Дело № 2-2-2672/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
судьи Кротова А.В.,
при секретаре судебного заседания Голициной А.А.,
с участием представителя процессуального истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в интересах ФИО2 к акционерному обществу «Саратовские авиалинии» о расторжении договора перевозки, взыскании убытков, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области обратилось в суд с иском, в котором с учетом уточнений просило:
расторгнуть договор перевозки пассажира, заключенный.. .. …. года (рейс *, по маршруту *, дата вылета.. .. …. г. номер авиабилета * на имя ФИО2) между ФИО2 и Акционерным обществом «Саратовские авиалинии»;
расторгнуть договор перевозки пассажира, заключенный.. .. …. года (рейс № *, по маршруту *, дата вылета.. .. …. г. номер авиабилета * на имя ФИО3) между ФИО2 и Акционерным обществом «Саратовские авиалинии»;
расторгнуть договор перевозки пассажира, заключенный.. .. …. года (рейс № *, по маршруту *, дата вылета.. .. …. г. номер авиабилета * на имя ФИО4) между ФИО2 и Акционерным обществом «Саратовские авиалинии»;
взыскать с Акционерного общества «Саратовские авиалинии» в пользу ФИО2, убытки (разные сборы при покупке билетов) в размере * рублей, убытки (штраф по договору воздушной перевозки от.. .. …. г. - рейс № * номер авиабилета * на имя ФИО2) в размере * рублей, убытки (штраф по договору воздушной перевозки от.. .. …. г. - рейс № * номер авиабилета * на имя ФИО3) в размере * рублей, убытки (штраф по договору воздушной перевозки от.. .. …. г. - рейс № * номер * на имя ФИО4) в размере * рублей, неустойку в размере * рублей * копеек за период с.. .. …. года по.. .. …. года, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере * рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области поступило обращение ФИО2 по вопросу обращения в суд с исковым заявлением в защиту нарушенных прав, как потребителя, на возмещение причиненных убытков, в связи с неисполнением АО «Саратовские авиалинии» договоров воздушной перевозки.
.... …. года в авиакассе ЗАО «Авиакомпания «Балаково-Авиа» г. Балаково по адресу: г. *, ул. * д.*, потребителем ФИО2 были приобретены авиабилеты: на рейс № *, по маршруту *, дата вылета.. .. …. г., номер авиабилета *, стоимостью * рублей на имя ФИО2; на рейс № *, по маршруту *, дата вылета.. .. …. г., номер авиабилета *, стоимостью * рублей на имя ФИО3; на рейс № *, по маршруту *, дата вылета.. .. …. г., номер авиабилета *, стоимостью * рублей на имя ФИО4
Полностью оплатив стоимость услуг по договору воздушной перевозки, потребитель свои обязательства перед АО «Саратовские авиалинии» добросовестно выполнил.
Тем самым в соответствии с п.2 ст.786 Гражданского Кодекса РФ, п.1. ст. 105 Воздушного кодекса РФ и п.44 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей между ФИО2 и АО «Саратовские авиалинии» заключены договора воздушной перевозки пассажиров.
Договора воздушной перевозки были заключены потребителем ФИО2 исключительно для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В связи с аннулированием сертификата эксплуатанта № 102 акционерного общества «Саратовские авиалинии» с 31 мая 2018 года в соответствии с Приказом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) № 449-П от 30.05.2018 «Об аннулировании сертификата эксплуатанта акционерного общества «Саратовские авиалинии» выше указанный рейс не был осуществлены АО «Саратовские авиалинии».
.... …. г. ФИО2. посредством услуг ФГУП «Почта России» была отправлена претензия АО «Саратовские авиалинии» (<...>) с уведомлением о вручении о возврате в добровольном порядке уплаченных денежных средств. Согласно данным сайта littps://www.pochta.niy"I"RACKING#41384123018041 письмо было получено адресатом.. .. …. г. По настоящее время законные требования потребителя в добровольном порядке не удовлетворены.
Представитель процессуального истца ФИО1 в судебном заседании поддержала исковые требования с учетом их уточнения, дала объяснения, аналогичные изложенным в иске.
Истец ФИО2 о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик АО «Саратовские авиалинии» извещен о времени и месте рассмотрения гражданского дела, представитель в судебное заседание не явился, представил возражения на исковое заявление, в котом просил отказать в удовлетворении исковых требований в полной объеме. Полагал, что поскольку АО «Саратовские авиалинии».. .. …. года возместило истцу денежные средства за несостоявшуюся перевозку в полном объеме, требования о взыскании штрафа, неустойки, компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.
Заслушав объяснения представителя процессуального истца, исследовав письменные доказательства в материалах дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.ст. 309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Пунктом 1 статьи 103 Воздушного Кодекса РФ предусмотрено, что по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
Согласно ст. 784 ГК РФ перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки.
В силу п.1, ст. 105 Воздушного кодекса РФ следует, что, приобретя билет авиакомпании, истец заключила договор перевозки пассажира с АО «Саратовские авиалинии».
При этом в соответствии со ст.779 ГК РФ договор перевозки является одним из видов договоров оказания услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Согласно ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В силу ст. 116 Воздушного кодекса РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна в порядке, установленном законодательством РФ, международными договорами РФ, а также договором воздушной перевозки пассажира. Эксплуатант (лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта - ст. 61 ВК РФ) обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла
потерпевшего.
В соответствии с п. 2 ст. 105 ВК РФ Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной. Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный докзент) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. Формы билета, багажной квитанции, иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта. Данным органом является Министерство транспорта РФ, которое своим Приказом от 8 ноября 2006 г. N 134 утвердило форму электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации. Электронный пассажирский билет и багажная квитанция в гражданской авиаций представляют собой документы, используемые для удостоверения договора перевозки пассажира, в котором информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме и имеет определенную структуру и содержание.
Приказом Министерства транспорта России от 28 июня 2007 года N 82 были утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Правила воздушных перевозок), согласно п. 6 которых перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент).
В силу п. 227 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае отмены или задержки рейса, указанного в билете.
Пунктом 237 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей предусмотрено, что в случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза пассажиру, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за перевозку.
В соответствии с п. 231 данных Правил, возврат провозной платы, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика. Возврат провозной платы в связи с прекращением операционной деятельности перевозчика, приостановлением действия сертификата эксплуатанта, аннулированием сертификата эксплуатанта, приостановлением действия лицензий, аннулированием лицензии, прекращением действия лицензии осуществляется перевозчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в силу положений пункта 231 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Министерства транспорта России от 28 июня 2007 года N 82, возврат провозной платы должен осуществлять непосредственно перевозчик.
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским Кодексом и Законом «О защите прав потребителей». Из преамбулы Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон) следует, что он регулирует отношения, возникшие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную или общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. (ст. 4 Закона).
В соответствии со ст.7 Закона потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона. Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее - правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей). Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе указанная информация должна в обязательном порядке содержать сведения об основных потребительских свойствах товара (ст. 10 Закона).
Согласно п.2 ст.108 ВК РФ в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.
Как установлено судом,.. .. …. года в авиакассе ЗАО «Авиакомпания «Балаково-Авиа» г. Балаково по адресу: г. *, ул. * д.*, потребителем ФИО2 были приобретены авиабилеты: на рейс № *, по маршруту *, дата вылета.. .. …. г., номер авиабилета *, стоимостью * рублей на имя ФИО2; на рейс № *, по маршруту *, дата вылета.. .. …. г., номер авиабилета *, стоимостью * рублей на имя ФИО3; на рейс № *, по маршруту *, дата вылета.. .. …. г., номер авиабилета *, стоимостью * рублей на имя ФИО4
Оплата за авиабилеты была произведена наличными денежными средствами в кассе ЗАО «Авиакомпания Балаково-Авиа» на общую сумму * рублей. Дополнительно при покупке билетов ФИО2 оплатила сервисный и субагентские сборы в ЗАО «Авиакомпания Балаково-Авиа» в размере на общую сумму * рублей, что подтверждается квитанциями разных сборов.
В связи с аннулированием сертификата эксплуатанта № 102 акционерного общества «Саратовские авиалинии» с 31 мая 2018 года в соответствии сПриказом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) № 449-П от 30.05.2018 «Об аннулировании сертификата эксплуатанта акционерного общества «Саратовские авиалинии» выше указанные рейсы не были осуществлены АО «Саратовские авиалинии».
.... …. года АО «Саратовские авиалинии» в аэропорту Саратов-Центральный (<...>) потребителем вручена претензия с требованием о возврате в добровольном порядке уплаченных денежных средств
В соответствии со статьей 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); соразмерного уменьшения покупной цены; замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Потребитель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
В силу ст. 123 Конституции РФ, ст.ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как следует из платежного поручения № * от.. .. …. года истцу возвращены денежные средства в размере * рублей.
Таким образом, суд считает необходимым расторгнуть договор перевозки пассажиров и взыскать с ответчика в пользу ФИО2 убытки (сервисный сбор, субагентский сбор ЗАО «Авиакомпания Балаково-Авиа») в размере * рублей.
В соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда составляет 11163 рублей.
По договору воздушной перевозки от.. .. …. года - на рейс № *, по маршруту *, дата вылета.. .. …. г., время вылета.. час... мин., номер авиабилета *, стоимостью * рублей, соответственно при расчете размера штрафа исходя из двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, размер штрафа составляет * рублей.
По договору воздушной перевозки от.. .. …. года - на рейс № *, по маршруту *, дата вылета.. .. …. г., время вылета.. час... мин., номер авиабилета *, стоимостью * рублей, размер штрафа составляет * рублей.
По договору воздушной перевозки от.. .. …. - на рейс № *, по маршруту *, дата вылета.. .. …. г., время вылета.. час... мин., номер авиабилета *, стоимостью * рублей, размер штрафа составляет * рублей.
В соответствии с п.2 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 года № 17 « О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами РФ, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям из таких договоров, закон о защите прав потребителей применяется в части не урегулированной специальными законами. В данном случае специальным законом Воздушным кодексом РФ в ст. 127.1 предусмотрен срок рассмотрения претензии к перевозчику: тридцать дней со дня поступления претензии.
В этой связи подлежит взысканию в пользу ФИО2 неустойка за период с.. .. …. года (по истечении 30 дневного срока с момента получения претензии ответчиками) по.. .. …. года в размере * рублей * копеек.
Ответчиком заявлено о несогласии с размером неустойки, просил применить ст.333 ГК РФ.
Применение судом статьи 333 ГК РФ по делам, возможно в исключительных случаях, и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым.
Исходя из анализа всех обстоятельств дела, а именно длительности нарушения обязательств и степени вины ответчика, суд оснований для снижения неустойки не находит. Размер неустойки соответствует условиям договора и требованиям соразмерности и последствиям нарушения обязательства.
На основании ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физически и нравственных страданий, фактических обстоятельств, степени вины причинителя вреда. Вина причинителя вреда выражается в том, что ответчик не может выполнить принятые на себя обязательства. Своими действиями (бездействиями) ответчик создал указанную ситуацию. При определении размера компенсации морального вреда, учитывая требования разумности и справедливости, суд находит, что истец, несомненно имеет право на компенсацию морального вреда, который как считает суд, безусловно был ему причинен, поскольку неисполнение условий договора перевозки не могла не причинить ему нравственных переживаний. Принимая во внимание изложенное, суд считает справедливой и разумной в данном случае сумму компенсации морального вреда, в размере * рублей, в пользу ФИО2
В соответствии с п.6 ст.13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Размер штрафа от удовлетворенных судом требований составит * рублей * копеек.
Поскольку судом был установлен факт некачественного оказания истцу услуг, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу ФИО2 штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере *ожковой Т.Вснижения неустойки, неустойки, компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.ний в полной объеме рублей * копеек, в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в размере *ожковой Т.Вснижения неустойки, неустойки, компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.ний в полной объеме рублей * копеек, учитывая при этом положения ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», и п. 46 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», согласно которым при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду. Суд не находит оснований для снижения штрафа.
Истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, следовательно, с ответчика в соответствии с положениями ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Балаковского муниципального района Саратовской области в размере * рублей * копеек, в том числе * рублей по требованию неимущественного характера.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в интересах ФИО2 к акционерному обществу «Саратовские авиалинии» о расторжении договора перевозки, взыскании убытков, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда удовлетворить.
Расторгнуть договор перевозки пассажира, заключенный.. .. …. года (рейс № *, по маршруту *, дата вылета.. .. …. г. номер авиабилета * на имя ФИО2) между ФИО2 и Акционерным обществом «Саратовские авиалинии».
Расторгнуть договор перевозки пассажира, заключенный.. .. …. года (рейс № *, по маршруту *, дата вылета.. .. …. г. номер авиабилета * на имя ФИО3) между ФИО2 и Акционерным обществом «Саратовские авиалинии».
Расторгнуть договор перевозки пассажира, заключенный.. .. …. года (рейс № *, по маршруту *, дата вылета.. .. …. г. номер авиабилета * на имя ФИО4) между ФИО2 и Акционерным обществом «Саратовские авиалинии».
Взыскать с Акционерного общества «Саратовские авиалинии» в пользу ФИО2, убытки (разные сборы при покупке билетов) размере * рублей, убытки (штраф по договору воздушной перевозки от.. .. …. г. - рейс № * номер авиабилета * на имя ФИО2) в размере * рублей, убытки (штраф по договор) воздушной перевозки от.. .. …. г. - рейс № * номер авиабилета * на имя ФИО3) в размере * рублей, убытки (штраф по договору воздушной перевозки от.. .. …. г. - рейс № * номер * на имя ФИО4) в размере * рублей, неустойку в размере * рублей * копеек за период с.. .. …. года по.. .. …. года, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере * рублей * копеек, в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере * рублей.
Взыскать с акционерного общества «Саратовские авиалинии» в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере * рублей * копеек.
Взыскать с акционерного общества «Саратовские авиалинии» в бюджет Балаковского муниципального района Саратовской области в размере * рублей * копеек.
В течение месяца со дня принятия решения на него может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором апелляционное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.
Судья А.В. Кротов