ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-40/19 от 09.04.2019 Красноуфимского городского суда (Свердловская область)

Мотивированное решение 09.04.2019

2-2-40/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 апреля 2019 года р.п. Ачит

Красноуфимский районный суд постоянное судебное присутствие в р.п. Ачит Ачитского района Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Байдина С.М.

при секретаре Крашенинниковой М.В.

с участием:

представителя истца - заместителя прокурора Ачитского района Свердловской области Шамхалова А.С.

представителей ответчика администрации АГО - Хорошайловой О.А., Валиевой А.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ачитского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ачитского городского округа Свердловской области о возложении обязанности разработать и принять муниципальные программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявления на территории Ачитского городского округа

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ачитского района Свердловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Ачитского городского округа Свердловской области, в котором просил обязать администрацию Ачитского городского округа разработать и принять муниципальные программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявления на территории Ачитского городского округа, в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Ачитского района проведен анализ деятельности органов местного самоуправления Ачитского городского округа по исполнению возложенных на них задач по пресечению терроризма и экстремизма, не допущению нарушений закона в сфере межнациональных отношений, в том числе в части эффективности проводимых мероприятий, включая мероприятия в рамках программ по противодействию экстремизму и терроризму. В ходе проведенного анализа установлено, что постановлением Администрации Ачитского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Социально-экономическое развитие Ачитского городского округа на период до ДД.ММ.ГГГГ года» в которую входит подпрограмма «Профилактика правонарушений, наркомании, противодействию терроризму и экстремизму на территории Ачитского городского округа на ДД.ММ.ГГГГ годы», которой утвержден план мероприятий по выполнению подпрограммы Профилактика правонарушений, наркомании, противодействие терроризму и экстремизму на территории Ачитского городского округа на ДД.ММ.ГГГГ годы. Указанная подпрограмма предусматривает частичные мероприятия в области профилактики терроризма и экстремизма ( в отдельных сферах), и, кроме того, не устанавливает финансового обеспечения профилактики терроризма и экстремизма в целом, на что в свою очередь направлены соответствующие целевые программы. По указанным фактам прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Ачитского городского округа внесено представление об устранении нарушений, однако, конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих администрацией Ачитского городского округа не приняты, отдельные муниципальные программы по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений на территории Ачитского городского округа не разработаны и не приняты.

В судебном заседании заместитель прокурора Ачитского района Свердловской области Шамхалов А.С. исковые требования поддержал, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представители ответчика - администрации Ачитского ГО - Хорошайлова О.А. и Валиева А.Ф. заявленные исковые требования не признали. Суду показали, что Постановлением администрации АГО от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Социально-экономическое развитие Ачитского городского округа на период до ДД.ММ.ГГГГ года», включающая в себя подпрограмму «профилактика правонарушений, наркомании, противодействию терроризму и экстремизму на территории Ачитского городского округа на ДД.ММ.ГГГГ годы». Данной подпрограммой утвержден план мероприятий по выполнению подпрограммы «Профилактика правонарушений, наркомании, противодействию терроризму и экстремизму на территории АГО на ДД.ММ.ГГГГ годы». Указанная подпрограмма принята и реализуется по исполнение Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Стратегии противодействия терроризму в РФ до 2025 года, утвержденной Президентом РФ 28.11.2014 года № пр-2753, Устав Ачитского ГО. Во исполнение данной программы с учетом целей и задач приняты и реализуются планы мероприятий, для контроля за реализацией программы созданы и работают постоянные межведомственные комиссии, финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией комплексных планов, осуществляется за счет средств местного бюджета предусмотренных в подпрограмме «Профилактика правонарушений, противодействие терроризму и экстремизму на территории Ачитского городского округа до ДД.ММ.ГГГГ года», программе «Развитие системы образования в Ачитском городском округе до ДД.ММ.ГГГГ года», программе «Развитие культуры в Ачитском городском округе до ДД.ММ.ГГГГ года» и выделяемых финансовых средств на основную деятельность муниципальных учреждений и предприятий, а также за счет привлечения средств из внебюджетных источников. Подпрограмма «Профилактика правонарушени, наркомании, противодействие терроризму и экстремизму на территории Ачитского городского округа на ДД.ММ.ГГГГ годы» с учетом создания системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактике, пресечению правонарушений, терроризма и экстремизма, специально принята комплексная, т.к., работать по отдельным программам без комплекса взаимосвязанных мер просто невозможно. Комплексная программа является основой обеспечения эффективной организации противодействия профилактики правонарушений, противодействию терроризму и экстремизму. Также указывали на то, что бюджет Ачитского городского округа является высокодотационным и принять отдельную программу не представляется возможным, поскольку такой возможности не предусмотрено бюджетным законодательством.

Заслушав истца, представителей ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2013 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

Пунктом 22 ч. 1 ст. 31 Устава Ачитского городского округа к полномочиям администрации Ачитского городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах городского округа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5.2 Федерального закона "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 114-ФЗ от 25 июля 2002 года "О противодействии экстремистской деятельности противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Согласно статье 5 Федерального закона N 114-ФЗ от 25 июля 2002 года "О противодействии экстремистской деятельности" в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

В соответствии с пунктами 1, 2 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 года, N Пр-2753, Стратегия разработана в целях конкретизации положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ года", в которых одним из источников угроз национальной безопасности Российской Федерации признана экстремистская деятельность националистических, радикальных религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране.

Стратегия является основополагающим документом для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз и направлен на объединение усилий указанных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в целях пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе обстановки нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей.

На основании пунктов 24, 25 Стратегии, целью государственной политики в сфере противодействия экстремизму является защита основ конституционного строя РФ, общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз. Достижение указанной цели должно осуществляться путем реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер организационного и правового характера, разрабатываемых с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия экстремизму.

На основании п. 26 Стратегии основными задачами государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения правонарушений и преступлений экстремистской направленности.

Согласно пункту 27 Стратегии основными направлениями государственной политики по противодействию экстремизму в сфере законодательной деятельности являются, в том числе, принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов.

Пунктом 29 Стратегии предусмотрено, что она реализуется субъектами противодействия экстремизму, в том числе, при формировании и исполнении бюджетов всех уровней; в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов; в ходе контроля за исполнением норм законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму и выполнением мероприятий, предусмотренных планом реализации настоящей Стратегии, планами и программами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию экстремизму;

Пункты 31, 32, 33 Стратегии предусматривают ее реализацию в три этапа.

На первом этапе (2015 год) предполагается осуществить следующие мероприятия: а) разработка плана реализации настоящей Стратегии; б) определение направлений дальнейшего развития законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму; в) совершенствование организационного обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по противодействию экстремистской деятельности.

На втором этапе (ДД.ММ.ГГГГ годы) планируется осуществить следующие мероприятия: а) разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, направленных на решение задач в сфере противодействия экстремизму; б) выполнение мероприятий в соответствии с планом реализации настоящей Стратегии; в) мониторинг результатов, достигнутых при реализации настоящей Стратегии; г) прогнозирование развития ситуации в области межнациональных и межконфессиональных отношений в Российской Федерации и возможных экстремистских угроз; д) обеспечение вовлечения институтов гражданского общества в деятельность, направленную на противодействие экстремизму: е) создание системы дополнительной защиты информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", от проникновения экстремистской идеологии.

На третьем этапе (ДД.ММ.ГГГГ год) предусматривается обобщить результаты реализаций настоящей Стратегии и при необходимости сформировать предложения по разработке новых документов стратегического планирования в данной сфере, а также обеспечить принятие мер организационного характера на межведомственном уровне.

На основании п. 4 ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами.

Статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации.

Таким образом, из приведенных норм права в их совокупности следует, что профилактическая работа является приоритетным направлением в организации противодействия экстремизму и терроризму. В отсутствие обеспеченной финансированием программы в сфере противодействия терроризму и экстремизму невозможно обеспечить своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих проявлению терроризма и экстремизма, а также постоянную готовность сил и средств, выделенных для участия в мероприятиях по минимизации ликвидации последствий возможных террористических актов и проявлений экстремизма.

Работа по проведению отдельных мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму, в том числе, включенных в иные муниципальные программы, не является достаточной, поскольку основой обеспечения эффективной организации противодействия терроризму и экстремизму является создание системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма и экстремизма, что на должном уровне будет достигнуто только в результате принятия соответствующих самостоятельных целевых программ, обеспеченных финансированием.

Представленные в дело программы предусматривают частичные мероприятия в области профилактики терроризма и экстремизма (в отдельных сферах), и, кроме того, не устанавливают финансового обеспечения профилактики терроризма и экстремизма в целом, на что, в свою очередь, направлены соответствующие целевые программы.

С учетом изложенного, поскольку администрацией Ачитского городского округа до настоящего времени не разработаны и не утверждены муниципальные программы в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Ачитского района свердловской области обоснованы и подлежат удовлетворению.

Указание представителей ответчика на то, что законом не предусмотрено принятие самостоятельной муниципальной целевой программы не соответствуют действительности, поскольку пунктом 27 Стратегии прямо предусмотрено принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ачитского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать администрацию Ачитского городского округа разработать и принять муниципальные программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявления на территории Ачитского городского округа, в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья С.М. Байдин