ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-364/20 от 09.03.2021 Собинского городского суда (Владимирская область)

КОПИЯ

Дело № 2-2-56/2021 (2-2-364/2020)

УИД 33RS0017-02-2020-000321-43

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

09 марта 2021 года г. Радужный Владимирской области

Собинский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи - Коноваловой А.В., при секретаре судебного заседания - К, с участием истца – К, представителя ответчика – Д, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО г. Радужный об обязании составить акт о ненадлежащем осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

К обратился с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО г. Радужный (далее по тексту – МУП «ЖКХ» ЗАТО г. Радужный) об обязании составить акт о ненадлежащем осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указано, что истец посредством телефонных звонков обращался в аварийно- диспетчерскую службу МУП «ЖКХ» ЗАТО г. Радужный. В ходе телефонных разговоров К сообщал диспетчеру о том, что в жилое помещение, принадлежащее истцу, поставляется грязная вода. Диспетчеры МУП «ЖКХ» ЗАТО г. Радужный в ходе телефонных разговоров не сообщали К причины поставки воды не надлежащего качества, сроки устранения указанных нарушений. Кроме того, диспетчер МУП «ЖКХ» ЗАТО г. Радужный в ходе телефонного разговора не сообщал фамилию, имя, отчество лица, принявшего заявку истца как потребителя коммунальной услуги. К полагал, что указанными действиями диспетчеров МУП «ЖКХ» ЗАТО г. Радужный был нарушен порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. С учетом изложенного, после уточнения исковых требований, ссылаясь в качестве правового обоснования на положения Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», просил обязать МУП «ЖКХ» ЗАТО <...> составить акт о ненадлежащем осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., взыскать с МУП «ЖКХ» ЗАТО <...> компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

К в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель МУП «ЖКХ» ЗАТО г. Радужный – Д полагал заявленные требования не обоснованными. Суду сообщил, что нарушения норм федерального законодательства при осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания, на которые указывает истец, носят формальный характер. Удовлетворение исковых требований не приведет к восстановлению нарушенного права истца, так как перерасчет за поставку воды ненадлежащего качества ранее выполнен МУП «ЖКХ» ЗАТО г. Радужный, что отражено в платежных документах.

С учетом требований ч. 7 ст. 113 ГПК РФ, в целях информирования участников процесса о движении дела, информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Собинского городского суда Владимирской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

К на праве общей совместной собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: ЗАТО <...> (л.д. №...).

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что МУП «ЖКХ» ЗАТО г. Радужный осуществляет управление названным многоквартирным домом.

Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Пунктом 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту – Правила предоставления коммунальных услуг), коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

В ходе судебного заседания установлено, что в июле-августе 2020 года истцу предоставлялась ненадлежащего качества услуга по холодному, горячему водоснабжению, в связи с чем К выполнен перерасчет коммунальной платы (л.д. №...).

Согласно п. 105 Правил предоставления коммунальных услуг, при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем, а в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, - аварийно-диспетчерскую службу, деятельность которой организована управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (далее - аварийно-диспетчерская служба).

На основании п. 106 Правил предоставления коммунальных услуг, сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.

Как следует из п. 107 Правил предоставления коммунальных услуг, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Правила № 416).

Согласно пункту 9 Правил № 416 управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы в многоквартирном доме, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию (далее - аварийно-диспетчерская служба).

В силу п. 10 Правил № 416 аварийно-диспетчерская служба осуществляет повседневный (текущий) контроль за работой внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов, контроль качества коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, круглосуточную регистрацию и контроль выполнения в сроки, установленные пунктом 13 настоящих Правил, заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах по вопросам, связанным с предоставлением коммунальных услуг, содержанием общего имущества в многоквартирном доме, оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также об устранении неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем и исполнении иных обязательств управляющей организации, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, иных обязательств товарищества или кооператива по управлению многоквартирным домом, и принимает оперативные меры по обеспечению безопасности граждан в случае возникновения аварийных ситуаций или угрозы их возникновения.

Согласно п. 13 Правил № 416, аварийно-диспетчерская служба обеспечивает: ответ на телефонный звонок собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме в аварийно-диспетчерскую службу в течение не более 5 минут, а в случае необеспечения ответа в указанный срок - осуществление взаимодействия со звонившим в аварийно-диспетчерскую службу собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме посредством телефонной связи в течение 10 минут после поступления его телефонного звонка в аварийно-диспетчерскую службу либо предоставление технологической возможности оставить голосовое сообщение и (или) электронное сообщение, которое должно быть рассмотрено аварийно-диспетчерской службой в течение 10 минут после поступления; подачу коммунальных услуг при аварийных повреждениях внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок, не нарушающий установленную жилищным законодательством Российской Федерации продолжительность перерывов в предоставлении коммунальных услуг.

При этом собственник или пользователь помещения в многоквартирном доме должен быть в течение получаса с момента регистрации заявки проинформирован о планируемых сроках исполнения заявки.

В соответствии с п. 17 Правил № 416, аварийно-диспетчерская служба осуществляет прием и выполнение заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах. Заявки принимаются при непосредственном обращении в аварийно-диспетчерскую службу, в том числе посредством телефонной связи, а также с помощью прямой связи по переговорным устройствам, устанавливаемым в подъездах многоквартирных домов и кабинах лифтов, или других возможных средств связи. Регистрация заявок осуществляется в журнале учета заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах или в автоматизированной системе учета таких заявок (при ее наличии) и с использованием в соответствии с законодательством Российской Федерации записи телефонного разговора.

При регистрации заявки аварийно-диспетчерская служба сообщает собственнику или пользователю помещения в многоквартирном доме, обратившемуся с заявкой, ее регистрационный номер и сведения о регламентных сроках и мероприятиях по исполнению заявки (Пункт 17(2) Правил).

По причине предоставления услуги по холодному, горячему водоснабжению ненадлежащего качества К в июле-августе 2020 года обращался в аварийно-диспетчерскую службу МУП «ЖКХ» ЗАТО г. Радужный.Так, в журнале регистрации заявок аварийно-диспетчерской службы дд.мм.гггг., дд.мм.гггг., дд.мм.гггг., дд.мм.гггг., дд.мм.гггг. зафиксированы обращения жильца квартиры, расположенной по адресу: <...>, с жалобами на грязную воду (л.д. №...).

При этом, в нарушении выше указанным норм федерального законодательства, отметки о принятии каких-либо мер по указанным обращениям в журнале не содержатся.

Кроме того, во всех вышеуказанных случаях, в журнале заявок отсутствуют сведения об информировании лица, оставившего заявку, о сроках ее исполнения.

Из объяснений представителя МУП «ЖКХ» ЗАТО г. Радужный Д следует, что диспетчеры знали о причинах подачи холодной и горячей воды ненадлежащего качества (л.д. №...). Судом после прослушивания аудиозаписей телефонных разговоров истца с сотрудниками аварийно -диспетчерской службы МУП «ЖКХ» ЗАТО г. Радужный установлено, что К указанные причины подачи воды ненадлежащего качества в ходе телефонного разговора не сообщались, что является нарушением вышеназванных норм законодательства.

Вместе с тем, МУП «ЖКХ» ЗАТО г. Радужный, как управляющая компания, несет ответственность, за предоставление коммунальных услуг (к которым относится холодное и горячее водоснабжение) надлежащего качества.

Каких-либо доказательств надлежащего обеспечения осуществления аварийно-диспетчерского обслуживания, по существу вышеуказанных обращений истца, отвечающих требованиям Правил № 416, а так же Правилам предоставления коммунальных услуг, в материалы дела ответчиком не представлено.

Кроме того, по факту нарушения порядка аварийно-диспетчерского обслуживания при ответе на анализируемые обращения К, должностные лица МУП «ЖКХ» ЗАТО г. Радужный привлекались к дисциплинарной ответственности (л.д. №...).

Проанализировав приведенные в решении нормы жилищного законодательства, оценив представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании установлены факты нарушения ответчиком сроков исполнения обращений, а так же порядка принятия и регистрации заявок, свидетельствующие о ненадлежащем обеспечении ответчиком осуществления аварийно-диспетчерского обслуживания истца, как потребителя коммунальной услуги, что не соответствует требованиям Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами № 416.

Согласно п.3 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил.

Составление актов проверки (осмотров) предусмотрено Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, то есть составление акта не противоречит законодательству и предусмотрено для целей фиксации результатов проверок (осмотров).

С учетом установления судом конкретных дат, когда МУП «ЖКХ» ЗАТО г. Радужный К было предоставлено аварийно-диспетчерское обслуживание ненадлежащего качества, а не отрезка времени, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности составить акт о ненадлежащем осуществлении дд.мм.гггг., дд.мм.гггг., дд.мм.гггг., дд.мм.гггг., дд.мм.гггг. аварийно-диспетчерского обслуживания.

На возникшие между сторонами правоотношения, в том числе, распространяется Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» закреплено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Таким образом, при установлении нарушений судом прав истца, как потребителя, законом презюмируется причинение последнему ответчиком морального вреда. Поскольку факт нарушения прав истца нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и своевременно права потребителя ответчиком не были восстановлены, в силу положений статьи 15 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» с МУП «ЖКХ» ЗАТО г. Радужный должна быть взыскана компенсация морального вреда.

Суд, оценивая заявленную К ко взысканию сумму компенсации морального вреда по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности, с учетом конкретных обстоятельств дела, а также требований разумности и справедливости приходит к выводу, что в счет компенсации морального вреда в пользу истца подлежит взысканию <данные изъяты> рублей.

Пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» определено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Учитывая сумму удовлетворенных исковых требований К, с МУП «ЖКХ» ЗАТО г. Радужный подлежит взысканию штраф в сумме <данные изъяты> рублей.

В соответствии с положениями статьи 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При обращении с иском в суд истец был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п.п.4 п.2 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку ссылался на положения Закона «О защите прав потребителей». В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», при рассмотрении дел о компенсации причиненных нравственных или физических страданий необходимо учитывать, что моральный вред признается законом вредом неимущественным, несмотря на то, что он компенсируется в денежной или иной материальной форме. Учитывая это, государственная пошлина по таким делам должна взиматься на основании под. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, предусматривающего оплату исковых заявлений неимущественного характера.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ) не подлежат применению при разрешении: иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда); требования о взыскании неустойки, которая уменьшается судом в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательства, получением кредитором необоснованной выгоды (статья 333 ГК РФ).

Учитывая изложенное, с МУП «ЖКХ» ЗАТО г. Радужный в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования К к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО г. Радужный удовлетворить частично.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО г. Радужный составить акт о ненадлежащем осуществлении дд.мм.гггг., дд.мм.гггг., дд.мм.гггг., дд.мм.гггг., дд.мм.гггг. аварийно-диспетчерского обслуживания.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО г. Радужный в пользу К компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, штраф в сумме <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО г. Радужный в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

На настоящее решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Собинский городской суд Владимирской области.

Решение суда принято в окончательной форме 15.03.2021

Председательствующий (подпись) Коновалова А.В.