ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-493/17 от 31.12.9999 Исаклинского районного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

« 13 « ноября 2017 года с.Челно-Вершины

Исаклинский районный суд Самарской области

в составе председательствующего судьи Батмановой И.А.,

с участием помощника прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры Самарской области Морозова А.А.,

при секретаре Башировой Х.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2-493/2017 по исковому заявлению прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры к МУП «Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства муниципального района Челно-Вершинский Самарской области», администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области об обязании прекратить сброс сточных вод

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в Исаклинский районный суд Самарской области с настоящим иском, указывая на то, что в результате проверки, проведенной Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что МУП «Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства муниципального района Челно-Вершинский Самарской области» в нарушение требований законодательства осуществляет сброс неочищенных сточных вод в реку Кондурча в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, сброс сточных вод осуществляется без соответствующего разрешения. Указанные нарушения природоохранного законодательства способствуют нарушению устойчивого функционирования естественных экологических систем, сохранению биологического разнообразия и благоприятной окружающей среды, что создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде. Кроме того, река Кондурча является рыбохозяйственным водоемом, с естественным процессом воспроизводства различных видов рыб. Таким образом, действиями предприятия по незаконному сбросу сточных вод в реку Кондурча нарушаются требования п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 № 997 «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи», которым запрещен сброс любых сточных вод в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных. Сброс загрязненных сточных вод влечет к поступлению с объемом сточных вод завышенного количества загрязняющих веществ, это ведет к загрязнению окружающей природной среды и причинению вреда водным объектам, что нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц. В целях устранения нарушений прокуратурой 13.04.2017 в адрес директора предприятия внесено представление. Однако, действенных мер, способствующих устранению нарушений, не предпринято. Просят обязать МУП «Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства муниципального района Челно-Вершинский Самарской области» и администрацию муниципального района Челно-Вершинский Самарской области прекратить сброс сточных вод в реку Кондурча до получения права пользования водным объектом и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект, указанные мероприятия осуществить в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В дальнейшем прокурор Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры уточнил исковые требования, ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве ответчика администрацию сельского поселения Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области. Просит обязать МУП «Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства муниципального района Челно-Вершинский Самарской области» и администрацию муниципального района Челно-Вершинский Самарской области прекратить сброс сточных вод в реку Кондурча до получения права пользования водным объектом и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект, указанные мероприятия осуществить в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры Морозов А.А. уточненное исковое заявление поддержал в полном объёме, по изложенным в нем основаниям, просит исключить из числа ответчиков администрацию муниципального района Челно-Вершинский Самарской области. Просит обязать МУП «Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства муниципального района Челно-Вершинский Самарской области» и администрацию муниципального района Челно-Вершинский Самарской области прекратить сброс сточных вод в реку Кондурча до получения права пользования водным объектом и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект, указанные мероприятия осуществить в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области по доверенности Сайфулин Р.М. согласен на исключение из числа ответчиков администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области. Кроме того, он суду показал, что сброс сточных вод в реку Кондурча, осуществляется Челно-Вершинским МУП ПОЖКХ с очистных сооружений Челно-Вершинского района. Согласно п.298 приложения № 9 Закона Самарской области "О разграничении муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального района Челно-Вершинский Самарской области" от 12.02.2007 г. № 5-ГД, очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, инвентарный № переданы в собственность сельского поселения Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, в полном комплексе сооружений и коммуникаций, входящих в состав этого объекта. В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ «На закрепление недвижимого имущества муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения», администрацией сельского поселения Челно Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области очистные сооружения переданы в хозяйственное ведение Челно-Вершинскому МУП ПОЖКХ. Таким образом, администрации муниципального района Челно- Вершинский Самарской области не является собственником вышеуказанного имущества.

Представитель МУП «Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства муниципального района Челно-Вершинский Самарской области» по доверенности- Мифтахова В.Р. исковое заявление признала. Согласно представленному отзыву, ответчик ведет мониторинг качества сточных и природных вод реки Кондурча выше и ниже 500 метров выпуска с очистных сооружений в рамках программы производственного контроля, согласованной с Роспотребнадзором. Обратившись в ФГБУ Приволжское УГМС с запросом на выдачу фоновых концентраций с предъявлением результатов анализов выполненных филиалом «ЦЛАТИ по Самарской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» за период с 2014 года по декабрь 2016 г., они получили отказ. Для получения расчетных фоновых концентраций вредных веществ согласно требований ФГБУ Приволжское УГ&apos;МС, оформления проекта НДС и Разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) реку Кондурча на 2017 год, Челно-Вершинское ПОЖКХ заключило договоры: с ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» (<данные изъяты> на общую сумму 227038,24 руб.; с ФГБУ Приволжское УГМС (<данные изъяты> на сумму 95653,41 руб.; с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в Сергиевском районе» на сумму 28064,45 руб., а всего на общую сумм 350 756,1 руб. Кроме того, они запросили гидрологическую характеристику приемника сточных вод Челно- Вершинское ПОЖКХ,. Срок действия данного документа ограничен, поэтому его получение и оплату в сумме 33871.90 руб., было решено перенести на более приемлемый срок. На сегодняшний день анализов выполнено по условиям договора на сумму 189 925,22 руб., а оплачено: 109 952,44 руб. Согласно анализу за 2016 г по виду деятельности: Водоотведение и очистка сточных вод, убытки по данному виду деятельности составили за 2016 год -1751,4 тыс.руб. Часть убытков возместила администрация сельского посления Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области за счет субсидий из бюджета поселения в размере 166,9 тыс.руб. Исковое требование межрайонной прокуратуры признают, но при принятии решения просят учесть финансовое положение предприятия, продлить срок для выполнения мероприятий необходимых для получения права пользования водным объектом и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект на 1,5 года.

Представитель администрации сельского поселения Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области по доверенности Рязапов М.М. по существу против доводов искового заявления не возражал. Вместе с тем, просил предоставить срок для исполнения решения суда один год шесть месяцев.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что в результате проверки, проведенной Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что МУП «Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства муниципального района Челно- Вершинский Самарской области» в нарушение требований законодательства осуществляет сброс неочищенных сточных вод в реку Кондурча в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, сброс сточных вод осуществляется без соответствующего разрешения.

Согласно ст. 4. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе поверхностные и подземные воды.

В соответствии со ст.39 Федерального закона от 10.01.2000 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а так же иных наилучших существующих технологий, обеспечивают выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению окружающей среды.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Ст.44 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществление сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Частью 2 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Закона № 7-ФЗ, сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона предприятие осуществляет сброс неочищенных сточных вод в реку Кондурча в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, сброс сточных вод осуществляется без соответствующего разрешения.

Данные нарушения подтверждаются письмом Управления Росприроднадзора по Самарской области от 13.04.2016, сведениями отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ ФАВР от 17.02.2017, в которых указано об отсутствии у ответчика оформленных прав пользования водным объектов и соответствующего разрешения.

Указанные нарушения природоохранного законодательства способствуют нарушению устойчивого функционирования естественных экологических систем, сохранению биологического разнообразия и благоприятной окружающей среды, что создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде. Также, необходимо учесть факт, что река Кондурча является рыбохозяйственным водоемом, с естественным процессом воспроизводства различных видов рыб.

Таким образом, действиями предприятия по незаконному сбросу сточных вод в реку Кондурча нарушаются требования п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 № 997 «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи», которым запрещен сброс любых сточных вод в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных.

Поскольку сброс загрязненных сточных вод влечет к поступлению с объемом сточных вод завышенного количества загрязняющих веществ, это ведет к загрязнению окружающей природной среды и причинению вреда водным объектам, что нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты являются государственной собственностью, поэтому загрязнение водного объект, находящегося в федеральной собственности, нарушает права собственника по рациональному использованию природных ресурсов.

Нарушены права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации - населения Самарской области, проживающего на территории области, а также лиц, временно находящихся на близлежащей территории, поскольку негативное влияние загрязненных сточных вод на водный объект ведет к затруднению водопользования водным объектов в питьевых, рыбохозяйственных, бытовых и иных целях. В целях устранения нарушений прокуратурой 13.04.2017 в адрес директора предприятия внесено представление, но действенных мер, способствующих устранению нарушений, не предпринято.

Из материалов дела, усматривается, что согласно п.298 приложения № 9 Закона Самарской области "О разграничении муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального района Челно-Вершинский Самарской области" от 12.02.2007 г. -ГД, очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, инвентарный переданы в собственность сельского поселения Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, в полном комплексе сооружений и коммуникаций, входящих в состав этого объекта. В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ «На закрепление недвижимого имущества муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения», администрацией сельского поселения Челно Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области очистные сооружения переданы в хозяйственное ведение Челно-Вершинскому МУП ПОЖКХ. Таким образом, администрации муниципального района Челно- Вершинский Самарской области не является собственником вышеуказанного имущества.

Согласно уточненным исковым требованиям, прокурор просит обязать МУП «Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства муниципального района Челно-Вершинский Самарской области» и администрацию муниципального района Челно-Вершинский Самарской области прекратить сброс сточных вод в реку Кондурча до получения права пользования водным объектом и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект, указанные мероприятия осуществить в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Учитывая, изложенное, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора.

Согласно ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Доводы ответчиков в той части, где они просят при принятии решения учесть финансовое положение предприятия, установить срок для выполнения мероприятий необходимых для получения права пользования водным объектом и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект на 1,5 года, суд принимает во внимание. Однако, считает, что в данном конкретном случае, с учетом того, что часть мероприятий ответчики уже начали выполнять, а также то, что действия ответчиков затрагивают интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, разумным сроком, достаточным для исполнения решения суда является срок в один год, с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194–198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

Обязать МУП «Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства муниципального района Челно-Вершинский Самарской области» и администрацию сельского поселения Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области прекратить сброс сточных вод в реку Кондурча до получения права пользования водным объектом и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект, указанные мероприятия осуществить в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Исаклинский районный суд Самарской области.

Мотивированное решение суда изготовлено « 17» ноября 2017г.

Председательствующий: И.А.Батманова