Дело №2-2-39/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Вешкайма 28 февраля 2019 года
Майнский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Живодеровой В.В.
С участием помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Кузнецовой М.А., при секретаре Дементьевой И.Ю.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилсервис» муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области о возложении обязанности получить лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод на артезианские скважины в селах Нижняя Туарма, Мухино, Каргино, Ахматово Белый Ключ, Коченяевка, Белемишево, Канабеевка, Араповка, Стемасс, Озерки, Красный Бор, п. Залесный, р.п. Вешкайма Вешкаймского района, разработать материалы для заключения договора водопользования на поверхностный водный объект
УСТАНОВИЛ:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилсервис» муниципального образования Вешкаймский район о возложении обязанности получить лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод на артезианские скважины в селах Нижняя Туарма, Мухино, Каргино, Ахматово Белый Ключ, Коченяевка, Белемишево, Канабеевка, Араповка, Стемасс, Озерки, Красный Бор, р.п. Вешкайма Вешкаймского района, указывая, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены грубые нарушения природоохранного законодательства при осуществлении недропользования. Предприятие осуществлет деятельность по водоснабжению населений муниципальных образований : «Вешкаймское городское поселение», Каргинское сельское поселение», «Стемасское сельское поселение»; водоотведение и управление многоквартирными жилыми домами на территории р.п. Вешкайма с оказанием указанных услуг. Предприятие создано в июне 2015 года, характер деятельности- круглогодичный, ежедневный. Имущество, предназначенное для осуществления деятельности предприятия является собственностью муниципального образования «Вешкаймский район» и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения на основании договора от 16.05.2018 года №17 и акта приема-передачи б/н и б/д. Предприятие при осуществлении деятельности по водоснабжению населения обеспечивает питьевой водой 15 населенных пунктов: р.п. Вешкайма, пос. Залесный, сел- Вешкайма, Озерки, Ховрино, Белый Ключ, Каргино, Ахматово, Нижняя Туарма, Канабеевка, Коченяевка, Стемасс, Араповка, Красная Эстония, Беклемишево Вешкаймского района Ульяновской области. Согласно Приложений №2, №3 к договору от 16.03.2018 года №17 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, водоснабжение осуществляется за счет 26 артезианских скважин, расположенных на территории указанных муниципальных образований, а именно: 1 буровая скважина, расположенная в с.Нижняя Туарма, 1 буровая скважина в с.Мухино 2 буровые скважины в с.Каргино, 1 буровая скважина в с.Ахматово- Белый Ключ, 1 буровая скважина в 650 метрах на юго-восток от клуба в с.Коченяевка, 1 буровая скважина в с.Коченяевка, ул.Школьная; 1 буровая скважина в с.Беклемишево, ул.Советская; 1 буровая скважина в с.Беклемишево, пер.Совхозный; 1 буровая скважина в с.Беклемишево ул.Школьная; 1 буровая скважина в с.Беклемишево, ул.Совхозная; буровая скважина №1093 в с.канабеевка, ул.Центральная; буровая скважина №112 в с.Канабеевка, ул.Заречная; буровая скважина №637 в с.Араповка, ул.Деманова; буровая скважина №1256 в с.Стемасс, ул.Заречная; 1 буровая скважина №2015 в с.Озерки; 1 буровая скважина в с. Красный Бор; 1 артезианская скважина в с.Белый Ключ, ул.Волынцева; 4 артезианские скважины в р.п. Вешкайма №№68072/2, 68071/1, 68429/1,7121; разведочно-эксплуатационная скважина №37427/2 в р.п. Вешкайма, 1 буровая скважина в с.Красный Бор, ул.Карсунская, д.2В. В нарушение ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.3 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.3 ст.9 Водного кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.1.2, пункта 3 ст.2.3, ст.9, 11, п.1 ст.23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах», предприятие с момента образования осуществляет пользование недрами в целях добычи подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения из указанных 26 артезианских скважин без оформленной в установленном порядке лицензии, в связи с чем осуществляет пользование недрами самовольно, так как у него отсутствуют правовые основания для возникновения права пользования. Ульяновской природоохранной прокуратурой в адрес и.о. директора предприятия вносилось представление об устранении нарушений природоохранного законодательства. Однако, нарушения предприятием не устранены, пользование недрами осуществляется в отсутствие лицензии на недропользование. Незаконное использование недр без получения соответствующей лицензии ведет к неисполнению норм по охране окружающей природной среды, соответствующему учету добываемых природных ресурсов, несоблюдению санитарных требований в части предотвращения загрязнения зоны санитарной охраны источника водоснабжения, что может привести к истощению водных подземных природных ресурсов и негативным последствиям. Таким образом, самовольное недропользование подземным водным объектом (подземными питьевыми водами, добываемыми из водозаборных (артезианских) скважин), находящимся в государственной собственности, нарушает права Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Добыча без соответствующего учета природных ресурсов, несоблюдение санитарных требований, может привести к истощению водных ресурсов, а также создать угрозу санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.42 Конституции Российской Федерации. Недополучение платежей за пользование за пользование природными ресурсами – ставит под угрозу финансовой стабильности государства и его субъектов. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.42 Конституции Российской Федерации и гарантированные государством. Невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан окружающей среде в будущем, что в силу ст. 1065 ГК РФ и ст.80 ФЗ РФ « Об охране окружающей среды» является основанием для приостановления соответствующей деятельности в судебном порядке. Поскольку эксплуатируемые ответчиком без соответствующей лицензии водозаборные (артезианские) скважины для добычи подземных вод являются единственными источниками питьевого водоснабжения для населения, юридических и физических лиц вышеуказанных населенных пунктов, приостановление (запрещение) их эксплуатации до получения соответствующей лицензии будет противоречить общественным интересам, создаст угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. В связи с изложенным, устранение нарушенных прав государства, субъектов Российской Федерации может быть обеспечено только возложением обязанности на недропользователя получения соответствующей лицензии. Получение указанных разрешительных документов является не простой бюрократической формальностью, а мерой защиты государственной собственности- недр (являющихся в соответствии со ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» компонентом окружающей среды), так как только выполнение лицензионных условий позволит:
обеспечить соблюдение режима зон санитарной охраны, тем самым предотвратить угрозу бактериологического и химического загрязнения (деградации) подземных вод ;
учет добываемых природных ресурсов, что предотвратит их истощение;
обеспечит соблюдение платности природопользования, основополагающего принципа, закрепленного в ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды», тем самым будет обеспечено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации.
В связи с изложенным, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, п.3 ст.35 ФЗ « О прокуратуре РФ», прокурор просил обязать МУП «Жилсервис» получить лицензии на право пользования недрами за счет 26 артезианских скважин, расположенных на территории муниципальных образований : «Вешкаймское городское поселение», Каргинское сельское поселение», «Стемасское сельское поселение»; Вешкаймского района Ульяновской области, а именно: 1 буровая скважина, расположенная в с.Нижняя Туарма, 1 буровая скважина в с.Мухино 2 буровые скважины в с.Каргино, 1 буровая скважина в с.Ахматово- Белый Ключ, 1 буровая скважина в 650 метрах на юго-восток от клуба в с.Коченяевка, 1 буровая скважина в с.Коченяевка, ул.Школьная; 1 буровая скважина в с.Беклемишево, ул.Советская; 1 буровая скважина в с.Беклемишево, пер.Совхозный; 1 буровая скважина в с.Беклемишево ул.Школьная; 1 буровая скважина в с.Беклемишево, ул.Совхозная; буровая скважина №1093 в с.канабеевка, ул.Центральная; буровая скважина №112 в с.Канабеевка, ул.Заречная; буровая скважина №637 в с.Араповка, ул.Деманова; буровая скважина №1256 в с.Стемасс, ул.Заречная; 1 буровая скважина №2015 в с.Озерки; 1 буровая скважина в с. Красный Бор; 1 артезианская скважина в с.Белый Ключ, ул.Волынцева; 4 артезианские скважины в р.п. Вешкайма №№68072/2, 68071/1, 68429/1,7121; разведочно-эксплуатационная скважина №37427/2 в р.п. Вешкайма, 1 буровая скважина в с.Красный Бор, ул.Карсунская, д. 2В.
В судебном заседании старший помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Кузнецова М.А. представила заявление об уточнении исковых требований, в просила обязать МУП «Жилсервис» получить лицензии на право пользование недрами за счет 26 артезианских скважин: 5 скважин в р.п. Вешкайма (№№68072/2, 68071/1, 68429/1,7121, 37427/2); 3 скважины в с.Красный Бор (3114,2812, б/н); 2 скважины в п.Залесный (№3014,№3013); 1 скважину в с.Озерки (№2015); 2 скважины в с.Стемасс (№1256,1561); 3 скважины в с.Беклемишево (1716,1706,2764); 2 скважины в с.Канабеевка (№1093,№112); скважину в с.Араповка (№637); 2 скважины в с.Каргино (№483 и №2125); 1 скважину в с.Ахматово- Белый Ключ (№2938); 1 скважину в с.Нижняя Туарма (№2939); 1 скважину в с.Мухино (№69); 2 скважины в с.Коченяевка (№2648,2598); а также разработать материалы для заключения договора водопользования на поверхностный водный объект- родник (каптаж) в с.Белый Ключ.
Представитель ответчика МУП «Жилсервис» муниципального образования «Вешкаймский район» Куприянова М.С. в судебном заседании признала уточненные исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, пояснила, что объекты, указанные в уточненном исковом заявлении прокурора, МУП «Жилсервис» Вешкаймского района Ульяновской области эксплуатирует, осуществляет без лицензии добычу подземный вод, также без договора водопользования использует поверхностный водный объект в с.Белый Ключ для обеспечения населения в указанных населенных пунктах питьевой водой. 28.01.2019 года предприятием направлена заявка на получение лицензии на пять скважин, расположенных в р.п. Вешкайма, в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, но лицензии пока не получены, результат рассмотрения заявки им пока не известен. В случае удовлетворения исковых требований прокурора, представитель ответчика просит предоставить отсрочку исполнения решения суда на срок 6 месяцев, поскольку для оформления документов на получение лицензии необходимо значительные временные и материальные затраты.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Вешкаймский район» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области в судебное заседание не прибыл, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела, в том числе с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно ст.5 Водного Кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам относятся, в том числе природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); к подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты.
В силу ст.8 Водного Кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2.
В силу части 2 названной статьи пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно части 1 ст.9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой данного кодекса.
В соответствии с п.1 ч.2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с часть.3 ст.38 настоящего Кодекса приобретается на основании договоров водопользования, в том числе и в целях водопользования с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты.
Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 N 165 «О подготовке и заключении договора водопользования» утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования (далее Правила), которыми установлен порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с частью 2 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований (далее - водный объект), предоставляются в пользование, в том числе и для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 ст.38 Водного кодекса Российской Федерации;
В силу п.3 Правил подготовку и заключение договора водопользования по форме примерного договора водопользования, утвержденной вышеуказанным Постановлением на основании обращения юридического лица, физического лица или индивидуального предпринимателя осуществляют орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования, - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, за исключением водных объектов, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта;
В соответствии с п.4 Правил физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование (далее - заявитель), обращаются в один из органов, указанных в пункте 3 указанных Правил (далее - уполномоченный орган), по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование, с приложением к нему документов и материалов, предусмотренных п.7 данных Правил, в том числе: материалы, содержащие сведения о планируемых заявителем водохозяйственных мероприятиях, мероприятиях по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для их реализации; материалы, содержащие сведения о возможности ведения в установленном порядке регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами при осуществлении водопользования; материалы, отображающие в графической форме водный объект, указанный в заявлении, размещение средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к этим материалам.
В соответствии с п.3 ст.9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В соответствии с частью 1 ст.1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу п.3 ст.2.3 вышеуказанного закона к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
В силу п.6 ст. 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» основаниями возникновения права пользования участками недр являются принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи;
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации « О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с п.1 ст.23 Закона Российской Федерации «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
В ходе проведения прокурорской проверки соблюдения муниципальным унитарным предприятием «Жилсервис» муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области природоохранного законодательства выявлены нарушения обязательных требований, выразившиеся в использовании поверхностного водного объекта - родник-каптаж в селе Белый Ключ Вешкаймского района Ульяновской области без заключения договора водопользования, а также добыча подземных вод за счет 26 артезианских скважин: 5 скважин в р.п. Вешкайма (№№68072/2, 68071/1, 68429/1,7121, 37427/2); 3 скважины в с.Красный Бор (3114,2812, б/н); 2 скважины в п.Залесный (№3014,№3013); 1 скважину в с.Озерки (№2015); 2 скважины в с.Стемасс (№1256,1561); 3 скважины в с.Беклемишево (1716,1706,2764); 2 скважины в с.Канабеевка (№1093,№112); скважину в с.Араповка (№637); 2 скважины в с.Каргино (№483 и №2125); 1 скважину в с.Ахматово- Белый Ключ (№2938); 1 скважину в с.Нижняя Туарма (№2939); 1 скважину в с.Мухино (№69); 2 скважины в с.Коченяевка (№2648,2598) для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения без оформленной в установленном законом порядке лицензии на право пользования недрами, что в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось.
Согласно информации, предоставленной Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области от 26.02.2019 года, что по состоянию на указанную дату у МУП «Жилсервис» муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области не имеется действующих лицензий на право пользования недрами с целью добычи подземных вод.
Из договора №17 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Жилсервис» муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области от 16 мая 2018 года, актом приема-передачи, являющегося приложением № 1 к договору №17 от 16.05.2017 года, перечнем имущества, являющегося приложением № 2 к договору № 17 от 16.05.2018 года, из которых следует, что МУП «Жилсервис» муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области переданы на праве хозяйственного ведения в числе прочего имущества: 1 буровая скважина, расположенная в с.Нижняя Туарма, 1 буровая скважина в с.Мухино, 2 буровые скважины в с.Каргино, 1 буровая скважина в с.Ахматово- Белый Ключ, 1 буровая скважина в 650 метрах на юго-восток от клуба в с.Коченяевка, 1 буровая скважина в с.Коченяевка, ул.Школьная; 1 буровая скважина в с.Беклемишево, ул.Советская; 1 буровая скважина в с.Беклемишево ул.Школьная; 1 буровая скважина в с.Беклемишево, ул.Совхозная; буровая скважина №1093 в с.Канабеевка, ул.Центральная; буровая скважина №112 в с.Канабеевка, ул.Заречная; буровая скважина №637 в с.Араповка, ул.Деманова; скважина №1561 в с.Стемасс; буровая скважина №1256 в с.Стемасс, ул.Заречная; 1 буровая скважина №2015 в с.Озерки; 1 буровая скважина в с. Красный Бор; 1 буровая скважина «2812 в с.Красный Бор, 1 артезианская скважина в с.Белый Ключ, ул.Волынцева; 4 артезианские скважины в р.п. Вешкайма №№68072/2, 68071/1, 68429/1,7121; разведочно-эксплуатационная скважина №37427/2 в р.п. Вешкайма, 1 буровая скважина в с.Красный Бор, ул.Карсунская, д. 2В, 2 скважины в пос.Залесный (№3013, 3014).
Вместе с тем, из Перечня водозаборов, представленных ответчиком, следует, что в с.Белый ключ добыча воды осуществляется не за счет буровой (артезианской) скважины, а осуществляется использование поверхностного водного объекта, то есть за счет использования каптаж-родника. Также указанным перечнем подтверждена добыча ответчиком подземных вод за счет: 5 скважин в р.п. Вешкайма (№№68072/2, 68071/1, 68429/1,7121, 37427/2); 3 скважин в с.Красный Бор (3114,2812, б/н); 2 скважин в п.Залесный (№3014,№3013); 1 скважины в с.Озерки (№2015); 2 скважин в с.Стемасс (№1256,1561); 3 скважин в с.Беклемишево (1716,1706,2764); 2 скважин в с.Канабеевка (№1093,№112); скважин в с.Араповка (№637); 2 скважин в с.Каргино (№483 и №2125); 1 скважины в с.Ахматово- Белый Ключ (№2938); 1 скважины в с.Нижняя Туарма (№2939); 1 скважины в с.Мухино (№69); 2 скважин в с.Коченяевка (№2648,2598).
В судебном заседании установлено отсутствие на момент рассмотрения дела у ответчика лицензии на добычу подземных вод за счет вышеуказанных скважин, а также использование поверхностного водного объекта –каптажа родника в с.Белый Ключ Вешкаймского района без заключения договора водопользования с соответствующим уполномоченным органом.
Таким образом, судом установлено, что ответчик в нарушение требований законодательства «О недрах» осуществляет пользование недрами в целях добычи подземных вод в вышеуказанных населенных пунктах Вешкаймского района Ульяновской области без оформления соответствующей лицензии, в связи с чем, осуществляет пользование недрами самовольно, так как у него отсутствуют правовые основания для возникновения права пользования, кроме того ответчик и в нарушение требований Водного кодекса Российской Федерации в отсутствие договора водопользования поверхностным водным объектом.
Самовольное использование подземных и поверхностных водных объектов, находящихся в государственной собственности, нарушает права Российской Федерации.
На основании ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Незаконное использование недр без получения соответствующей лицензии ведет к неисполнению норм по охране окружающей природной среды, соответствующему учету добываемых природных ресурсов, несоблюдению санитарных требований в части предотвращения загрязнения санитарной зоны источниками водоснабжения, так как может привести к истощению водных подземных ресурсов и иным негативным последствиям.
Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.42 Конституции РФ и гарантированные государством.
В соответствии со ст. 3 Федерального Закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ « Об охране окружающей природной среды» хозяйственная и иная деятельность юридических, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, указанных в данной норме, в том числе и соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что устранение нарушенных прав государства и неопределенного круга лиц может быть обеспечено возложением обязанности на недропользователя и пользователя поверхностными водными объектами получения соответствующей лицензии и возложением обязанности разработать материалы для заключения договора водопользования на поверхностный водный объект-родник-каптаж в с.Белый Ключ Вешкаймского района.
Пунктом 2.4 Устава МУП «Жилсервис» МО «Вешкаймский район» Ульяновской области предусмотрено, что право предприятия на осуществлять деятельность, на занятие которой в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение- лицензия, возникает у предприятия с момента ее получения.
Таким образом, уточненное исковое требование Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и в интересах неопределенного круга лиц к ответчику является обоснованным и подлежит удовлетворению полностью.
Ходатайство представителя МУП «Жилсервис» МО «Вешкаймский район» Ульяновской области о предоставлении им срока для исполнения решения суда 6 месяцев в части получения лицензий на право пользования недрами, суд находит обоснованным.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Учитывая, что для получения разрешения на право пользования (недрами) претендент на получение лицензии должен предоставить в уполномоченный орган пакет документов, предусмотренный Положением о порядке лицензирования пользования недрами (далее по тексту "Положение"), утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами", а также количество объектов, на которые необходимо получить лицензии, суд считает обоснованным предоставление ответчику периода 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу для его исполнения.
Поскольку прокурор при обращении в суд освобожден от уплаты государственной пошлины, то в силу ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика МУП «Жилсервис» муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области подлежит взысканию государственная пошлина, которая составляет 300 рублей, поскольку требования прокуроров заявлены и в интересах неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного, уточненные исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилсервис» муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области получить лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод на следующие артезианские скважины: 5 скважин в р.п. Вешкайма (№№68072/2, 68071/1, 68429/1,7121, 37427/2); 3 скважины в с.Красный Бор (3114,2812, б/н); 2 скважины в п.Залесный (№3014,№3013); 1 скважину в с.Озерки (№2015); 2 скважины в с.Стемасс (№1256,1561); 3 скважины в с.Беклемишево (1716,1706,2764); 2 скважины в с.Канабеевка (№1093,№112); скважину в с.Араповка (№637); 2 скважины в с.Каргино (№483 и №2125); 1 скважину в с.Ахматово- Белый Ключ (№2938); 1 скважину в с.Нижняя Туарма (№2939); 1 скважину в с.Мухино (№69); 2 скважины в с.Коченяевка (№2648,2598), в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилсервис» муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области разработать материалы для заключения договора водопользования на поверхностный водный объект: родник-каптаж в с.Белый Ключ Вешкаймского района.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Жилсервис» муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области в сумме триста рублей.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Майнский районный суд.
Судья Живодерова В.В.
Решение изготовлено 04 марта 2019 года
Судья Живодерова В.В.