ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-5950/2022 от 15.06.2022 Мытищинского городского суда (Московская область)

Дело № 2- 2-5950/2022

УИД: 50RS0028-01-2021-007611-26

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2022 года г. Мытищи Московской области

Мытищинский городской суд Московской области в составе:

судьи Лазаревой А.В.,

при секретаре судебного заседания Абдулдияновой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МООБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» в интересах ряда граждан и неопределённого круга лиц к акционерному обществу «Международный аэропорт «Шереметьево», Управлению Роспотребнадзора по Московской области в лице Лобненского территориального отдела, Министерству транспорта Российской Федерации, федеральному государственному унитарному предприятию «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» и Федеральному агентству воздушного транспорта о запрете полётов воздушных судов над жилыми домами городского округа Лобня Московской области,

установил:

Истец МОБО «ОЗПП и ООС «ПРИНЦИПЪ» обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к АО «Международный аэропорт Шереметьево», Управлению Роспотребнадзору по Московской области в лице Лобненского территориального отдела Управления Роспотебнадзора по Московской области, Министерству транспорта Российской Федерации, ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиация) о запрете взлета и посадки воздушных судов над жилыми домами г.о.Лобня Московской области, мотивируя свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ аэропорт Шереметьево ввел в эксплуатацию 3-ю взлетно-посадочную полосу. В период пандемии с ДД.ММ.ГГГГ аэропорт начал активно использовать данную взлетную полосу. При этом, из ответа Роспотребнадзора следует, что в связи с вводом третьей взлетно-посадочной полосы, строительство которой проводилось в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р «О транспортной стратегии Российской Федерации» и увеличением полетов, на аэродроме были изменены маршруты вылета и прибытия с ДД.ММ.ГГГГ. Территория г.Лобня не входит в границы установленной санитарно-защитной зоны аэропорта Шереметьево. По информации АО «МАШ», которое являлось инициатором введения новых маршрутов полетов, «организацию воздушного движения в районе аэродрома осуществляет филиал «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Полеты воздушного судна выполняются по установленной схемам (маршрутам). Схемы (маршруты) движения ВС утверждены в соответствии с Федеральными авиационными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации и опубликованы в документах аэронавигационной информации. Измененные маршруты полетов ВС аэродрома Шереметьево разработаны, согласованы Росавиацией, «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Представитель истца после объявленного перерыва в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом (л.д.126).

Представитель ответчика АО «Международный аэропорт Шереметьево» по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований на основании письменных возражений в полном объеме, пояснив, что все маршруты полетов утверждены в установленном порядке, само по себе превышение уровня шума не является основанием для запрета полетов.

Представитель ответчика Управление Роспотребнадзора по Московской области в лице Лобненского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области ФИО2, ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований на основании доводов, изложенных в письменных возражениях, пояснив, что вопросы безопасности полетов к компетенции Управления не относятся.

Представитель ответчика Министерства транспорта Российской Федерации по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований на основании доводов, изложенных в письменных возражениях.

Представитель ответчика ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований на основании доводов, изложенных в письменных возражениях.

Представитель ответчика Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что у них отсутствуют полномочия на изменение маршрута полетов аэропорта.

Третьи лица ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродром), ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области», Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области своих представителей в судебное заседание не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 4 статьи 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав доводы явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании следующего.

В соответствии со статьей 17 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (далее ? ФП ИВП).

В соответствии с пунктом 29 ФП ИВП запретные зоны устанавливаются в воздушном пространстве Российской Федерации для защиты важных государственных объектов, ключевых промышленных комплексов (атомных электростанций, ядерно-радиационных объектов, химически опасных объектов, а также других особо важных объектов с точки зрения национальной безопасности страны) от вредных воздействий и разрушений, возникающих в результате возможных происшествий в воздушном пространстве.

Согласно пункту 33 ФП ИВП зоны ограничения полетов устанавливаются в воздушном пространстве Российской Федерации для введения особых условий, ограничивающих полеты воздушных судов.

Зоны ограничения полетов, в которых особые условия ограничивают полеты воздушных судов на постоянной основе (постоянные зоны ограничения полетов), устанавливаются над охраняемыми объектами или особо важными государственными объектами.

Постоянные зоны ограничения полетов могут устанавливаться над государственными природными заповедниками, национальными парками, памятниками истории и культуры.

Зоны ограничения полетов, в которых особые условия временно обеспечивают безопасность использования воздушного пространства других пользователей (временные зарезервированные зоны ограничения полетов), устанавливаются при: проведении на полигонах стрельб, пусков ракет, бомбометаний, десантирования; проведении стрельб для обеспечения защиты сельскохозяйственных растений от градобития, регулирования осадков и в ходе работы противолавинных служб; проведении работ с боеприпасами на объектах их хранения; осуществлении научных исследований в атмосфере; проведении взрывных работ; выполнении полетов в специальных зонах вне районов аэродромов (вертодромов).

В соответствии с пунктом 38 ФП ИВП запретные зоны, зоны ограничения полетов (постоянные зоны ограничения полетов, временные зарезервированные зоны ограничения полетов) и постоянные опасные зоны устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации по представлению лиц, заинтересованных в установлении таких зон.

Как следует из материалов дела, из представленных истцом ответов, строительство третьей взлетно-посадочной полосы аэродрома Москва (Шереметьево) (далее ? ВПП-3) проводилось в рамках реализации подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» Федеральных целевых программ «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», распоряжений Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2058-р, от 22.11.2008 № 1734-р, от 19.03.2013 № 84-р, постановлений Правительства Российской Федерации от 12.10.2010 № 828, от 21.12.2010 № 1076, от 20.12.2017 № 596.

Проектирование и строительство ВПП-3 производилось с получением необходимых санитарно-эпидемиологических заключений.

ДД.ММ.ГГГГ года введена в эксплуатацию третья взлетно-посадочная полоса аэропорта «Шереметьево», строительство которой проводилось в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р «О транспортной стратегии Российской Федерации».

В соответствии с информацией, представленной АО «Международный аэропорт Шереметьево», пролет самолётов над жилой застройкой, расположенной в , осуществляется в соответствии со «Схемой вылета с ВПП 24 аэродрома Шереметьево», утвержденной АО «МАШ» и введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ

На основании пункта 26 ФП ИВП и в соответствии с приказом Минтранса России от 05.11.2020 № 449 «Об утверждении Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) и типовых инструкций по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома), аэроузла» разработку аэронавигационного паспорта аэродрома (далее ? АНП) гражданской авиации (включающего маршруты вылета и прибытия, транзитные маршруты) организует оператор аэродрома. АНП утверждается оператором аэродрома при наличии согласований и (или) отчетных материалов от организаций, представивших аэронавигационные данные в АНП.

В соответствии с решением Правительственной комиссии по транспорту, от 10.12.2019 № 4 с 03.12.2020 начаты полеты воздушных судов в условиях новой структуры воздушного пространства Московской зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее – НСВП), разработанной ввиду возросшей интенсивности воздушного движения и рассчитанной с учетом максимальной пропускной способности в Московской зоне Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

В целях обеспечения безопасности воздушного движения в НСВП разведены потоки прилетающих и вылетающих в Московском узловом диспетчерском районе воздушных судов, в связи с чем увеличилась протяженность отдельных маршрутов. Новые схемы стандартных маршрутов прилета и вылета были разработаны в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации, а также документами Международной авиации гражданской авиации (ИКАО).

Внедрение НСВП не внесло кардинальных изменений в географию полетов воздушных судов в районе аэродрома Москва (Шереметьево).

Оснований полагать, что выполнение полетов воздушных судов над населенными пунктами противоречит требованиям статьи 72 ВК РФ у суда не имеется.

При этом, как верно было отмечено ответчиками, ФП ИВП не содержит таких мер ограничительного характера, как запрет использования воздушного пространства воздушными судами, ввиду наличия жилой застройки территории.

Ссылки истца на угрозу жизни людей и статью 3.31 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. № 128 (далее ФАП ? 128) подлежит отклонению, поскольку истцом не представлено доказательств определения высоты полета воздушного судна и доказательства причинной следственной связи того, что высота полетов воздушных судов не может обеспечить аварийную посадку без создания чрезмерной опасности для людей и имущества на земле.

В доказательство обратного, представитель АО «МАШ» указано, что г.о.Лобня географически расположен на границе аэродрома Москва (Шереметьево). При этом воздушные суда пролетают над указанным округом на высоте 500 метров и выше. В свою очередь, нормативными документами Российской Федерации допускается выполнение полетов над территориями населенных пунктов на минимальной высоте 300 метров (п.3.31 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов гражданской авиации Российской Федерации», утв. Приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128).

Доводы истца об угрозе жизни и здоровья людей не являются основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку в компетенцию суда не входит определение запретных зон полетов воздушного судна.

Так, в соответствии со статьей 47 ВК РФ и в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти устанавливается приаэродромная территория.

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий. На приаэродромной территории выделяются подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.

В седьмой подзоне, в целях предотвращения негативного физического воздействия, возникающего в связи с полетами воздушных судов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, устанавливается перечень ограничений использования земельных участков, определенный в соответствии с земельным законодательством.

При этом под указанным негативным физическим воздействием понимается несоответствие эквивалентного уровня звука, возникающего в связи с полетами воздушных судов, санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Определение перечня ограничений использования земельных участков, предусматривающих запрет на строительство, реконструкцию, эксплуатацию отдельных видов объектов капитального строительства в седьмой подзоне приаэродромной территории, осуществляется с учетом возможности применения при строительстве, реконструкции, эксплуатации таких объектов мер по предупреждению и (или) устранению негативного физического воздействия и по результатам расчета и оценки рисков для здоровья человека, проведенных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 3 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 выделение седьмой подзоны осуществляется - по границам, установленным согласно расчетам, учитывающим следующие факторы:

в части электромагнитного воздействия - границы зон действия средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и авиационной электросвязи, обозначенных в аэронавигационном паспорте аэродрома гражданской авиации, или в инструкции по производству полетов в районе аэродрома государственной авиации, или в инструкции по производству полетов в районе аэродрома экспериментальной авиации;

в части концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и шумового воздействия - типы используемых воздушных судов, траектории взлета, посадки и маневрирования воздушных судов в районе аэродрома, расписание движения воздушных судов (в дневное и ночное время), рельеф местности и климатологическое описание аэродрома.

В Определениях от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ Конституционный суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что суд в силу статей 10 и 118 Конституции Российской Федерации не вправе подменять государственные и муниципальные органы или выполнять их функции.

Таким образом, истцом выбран неверный способ защиты своих прав, поскольку в силу пункта 38 ФП ИВП Минтранс России обладает исключительной компетенцией устанавливать запретные зоны, зоны ограничения полетов (постоянные зоны ограничения полетов, временные зарезервированные зоны ограничения полетов) и постоянные опасные зоны (с обязательным указанием в приказе обозначения и номера зоны, границ с вертикальными и горизонтальными координатами) по представлению лиц, заинтересованных в установлении таких зон.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований в полном объеме.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд также принимает во внимание, что с ДД.ММ.ГГГГ введены в действие скорректированные маршруты вылета и прибытия для аэропорта Москва (Шереметьево).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска МООБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» в интересах ряда граждан и неопределённого круга лиц к акционерному обществу «Международный аэропорт «Шереметьево», Управлению Роспотребнадзора по Московской области в лице Лобненского территориального отдела, Министерству транспорта Российской Федерации, федеральному государственному унитарному предприятию «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» и Федеральному агентству воздушного транспорта о запрете полётов воздушных судов над жилыми домами городского округа Лобня Московской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме с 17.06.2022.

Судья: