Дело № 2-2-66\2017
Р Е Ш Е Н И Е Мотивированное решение
Именем Российской Федерации изготовлено 15.03.2017 года
р.п.Пышма 10 марта 2017 года
Камышловский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Зоновой С.Н.,
при секретаре Хомяковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к МУП <данные изъяты> о признании действия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с иском о признании незаконным действия МУП <данные изъяты> в форме отказа в удовлетворении требований, изложенных в представлении прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, в части произведения перерасчёта за услугу «Летний полив», предоставленной ФИО1, в размере <данные изъяты>., незаконными, обязании МУП <данные изъяты>» удовлетворить требования прокурора <адрес>, изложенные в представлении прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, в части произведения перерасчёта за услугу «Летний полив», предоставленной ФИО1 в размере <данные изъяты>., в течение 7 дней после вступления решения суда в законную силу.
В исковом заявлении указано, что прокуратурой <адрес> в связи с обращением ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства в сфере порядка расчета платы за предоставленные коммунальные услуги МУП <данные изъяты> Проверкой установлено, что МУП <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включало ФИО1, проживающей в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>. в структуру оплаты за потреблённые коммунальные ресурсы услугу «Летний полив». В соответствии с абз. 3 п. 49 раздела VI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, осуществляется начиная: с даты, указанной в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, или в заявлении потребителя, поданном исполнителю в соответствии с подпунктом «к» пункта 34 настоящих Правил, о начале потребления предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек в случае отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета; с даты, указанной в акте о выявлении факта отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета и о потреблении им предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Такой акт составляется исполнителем в присутствии потребителя и не менее чем двух незаинтересованных лиц. Исполнитель обязан указать в составляемом акте возражения потребителя и не вправе препятствовать потребителю в привлечении к участию в проверке других незаинтересованных лиц, сведения о которых, в случае их привлечения потребителем, также должны быть включены в составляемый исполнителем акт. Разработанный законодателем порядок начала расчёта размера платы за коммунальную услугу, предоставленную при использовании земельного участка и расположенных на нём надворных построек, принят с целью установления дополнительных гарантий для потребителей, направленных на определение объёма фактически потреблённого коммунального ресурса. Раздел III Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в пункте 20 устанавливает дополнительные требования к договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемому с собственником или пользователем жилого дома (домовладения). Он должен содержать сведения о направлениях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нём надворных построек (освещение, приготовление пищи для людей, приготовление кормов для скота, отопление, подогрев воды, полив и т.д.) (подп. «а»); виды и количество сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии) (подп. «б»); площадь земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками (п. «в»); режим водопотребления за полив земельного участка (подп. «г»); мощность применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов. По смыслу законодательства данные положения являются существенными условиями договора в части оказания дополнительных услуг и приняты с целью определения фактически потреблённого коммунального ресурса-холодной воды. В ходе проведённой проверки выявлено, что договор между МУП <данные изъяты> и ФИО1 не заключался. Акт, подтверждающий выявление факта отсутствия у ФИО1 индивидуального прибора учёта и о потреблении ею предоставляемой исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению при использовании земельного участка и расположенных на нём надворных построек, составлен ДД.ММ.ГГГГ.Таким образом, МУП <данные изъяты> не была соблюдена ни одна из предусмотренных законодательством процедур. Однако, в структуру платы была включена услуга «летний полив». МУП <данные изъяты> взыскивалась плата за фактически непредоставленные услуги. В связи с чем, на ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 образовалась задолженность за «Летний полив» в размере <данные изъяты>
<адрес> были уточнены исковые требования и он просит признать бездействие МУП <данные изъяты> по неосуществлению перерасчёта за услугу «Летний полив», предоставленной ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> незаконным, обязать МУП <данные изъяты> произвести ФИО1 перерасчёт за услугу «Летний полив», предоставленную ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты>. в течение 7 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Старший помощник прокурора <адрес>ФИО3 в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска в полном обьеме.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о месте и времени судебного заседания путем личного получения повестки, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель ответчика МУП <данные изъяты>ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, подтвердив доводы, изложенные в письменном отзыве(л.д.№), также пояснив, что обследование земельного участка в ДД.ММ.ГГГГ году не проводилось, начисление за услугу «Летний полив» производилось по нормативу площади полива земельного участка в соответствии с решением Думы <данные изъяты> городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ, истец не предоставила заявление потребителя о начале потребления данной услуги, в нарушение п.п.К п.34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с Уставом МУП <данные изъяты> основной деятельностью предприятия является оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, организация работ по оказанию коммунальных услуг по предоставлению холодного водоснабжения(л.д.<данные изъяты>).
В силу ст. 420 Гражданского Кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно ч. 1 ст. 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ч. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
МУП <данные изъяты> на имя ФИО1 начисляло плату за коммунальную услугу «Летний полив 5 соток» с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года достигла размеров <данные изъяты>.(л.д.№). При этом в ДД.ММ.ГГГГ году направило в ее адрес претензию об оплате задолженности за услуги холодного водоснабжения(л. д. №).
Из заявления ФИО1 в прокуратуру <адрес> следует, что земельный участок у истца № соток, а использует под огород № соток(л.д.№).
В пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 указано, что под предоставлением коммунальных услуг является деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений), а под коммунальными ресурсами подразумевается в том числе, холодная вода, используемая для предоставления коммунальных услуг.
В силу п. 2 ст. 548 Гражданского Кодекса Российской Федерации, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения.
В соответствии со ст. 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения организация обязуется подать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ). В соответствии со ст.ст. 540,548 Гражданского Кодекса Российской Федерации, договор оказания услуг по водоснабжению и водоотведении считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к подключенной сети.
Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия) (абзац второй). Пунктом 7 Правил предусмотрено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных указанными Правилами (абзац первый).
При этом исполнителем по договору является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов(п. 1 Правил).
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что между сторонами сложились договорные отношения на оказание услуги холодного водоснабжения.
Вместе с тем, п.20 раздел III Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, устанавливает дополнительные требования к договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемому с собственником или пользователем жилого дома (домовладения). Он должен содержать сведения о направлениях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нём надворных построек (освещение, приготовление пищи для людей, приготовление кормов для скота, отопление, подогрев воды, полив и т.д.) (подп. «а»); виды и количество сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии) (подп. «б»); площадь земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками (п. «в»); режим водопотребления за полив земельного участка (подп. «г»); мощность применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов.
В силу ч. 1 ст.157 Жилищного Кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В соответствии с абз. 3 п. 49 раздела VI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к рассчитанной в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, осуществляется начиная:
с даты, указанной в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, или в заявлении потребителя, поданном исполнителю в соответствии с подпунктом "к" пункта 34 настоящих Правил, о начале потребления предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек в случае отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета;
с даты, указанной в акте о выявлении факта отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета и о потреблении им предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Такой акт составляется исполнителем в присутствии потребителя и не менее чем двух незаинтересованных лиц. Исполнитель обязан указать в составляемом акте возражения потребителя и не вправе препятствовать потребителю в привлечении к участию в проверке других незаинтересованных лиц, сведения о которых, в случае их привлечения потребителем, также должны быть включены в составляемый исполнителем. В соответствии с п.п.К п.34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель обязан при отсутствии индивидуального прибора учета в домовладении уведомлять исполнителя о целях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи, отопление, подогрев воды, приготовление кормов для скота, полив и т.д.), видов и количества сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии), площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, режима водопотребления на полив земельного участка, а также мощности применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов, а если такие данные были указаны в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, то уведомлять исполнителя об их изменении в течение 10 рабочих дней со дня наступления указанных изменений.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных правовых норм, в случае отсутствия прибора индивидуального учета воды документами, на основании которых водоснабжающей организацией производится расчет размера платы за оказанные услуги за холодное водоснабжение при использовании земельного участка является акт обследования земельного участка или договор холодного водоснабжения или заявление потребителя, поданное исполнителю в соответствии с подпунктом "к" пункта 34 настоящих Правил, о начале потребления предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка, содержащие основания для расчета, предусмотренные п.20 раздел III Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года 354.
Как следует из материалов дела, акт обследования земельного участка истца был составлен ответчиком только ДД.ММ.ГГГГ года(л.д№), договор холодного водоснабжения, заключенный путем конклюдетных действий, не содержат сведений п.20 раздел III Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года 354, включая площадь земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, режим водопотребления за полив, которые необходимы для расчета, в соответствии с формулой 22 приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
При этом, суд учитывает, что платежные квитанции за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года также не содержат сведений о расчетах услуги «Летний полив № соток», то есть, за холодное водоснабжение при использовании земельного участка истцом.
Таким образом, непроведение замера земельного участка истца и увеличение платы за летний полив в ДД.ММ.ГГГГ году не согласуются с пунктом 49 вышеуказанных Правил, которым определены основания для начисления размера платы за коммунальную услугу при использовании земельного участка при отсутствии прибора учета потребления воды. Такими основаниями является: договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заявление потребителя, поданное исполнителю в соответствии с подпунктом "к" пункта 34 настоящих Правил, о начале потребления предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка, или акт, составленный исполнителем о выявлении факта потребления данной коммунальной услуги. Ответчиком не представлено ни одного из перечисленных оснований (документов), являющихся основанием для начисления платы истцу в спорный период.
Тот факт, что решением Думы <данные изъяты> городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ установлен норматив потребления воды на полив приусадебных участков не дает ответчику оснований начислять плату за полив участка каждому гражданину, который такой участок имеет. Основанием для применения норматива является именно установление ответчиком потребления истцом предоставляемой им коммунальной услуги холодного водоснабжения при использовании земельного участка, в соответствии с абз.3 п. 49 раздела VI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не представлено доказательств обоснованности и законности производства расчета платы ФИО5 за услугу «Летний полив» в ДД.ММ.ГГГГ году, в связи с чем, исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 о возложении на МУП <данные изъяты> обязанности произвести ФИО1 перерасчёт за услугу «Летний полив» за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> подлежит удовлетворению.
Суд находит, что разумный срок, в течение которого должен быть произведен пересчёт - в течение двадцати дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Согласно подп. «д» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.
Доказательств того, что истец ФИО1 письменно обращалась к ответчику с заявлением о производстве перерасчета за услугу «Летний полив» за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в материалах дела не содержится. Также доказательств того, что прокурор <адрес> требовал от ответчика произвести такой перерасчет в материалах дела также не содержится, так как представление прокурора об устранении нарушений законодательства не содержит ни в мотивировочной части представления, ни в его резолютивной части такого требования(л.д.№).
В связи с изложенным, исковые требования о признании бездействия МУП <данные изъяты> по неосуществлению перерасчёта за услугу «Летний полив», предоставленной ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> незаконным не подлежат удовлетворению.
На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются физические лица, которые выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина в размере <данные изъяты> подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к МУП <данные изъяты> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить в части.
Возложить на МУП <данные изъяты> обязанность произвести ФИО1 перерасчёт за услугу «Летний полив» за период с ДД.ММ.ГГГГ года по <данные изъяты> года в размере <данные изъяты> в течение двадцати дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Взыскать с МУП <данные изъяты> в доход бюджета <данные изъяты> городского округа государственную пошлину в размере <данные изъяты>..
В удовлетворении исковых требований о признании бездействия МУП <данные изъяты> по неосуществлению перерасчёта за услугу «Летний полив», предоставленной ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты>. незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Камышловский районный суд Свердловской области.
Решение изготовлено в печатном виде с использованием компьютера.
Председательствующий С.Н.Зонова