ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-36/20 от 12.02.2019 Мелекесского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2-2-36/2020

УИД 73RS0012-02-2019-000555-45

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ульяновская область

Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Синяева В.И.,

при секретаре Котельниковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новомалыклинского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению Администрации поселения муниципального образования «Среднесантимирское сельское поселение» Новомалыклинского района Ульяновской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новомалыклинского района Ульяновской области (далее – административный истец) обратился в суд с указанным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению Администрации поселения муниципального образования «Среднесантимирское сельское поселение» Новомалыклинского района Ульяновской области (далее – административный ответчик, администрация МО «Среднесантимирское сельское поселение) и в обоснование указал, что прокуратурой района в рамках надзора за исполнением законодательства при реализации в Новомалыклинском районе национального проекта «Культура» проведена проверка соблюдения законодательства административным ответчиком при строительстве сельского дома культуры по *** (далее - СДК с. Средний Сантимир). При этом установлено, что указанный объект построен за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Однако административный ответчик в нарушение Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) (ред. от 03.07.2016 г.) не провел государственную экспертизу проектной документации на строительство СДК с. Средний Сантимир (ст.ст. 48.2, 49). Несмотря на это Агентство архитектуры и градостроительства Ульяновской области выдало разрешение на строительство указанного СДК. Кроме того, при строительстве СДК Средний Сантимир в силу ч.1 ст. 51 ГрК РФ Агентством архитектуры и градостроительства Ульяновской области должен осуществляться государственный строительный надзор, однако застройщиком (техническим заказчиком) указанный орган заблаговременно не был уведомлен о начале строительства. В связи с изложенным административный истец просит обязать административного ответчика направить проектную документацию на строительство СДК с. Средний Сантимир на государственную экспертизу в течение 10 рабочих дней, а также в соответствии с ч.5 ст. 52 ГрК РФ направить в Агентство государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области извещение о начале строительства СДК с. Средний Сантимир в течение 10 рабочих дней.

В судебном заседании помощник прокурора Новомалыклинского района Ульяновской области Александрова А.Н. исковые требования административного истца поддержала, по изложенным в иске доводам.

Представители административного ответчика Хайретдинов К.Г. (глава администрации МО «Среднесантимирское сельское поселение) и Софьичев Д.Ю., действующий на основании доверенности от 17.01.2020 года, исковые требования не признали и просили отказать в иске. При этом Софьичев Д.Ю. показал, что требования административного истца основаны на неправильном толковании законодательства Российской Федерации.

Так, административный ответчик в целях строительства СДК с. Средний Сантимир в соответствии с муниципальным контрактом, заключенным с «Татинвестгражданпроект», в 2016 году приобрел типовую проектную документацию, разработанную еще в 2013 году. В соответствии с этой документацией проведена подготовка сметных расчетов стоимости строительства, получено положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости №* от **.**.**** года, выданное ОАУ «Ульяновскгосэкспертиза». Далее Агентством архитектуры и градостроительства Ульяновской области выдано разрешение на строительство №* от **.**.**** года. В результате электронного аукциона **.**.**** года с ООО «Аврора-Малыкла» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству СДК с. Средний Сантимир. Согласно ст. 48.2 ГрК РФ, действовавшей на **.**.**** года, проектная документация, приобретенная у ГУП «Татинвестгражданпроект, не являлась экономически эффективной проектной документацией повторного использования, а являлась самостоятельным проектом, поскольку была разработана до постановления Правительства РФ №* от **.**.**** года, которым были установлены критерии признания проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования, следовательно, оснований для осуществления государственного строительного надзора при строительстве СДК с. Средний Сантимир, не имелось. Кроме того, объект контроля на момент объявления административным ответчиком аукциона на строительство СДК с. Средний Сантимир, имел следующие характеристики: на 200 мест, общая площадь – 412,66 кв.м., количество этажей -1. Следовательно, в силу п.4 ч.2 ст. 49 ГрК РФ проектная документация не подлежит экспертизе, за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 Настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами. В настоящее время СДК с. Средний Сантимир принят в эксплуатацию и поставлен на кадастровый учет.

Представители третьих лиц: Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области Кормилицына С.Н., ООО «Аврора–Малыкла» Барсукова Н.А., администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Коншин П.С., просили суд отказать в удовлетворении административного иска, мотивируя тем, что полностью поддерживают доводы представителей административного ответчика.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, пришел к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Вместе с указанным заявлением застройщиком предоставляются документы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 ГрК РФ.

В соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 55 той же нормы для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технического регламента и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при: строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией; реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Часть 2 статьи 49 ГрК РФ содержит исчерпывающий перечень объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится.

Так, в силу п. 4 ч. 2 указанной Статьи в отношении отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами, экспертиза проектной документации не проводится.

Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от **.**.**** года№*, объекты капитального строительства, указанные в частях 2, 3 и 3.1 ст. 49 ГрК РФ, экспертизе не подлежат, являются закрытыми и расширительному толкованию не подлежат.

В судебном заседании установлено, что в рамках ФЦП «Устойчивое развитие территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», за счет средств Федерального консолидированного бюджета Ульяновской области на софинансирование 70% и 30% соответственно предусмотрено строительство СДК в с. Средний Сантимир на общую сумму 25787,12 тыс. рублей. В рамках этого проекта в 2016 году административным ответчиком у ГУП «Тативестгражданпроект» приобретена типовая проектная документация, которая согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от **.**.**** года№*/пр, включена в реестр типовой документации сведений о типовой проектной документации №*, **.**.**** года. В соответствии с указанной документацией в 2016 году была подготовлена сметная стоимость строительства СДК, которая **.**.**** года получила положительное заключение ОАУ «Ульяновскгосэкспертиза» (л.д. 46-49). Далее Агентство архитектуры и градостроительства Ульяновской области **.**.**** года выдало разрешение на строительство №* от **.**.**** года, которое **.**.**** года было продлено до **.**.**** года (л.д. 10-13). В результате электронного аукциона **.**.**** года с ООО «Аврора-Малыкла» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству СДК с. Средний Сантимир (л.д. 14-27). **.**.**** года администрацией МО «Новомалыклинский район» разрешен ввод объекта (СДК с. Средний Сантимир) в эксплуатацию (л.д.67-68). Согласно сведениям ЕГРН от **.**.**** года СДК на 200 мест, площадью 421,8 кв.м., имеет кадастровый №*, назначение - нежилое, количество этажей -1, расположен по *** (л.д. 64-65).

Таким образом, СДК с. Средний Сантимир построен за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом его технические характеристики: нежилое, на 200 мест, общая площадь 421,8 кв.м., этажей - 1. При этом он не является особо опасным, технически сложным или уникальным.

Следовательно, указанный СДК подпадает под объекты, указанные в п.4 ч.2 ст. 49 ГрК РФ.

Доводы административного истца о том, что в силу п. 3.4 ст. 49 ГрК РФ (в ред. по состоянию на 30.09.2017), проектная документация объектов, строительство которых финансируется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежит государственной экспертизе, не состоятельны, в данном случае необходимо исходить из технических характеристик объекта.

Поэтому требования административного истца об обязании административного ответчика направить проектную документацию на строительство СДК с. Средний Сантимир на государственную экспертизу в течение 10 рабочих дней не подлежат удовлетворению.

Поскольку проектная документация строительства СДК с. Средний Сантимир не подлежала государственной экспертизе, то в силу ч. 1 ст. 54 ГрК РФ государственный строительный надзор не осуществляется, следовательно, требования административного истца об обязании администрации МО «Среднесантимирское сельское поселение» в течение 10 дней с соответствии с ч.5 ст. 52 ГрК РФ направить в Агентство государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области извещение о начале строительства СДК с. Средний Сантимир, также не подлежат удовлетворению.

Кроме того, как следует из административного иска, он подан в интересах неопределенного круга лиц, однако административным истцом не представлено доказательств, в чём выражено нарушение прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц действиями административного ответчика. Никто из жителей, проживающих на территории МО «Среднесантимирское сельское поселение», о нарушении каких-либо их прав и интересов, связанных со строительством СДК с. Средний Сантимир, в прокуратуру района или иные компетентные органы не обращался.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173,177 и 178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Новомалыклинского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть – 14.02.2020 года.

Председательствующий В.И.Синяев