ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-7676/18 от 19.10.2018 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

судьи Закирова В.Ф.,

при секретаре Тарабриной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2-7676/2018 по иску Федеральной службы исполнения наказания Управления по Самарской области (УФСИН России по Самарской области) к Ждановичу Валерию Александровичу о возмещении расходов связанных с обучением сотрудника в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Самарский юридический институт ФСИН России»,

УСТАНОВИЛ:

УФСИН России по Самарской области обратилось в Автозаводский районный суд г. Тольятти с иском к Ждановичу Валерию Александровичу о возмещении расходов связанных с обучением сотрудника УИС, мотивировав свои требования тем, что Жданович В.А. с 2009 года по 2014 года обучался в Самарском юридическом институте ФСИН России по направлению ГУФСИН России по Самарской области. ФГОУ ВПО СЮИ ФСИН России является ведомственным высшим учебным заведением. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.09.1995 года «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием», Министерство юстиции РФ на основании приказов выделяет по субъектам РФ определенное количество вакансий для поступления слушателей в ведомственные учебные заведения. Основной задачей целевой подготовки специалистов с высшим образованием из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета, является удовлетворение потребностей в высококвалифицированных кадрах. Во исполнение вышеуказанного постановления с ответчиком в сентябре 2009 года ГУФСИН России по Самарской области при поступлении в институт заключил контракт на обучение, по условиям которого Жданович В.А. должен прослужить в уголовно-исполнительной системе Самарской области после окончания учебного заведения не менее пяти лет. 05.08.2014 года Жданович В.А. окончил Самарский юридический институт ФСИН России. 06.08.2014 года по 13.09.2014 года находился в распоряжении ГУФСИН России по Самарской области. 14.09.2014 года заключил контракт о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе сроком на пять лет по должности оперуполномоченного оперативного отдела в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Самарской области. 23.11.2015 года с лейтенантом внутренней службы Жданович В.А. был заключен контракт сроком на пять лет в связи с назначением на должность старшего оперуполномоченного оперативного отдела в ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Самарской области. Пунктом 9 указанного контракта предусмотрено, что увольнение сотрудника без уважительных причин до истечения срока, обусловленного контрактом влечет за собой возмещение сотрудником расходов уголовно-исполнительной системы, связанных с обучением в образовательных учреждениях ФСИН России. В январе 2018 года старший лейтенант внутренней службы Жданович В.А. подал рапорт об увольнении по собственному желанию из органов УИС, тем самым нарушил условия контракта. Приказом от 19.01.2018 года №18л/с в соответствии с положением о службе в органах внутренних дел РФ старший лейтенант внутренней службы Жданович В.А., старший оперуполномоченный оперативного отдела ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области был уволен по п.»а» части 1 статьи 58 ТК РФ (по собственному желанию). На основании справки о расходах, предоставленной ФКОУ ВПО «Самарский юридический институт ФСИН России» стоимость обучения Ждановича В.А. в данном учебном заведении за период с 2009 года по 2014 год составила 747509,24 рублей, в том числе: котловое довольствие Ждановича В.А.-120644,12 рублей, денежное довольствие Ждановича В.А.- 626865,12 рублей. На момент увольнения Ждановича В.А. прослужил в уголовно-исполнительной системе 1262 дня. Дата окончания института 05.08.2014 гола. Дата увольнения 19.01.2018 года. 563 дня - срок контракта который ответчик не прослужил в УИС. 1825 дней- срок контракта, который ответчик не прослужил в УИС. Следовательно сумма затрат на обучение Ждановича В.А., подлежащая возмещению составляет 230601,48 рублей.

Представитель истца просил суд взыскать с ответчика расходы, связанные с обучением в размере 230601,48 рублей с последующим перечислением в доход федерального бюджета.

05.09.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ПГОУ ВПО СЮИ ФСИН России.

Представитель истца в ходе судебного разбирательства уточнила исковые требования и просила взыскать с ответчика расходы, связанные с обучением в размере 260077,80 рублей с последующим перечислением в доход федерального бюджета

Позднее представитель истца в ходе судебного разбирательства уточнила исковые требования (л.д.99-101) и окончательно просила суд взыскать с ответчика расходы, связанные с его обучением в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Самарский юридический институт ФСИН России» в размере 186409,82 рублей с последующим перечислением в доход федерального бюджета.

Представитель истца вновь уточнила исковые требования и окончательно просила взыскать с ответчика расходы, связанные с его обучением в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Самарский юридический институт ФСИН России» в размере 88950,13 рублей с последующим перечислением в доход федерального бюджета.

Ответчик в судебном заседании против иска возражал, пояснил, что истцом был нарушен п.4 и п.5 Постановления Правительства №1465 о выставлении требований в 10-дневный срок с момента увольнения. В контракте не поставлена подпись под условием о взыскании каких-либо денежных средств. Считает, что расчет произведен не верно, необходимо рассчитывать с 2012 года.

Опрошенная в качестве специалиста Сафина Т.Н. пояснила, что денежные средства со Ждановича В.А. взыскиваются на основании Постановления Правительства от 28.12.2014 года «Об утверждении правил возмещения сотрудниками органов внутренних дел РФ затрат на обучение в образовательном учреждении МВД РФ» в случае расторжения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел РФ» в п.7 содержится конкретный перечень расходов. Расчет идет на 1 единицу, берется фонд ППС и делится на 1 единицу переменного состава - 894 человека. Затраты на одного обучающегося рассчитаны без учета курсантской заработной платы.

Представитель третьего лица ПГОУ ВПО СЮИ ФСИН России в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания уведомлялась.

Суд, выслушав стороны, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

06.03.2009 года Жданович В.А. обратился с заявлением на имя начальника ГУФСИН России по Самарской области с просьбой зачислить в кандидаты для поступления в 2009 году на дневное отделение на 1 курс ФГОУ ВПО СЮИ ФСИН России. При подаче заявления с Положениями о службе в органах внутренних дел РФ, условиями обучения, материального и пенсионного обеспечения был ознакомлен (л.д.27).

16.08.2009 года между ГУФСИН России по Самарской области и Ждановичем В.А. был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе, наименование учреждения: ФБУ «Исправительная колония №16 ГУФСИН по Самарской области». Срок действия контракта: на время обучения в институте и 5 лет службы в уголовно-исполнительной системе после окончания института (л.д.28-29).

В соответствии с п.5.1 контракта Жданович В.А. обязался служить по контракту на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ о службе в уголовно-исполнительной системе и контрактом, п.5.4 нести ответственность в соответствии с законодательством РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязательств, п.5.6 заключить контракт о службе на одной из должностей среднего или старшего начальствующего состава в учреждениях или структурных подразделениях ГУФСИН России по Самарской области.

Согласно п.9.3 контракта увольнение сотрудника без уважительных причин до истечения срока обусловленного контрактом (то есть период обучения в СЮИ ФСИН и 5 лет после окончания) влечет за собой возмещение сотрудником расходов уголовно-исполнительной системе, связанных с его обучением в образовательных учреждениях ФСИН России.

Жданович В.А. с 2009 года по 2014 года обучался в Самарском юридическом институте ФСИН России по направлению ГУФСИН России по Самарской области. ФГОУ ВПО СЮИ ФСИН России является ведомственным высшим учебным заведением. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.09.1995 года «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием», Министерство юстиции РФ на основании приказов выделяет по субъектам РФ определенное количество вакансий для поступления слушателей в ведомственные учебные заведения. Основной задачей целевой подготовки специалистов с высшим образованием из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета, является удовлетворение потребностей в высококвалифицированных кадрах.

05.08.2014 года Жданович В.А. окончил СЮИ ФСИН России, с 06.08.2014 по 13.09.2014 года находился в распоряжении ГУФСИН России по Самарской области.

Приказом от 08.08.2014 года за Ждановичем В.А. с 05.08.2014 года был закреплен наставник Лягошин А.А. сроком на 12 месяцев (л.д.34).

19.09.2014 года Жданович В.А. заключил контракт о прохождении службы в УИС сроком на пять лет и был назначен на должность оперуполномоченного оперативного отдела в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области.

19.09.2014 года приказом №476-лс лейтенант внутренней службы Жданович В.А. назначен на должность оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Самарской области (л.д.35).

23.11.2015 года с лейтенантом внутренней службы Ждановичем В.А. был заключен контракт сроком на пять лет в связи с назначением на должность старшего оперуполномоченного отдела в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области.

Пунктом 9 указанного контракта предусмотрено, что увольнение сотрудника без уважительных причин до истечения срока, обусловленного контрактом влечет за собой возмещение сотрудником расходов уголовно-исполнительной системы, связанных с его обучением в образовательных учреждениях ФСИН России (л.д.31-32).

Приказом от 26.11.2015 года №679-лс лейтенант внутренней службы Жданович В.А. назначен на должность старшего оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Самарской области по контракту сроком на 5 лет с 23.11.2015 года (л.д.36).

В январе 2018 года старший лейтенант внутренней службы Жданович В.А. подал рапорт об увольнении по собственному желанию из органов УИС.

Приказом от 19.01.2018 года №18 л/с в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ старший лейтенант внутренней службы Жданович В.А. старший оперуполномоченный оперативного отдела в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области с 19.01.2018 года был уволен по п. «а» части 1 статьи 58 (по собственному желанию) (л.д.37).

Нормы Трудового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системе в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, или когда возникшие правоотношения не урегулированы специальными нормативными актами.

Поскольку специальными нормативными актами не урегулирован порядок возмещения затрат на обучение сотрудника УФСИН в случае досрочного расторжения контракта по инициативе сотрудника.

В соответствии со ст. 249 Трудового кодекса Российской Федерации в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Согласно ст. 21 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, распространено действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Минюста Российской Федерации.

Порядок прохождения службы ответчика в учреждениях и органах уголовно-исправительной системы регламентирован специальным нормативным актом - Положением о службе в органах внутренних дел и Инструкцией о порядке применения указанного Положения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста Российской Федерации от 6 июня 2005 года N 76.

Пункт 5.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Иные условия контракта по согласованию сторон могут быть пересмотрены после окончания образовательного учреждения, но они не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное ранее при заключении контракта.

Согласно ч. 14 ст. 76 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел по основаниям, перечисленным в данной норме, в том числе по основанию, приведенному в пункте 2 части 2 статьи 82 этого Федерального закона, в период обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в течение срока, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 23 данного Федерального закона, указанный сотрудник возмещает федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на обучение в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 года N 1465 утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научно-исследовательском учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации (название документа приводится в редакции, действовавшей до 20.03.2015 года).

Затраты на обучение определяются исходя из средств федерального бюджета, затраченных образовательным учреждением высшего профессионального образования, образовательным или научным учреждением на обучение сотрудника (пункт 2 Правил от 28.12.2012 года N 1465 (здесь и далее нормы Правил от 28 декабря 2012 г. N 1465 в редакции, действовавшей в период обучения истца).

В соответствии с п. 7 Правил от 28.12.2012 года N 1465 в затраты на обучение сотрудника входят расходы образовательного учреждения высшего профессионального образования, образовательного или научного учреждения: на оплату труда профессорско-преподавательского состава, на амортизацию учебного оборудования в период обучения, на стоимость материальных запасов, использованных в образовательном процессе при обучении сотрудников, на коммунальные услуги, на услуги связи для целей образовательного процесса.

На основании справки ФКОУ ВПО СЮИ ФСИН России фиксированная сумма затрачиваемых средств на одну единицу переменного состава рассчитывается из: суммы амортизации + стоимость материальных запасов + фонд оплаты труда профессорско-преподавательского состава с учетом начислений страховых взносов + коммунальные услуги + услуги связи + штатная численность переменного состава по очной, очно-заочной и заочной формам обучения, приведенная к очной форме обучения (человек)+ коэффициент приведения в зависимости от формы обучения:1-для очной формы обучения. СВС=АУО+СМЗ+ФОТ+КУ+УС)/ШЧ)*К, СВС=58615,27 рублей. СВС - фиксированное значение затрачиваемых средств федерального бюджета на 1 единицу переменного состава в год.

Размер средств федерального бюджета, затрачиваемых на весь период обучения сотрудника в образовательной организации высшего образования, который подлежит включению в контракт, рассчитывается по формуле: РЗС=СВС*S, РЗС=58615,27*4,92=288387,13 рублей. S - срок получения высшего образования или среднего профессионального образования (количество полных лет и месяцев, приведенных к этому году).Размер средств федерального бюджета, подлежащих возмещению сотрудниками, обучавшимися в образовательных организациях высшего образования определяется РС=(5-Гсл-Мсл/12-Дсл/365)*(РЗС/5). РС=(5-3-5/12-15/365)*(288387,13/5)=88950,13 рублей. Гсл - количество полных лет службы в органах внутренних дел, прошедших со дня окончания сотрудником образовательной организации высшего образования; Мсл - количество полных месяцев службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; Дсл - количество дней службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; РЗС - размер средств федерального бюджета, затрачиваемых на весь период обучения сотрудника в образовательной организации высшего образования, который подлежит включению в контракт.

Контракт о службе в уголовно-исполнительной системе со Ждановичем В.А. заключен на срок не менее 5 лет. Фактически Жданович В.А. проходил службу в уголовно-исполнительной системе 3 года 5 месяцев 15 дней. Размер компенсации составит 88950,13 рублей.

В материалы дела также предоставлены сведения о средствах федерального бюджета, затрачиваемые на 1 единицу переменного состава в 2009 году, исходя из фактических затрат 2008 года (л.д.135) шахматная ведомость по начислениям (л.д.136-141), а также сводная расчетная ведомость (л.д.143-145).

Ответчик считает, что истцом расчет затрат связанных с его обучение и подлежащих взысканию произведен не верно, а именно не правильно определен период, необходимо производить расчеты с 01.01.2012 года.

Суд с такими доводами ответчика согласится не может, так как размер средств федерального бюджета, подлежащих возмещению сотрудниками, окончившими образовательное учреждение высшего профессионального образования, с которыми расторгнут контракт и которые уволены в течение 5 лет по окончании срока обучения, определяется по формуле, приведенной в подпункте «б» пункта 12 Правил от 28.12.2012 года N 1465, с учетом: количества полных лет службы в органах внутренних дел, прошедших со дня окончания сотрудником образовательного учреждения высшего профессионального образования; количества полных месяцев службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; количества дней службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; размера средств федерального бюджета, затрачиваемых на весь период обучения сотрудника в образовательном учреждении высшего профессионального образования, который подлежит включению в контракт.

Суд приходит к выводу, что расчет затрат на обучение предоставленный истцом и выполненный пропорционально оставшемуся сроку службы, является арифметически верным. Своего расчета затрат ответчиком не представлено.

Что касается доводов ответчика о том, что при увольнении он не был уведомлен о необходимости возмещения затрат на обучение и ему не было разъяснено право на предоставление рассрочки выплат по возмещению затрат на обучение, то указанные доводы не обоснованы, поскольку о необходимости возмещения затрат на обучение ответчику было разъяснено в ходе беседы перед увольнением 12.01.2018, что подтверждается листом собеседования с подписью ответчика (л.д. 33), а в силу замещаемой должности и имеющегося у него юридического образования ответчик мог и должен был знать о наличии у него указанного права.

Положением об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области (п. 1 разд. 1) определено, что УФСИН России по Самарской области является территориальным органом ФСИН России. Пункт 25 третьего раздела Положения указывает, что УФСИН России по Самарской области организует финансовое обеспечение собственных расходов и расходов подведомственных учреждений. УФСИН России по Самарской области является подведомственным распорядителем средств федерального бюджета ФСИН России и содержится по разделу, подразделу «320 03 05-система исполнения наказаний». При оплате затрат связанных с обучением Жданович В.А. денежные средства направлялись с одной статьи федерального бюджета, по которой содержится уголовно-исполнительная система России.

В соответствии с п.1 приказа ФСИН России от 12.04.2006 года №161 «Об администрировании перечисления средств в доход федерального бюджета подразделениями уголовно-исполнительной системы» за территориальными органами ФСИН и учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, а также за подведомственными им учреждениями закреплены полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ, предусмотренные пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ по коду администратора доходов Федерального бюджета 320, также по кодам иных доходов федерального бюджета, администрирование которых может осуществляться главными администраторами доходов федерального бюджета в пределах их компетенции, на соответствующий финансовый год. Пунктом 3 приказа ФСИН России от 12.04.2006г. №161 утвержден перечень администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ, подведомственных ФСИН России в который входит УФСИН России по Самарской области и перечень источников доходов бюджетов бюджетной системы РФ, полномочия по администрированию которых возлагаются на подразделения, подведомственные ФСИН России. Приказом ФСИН России от 08.11.2016 года №899 ГУФСИН России по Самарской области переименовано в УФСИН России по Самарской области.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден при подаче иска, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в бюджет городского округа Тольятти пропорционально удовлетворенной части исковых требований. С ответчика в бюджет городского округа Тольятти подлежат взысканию государственная пошлина в размере 2868,50 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить иск Федеральной службы исполнения наказания Управления по Самарской области к Ждановичу Валерию Александровичу.

Взыскать со Ждановича Валерия Александровича в пользу Федеральной службы исполнения наказания Управления по Самарской области расходы, связанные с обучением в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Самарский юридический институт ФСИН России», в размере 88950,13 рублей с последующим перечислением в доход федерального бюджета.

Взыскать со Ждановича Валерия Александровича государственную пошлину в бюджет городского округа Тольятти в размере 2868,50 рублей

На решение в срок 30 дней со дня составления решения в полной форме может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти.

Решение в полной форме составлено 31.10.2018 года, является подлинным.

Судья Закиров В.Ф.