ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-303/17 от 14.09.2017 Вольского районного суда (Саратовская область)

Дело №2-2-303/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2017 года город Хвалынск

Вольский районный суд Саратовской области в составе:

Председательствующего судьи Е.В.Алейниковой,

при секретаре И.Г.Балабаевой,

с участием помощника прокурора г. Хвалынска А.А.Гришиной,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Хвалынска в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному образовательному учреждению Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам» п. Алексеевка Хвалынского района Саратовской области об обязании оборудовать эвакуационные и аварийные выходы устройством экстренного открывания дверей,

установил:

Прокурор г. Хвалынска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Государственному бюджетному образовательному учреждению Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам» п. Алексеевка Хвалынского района Саратовской области (далее ГБОУ СО «Школа-интернат АОП п. Алексеевка Хвалынского района) об обязании оборудовать эвакуационные и аварийные выходы устройством экстренного открывания дверей, указывая, что прокуратурой г. Хвалынска была проведена контрольная проверка образовательных учреждений района на предмет соблюдения ими норм законодательства о противодействии терроризму. В ходе проведенной проверки было установлено, что эвакуационные и аварийные выходы устройством экстренного открывания дверей (устройством «Антипаника») не оборудованы. При этом установлено, что расчетная максимальная посещаемость в рабочие дни составляет 125-144 человека в смену, здание школы-интерната состоит из 3-х корпусов. Ранее прокуратурой в адрес ответчика направлялось представление об устранений указанных нарушений ФЗ «О противодействии терроризму», однако меры к устранению не приняты. Нарушения, допущенные в ГБОУ СО «Школа-интернат АОП п. Алексеевка создают непосредственную угрозу безопасности жизни и здоровью людей, находящихся в данном учреждении. Просит обязать ответчика ГБОУ СО «Школа-интернат АОП п. Алексеевка оборудовать эвакуационные и аварийные выходы учреждения устройством экстренного открывания дверей (устройство «Антипаника») до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора Гришина А.А. поддержала исковые требования по указанным в иске основаниям, просит обязать ответчика области в течение шести месяцев оборудовать эвакуационные и аварийные выходы учреждения устройством экстренного открывания дверей (устройство «Антипаника»), за счет выделяемых бюджетных средств на соответствующий финансовый год.

Представитель ответчика ГБОУ СО «Школа-интернат АОП п. Алексеевка ФИО1 в судебном заседании заявленные требования признала и пояснила, что для установки указанных устройств экстренного открывания дверей требуется выделение дополнительного финансирования. Они обратились в письменной форме в Министерство образования области для выделения финансирования, чтобы требуемые денежные средства были заложены на 2018 год.

Представитель третьего лица Министерство образования Саратовской области своего представителя в судебное заседание не направили, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представили в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя, и письменные возражения относительно заявленных требований по тем основаниям, что ГБОУ СО «Школа-интернат АОП п. Алексеевка не относится к объектам, в которых следует устанавливать указанные прокурором устройства экстренного открывания дверей.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (пункт 3 статьи 3 Конвенции).

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в учреждениях для детей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" к числу основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации относится обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно подпункту "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, среди прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (пункт 1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (пункт 2).

В силу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об образовании) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 Закона об образовании).

Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 г. N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов РФ и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защит (системы видео наблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Письмом Рособразования от 16.01.2009 N 16-2235/07-02 "О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности" предусмотрено предоставление образовательными учреждениями отчетов о выполнении антитеррористических мероприятий.

Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" предусматривает, что эвакуационные и аварийные выходы оборудуются по согласованию с территориальными подразделениями Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий устройством. экстренного открывания дверей (устройством "Антипаника ").

Также указанным Постановлением определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей которые предусматривают в качестве мер по антитеррористической защищенность мест массового пребывания людей: проведение организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий; определение и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов; контроль в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей; применение современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей; оборудование мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами; контроль за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей; осуществление мероприятий по защите информации.

Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, устанавливается комиссией исходя из степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий за счет средств соответствующего бюджета и средств внебюджетных источников и не может превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования места массового пребывания людей.

В целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана. К обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пути эвакуации в местах массового пребывания людей должны быть свободны для перемещения людей и транспортных средств.

Согласно требований п.п. 5.1.20, 5.5.7 ГОСТ 31173-2016. Межгосударственный стандарт. Блоки дверные стальные. Технические условия. Дверные блоки, установленные на путях эвакуации, могут быть одно- и двупольными, распашными с обязательным открыванием по ходу эвакуации. Для беспрепятственного покидания зданий и помещений дверные блоки должны быть укомплектованы устройствами экстренного открывания дверей "Антипаника" по ГОСТ 31471. Не рекомендуется комплектовать порогами дверные блоки для путей эвакуации. В случае если дверные блоки устанавливают на путях эвакуации в общественных зданиях, в том числе в детских садах, школах, больницах, следует применять устройства экстренного открывания дверей "Антипаника", позволяющие обеспечить быструю эвакуацию. Требования к устройствам "Антипаника" - по ГОСТ 31471.

Таким образом, довод третьего лица о том, что ГБОУ СО «Школа-интернат АОП п. Алексеевка не относится к объектам, в которых следует устанавливать указанные прокурором устройства экстренного открывания дверей, не может быть принят судом в качестве основания для освобождения ответчика от выполнения указанной прокурором обязанности, при этом следует учитывать особый статус учреждения в котором пребывают несовершеннолетние дети с определенными особенностями развития, в связи с чем, применение на путях эвакуации устройств экстренного открывания дверей "Антипаника", позволяющих обеспечить быструю эвакуацию, для данного учреждения является обязательным.

Из Акта первичного обследования объекта от ДД.ММ.ГГГГ УУП ОП № 3 МУ МВД России «Балаковское» ФИО5, с участием помощника прокурора г. Хвалынска ФИО4 и руководителя учреждения ФИО6, следует, что при проверке ГБОУ СО «Школа-интернат АОП п. Алексеевка установлено, что аварийные выходы в спальном, хозяйственном и учебном корпусах, а также в обеденном зале не оборудованы устройством экстренного открывания дверей (устройством «Антипаника»).

Судом установлено, что ГБОУ СО «Школа-интернат АОП п. Алексеевка является государственным бюджетным образовательным учреждением, и исходя из характера и существа заявленных требований, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является ГБОУ СО «Школа-интернат АОП п. Алексеевка, которое должно выполнять требования Российского законодательства в области противодействия терроризму, а именно установить указанные в иске устройства «Антипаника» на эвакуационных выходах в спальном, хозяйственном и учебном корпусах, а также в обеденном зале учреждения, за счет средств выделяемых на содержание данного учреждения в пределах установленного финансирования на соответствующий год.

При этом судом установлено, что ответчик обратился в адрес учредителя – Министерства образования Саратовской области для обеспечения выделения дополнительных средств на устранение указанных нарушений и обеспечения финансирования на эти цели, соответственно у учредителя имеется возможность предусмотреть требуемые денежные средства на соответствующий финансовый год.

При удовлетворении заявленных требований, суд учитывает особую важность данного вопроса, поскольку выполнение указанных требований имеет значение для безопасности жизни и здоровья людей, в том числе и детей, пребывающих в данном учреждении и работников данного учреждения.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора г. Хвалынска в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному образовательному учреждению Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам» п. Алексеевка Хвалынского района Саратовской области об обязании оборудовать эвакуационные и аварийные выходы устройством экстренного открывания дверей, удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам» п. Алексеевка Хвалынского района Саратовской области в течение шести месяцев оборудовать эвакуационные и аварийные выходы учреждения устройством экстренного открывания дверей (устройство «Антипаника»), за счет выделяемых бюджетных средств на соответствующий финансовый год.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд, расположенный по адресу: г.Хвалынск, Саратовской области, ул.Революционная, 110.

Судья Е.В.Алейникова