ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-680/15 от 25.09.2015 Медведевского районного суда (Республика Марий Эл)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Оршанка 25 сентября 2015 года

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе

председательствующего: судьи Ваулина А.А.,

при секретаре Юргине В.Л.,

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2,

представителя ответчика – ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Оршанском районе Республики Марий Эл» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Марий Эл» о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском с учетом его уточнения к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Марий Эл» о признании права на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением 25 лет педагогической деятельности, обязании включить в специальный трудовой стаж периоды работы на 0,5 ставки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального работника детского сада совхоза «<данные изъяты>», период работы на неполную ставку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя <данные изъяты>, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя музыки <данные изъяты> общеобразовательной школы на 0,44 ставки, назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения в Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Марий Эл» с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскании расходов по уплате государственной пошлины.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Марий Эл» с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях», так как ее педагогический стаж составил 25 лет. Однако пенсионный орган отказал в назначении указанной пенсии, на основании того, что не имеется требуемого специального стажа, связанного с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей 25 лет, из ее специального стажа ответчиком исключены периоды работы на 0,5 ставки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального работника детского сада совхоза «<данные изъяты>», период работы на неполную ставку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя <данные изъяты>, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя музыки <данные изъяты> общеобразовательной школы на 0,44 ставки. Отказ пенсионного органа во включении в ее специальный стаж указанных периодов считает незаконным и необоснованным. При работе в должности музыкального руководителя действовало разъяснение Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от ДД.ММ.ГГГГ«О порядке применения перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу работникам просвещения и здравоохранения», согласно которого указано, что по перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пенсию следует назначать в детских садах и объединенных яслях-садах музыкальным руководителям (музыкальным работникам) как и воспитателям. Об этом же сказано и в п.2.6 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» от ДД.ММ.ГГГГ №1-63-И. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГбыло установлено, что постановлении Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ на всей территории Российской Федерации перестало применяться только с ДД.ММ.ГГГГ, а часть оспариваемых периодов прошли до этого времени. Поскольку Российская федерация как правовое и социальное государство не может отказываться от выполнения взятых не себя публично – правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, льгот или каких-либо иных мер социальной поддержки допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться, а потому нормативные акты, ухудшающие положение работника в области пенсионного обеспечения, не должны подлежать применению, то есть истцу должны включить в специальный стаж и время работы в должности музыкального руководителя на неполную ставку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Работа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя музыки Марковской основной общеобразовательной школы на 0,44 ставки подлежит включению в специальный стаж в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №781, в пункте 6 установлено, что работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. Считает, что при включении в специальный стаж спорных периодов работы ее педагогический стаж, на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ, составит более 25 лет, что дает ей право на назначение досрочной пенсии по старости.

В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца ФИО2, уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Марий Эл» ФИО3 в судебном заседании иск не признала и пояснила, что подробное обоснование возражений и позиции ответчика изложено в письменном возражении на исковое заявление. Согласно указанному возражению заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. С принятием правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №781, данный пробел законодателем в пределах своих полномочий ликвидирован путем указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. При оценке пенсионных прав истца могут применяться как пункт 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №781, содержащий условие о выполнении нормы рабочего времени для музыкальных работников, так и действовавшее в период работы истицы законодательство. При оценке прав истца в спорный период на 0,5 ставки в должности музыкального работника детского сада совхоза «Прожектор», на неполной ставки в должности музыкального руководителя Марковского ясли-сада по Постановлению Правительства РФ №781, следует учитывать, что не подтверждено доказательствами выполнение нормы рабочего времени за ставку заработной платы. Кроме того, согласно трудовой книжке основное место работы ФИО1 в спорный период – Ивановский дом культуры, должность – художественный руководитель. Согласно пункта 2.6 инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», в детских садах и объединенных яслях-садах, предусмотренных п.4 подраздела 1 раздела I Перечня, пенсии за выслугу лет педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) назначаются как руководителям-воспитателям и воспитателям. В силу пункта 4.5 указанного инструктивного письма работа по специальности протекавшая по совместительству, не включается в стаж для назначения пенсии за выслугу лет. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал Список утвержденный Поставнолением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №463. Должность музыкального руководителя данным Списком не поименована. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в педагогический стаж, так как работодатель (Марковская основная общеобразовательная школа) в индивидуальных сведениях вместо 1 ставки указал, что ФИО1 работала в школе на 0,44 ставки. Если работодатель внесет корректировку в индивидуальные сведения, спора по зачету этого периода у Пенсионного фонда не будет.

На момент обращения за досрочной трудовой пенсией по старости специальный стаж истца составил 20 лет 2 месяца 22 дня, что не достаточно для назначения пенсии.

Исследовав материалы дела, выплатное дело № 004-386-11923, выслушав мнение сторон, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в других случаях, установленных законом. Государственные пенсии устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод, гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Судом установлено по материалам дела и трудовой книжке истицы, и не оспаривается сторонами, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на 0,5 ставки в должности музыкального работника детского сада совхоза <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на неполную ставку в должности музыкального руководителя <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя музыки <данные изъяты> общеобразовательной школы на 0,44 ставки.

Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от ДД.ММ.ГГГГутвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, которые обеспечивают реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Исходя из положений Списка от ДД.ММ.ГГГГ, а также действовавшего ранее Списка от ДД.ММ.ГГГГ, в разделе "Наименование должностей" предусмотрена должность "музыкальный руководитель", в разделе "Наименование учреждений" предусмотрены детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли, центр развития ребенка - детский сад.

Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №781, периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Пункт 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №1067, также предусматривал условие включения в выслугу лет работу в должности музыкального руководителя при выполнении (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

В Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № 463, указание на должность музыкального руководителя отсутствовала.

Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Вместе с тем, до ДД.ММ.ГГГГ пенсионные права педагогических работников регулировались Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ"О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также разъяснениями Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от ДД.ММ.ГГГГ"О порядке применения перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения".

В соответствии с указанными нормами права предусматривалась возможность назначения пенсии за выслугу лет музыкальным руководителям (музыкальным работникам) в детских садах как воспитателям и руководителям-воспитателям, поименованным в выше названном Перечне, без каких-либо условий относительно выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Учитывая, что в периоды работы истца в должности музыкального работника с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального работника детского сада совхоза «Прожектор» действовало Постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ"О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которое утратило силу только ДД.ММ.ГГГГ, и не предусматривало каких-либо условий для включения периодов такой работы в выслугу лет для назначения пенсии относительно выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), указанные спорные периоды работы подлежат включению в специальный трудовой стаж истца.

Как было указано выше в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №781, данный пробел законодателем в пределах своих полномочий ликвидирован путем указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Пункт 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №1067, также предусматривал условие включения в выслугу лет работу в должности музыкального руководителя при выполнении (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Как установлено судом и не оспаривалось истцом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя Марковского ясли-сада истец работала на неполную ставку и не вырабатывала норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы в связи с чем оснований для включения указанного спорного периода в специальный стаж истца не имеется.

Согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №781, работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Работа истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя музыки <данные изъяты> общеобразовательной школы протекала в сельской местности, в связи с чем указанный период подлежит включению в специальный стаж истца независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

По иным основаниям решение об отказе в установлении пенсии пенсионный орган не принимал.

Поскольку педагогический стаж истца к моменту обращения за назначением пенсии и на момент рассмотрения дела не достиг 25 лет, как это предусмотрено подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», суд приходит к выводу, что оснований для назначения досрочной трудовой пенсии ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. На основании ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в данной статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. При таком положении суд полагает, что с Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Марий Эл» в пользу ФИО1 подлежат взысканию понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 150 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Марий Эл» о признании права на досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить в части.

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Марий Эл» включить в специальный трудовой стаж ФИО1 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального работника детского сада совхоза «<данные изъяты>», период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя музыки <данные изъяты> общеобразовательной школы.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Марий Эл» в пользу ФИО1 в возмещение расходов по уплате государственной пошлины <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд (<адрес>) Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: судья А.А. Ваулин

Мотивированное решение составлено

ДД.ММ.ГГГГ

Судья А.А. Ваулин