято никаких действий по предоставлению истцу социальной выплаты и перечислении денежных средств, в связи с чем, истец не может погасить задолженность перед продавцом квартиры. В апреле 2018 года истец получила от АО «Континент» претензию от 30 марта 2018 года об оплате долга не позднее 01 мая 2018 года, и 06 апреля 2018 года направила ответчику требование о предоставлении социальной выплаты по договору от 21 сентября 2016 года. В установленный срок денежные средства истцу не перечислены, получен ответ с отклонением требований о выплате денежных средств.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить; дала пояснения, аналогичные изложенному выше.
Представитель ответчика администрации МО «Городское поселение Оршанка» Е., действующая по доверенности от 09 января 2018 года, в судебном заседании пояснила, что вопрос по разрешению спора ответчик оставляет полностью на усмотрение суда. Мировое соглашение с истцом не заключено в связи с тем, что в ходе проверки учетного дела истца выяснилось, что истец проживает на территории поселения ответчика, а ее супруг зарегистрирован на территории Марковского сельского поселения Оршанского района Республики Марий Эл, то есть за пределами поселка Оршанка. В данной ситуации прошло суммирование площадей, то есть их взяли как общую семью и где они проживают, всю площадь суммировали на территории ответчика. В настоящее время, если бы истец обратилась в администрацию, ей было бы отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, потому что такое суммирование площадей в разных населенных пунктах не допускается. Решение межведомственной комиссии о постановке истца на учет сторонами не оспаривалось; договор о предоставлении социальной выплаты действующий. На сегодняшний день истец социальную выплату не получила.
Третье лицо ФИО2 исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить, пояснил, что на момент постановки его супруги на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, он был зарегистрирован в <адрес>, в настоящее время это Марковское сельское поселение. Брак с истцом на момент постановки на учет был зарегистрирован, они являются одной семьей. Собственником жилья в <адрес> он не является.
Представитель третьего лица АО «Континент» К., действующая по доверенности от 05 апреля 2017 года сроком на три года, исковые требования поддержала, считает их законными и обоснованными, пояснила, что ФИО1 была в установленном порядке признана получателем социальной выплаты. Решение о постановке истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий оспорено не было. Как следует из материалов учетного дела, ФИО1 в мае 2017 года снята с учета в связи с тем, что ей была предоставлена социальная выплата на улучшение жилищных условий.
Третьи лица Министерство финансов Республики Марий Эл, администрация муниципального образования «Оршанский муниципальный район», извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным дело рассмотреть в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, учетное дело ФИО1, суд приходит к следующему.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п.2 ст.2 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации МО «Городское поселение Оршанка» от 28 декабря 2015 года №169 утверждено Положение об обеспечении работников муниципальной бюджетной сферы жильем на условиях предоставления социальной выплаты (далее – Положение).
Данное Положение разработано в целях обеспечения работников муниципальной бюджетной сферы жильем, определяет порядок и условия предоставления социальных выплат работникам муниципальной бюджетной сферы из бюджета муниципального образования «Городское поселение Оршанка» на понижение стоимости жилья при приобретении на первичном рынке готового жилого помещения или при участии в долевом строительстве многоквартирного дома на территории МО «Городское поселение Оршанка», а также порядок их использования.
Согласно абз. 3,4, п.2, п.3 Положения получателем социальной выплаты является работник муниципальной бюджетной сферы, работающий на территории муниципального образования «Городское поселение Оршанка», состоящей в реестре получателей социальных выплат. Право на социальные выплаты имеют работники бюджетной сферы, работающие на территории муниципального образования «Городское поселение Оршанка», нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным ст.51 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п.1, п.2 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Пункт 5 Положения предусматривает, что социальные выплаты предоставляются муниципальным заказчиком на основании договора о предоставлении социальных выплат на понижение стоимости при приобретении готового жилья на первичном рынке готового жилого помещения или при участии с долевом строительстве многоквартирного дома работникам бюджетной сферы, заключенного муниципальным заказчиком с получателем социальной выплаты.
Право на получение социальной выплаты возникает у работника после заключения договора о предоставлении социальной выплаты (п.6 Положения).
В соответствии с п.12 Положения о предоставлении социальных выплат работникам бюджетной сферы при приобретении на первичном рынке жилья готового жилого помещения по договорам купли-продажи на территории муниципального образования «Городское поселение Оршанка» предельная сумма социальной выплаты определяется исходя из социальной нормы общей площади жилья, которые рассчитываются из расчета 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв.м общей площади на семью, состоящую из двух человек, 33 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Социальная выплата предоставляется не ниже 30 процентов от стоимости приобретаемого жилья, но не выше 40 процентов по социальной норме, установленной пунктом 12 Положения (п.13 Положения).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ФИО1 является работником бюджетной сферы на территории муниципального образования «Городское поселение Оршанка».
Согласно выписке из постановления от 12 августа 2013 года №41 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Марий Эл от 11 мая 2005 года №13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл», ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Из гарантийного письма от 24 февраля 2016 года №51, адресованного в ОАО «Континет», следует, что администрация МО «Городское поселение Оршанка» гарантирует оплату до 30% от фактической стоимости квартир во 2 квартале 2016 года, на условиях софинансирования покупателями не менее 70% от стоимости квартиры. К письму приложен список граждан (работников бюджетных учреждений), в том числе указана ФИО1, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, желающих приобрести квартиры по адресу: <адрес>
19 апреля 2016 года ОАО «Континент», ФИО1 и ФИО2 заключили договор купли-продажи <адрес>. Согласно указанному договору Ш-вы приняли в общую совместную собственность <адрес>, расположенную на 4 этаже в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> состоящую из двух комнат, имеющую общую жилую площадь с учетом лоджии 49,6 кв.м, жилую площадь – 26,5 кв.м. Стоимость квартиры определена в размере 1786000 рублей.
22 апреля 2016 года между ОАО «Континент» и ФИО1 заключен договор целевого займа на сумму 536000 рублей для оплаты <адрес>, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. По условиям договора заемщик ФИО1 обязуется возвратить займодавцу вышеуказанную сумму займа полностью в срок до 10 мая 2016 года.
Право собственности на вышеуказанное жилое помещение Ш-вых зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл 11 мая 2016 года.
21 сентября 2016 года администрация МО «Городское поселение Оршанка» и ФИО1 заключили договор о предоставлении социальных выплат работникам муниципальной бюджетной сферы. По условиям договора получателю ФИО1 предоставляется социальная выплата на понижение стоимости жилья при приобретении на первичном рынке готового жилого помещения на территории муниципального образования «Городское поселение Оршанка» в сумме 535800 рублей, определенная межведомственной комиссией по определению работников бюджетной сферы на предоставление социальной выплаты согласно Положению; договор подписан сторонами.
Исходя из представленных суду материалов дела, пояснений сторон, следует, что ответчиком признано и не оспорено до настоящего времени право истца ФИО1 на получение социальной выплаты на понижение стоимости жилья при приобретении на первичном рынке готового жилого помещения на территории МО «Городское поселение Оршанка» в сумме 535800 рублей.
До настоящего времени ответчиком не предоставлена истцу указанная социальная выплата.
Согласно претензии о возврате денежных средств по договору займа на сумму 536000 рублей от 30 марта 2018 года АО «Континент» просит ФИО1 в срок до 01 мая 2018 года погасить основную задолженность в размере 536000 рублей.
Письмом от 04 мая 2018 года администрация МО «Городское поселение Оршанка» отказала в удовлетворении требования ФИО1 о возврате денежных средств, в связи с отсутствием финансирования.
Отказ истцу в предоставлении социальной выплаты произведен в нарушение общеправового принципа правовой определенности, предполагающего стабильность правового регулирования, гражданского оборота и существующих правоотношений.
Исковые требования ФИО1 обоснованны и подлежат удовлетворению.
В силу положений ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом в связи с подачей настоящего иска в суд была уплачена государственная пошлина в размере 8558 рублей, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования «Городское поселение Оршанка» о признании права на получение социальной выплаты и возложении обязанности по ее предоставлению удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на получение социальной выплаты на понижение стоимости жилья при приобретении на первичном рынке готового жилого помещения на территории МО «Городское поселение Оршанка» в сумме 535800 рублей.
Взыскать с администрации муниципального образования «Городское поселение Оршанка» в пользу ФИО1 социальную выплату на понижение стоимости жилья при приобретении на первичном рынке готового жилого помещения в сумме 535800 рублей.
Взыскать с администрации муниципального образования «Городское поселение Оршанка» в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 8558 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Э.Ш. Арджанова
Решение в окончательной форме принято: 03 июля 2018 года.