КОПИЯ
Решение
Именем Российской Федерации
24 сентября 2018 года <адрес>
Автозаводский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Фроловой С.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием: представителя истца ФИО1 по доверенности – ФИО5,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда в <адрес> по доверенности - ФИО3,
представителя 3-его лица Главного Управления социальной защиты населения <адрес> по доверенности – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> о назначении пенсии с определенного периода,
Установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес>, в котором с учетом уточнений, просил обязать ответчика назначить ему пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Заявленные требования он мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
При подаче заявления им были предоставлены паспорт гражданина Российской Федерации, который он получил ДД.ММ.ГГГГ и удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1987 г. серии А №, выданное <адрес> Государственной администрацией Украины.
ДД.ММ.ГГГГ его вызвали в ГУ УПФ РФ и предложили получить дубликат удостоверения участника ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС.
Сразу после ноябрьских праздников ДД.ММ.ГГГГ ему пришлось обратиться в «Главное Управление социальной защиты населения <адрес>» (ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>») с заявлением о выдаче дубликата удостоверения.
ДД.ММ.ГГГГ он получил дубликат удостоверения, после чего предоставил его ответчику.
При этом ему сообщили, что было принято решение об отказе в назначении пенсии, которое отправлено почтой по его домашнему адресу.
ДД.ММ.ГГГГ в его адрес пришло письмо с Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
В решении указано, что в назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению ему отказано, а причина отказа в следующем:
«В случае, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие предоставлению заявителем, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, но не позднее, чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения.
ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении пенсии в соответствии с Федеральным Законом РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ и Федеральным законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от ДД.ММ.ГГГГ№. Предоставив удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1987 г., выданное <адрес> Государственной администрацией Украины, в связи с чем, заявителю было дано разъяснение о необходимости замены удостоверения в соответствии с требованиями, предусмотренными российским законодательством, и предоставления его в трехмесячный срок, о чем свидетельствует подпись в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку заявитель не предоставил вышеуказанное удостоверение в 3-месячный срок, право на пенсию в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ не возникло».
Пенсия истцу была назначена лишь с ДД.ММ.ГГГГ после предоставления дубликата удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Полагал, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ нарушаются его права пенсионера со ссылкой на ст. 39, ст. 55 Конституции РФ, ст. 4, ст. 5, ст. 10, ст. 22, ст. 23, ст. 24 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Считал, что все документы, указанные в Перечне документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н, им были предоставлены.
Удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 г., серия А №, выданное <адрес> Государственной администрацией Украины, являлось действующим удостоверением, имелся нотариально удостоверенный перевод, однако ГУ УПФ РФ в <адрес> потребовало заменить его дубликатом, что и было им сделано.
Несвоевременное получение дубликата удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС произошло по объективным причинам, что подтверждается ответом на его обращение в ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № Гр-159, из которого видно, что дубликат удостоверения оформлялся 3 месяца.
Пенсия ему была назначена с ДД.ММ.ГГГГ, а должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ.
Уточнив исковые требования, истец просил суд обязать ГУ Управление Пенсионного фонда в <адрес> назначить ему пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного разбирательства дела представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО5 (л.д. 18) основания и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддерживала и настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований. Дополнительно она пояснила, что вина истца ФИО1 в несвоевременном предоставлении удостоверения, полностью отсутствует, исходя из положений п. 7 Приказа МЧС России №, Минздравсоцразвития России №, Минфина России №н от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ№). Решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения принимается уполномоченным органом в месячный срок с момента принятия от гражданина заявления (при необходимости подтверждающих документов) при соблюдении заявителем условий, указанных в п. 4 либо п. 5 настоящего Порядка, и оформляется распоряжением руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа. Аналогичные сроки прописаны в Административном регламенте субъекта. В соответствии с Административным регламентом министерства социально- демографической и семейной политики <адрес> по предоставлению государственной услуги «Выдача гражданам удостоверений, подтверждающих статус лиц подвергшихся воздействию радиации вследствие техногенных катастроф», утвержденному Приказом министерства социально-демографического развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ срок предоставления государственной услуги:
2.7. Рассмотрение заявлений получателей государственной услуги на выдачу удостоверений, принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений осуществляется министерством в срок не более одного месяца со дня принятия от заявителя уполномоченным органом или поступления в министерство заявления и документов, которые заявитель должен представить самостоятельно.
2.8. Срок направления уполномоченным органом в министерство документов для принятия решения о выдаче удостоверения получателю государственной услуги составляет 4 рабочих дня со дня приема заявления и документов, которые заявитель должен представить самостоятельно, уполномоченным органом.
ДД.ММ.ГГГГ истец был извещен о необходимости заменить удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Государственное казенное учреждение <адрес> «Главное управление социальной защиты населения <адрес>. Информация о возможности получения оформленного удостоверения поступила из министерства ДД.ММ.ГГГГ, т.е. почти через 3 месяца.
Ответчик – представитель ГУ Пенсионного фонда в <адрес> по доверенности ФИО3 (л.д. 31) с предъявленными требованиями не соглашалась и указывала, что истец обратился за назначением пенсии с двумя документами – это паспорт и удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, выданного в <адрес>, действующего бессрочно на территории государства, выдавшего его. На основании указанного удостоверения от 1998 г., истец имеет право на льготы в соответствии с законодательством Украины. Вместе с тем, на территории российской Федерации в целях социального обеспечения могут применяться только два вида удостоверения образца РФ и образца СССР, выданных до ДД.ММ.ГГГГ Иные документы не применимы. Если бы истец предоставил удостоверение надлежащего образца в течение трех месяцев, пенсия не была бы ему назначена с ДД.ММ.ГГГГ, т.к. пенсия назначается с 1 числа в месяце, в котором обратился заявитель, но не ранее, чем со дня возникновения права на нее. Назначить пенсию раньше выдачи удостоверения невозможно.
Также представитель ответчика поддерживала возражения, изложенные в письменном отзыве, в котором указано, что согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее, чем со дня возникновения права на нее. Удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС российского образца получено истцом ДД.ММ.ГГГГ На основании поданного им ДД.ММ.ГГГГ заявления пенсия назначена с ДД.ММ.ГГГГ Осуществить выплату пенсии без вынесения решения о её назначении невозможно. В свою очередь решение о назначении любой социальной выплаты, в том числе пенсии, является документом о целевом расходовании бюджетных денежных средств, следовательно, должно быть основано только на положениях закона. ДД.ММ.ГГГГ, по достижении возраста 56 лет 2 месяцев истец обратился с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ в назначении пенсии по указанному основанию, было отказано, в связи с не предоставлением документа, подтверждающего статус ФИО1 как участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Форма удостоверения утверждена Приказом МЧС России №, Минздравсоцразвития России №, Минфина России №н от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», а до его вступления в силу Приказом МЧС РФ №, Минтруда РФ №, Минфина РФ № н от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о Порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пунктами 1, 2 Приказа МЧС России №, Минздравсоцразвития России №, Минфина России №н от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до ДД.ММ.ГГГГ Оформление и выдача гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС производится следующими органами:
-федеральными органами исполнительной власти, в том числе в системе которых законодательством предусмотрена военная (приравненная к ней) служба, - гражданам, работающим или проходящим военную (приравненную к ней службу) в этих федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, в учреждениях и организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, пенсионерам этих органов, а также членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в данном абзаце;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - гражданам, работающим в указанных органах исполнительной власти, а также в учреждениях и организациях, находящихся в их ведении, работникам организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, неработающим гражданам (за исключением инвалидов) и гражданам, работающим в органах государственной власти, не относящихся к органам, уполномоченным на оформление и выдачу удостоверений, а также членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в настоящем абзаце;
- органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, - пенсионерам, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, неработающим инвалидам, членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в настоящем абзаце.
Следовательно, удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской ЧАЭС, выданное в 1998 г. органами иностранного государства, не может быть принято в целях предоставления мер социальной поддержки. По смыслу пунктов 13, 64 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» решение по результатам рассмотрения заявления должно быть вынесено территориальным органом ПФР не позднее, чем через 10 рабочих дней с момента истечения 3-х месячного срока ожидания, предусмотренного для предоставления недостающих документов. В связи с не предоставлением в установленные законом сроки документа, удостоверяющего соответствующий статус истца, Управление было вынуждено вынести решение об отказе в назначении пенсии (л.д. 23-24).
Привлеченный к участию в деле в качестве 3-его ГКУ <адрес> «Главное управление социальной защиты населения центрального округа» (л.д. 25) в лице представителя по доверенности ФИО4 (л.д. 32) по существу заявленных требований указывал, что в соответствии с административным регламентом Министерства социально- демографической и семейной политики <адрес> (далее - Министерство) по предоставлению государственной услуги «Выдача гражданам удостоверений, подтверждающих статус лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие техногенных катастроф», утвержденного приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ№, предоставление государственной услуги осуществляется:
- уполномоченным органом, которым является ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>» в части приема документов у заявителей, передачи полученных от заявителей документов в Министерство и выдачи оформленных удостоверений;
- Министерством - в части принятия решения о выдаче (отказе в выдаче), оформления удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно п. 2.7 административного регламента, срок направления уполномоченным органом в Министерство документов для принятия решения о выдаче удостоверения составляет 4 рабочих дня со дня приема заявления и документов. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в отдел назначения компенсаций и льгот по <адрес> ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>» с документами для выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ДД.ММ.ГГГГ весь пакет документов был направлен специалисту Министерства, ответственного за оформление и выдачу удостоверений. ДД.ММ.ГГГГ из Министерства поступила информация о возможности получения оформленного удостоверения. ДД.ММ.ГГГГФИО1 получил оформленное удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>».
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве 3-его лица Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> (л.д. 40) в судебное заседание не явился, в своем отзыве на иск просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Также в отзыве на иск представитель указал, что выдача удостоверения участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется в соответствии с Порядком оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным приказом МЧС РФ, Минздравсоцразвития РФ, Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н (далее - Порядок), и Административным регламентом министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> по предоставлению государственной услуги «Выдача гражданам удостоверений, подтверждающих статус лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие техногенных катастроф», утвержденным приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Административный регламент). Согласно п. 4 Порядка для оформления и получения удостоверения участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением. В соответствии с пунктом 7 Порядка уполномоченные органы:
осуществляют прием от граждан документов;
снимают и заверяют копии с представленных документов (оригиналы возвращаются заявителю);
проводят проверку представленных документов.
Для подготовки решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения, проверки документов, представленных гражданами в соответствии с настоящим Порядком, в уполномоченных органах по распоряжению руководителей (заместителей руководителей) этих органов создаются комиссии. Решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения принимается уполномоченным органом в месячный срок с момента принятия от гражданина заявления и оформляется распоряжением руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа. Согласно п. 8 Порядка бланки удостоверения выдаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представителям уполномоченных органов на основании заявки, доверенности, оформленных в установленном порядке, и копий документов, послуживших основанием для принятия решений о выдаче гражданам удостоверения. В соответствии с п. 3.21.2 и 3.21.3 Административного регламента Комиссия по выдаче удостоверений принимает решение о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Заседания Комиссии по выдаче удостоверений проводятся по мере необходимости, но не позднее чем в месячный срок со дня принятия от заявителя уполномоченным органом заявления и документов, которые заявитель должен представить самостоятельно. Заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ действующая при министерстве Комиссия по оформлению и выдаче удостоверений участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Комиссия) рассмотрела в месячный срок на очередном заседании ДД.ММ.ГГГГ По итогам рассмотрения Комиссией было принято решение о выдаче ФИО1 удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и направлении документов и заявки на выдачу бланков удостоверений в МЧС России (протокол заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№). На основании решения Комиссии министром социально-демографической и семейной политики <адрес> было подписано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О выдаче удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решение Комиссии, распоряжение министра, заявка на удостоверения и макет личного дела были направлены через полномочное представительство <адрес> при Президенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ в МЧС России для получения бланка удостоверения. Поступивший бланк удостоверения был оформлен и передан в ГКУ СО «Главные управления социальной защиты населения <адрес>» (далее - ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>») для выдачи его заявителю. Согласно ведомости выдачи удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ФИО1 было выдано ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, при выдаче удостоверения ФИО1 министерством нормы действующего законодательства нарушены не были (л.д. 44-46).
Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, пришел к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся гражданином Республики Украина, где ДД.ММ.ГГГГ Державна администрация <адрес> выдала ему удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 г. (л.д. 22).
ДД.ММ.ГГГГФИО1, в связи с переездом в Российскую Федерацию, получил паспорт гражданина Российской Федерации (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении ему пенсии по старости как участнику ликвидации в 1987 году последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 было отказано в назначении указанной пенсии по причине отсутствия удостоверения участника ликвидации аварии на ЧАЭС, выданного на территории РФ (л.д. 7).
В ходе судебного следствия из показаний сторон было установлено, что пенсия ФИО1 назначена с ДД.ММ.ГГГГ после повторного обращения с заявлением и предоставлением удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, выданного ДД.ММ.ГГГГ Министерством социально-демографической и семейной политики <адрес>.
В настоящее время, по мнению ФИО1 пенсия ему подлежит назначению со дня первоначального обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ Однако суд с такими доводами стороны истца согласиться не может.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
При этом в соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотрено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 166-ФЗ) пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с данным Федеральным законом. Изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных данным Федеральным законом, осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон.
В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона № 166-ФЗ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
К числу международных договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - Участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ. Участником Соглашения являются Российская Федерация и <адрес>.
В соответствии со ст. 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения (статья 6). При этом необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до ДД.ММ.ГГГГ, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (статья 11). При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (статья 7).
Исходя из положений Соглашения, в данном случае пенсионное обеспечение истца должно осуществляться по законодательству Российской Федерации.
В ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют:
граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Международное Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ конкретных правил о пенсионном обеспечении участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС не содержит.
Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению указаны в ст. 5 Федерального закона № 166-ФЗ: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, социальная пенсия.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 Федерального закона № 166-ФЗ право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, которым, согласно п. 3 ст. 5, назначается пенсия по старости.
Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей установлены ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ, в которой указаны категории граждан, имеющих право на пенсию в соответствии с данным Федеральным законом, в числе которых граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (подп. 3 п. 1 ст. 10). Данной категории граждан пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (подп. 2 п. 2 ст. 10).
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п. 5 ст. 10).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Согласно ч. 4 ст. 15 названного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 ст. 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона № 166-ФЗ в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона № 166-ФЗ перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в п. 6 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н.
Положения данного нормативного акта, предписывающие предоставление гражданами необходимых документов для установления пенсии, распространяются как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства. Автоматическое назначение пенсии в Российской Федерации без предоставления необходимых для этого документов, только на том основании, что иностранному гражданину по месту его прежнего жительства была ранее назначена пенсия, и он переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Не следует это и из положений Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 17 Перечня для назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, необходимы документы о трудовом стаже.
Согласно п. 18 Перечня для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина необходимы документы:
а) удостоверяющие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (подп. 3 п. 1 ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Согласно п. 98 Перечня участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф подтверждается удостоверением установленного образца и (или) документами, выдаваемыми органами местного самоуправления о проживании на загрязненной территории.
Приказом МЧС России №, Минздравсоцразвития России №, Министерством финансов России №н от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 ч.1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В силу п. 1 Порядка удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, для возникновения права на пенсионное обеспечение как у гражданина Российской Федерации, так и у иностранного гражданина, на основании законодательства Российской Федерации необходимо представление соответствующих документов.
Из системного анализа указанных выше нормативных актов следует, что необходимым условием для назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, является предоставление действующего удостоверения установленного образца.
Замена удостоверения союзного образца, которое в силу п. 1 Порядка действительно только до ДД.ММ.ГГГГ, на удостоверение российского образца легализацией документа по смыслу норм международного права не является.
В этой связи наличие удостоверения союзного образца, выданного ДД.ММ.ГГГГ Державна администрация <адрес>, не освобождало истца от обязанности при обращении за назначением пенсии по законодательству Российской Федерации представить действующее удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения установленного образца.
Также следует отметить, что из копии удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, выданного истцу Державна администрация <адрес> видно, что оно предоставляло ФИО1 права на льготы и компенсации, установленных законом Украины (л.д. 22).
Принимая во внимание установленные обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец при обращении в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ не представил необходимый документ, являющийся основанием для назначения пенсии, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», решение ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РФ об отказе в установлении пенсии следует признать правильным.
Доводы стороны истца о том, что он обратился за получением дубликата удостоверения ДД.ММ.ГГГГ, т.е. непосредственно после разъяснений полученных в Управлении Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и не по своей вине получил указанный дубликат только ДД.ММ.ГГГГ, в данном случае не обоснованы.
Так, выданное истцу ДД.ММ.ГГГГ удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 г. не является дубликатом, а является вновь выданным удостоверением, предоставляющем ФИО1 права на компенсации и льготы, установленные законом Российской Федерации и действует данное удостоверение бессрочно на всей территории Российской Федерации (л.д. 9).
Порядок и сроки выдачи названного удостоверения, регламентированы Порядком оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным приказом МЧС РФ, Минздравсоцразвития РФ, Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н, и Административным регламентом министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> по предоставлению государственной услуги «Выдача гражданам удостоверений, подтверждающих статус лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие техногенных катастроф», утвержденным приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ№, нарушения которых в данном случае не усматривается.
Несостоятельной признается ссылка стороны истца о том, что решение Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ являлось преждевременным, т.к. срок для дачи ответа по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ предусматривал еще 10 дней, согласно административного регламента предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению страховой пенсий, накопительной пенсии и пенсии по государственному обеспечению.
Из п. 13 административного регламента административного регламента предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению страховой пенсий, накопительной пенсии и пенсии по государственному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ№Н следует, что Рассмотрение заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и принятие решения о назначении либо об отказе в назначении пенсии, о переводе с одной пенсии на другую либо об отказе в переводе с одной пенсии на другую осуществляется территориальным органом ПФР не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми для назначения пенсии (перевода с одной пенсии на другую) документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе.
В том случае, если к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии были приложены не все необходимые документы из числа документов, необходимых для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые он вправе представить по собственной инициативе, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и принимает решение о назначении пенсии либо об отказе в назначении пенсии не позднее чем через 10 рабочих дней со дня представления гражданином дополнительных документов в соответствии с пунктом 64 Административного регламента и поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
В п. 64 названного административного регламента предусмотрено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии приложены не все документы, необходимые для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФР недостающие документы.
Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР, днем обращения за назначением пенсии считается дата, указанная в абзацах третьем - седьмом пункта 80 Административного регламента.
С учетом указанного, решение Управления Пенсионного фонда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии ФИО1 выдано в предусмотренный законодательством срок и оснований для его продления не имелось.
При изложенных обстоятельствах в совокупности, основания для удовлетворения требований ФИО1 о возложении на ответчика обязанности о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют.
Принимая во внимание вышеизложенное, на основании ст.ст. 39, 62 Конституции РФ, ст.ст. 1, 3, 4, 5, 10, 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ст.ст. 13, 15, 30 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях», руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования ФИО1 о возложении на ГУ Управление Пенсионного фонда в <адрес> обязанности по назначению ему пенсию с ДД.ММ.ГГГГ – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес>.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/ С.В. Фролова
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья С.В. Фролова
Секретарь ФИО2