ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-38/20 от 10.04.2020 Кировского районного суда (Калужская область)

Дело № 2-2-38/2020

УИД 40RS0010-02-2020-000031-42

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Спас-Деменск 10 апреля 2020 г.

Кировский районный суд Калужской области в составе:

Председательствующего Тымкив Г.И.

При секретаре Молчановой О.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрович Валентины Яковлевны к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Кировском районе о признании незаконным отказа в перерасчете размера страховой пенсии, установлении и выплате надбавки к страховой пенсии, перерасчете пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

18 февраля 2020 г. Петрович В.Я. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Кировском районе, по следующим основаниям: 30 декабря 2019 года она обратилась к ответчику с заявлением об установлении и выплате надбавки к страховой пенсии как лицу, проработавшему не менее 30 лет в сельском хозяйстве в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР в Кировском районе № 4 от 13 января 2020 года ей было отказано в выплате из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы в сельском хозяйстве. В стаж не были включены периоды: с 01.06.1995г. по 30.12.2011 г. в должности заведующей Боловским ветпунктом Спас-Деменской станции по борьбе с болезнями сельскохозяйственных животных и с 01.01.2012 г. по 30.12.2014 г. в должности заведующей Боловским ветпунктом Спас-Деменской станции по борьбе с болезнями животных (по совместительству), поскольку в Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, должности данных учреждений не относятся к организациям, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство и документально не подтверждена занятость на работах по ветеринарному обслуживанию сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов. Считает данный отказ незаконным и просит признать решение Управления пенсионного фонда РФ в Кировском районе Калужской области (межрайонное) от 13 января 2020 года № 4 об отказе в назначении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости жителям села и зачете периода работы в сельском хозяйстве Петрович В.Я. незаконным, зачесть ей в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости жителям села в размере 25%: период работы с 01.06.1995 г. по 30.12.2011 г. (6 лет 7 месяцев) в должности заведующей Боловским ветпунктом Спас-Деменской станции по борьбе с болезнями сельскохозяйственных животных и с 01.01.2012г. по 30.12.2014 г. (2 года 11 месяцев) в должности заведующей Боловским ветпунктом Спас-Деменской станции по борьбе с болезнями животных (по совместительству). Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе Калужской области (межрайонное) рассмотреть вопрос о перерасчете размера пенсии Петрович Валентине Яковлевне и производить ей фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в размере 25% согласно требований ч.14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и п. 5 ст. 10 Федерального закона N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".

В судебном заседании истица Петрович В.Я. исковые требования поддержала, пояснив, что она работала заведующей Боловским ветпунктом Спас-Деменской станции по борьбе с болезнями сельскохозяйственных животных и Спас-Деменской станции по борьбе с болезнями животных, основной задачей которой были предупреждение и ликвидация карантинных и особо опасных болезней сельскохозяйственных животных, организация и проведение мероприятий, обеспечивающих сохранение поголовья сельскохозяйственных животных на территории СП «деревня Болва», где в 1995 году действовало сельхозпредприятие КСП «Путь Ленина», с основным видом деятельности-сельскохозяйственная, которое в 1999 году было реорганизовано в СПК «Боловский», которое Петрович В.Я. обслуживала, как ветеринарный врач. В 1999 году было открыто МУП «Спас-Деменская МТС», с основным видом деятельности-сельское хозяйство, действующее до 2006г., которое она обслуживала как ветеринарный врач. В 2006г. было открыто ЗАО «АПП Спас-Деменск», с основным видом деятельности - сельское хозяйство, которое также обслуживала она как ветеринарный врач до 30.12.2014 г. Её трудовая деятельность проходила в сельском хозяйстве, рабочий день был ненормированный. Ветеринарный пункт располагался по месту нахождения сельскохозяйственных предприятий в целях обеспечения сельского хозяйства, т.к. ветеринарных работников в колхозах и совхозах не осталось.

Вышеуказанные сельскохозяйственные предприятия на территории Боловского сельского совета Спас-Деменского района занимались животноводством, молочным животноводством. В плановом порядке ею проводился осмотр всего поголовья скота, при выявлении заболевания назначалось и проводилось лечение, обеспечивалась санитарная обработка скота, вакцинация, производился отбор лабораторных проб, принимались тяжелые роды, истица работала в любое время суток. Основной задачей ветеринарного работника было обеспечить развитие здорового поголовья сельскохозяйственного скота, не допустить поступления в реализацию молока и мяса от больного скота, предотвратив тем самым возможное заболевание людей. По мере необходимости те же мероприятия выполнялись в отношении домашних животных населения деревень. За весь период времени ветеринарным работником, объем исполняемых обязанностей не изменялся. Кроме прямых обязанностей ветеринарного работника приходилось выполнять другую сельскохозяйственную работу, к проведению которой привлекались все жители Боловского сельского совета. Данная работа была непосредственно связана с животноводством в сельской местности и сельском хозяйстве. За период данной трудовой деятельности истица из сельской местности не переезжала, постоянно была зарегистрирована и проживала в д.Болва Спас-Деменского района Калужской области, где и работала. В её служебные обязанности входило предупреждение и ликвидация карантинных и особо опасных болезней сельскохозяйственных животных, организация и проведение мероприятий по предупреждению, ликвидации заболеваний животных в сельских хозяйствах всех форм собственности, слежение за зоогигиеническим состоянием содержания скота, соблюдением санитарных правил производства молока, снижение яловости и улучшение воспроизводства стада, лечение животных, тем самым осуществляла ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов, данные должности включены в раздел должностей работников сельского хозяйства. Ветеринарное обслуживание было включено в отрасль «сельское хозяйство», основными задачами ветеринарных специалистов было проведение профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий в отношении сельскохозяйственных и домашних животных, их лечение, контроль над соблюдением требований санитарной обработки животноводческих помещений.

В настоящее время приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.02.2012 N126 утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства», который предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления работниками организаций сельскохозяйственной сферы деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Указанным Единым квалификационным справочником к должностям специалистов, занятых в сфере сельского хозяйства отнесены ветеринарный врач, ветеринарный фельдшер, к должности руководителей, занятых в сфере сельского хозяйства отнесен заведующий ветеринарным участком.

Наделяя ветеринарных специалистов соответствующими полномочиями, законодатель возлагал обязательность исполнения их указаний по вопросам предупреждения и ликвидации болезней животных на всех работников хозяйства и граждан, проживающих на обслуживаемой территории. Этим объяснялось необходимость отнесения ветеринарной службы к государственной службе, в целях формирования единой политики в области борьбы с болезнями животных.

Согласно ч. 14 ст.17 Федерального закона №400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом №?167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018г. №1441утверждены Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно п. 3 Правил, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории РФ, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 01.01.1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком. Требований о том, что в период работы в качестве ветеринарного санитара учитываются только случаи подтверждения основного вида деятельности - 01 «Сельское хозяйство» указанные Правила не содержат.

Считает, что имеет право на установление и выплату надбавки к страховой пенсии, поскольку она проработала более 30 календарных лет в сельском хозяйстве, что является основанием для установления повышенной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Представитель ответчика Управления пенсионного фонда РФ в Кировском районе Сорокина Н.Е. (по доверенности № 2/1823 от 09.07.2018 года) в судебном заседании исковые требования Петрович В.Я. признала, пояснив, что на момент подачи заявления Петрович В.Я. на перерасчет пенсии справки ГБУ Калужской области «Кировская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных» №247/1 от 19 марта 2020 г. о выполнении ею работы по ветеринарному обслуживанию сельскохозяйственных животных не было, в связи с чем в удовлетворении заявления было отказано. При наличии такой справки основания для перерасчета пенсии имеются.

Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к выводу, что требования Петрович В.Я. подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 14 ст.17 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом №?167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости л к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

Из трудовой книжки на имя Петрович (Шишмаковой) В.Я. усматривается, что с 01.06.1995г. она работала в должности заведующей Боловским ветпунктом Спас-Деменской станции по борьбе с болезнями сельскохозяйственных животных, уволена 30.12.2011 г. по собственному желанию; с 01.01.2012 г. принята на должность заведующей Боловским ветпунктом Спас-Деменской станции по борьбе с болезнями животных (по совместительству), 30.12.2014 г. уволена по собственному желанию.

30 декабря 2019 года Петрович В.Я. обратилась в ГУ УПФ РФ в Кировском районе с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Решением ГУ УПФ РФ в Кировском районе № 4 от 13 января 2020 года Петрович В.Я. отказано в удовлетворении заявления об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности не менее 30 календарных лет работы в сельском хозяйстве.

В соответствии с Типовым Положением о ветеринарном участке и ветеринарном пункте государственной ветеринарной сети, утвержденным Министерством сельского хозяйства СССР 20 мая 1971 года, ветеринарный участок является лечебно-профилактическим учреждением государственной ветеринарной сети. Основной задачей ветеринарного участка является организация и осуществление ветеринарных мероприятий, направленных на обеспечение развития животноводства и повышение его продуктивности в колхозах и других хозяйствах зоны деятельности участка.

Письмом Главного управления по производству и переработке продукции животноводства с государственной ветеринарной инспекцией от 28 декабря 1987 года №17-5/4-1676 всем ветеринарным отделам Госагропромов АССР, агропромов краев и областей направлены квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов ветеринарного обслуживания для последующего использовании их при проведении аттестации.Указанным письмом к должностным обязанностям ветеринарного врача и ветеринарного фельдшера отнесено проведение профилактических и ветеринарно- санитарных мероприятий по предупреждению заболеваний и падежа животных, а также заболевшего скота и птицы. На указанных специалистов возложены обязанности: следить за соблюдением требований Ветеринарного устава СССР, осуществлять контроль за санитарным состоянием кормов, пастбищ, мест водопоя животных помещений, оборудования и инструмента, обеспечение проведения санитарной обработки животноводческих помещений.

Аналогичные требования содержатся в должностной инструкции заведующего ветеринарным участком Спас-Деменской станции по борьбе с болезнями сельскохозяйственных животных, утвержденной 01 января 2012 года начальником ветстанции.

Статьей 1 Закона РФ от 14.05.1993 №4979-1 «О ветеринарии» под ветеринарной деятельностью понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных. Законом определяется, что ветеринарные правила, перечень подконтрольных товаров, порядок назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров, перечень оснований для проведения лабораторных исследований, порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, ветеринарные правила проведения регионализации территории Российской Федерации, полномочия государственных ветеринарных инспекторов, перечень заразных болезней животных, ветеринарно-санитарные требования и нормы по безвредности кормов и кормовых добавок, правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства, разрабатываются и утверждаются Министерством сельского хозяйства РФ.

Полномочия Минсельхоза России как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию агропромышленного комплекса, включая ветеринарию, определены в Положении о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (пункт 1). Подпунктом 5.2.9 названного положения закреплено полномочие Минсельхоза России по принятию правил в области ветеринарии. Согласно пункту 2 раздела I положения, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности?подведомственных Министерству Федеральной службы по ветеринарному фитосанитарному надзору и Федерального агентства по рыболовству.

Абзацем третьим Указаний, являющихся приложением к приказу Минфина РФ от 16.12.1998 N 255, Госналогслужбы РФ от 30.11.1998 N ГБ-3-09/313 в отрасль «Сельское хозяйство» включены также организации, обслуживающие сельское хозяйство, то есть ветеринарное обслуживание.

В соответствии подпунктом 37 пункта 6 Положения о Министерствах сельского хозяйства и продовольствия РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 09.1998 N 1090 на Министерство была возложена организация деятельности ветеринарной службы Российской Федерации по предупреждению болезней животных, контроль за выпуском полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства, защита населения от общих для человека и животных болезней, разработка и утверждение ветеринарных правил, инструкции, указаний и других нормативных документов, обязательных для животноводства, внесение представления об установлении и отмене на территории Российской Федерации карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных.

Эти же задачи предусмотрены подпунктом 44 пункта 7 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного

Постановлением Правительства РФ от 29.11.2000 N 901, которым Постановление Правительства РФ от 11.09.1998 N 1090 признано утратившим силу.

В соответствии со статьей 143 Трудового кодекса РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

Указанным справочником предусмотрено, что на территории РФ в настоящее время действует Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 19.07.1983 N 156/15-28 "Об утверждении раздела "Работы и профессии рабочих в животноводстве" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (выпуск 70)", в котором указаны требования к санитару ветеринарному, основной обязанностью которого является оказание помощи ветеринарному врачу.

Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре

федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которой переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, с отнесением ее в ведение данного Министерства.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.02.2012 N126H утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства», который предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления работниками организаций сельскохозяйственной сферы деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.?

Указанным Единым квалификационным справочником к должностям специалистов, занятых в сфере сельского хозяйства отнесены ветеринарный врач, ветеринарный фельдшер, к должности руководителей, занятых в сфере сельского хозяйства отнесен заведующий ветеринарным участком.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих раздел "Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства" служит ориентиром для правильного подбора и расстановки кадров, непосредственно связанных с сельским хозяйством, таких как агроном, агрохимик, бактериолог, ветеринарный врач, зоотехник и прочее.

В соответствии с законом Российской Федерации «О Ветеринарии» под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ) предусматривал, что в отрасль «Сельское хозяйство» (20000) включены не только различные направления растениеводства и животноводства, но и различные направления обслуживания сельского хозяйства (22000), в том числе и ветеринарное обслуживание сельского хозяйства (22200), которым заняты, в том числе, ветеринарные, ветеринарно-санитарные станции.

К отрасли «Сельское хозяйство» относит ветеринарию и ветеринарного Спас-Деменская районная станция по борьбе болезнями животных» санитара Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974г. № 298/П-22 (в ред. от 29.05.1991г.)

Как видно из справки ГБУ Калужской области «Кировская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных» № 247/1 от 19 марта 2020 г. Петрович В.Я. исполняла обязанности заведующего Боловским ветеринарным пунктом, входящего в состав ГУ «Спас-Деменская районная станция по борьбе болезнями животных» и была задействована на работах по ветеринарному обслуживанию сельскохозяйственных животных. Согласно Постановлению Правительства Калужской области от 15 апреля 2011 г. № 210 ГУ «Спас-Деменская районная станция по борьбе болезнями животных» переименовано в ГБУ «Спас-Деменская районная станция по борьбе болезнями животных». На основании приказа Комитета ветеринарии при Правительстве Калужской области от 02 июня 2016 г. № 458 ГБ «Спас-Деменская районная станция по борьбе болезнями животных» реорганизовано путем присоединения к Государственному бюджетному учреждению Калужской области «Кировская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных».

Согласно справки председателя СПК «Боловский» от 12 марта 2020 г. с 01.06. 1995 г. по 31.12.2006 г. в хозяйстве содержалось 950 голов крупного рогатого скота, ветеринарное обслуживание, находящихся в хозяйстве сельскохозяйственных животных, согласно заключенных со Спас-Деменской станцией по борьбе с болезнями сельскохозяйственных животных договоров, осуществляла заведующая Боловским ветпунктом Петрович В.Я.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения иска Петрович В.Я. в полном обьеме.

Руководствуясь ст.ст, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Петрович Валентины Яковлевны – удовлетворить:

Признать решение Управления пенсионного фонда РФ в Кировском районе Калужской области (межрайонное) от 13 января 2020 года № 4 об отказе в назначении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости жителям села и зачете периода работы в сельском хозяйстве Петрович В.Я. незаконным, зачесть Петрович Валентине Яковлевне в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости жителям села в размере 25%: период работы с 01.06.1995 г. по 30.12.2011 г. (6 лет 7 месяцев) в должности заведующей Боловским ветпунктом Спас-Деменской станции по борьбе с болезнями сельскохозяйственных животных и с 01.01.2012г. по 30.12.2014 г. (2 года 11 месяцев) в должности заведующей Боловским ветпунктом Спас-Деменской станции по борьбе с болезнями животных.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе Калужской области (межрайонное) произвести перерасчет пенсии Петрович Валентине Яковлевне с момента подачи заявления, т.е с 30 декабря 2019 г., и производить ей фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в размере 25% согласно требований ч.14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и п. 5 ст. 10 Федерального закона N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский Областной суд через Кировский районный суд Калужской области в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.

Председательствующий: Г.И. Тымкив

Решение в полном объёме изготовлено 12 мая 2020 г.