Дело №2-2-49/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Кадошкино 25 августа 2021 г.
Инсарский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Белоусова А.А., при секретаре Калининой Э.М.,
с участием истца - Пронина А.Б.,
представителя ответчика - начальника отдела организации и контроля закупок юридического управления администрации Кадошкинского муниципального района Тагирова Р.Д., действующего на основании доверенности №1 от 16 августа 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пронина А.Б. к администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, действующей от имени муниципального образования Кадошкинское городское поселение о признании права собственности на самовольную постройку,
установил:
Пронин А.Б. обратился в суд с иском к администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, действующей от имени муниципального образования Кадошкинское городское поселение о признании права собственности на самовольную постройку. В обоснование иска указано, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 13:11:0101021:292, общей площадью 112640 кв.м., расположенный по адресу: Республика Мордовия, Кадошкинский район, Кадошкинское городское поселение, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для производства сельхозпродукции, для иных видов сельскохозяйственного использования.
Границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством, сведения о нем внесены в ЕГРН, он поставлен на государственный кадастровый учет в 2019 году. В связи с наличием реестровой ошибки в 2021 году внесены исправления в местоположение границ и площадь указанного земельного участка. В 2020 году он за счет своих средств и сил построил на указанном земельном участке объект недвижимого имущества – здание, общей площадью 136,6 кв.м., назначение здания – нежилое. С момента постройки он открыто и добровольно использует здание по прямому назначению. Данное здание в соответствии со статьей 222 ГК РФ является самовольной постройкой, так как простроено без соответствующего разрешения на строительство, что лишает его возможности зарегистрировать право собственности на указанное здание.
19 марта 2021 года он обратился в администрацию Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства нежилого здания, однако, им получен ответ №01-10-21/582 от 23 марта 2021 года, где ему было отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с отсутствием необходимой документации, предусмотренной пунктами 2, 3, части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Возведенная самовольная постройка не нарушает прав и интересов других лиц, соответствует требованиям строительных и градостроительных нормативов, её сохранение не создает угрозы жизни и здоровью граждан. Указанные обстоятельства подтверждаются актом соответствия параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) от 23 марта 2021 года.
Просит признать за ним – Прониным Александром Борисовичем право собственности на самовольную постройку – здание, общей площадью 136,6 кв.м., назначение здания – нежилое, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 13:11:0101021:292, по адресу: Республика Мордовия, Кадошкинский район, Кадошкинское городское поселение.
В судебном заседании истец Пронин А.Б. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просил их удовлетворить. Суду пояснил, что он действительно вовремя не обратился в администрацию Кадошкинского муниципального района за разрешением на строительство, которое необходимо было получить до начала строительства объекта. Возведенное им нежилое здание используется для хранения и первичной обработки продукции пчеловодства.
В судебном заседании представитель ответчика - начальник отдела организации и контроля закупок юридического управления администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия Тагиров Р.Д., с исковыми требованиями истца не согласился, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, перечисленным в письменных возражениях на исковое заявление.
В возражениях на исковое заявление стороной ответчика указано, что истец указывает в иске, что постройка им была возведена в 2020 году за счет собственных средств и сил. Однако, согласно справке от 14 мая 2019 года №01-10-19/942, выданной муниципальным инспектором Кадошкинского муниципального района по использованию и охране земель, совместно с помощником прокурора Кадошкинского района 14 мая 2019 года была проведена выездная проверка соблюдения земельного законодательства. В ходе проверки установлено, что в границах участка с кадастровым номером 13:11:0101021:136 (в настоящее время снят с учета 16 апреля 2020 года), площадью 24400 кв.м., расположен водный объект. Вдоль проходящей грунтовой дороги возле водного объекта находящегося в границах участка с кадастровым номером 13:11:0101021:136, расположены объекты капитального строительства, находящиеся на землях государственная собственность на которые не разграничена, а именно: деревянный дом и временная постройка в виде беседки. Истец в исковом заявлении просит признать право собственности на самовольную постройку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 13:11:0101021:292, однако, на момент проведения проверки объект капитального строительства, общей площадью 136,6 кв.м., не входил в границы земельного участка с кадастровым номером 13:11:0101021:292. В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество. Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации для застройки жилыми зданиями, в том числе, для индивидуальной жилой застройки, предназначены земельные участки в составе жилых зон из земель населенных пунктов. Учитывая изложенное, возможность осуществления индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предоставленном из состава земель сельскохозяйственного назначения, действующим законодательством не предусмотрена.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявлял.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела не явился, в письменном заявлении заместитель начальника отдела правового обеспечения и земельный отношений Елисеев К.В., действующий на основании доверенности №19 от 17 июня 2021 года, просил рассмотреть дело в отсутствии их представителя.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.
Согласно положений статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 3.2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении требований истца о признании права собственности на самовольную постройку, является наличие обстоятельств, допускающих строительство строения на земельном участке. Поскольку признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при её возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к её легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 13:11:0101021:292, площадью 112640 кв.м., из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для производства сельхозпродукции, для иных видов сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Кадошкинский район, Кадошкинское городское поселение, принадлежит на праве собственности истцу Пронину А.Б. Объект недвижимости имеет статус «актуальные». Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости кадастровый номер 13:11:0101021:292 присвоен земельному участку 28 июня 2019 года, номер государственной регистрации права 13:11:0101021:292-13/065/2019-3 от 22 октября 2019 года (л.д.12-16).
19 марта 2021 года Пронин А.Б. обратился с заявлением в администрацию Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства нежилого здания, на земельном участке с кадастровым номером 13:11:0101021:292, по адресу: Республика Мордовия, Кадошкинский район, Кадошкинское городское поселение.
Согласно акта соответствия параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) от 23 марта 2021 года, составленного комиссией администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, произведено обследование нежилого здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 13:11:0101021:292, по адресу: Республика Мордовия, Кадошкинский район, Кадошкинское городское поселение. По результатам обследования составлено заключение о том, что указанное нежилое здание соответствует строительным нормам и правилам (СНиП 2.07.01-89), Правилам землепользования и застройки Кадошкинского городского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, утвержденным 18 апреля 2018 года №56 и пригодно для дальнейшей эксплуатации (л.д.17).
Из технического плана на здание, расположенное по вышеуказанному адресу, подготовленного кадастровым инженером саморегулируемой организации инженеров ООО «Гипрозем С» Мангутовой Ю.З. следует, что согласно сведениям ГКН граница земельного участка с кадастровым номером 13:11:0101021:292, на котором расположено здание, установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, площадь строения оставляет 136,6 кв.м. (л.д.19-35)
Истцом представлена проектная документация на строительство нежилого здания по адресу: Республика Мордовия, Кадошкинский район, Кадошкинское городское поселение, кадастровый номер участка 13:11:0101021:292, разработанная ООО «Проектировщик», которая имеет допуск к соответствующим проектным работам, подтвержденным выпиской из реестра Саморегулируемой организации Ассоциации Национального объединения Проектировщиков «Альянс Развитие» (регистрационный номер СРО-П-211-23072019).
Решением администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 23 марта 2021 года №01-10-21/582 Пронину А.Б. отказано в предоставлении муниципальной услуги и выдаче разрешения на строительство, в связи с тем, что при визуальном осмотре на вышеуказанном земельном участке было выявлено нежилое здание (самовольная постройка). Выдача разрешения на строительство на выстроенные строения (нежилое здание), без разрешения на строительство, не осуществляется, так как это противоречит действующему законодательству, а также требованиям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно справке от 14 мая 2019 года №01-10-19/942, выданной муниципальным инспектором Кадошкинского муниципального района по использованию и охране земель, 14 мая 2019 года совместно с помощником прокурора Кадошкинского района была проведена выездная проверка соблюдения земельного законодательства, в ходе которой было установлено, что в границах участка с кадастровым номером 13:11:0101021:136, площадью 24400 кв.м., расположен водный объект. Вдоль проходящей грунтовой дороги возле водного объекта находящегося в границах участка с кадастровым номером 13:11:0101021:136, расположены объекты капитального строительства, а именно: деревянный дом и временная постройка в виде беседки. Примерно в 200 метрах по направлению на северо-запад от указанного земельного участка расположены хозяйственные постройки, загороженные забором на земельном участке (который не поставлен на кадастровый учет) возле водного объекта, местоположение которого не определено геодезическими знаками. Вышеуказанные объекты возведены неустановленными лицами (л.д.82).
На основании акта обследовании нежилого здания (используемого для хранения инвентаря и продуктов пчеловодства) от 30 марта 2021 года, составленного начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Рузаевском, Кадошкинском, Инсарском районах Михайловым Ю.П., нарушений требований санитарного законодательства по размещению нежилого здания по адресу: Республика Мордовия, Кадошкинский район, Кадошкинское городское поселение, с кадастровым номером 13:11:0101021:292 не выявлено, здание не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (л.д.75).
В подтверждение своих доводов истцом представлен технический отчет по результатам строительно-технической экспертизы, подготовленного ООО «Научно-строительная компания» на основании заявления Пронина А.Б., из которого следует, что техническое состояние нежилого помещения, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Кадошкинский район, Кадошкинское городское поселение (кадастровый номер 13:11:0101021:292), оценивается как работоспособное, нежилое помещение пригодно для дальнейшей эксплуатации, соответствует требованиям нормативной строительно-технической документации по техническому состоянию и не угрожает жизни и здоровью людей (л.д.86-122).
Согласно акта осмотра земельного участка, с кадастровым номером 13:11:0101021:292, в присутствии собственника участка Пронина А.Б. и сотрудников администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия 30 июня 2021 года произведен осмотр земельного участка и измерение расстояния от объекта капитального строительства до водного объекта, которое составило 19,30 м.
Для разрешения заявленного спора, в рамках рассматриваемого дела, определением от 26 мая 2021 года была назначена строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено Федеральному бюджетному учреждению «Мордовская лаборатория судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации.
Из выводов эксперта, изложенных в экспертном заключении №1153/6-2 от 30 июля 2021 года следует, что нежилое здание, расположенное по адресу: Республика Мордовия, Кадошкинский район, Кадошкинское городское поселение, находящееся на земельном участке с кадастровым номером 13:11:0101021:292, соответствует строительным нормам и правилам (СНиП 2.07.01-89), Правилам землепользования и застройки Кадошкинского городского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, утвержденным 18 апреля 2018 года №56 и пригодно для дальнейшей эксплуатации. Исходя из формулировки второго вопроса поставленного перед экспертом об определении давности строения указанного нежилого здания, находящегося на вышеуказанном земельном участке, определить давность строения нежилого здания на конкретную дату, экспертным путем не представилось возможным, поскольку в настоящее время разработанных, апробированных и утвержденных к применению в экспертной практике методик подобных экспертных исследований не имеется. Нежилое здание является объектом капитального строительства, так как имеет прочную связь с землей, следовательно, без несоразмерного ущерба их назначению перемещение данного нежилого здания невозможно.
Оценивая экспертное заключение по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что данное заключение составлено экспертом, имеющим соответствующую квалификацию, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При производстве экспертизы использовались материалы гражданского дела №2-2-49/2021, сведения из ЕГРН об объектах недвижимости и выписки из ЕГРН, акт соответствия параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) от 23 марта 2021 года, составленный комиссией Администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, технический отчет на нежилое здание, выполненный ООО «Научно-строительная компания», акт обследовании нежилого здания от 30 марта 2021 года, составленный начальником Территоииального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Рузаевском, Кадошкинском, Инсарском районах, Правила землепользования и застройки Кадошкинского городского поселения и другие необходимые источники, предоставленные эксперту.
Выводы, изложенные в экспертном заключении, являются ясными, полными и объективными, содержат подробное описание проведенного исследования. Каких-либо объективных сведений о заинтересованности эксперта в исходе разрешения спора не имеется, поэтому нет оснований не принимать его во внимание при вынесении решения по настоящему делу.
Однако, несмотря на выводы эксперта, изложенные в экспертном заключении №1153/6-2 от 30 июля 2021 года, о том, что спорное нежилое здание полностью соответствует нормативным требованиям к объекту строительства, а также не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не порождает правовых оснований для признания права собственности истца на самовольно возведенный объект, в отсутствие, иных оснований установленных статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом действующего законодательства, принимая во внимание категорию и вид разрешенного использования земельного участка, суд приходит к выводу о том, что истцу правомерно было отказано администрацией Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия в выдаче разрешения на строительство в виду следующего.
Пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Как следует из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются в числе прочих на земли сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно абзаца 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу пункта 1 и 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Правовой режим сельскохозяйственных угодий регламентирован Федеральным законом от 24 июля 2002 года N101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». На земли, предоставляемые для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, указанный Закон не распространяется.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В пункте 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, пункты 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (пункт 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (пункт 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
Частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплены виды территориальных зон, определяемых в результате градостроительного зонирования, в число которых входят зоны сельскохозяйственного использования.
В состав зон сельскохозяйственного использования в силу части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения (часть 10 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Исходя из изложенного, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации), либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации), правил землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющих вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка.
Из указанных норм в их взаимосвязи следует, что строительство объектов должно осуществляться исключительно на отведенных для этого земельных участках соответствующей категории и разрешенного использования.
Зарегистрированное право собственности на земельный участок не дает собственнику право на возведение строения без получения разрешения на строительство и осуществление строительства с нарушением вида разрешенного использования земельного участка. Несоблюдение данного требования закона при возведении объектов недвижимости влечет возникновение у объекта недвижимости признака самовольной постройки.
В соответствии со статьей 40 Правил землепользования и застройки Кадошкинского городского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, утвержденных решением Совета депутатов Кадошкинского городского поселения третьего созыва №56 от 18 апреля 2018 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки Кадошкинского городского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия» зона сельскохозяйственных угодий (Сх1) выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий сельскохозяйственных угодий без права возведения объектов капитального строительства.
Условно разрешенными видами использования, в том числе, согласно пункта 1.12 вышеуказанной статьи является осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, по разведению, содержанию и использованию пчел и иных полезных насекомых; размещение ульев, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства и разведениях иных полезных насекомых; размещение сооружений, используемых для хранения и первичной обработки продукции пчеловодства.
Между тем, градостроительное зонирование не распространяется на сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Из содержания части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункта 1.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.
С учетом изложенного следует вывод о том, что для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпункте 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Кроме того, довод истца о том, что возведенный им самовольный объект используется для хранения и первичной обработки продукции пчеловодства опровергается экспертным заключением №1153/6-2 от 30 июля 2021 года, цветные иллюстрации которого свидетельствуют только о наличии бани и зон для отдыха (страницы 7-9 заключения).
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что истец без получения разрешения на строительство и градостроительного плана на землях, государственная собственность на которые не разграничена, из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для производства сельхозпродукции, построил объект капитального строительства - нежилое здание, площадью 136,6 кв.м. 17 марта 2021 года в результате исправления реестровой ошибки в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым 13:11:0101021:292, принадлежащем Пронину А.Б. на праве собственности, спорный объект капитального строительства оказался в границах указанного земельного участка.
Право собственности на спорный объект капитального строительства в ЕГРН не зарегистрировано, обращение истца о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства по адресу: Республика Мордовия, Кадошкинский район, Кадошкинское городское поселение, на вышеуказанном земельном участке, оставлено без удовлетворения.
Установив, что принадлежащий истцу земельный участок по своим характеристикам не предназначен для застройки, а также то обстоятельство, что разрешение на строительство не было выдано истцу на выстроенное без разрешения на строительство нежилое здание, поскольку указанное противоречило нормам закона, суд приходит к выводу о том, что наличие остальных двух условий, таких как соответствие постройки установленным требованиям и отсутствие нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц, отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан, не являются достаточными основаниями для признания права собственности истца на самовольную постройку.
Ввиду того, что разрешенное использование указанного земельного участка не допускает строительство на нем каких либо объектов капитального строительства, следовательно, истцом осуществлены действия по возведению спорного объекта на земельном участке, не отведенном для этих целей.
Кроме того, в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать их в соответствии с их целевым назначением.
Строительство нежилого здания на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства противоречит вышеприведенным правовым положениям, что исключает в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, возможность признания права собственности на такую постройку в судебном порядке.
Кроме того, рядом со спорным объектом капитального строительства находится водный объект (пруд). Согласно акту осмотра от 30 июня 2021 года расстояние от объекта капитального строительства (спорное нежилое здание) до водного объекта составляет 19,30 м.
Данные обстоятельства в судебном заседании истец не оспаривал, пояснив, что акт составлялся в его присутствии, в нем отражено все верно.
В соответствии с частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, ширина береговой полосы которых составляет пять метров.
Таким образом, указанный объект капитального строительства расположен вблизи береговой линии пруда, и расстояние до которого составляет менее 20 м, что нарушает требования Водного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, которыми закреплена обязательная ширина береговой полосы водных объектов.
Доводы истца о возможности строительства на землях сельскохозяйственного назначения нежилого здания, необходимого для хранения инвентаря и продуктов пчеловодства основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, в связи с чем, не могут являться достаточными основаниями для удовлетворения иска.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая вышеприведенные нормы права, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований в полном объеме.
Суд при рассмотрении данного дела, в соответствии со статьей 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обеспечил сторонам условия для собирания и истребования доказательств по делу.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к числу которых, исходя из положений статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отнесены суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Федеральным бюджетным учреждением «Мордовская лаборатория судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации заявлено ходатайство о взыскании расходов, связанных с проведением строительно-технической экспертизы, поскольку определением суда указанные расходы по экспертизе были возложены на администрацию Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия. Экспертиза проведена, расходы по ее проведению составили 41470 рублей, однако, не были не оплачены.
Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 1 ГПК РФ).
Поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность произвольного снижения судебных расходов, возражений о чрезмерности взыскиваемых расходов представлено не было, учитывая, что экспертное заключение положено в основу решения суда, в удовлетворении требований истца отказано, строительно-техническая экспертиза назначалась по ходатайству ответчика и расходы за её производство оплачены не были, суд признает расходы по проведению указанной экспертизы необходимыми и связанными с рассмотрением данного гражданского дела.
Учитывая, что экспертное заключение положено в основу решения суда, которым в удовлетворении иска отказано в полном объеме, с ответчика Пронина А.Б. подлежат взысканию в пользу Федерального бюджетного учреждения «Мордовская лаборатория судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации, расходы за проведение строительно-технической экспертизы в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Пронина А.Б. к администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, действующей от имени муниципального образования Кадошкинское городское поселение о признании права собственности на самовольную постройку, отказать.
Взыскать с Пронина А.Б. в пользу Федерального бюджетного учреждения Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации расходы за проведение судебной строительно-технической экспертизы в размере 41 470 (сорок одна тысяча четыреста семьдесят) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия с подачей жалобы через Инсарский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 27 августа 2021 года.
Судья А.А. Белоусов
1версия для печатиДело № 2-2-49/2021 ~ М-2-44/2021 (Решение)