Дело № 2-2-333/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Оршанка 08 октября 2018 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Арджановой Э.Ш.,
при секретаре Двиняниновой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Городское поселение Оршанка» о признании права на получение социальной выплаты и возложении обязанности по ее предоставлению
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, просила признать за ней право на получение социальной выплаты на понижение стоимости жилья при приобретении на первичном рынке готового жилого помещения на территории МО «Городское поселение Оршанка» в сумме 345600 рублей; взыскать с администрации МО «Городское поселение Оршанка» в пользу ФИО1 социальную выплату на понижение стоимости жилья при приобретении на первичном рынке готового жилого помещения в сумме 345600 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 6656 рублей.
В обоснование иска указано, что постановлением администрации МО «Городское поселение Оршанка» от 28 декабря 2015 года №169 утверждено Положение об обеспечении работников муниципальной бюджетной сферы жильем на условиях предоставления социальной выплаты (далее – Положение). Положение определяет порядок и условия предоставления социальных выплат из бюджета муниципального образования на понижение стоимости жилья при приобретении на первичном рынке готового жилого помещения или при участии в долевом строительстве многоквартирного дома на территории МО «Городское поселение Оршанка», а также порядок их использования. Согласно абз. 3,4, п.2 Положения получателем социальной выплаты является работник муниципальной бюджетной сферы, состоящий в реестре получателей социальных выплат. Истец является работником бюджетной сферы на территории МО «Городское поселение Оршанка», принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в порядке, установленном ЖК РФ, в связи с чем, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Положением. Межведомственной комиссией по определению работников на предоставление социальной выплаты в 2016 году истец была включена в реестр получателей социальных выплат на понижение стоимости жилья при приобретении на первичном рынке в <адрес> однокомнатной квартиры. 12 февраля 2016 года между истцом и АО «Континент» был заключен договор купли-продажи <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Цена квартиры составила 1152000 рублей. Право собственности на квартиру зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации. Оплата 70% стоимости квартиры была произведена за счет кредитных средств, предоставленных истцу ПАО «Сбербанк России» под залог приобретаемого жилья. Оставшаяся часть стоимости квартиры оплачена за счет средств, предоставленных АО «Континент» по договору целевого займа от 16 февраля 2016 года. Погашение займа должно было осуществляться за счет социальной выплаты в размере 345600 рублей, согласно гарантийному письму ответчика от 24 февраля 2016 года. После оформления права собственности истец обратилась к ответчику за заключением договора о предоставлении социальной выплаты, представив все необходимые документы. 19 сентября 2016 года между сторонами был заключен договор о предоставлении социальных выплат работникам муниципальной бюджетной сферы. На основании п.6 Положения у истца возникло право на получение социальной выплаты в сумме 345600 рублей. Согласно п.п.2.1-2.3 договора от 19 сентября 2016 года муниципальный заказчик обязан предоставить истцу социальную выплату в установленном размере, путем перечисления на ее расчетный счет, однако, до настоящего времени ответчиком не предпринято никаких действий по предоставлению истцу социальной выплаты и перечислении денежных средств, в связи с чем, истец не может погасить задолженность перед продавцом квартиры. В апреле 2018 года истец получила от АО «Континент» претензию от 30 марта 2018 года об оплате долга не позднее 01 мая 2018 года, и 10 апреля 2018 года направила ответчику требование о предоставлении социальной выплаты по договору от 19 сентября 2016 года. В установленный срок денежные средства истцу не перечислены, никакого ответа от ответчика не поступило.
В судебном заседании истец ФИО1 и представитель истца ФИО4 исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить; дали пояснения, аналогичные изложенному выше. Истец дополнила, что на момент постановки ее в 2012 году на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, были зарегистрированы: она, ее отец ФИО5, мать ФИО6 и сын ФИО7, общая площадь жилого помещения составляла 32,7 кв.м. Впоследствии площадь жилого помещения увеличилась и стала 46,8 кв.м. Отец истца – ФИО5 скончался в <данные изъяты> и ФИО1 с сыном и мамой продолжили проживать по вышеуказанному адресу. Об изменении состава семьи и увеличении площади жилого помещения она в администрацию МО «Городское поселение Оршанка» не сообщала, поскольку ответчик такую информацию у нее не запрашивал. Ею были представлены документы ответчику о составе семьи и площади занимаемого жилого помещения в январе-феврале 2016 года, так как она имела право на социальную выплату на понижение стоимости жилья при приобретении квартиры. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у них в жилом помещении был зарегистрирован и проживал брат мамы ФИО1 – ФИО8 Поскольку ФИО1 является работником бюджетной сферы на территории ответчика, и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в 2016 году она была включена в реестр получателей социальных выплат на понижение стоимости жилья при приобретении на первичном рынке в <адрес> однокомнатной квартиры, в связи с чем, заключила ДД.ММ.ГГГГ с АО «Континент» договор купли-продажи квартиры, стоимостью 1152000 рублей. До настоящего времени ответчиком социальная выплата истцу не предоставлена, не выплачена. О том, что ФИО1 исключена из списка нуждающихся в жилых помещениях постановлением, вынесенным ответчиком 30 мая 2017 года, в связи с получением от органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение жилого помещения, истец не знала.
Представитель ответчика администрации МО «Городское поселение Оршанка» ФИО9, действующая по доверенности от 09 января 2018 года, в судебном заседании пояснила, что с иском не согласна, просит оставить требования истца без удовлетворения. Представила суду возражения на иск от 12 сентября 2018 года; дала пояснения, аналогичные изложенным в возражениях, дополнила, что учетная норма предоставления жилой площади на одного человека на территории п.Оршанка Оршанского района Республики Марий Эл составляет 15 кв.м общей площади, о чем указано в решении Собрания депутатов МО «Городское поселение Оршанка» от 23 ноября 2006 года №79. С момента увеличения жилой площади и регистрации жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ, изменения состава семьи, с декабря 2013 года истец ФИО1 перестала быть нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем, должна была быть снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обязанность сообщать в жилищную комиссию об изменении состава семьи, увеличении жилой площади возложена законом на лицо, состоящее на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, в данном случае, на истца ФИО1, что ею сделано не было. На момент включения в реестр получателей социальных выплат истец предоставила в жилищную комиссию лишь справку о нахождении ее на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в жилом помещении. Другие документы были представлены истцом в адрес ответчика одновременно с заявлением о включении в реестр получателей социальной выплаты 19 сентября 2016 года. В связи с тем, что при проведении внеплановой проверки Министерством финансов Республики Марий Эл были выявлены нарушения бюджетного законодательства РФ, ответчиком в рамках самоконтроля были дополнительно проверены документы по предоставлению субсидии и установлено, что истец не имела право на социальную выплату, это выяснилось в начале 2018 года. Договор о предоставлении социальной выплаты действующий. На сегодняшний день истец социальную выплату не получила.
Представитель третьего лица АО «Континент» ФИО10, действующая по доверенности от 05 апреля 2017 года сроком на три года, исковые требования поддержала, считает их законными и обоснованными, пояснила, что ФИО1 была в установленном порядке признана получателем социальной выплаты, из реестра получателей социальной выплаты не исключена, договор о предоставлении социальной выплаты действующий, сторонами не оспорен.
Третьи лица: Министерство финансов Республики Марий Эл, администрация муниципального образования «Оршанский муниципальный район», Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным дело рассмотреть в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, учетное дело ФИО1, суд приходит к следующему.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу с п.2 ст.2 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.
Согласно п.3 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно заявлению ФИО1, выписке из постановления от 02 октября 2012 года №40 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Марий Эл от 11 мая 2005 года №13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл», ФИО1, состав семьи 2 человека, зарегистрированная по адресу: <адрес>, принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Общая площадь жилого помещения 32,7 кв.м, кроме ее семьи проживает еще 2 человека, на каждого члена семьи 8,18 кв.м (ст.51 ч.1 п.1 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что постановлением администрации МО «Городское поселение Оршанка» от 28 декабря 2015 года №169 утверждено Положение об обеспечении работников муниципальной бюджетной сферы жильем на условиях предоставления социальной выплаты (далее – Положение).
Данное Положение разработано в целях обеспечения работников муниципальной бюджетной сферы жильем, определяет порядок и условия предоставления социальных выплат работникам муниципальной бюджетной сферы из бюджета муниципального образования «Городское поселение Оршанка» на понижение стоимости жилья при приобретении на первичном рынке готового жилого помещения или при участии в долевом строительстве многоквартирного дома на территории МО «Городское поселение Оршанка», а также порядок их использования.
Согласно абз. 3,4, п.2, п.3 Положения получателем социальной выплаты является работник муниципальной бюджетной сферы, работающий на территории муниципального образования «Городское поселение Оршанка», состоящей в реестре получателей социальных выплат. Право на социальные выплаты имеют работники бюджетной сферы, работающие на территории муниципального образования «Городское поселение Оршанка», нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным ст.51 Жилищного кодекса РФ.
Положением установлен перечень документов, необходимых для предоставления в комиссию для включения в реестр получателей социальной выплаты (п.8 Положения).
Пункт 5 Положения предусматривает, что социальные выплаты предоставляются муниципальным заказчиком на основании договора о предоставлении социальных выплат на понижение стоимости при приобретении готового жилья на первичном рынке готового жилого помещения или при участии в долевом строительстве многоквартирного дома работникам бюджетной сферы, заключенного муниципальным заказчиком с получателем социальной выплаты.
Право на получение социальной выплаты возникает у работника после заключения договора о предоставлении социальной выплаты (п.6 Положения).
В соответствии с п.12 Положения о предоставлении социальных выплат работникам бюджетной сферы при приобретении на первичном рынке жилья готового жилого помещения по договорам купли-продажи на территории муниципального образования «Городское поселение Оршанка» предельная сумма социальной выплаты определяется исходя из социальной нормы общей площади жилья, которые рассчитываются из расчета 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв.м общей площади на семью, состоящую из двух человек, 33 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Социальная выплата предоставляется не ниже 30 процентов от стоимости приобретаемого жилья, но не выше 40 процентов по социальной норме, установленной пунктом 12 Положения (п.13 Положения).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ФИО1 работает в администрации МО «Оршанский муниципальный район», и является работником бюджетной сферы на территории муниципального образования «Городское поселение Оршанка».
12 февраля 2016 года ОАО «Континент» и ФИО1 заключили договор купли-продажи <адрес>. Согласно указанному договору ФИО1 приняла в собственность <адрес>, расположенную на 4 этаже в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, состоящую из одной комнаты, имеющую общую площадь с учетом лоджии 32 кв.м, жилую площадь – 15,4 кв.м. Стоимость квартиры определена в размере 1152000 рублей.
16 февраля 2016 года между ОАО «Континент» и ФИО1 заключен договор займа на сумму 346000 рублей для оплаты <адрес>, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. По условиям договора заемщик ФИО1 обязуется возвратить займодавцу вышеуказанную сумму займа полностью в срок до 01 апреля 2016 года.
Право собственности на вышеуказанное жилое помещение ФИО1 зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалам дела ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением о включении в реестр получателей социальной выплаты при приобретении на первичном рынке готового жилого помещения обратилась ФИО1, приложив к заявлению следующие документы: договор купли-продажи квартиры от 12 февраля 2016 года; согласие ФИО1 от 19 сентября 2016 года на обработку персональных данных; справку, подтверждающую нахождение на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении от 19 сентября 2016 года; копию паспорта, копию свидетельства о рождении сына ФИО7, реквизиты расчетного счета.
Как следует из представленных суду документов, на момент подачи вышеуказанного заявления семье ФИО1 принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 46,8 кв.м, принадлежащее на праве общей долевой собственности, по 1/3 доли: ФИО1, ФИО6, ФИО7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно поквартирной карточке на момент подачи ФИО1 заявления о включении в реестр получателей социальной выплаты, в жилом помещении по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы: ФИО6. ФИО1, ФИО7
В соответствии с п.1, п.2 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно решению Собрания депутатов МО «Городское поселение Оршанка» от 23 ноября 2006 года №79 учетная норма предоставления жилой площади на одного человека на территории п.Оршанка Оршанского района Республики Марий Эл составляет 15 кв.м общей площади жилого помещения.
Таким образом, учетная норма предоставления жилой площади на одного человека на территории п.Оршанка Оршанского района Республики Марий Эл составляет 15 кв.м; социальная норма общей жилой площади жилого помещения для семьи из трех человек составляет 45 кв.м.
Как установлено в суде и не отрицает истец, сведения об изменении состава семьи и увеличении жилой площади в жилищную комиссию администрации МО «Городское поселение Оршанка» после постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, истец ФИО1 не представляла.
Сведений, подтверждающих проведение жилищно-бытовой комиссией обследований жилищных условий семьи ФИО1 с 2012 года по настоящее время в материалах дела не имеется, сторонами суду не представлено.
Поскольку общая площадь жилого помещения ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ составила 46,8 кв.м, то есть более учетной нормы в размере 15 кв.м, приходящейся на заявителя, ее сына и маму, с ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 утратила основания, дающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Данное обстоятельство являлось основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
19 сентября 2016 года между администрацией МО «Городское поселение Оршанка» и ФИО1 заключен договор о предоставлении социальных выплат работникам муниципальной бюджетной сферы, предметом которого является предоставление ФИО1 из бюджета муниципального образования «Городское поселение Оршанка» социальной выплаты в размере 345600 рублей на понижение стоимости жилья при участии в долевом строительстве многоквартирного дома на территории муниципального образования «Городское поселение Оршанка».
В суде установлено и подтверждено сторонами, что социальная выплата истцу ФИО1 ответчиком не выплачена.
Довод истца о том, что на момент ее обращения к ответчику с заявлением о предоставлении социальной выплаты в жилом помещении был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГФИО8, правового значения не имеет, так как фактически истец с ДД.ММ.ГГГГ не имела оснований состоять на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Суд считает, что ФИО1, обращаясь к ответчику с соответствующим заявлением о включении в реестр получателей социальной выплаты при приобретении на первичном рынке готового жилого помещения, не могла не осознавать особый характер правоотношений, в которые вступает, при этом, вступая на добровольной основе в эти отношения, должна была исходить из того, что предполагается не только приобретение ею определенных прав и преимуществ, но и возложение на нее определенных обязанностей по предоставлению, в том числе, сведений о фактическом составе семьи, увеличения жилой площади.
В данном случае имеет место быть ненадлежащая проверка представленных ФИО1 документов на получение социальной выплаты со стороны ответчика.
Учитывая изложенное выше, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования «Городское поселение Оршанка» о признании права на получение социальной выплаты и возложении обязанности по ее предоставлению оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Э.Ш. Арджанова
Решение в окончательной форме принято: 12 октября 2018 года.