ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2-823/2021 от 20.09.2021 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

11RS0002-02-2021-000886-97

Дело № 2-2-823/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Е.В.Юрченко,

с участием помощника судьи Е.А.Шелыгиной,

20.09.2021 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте поселке Воргашор гражданское дело по иску ФИО1 к Акционерному обществу «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился с иском к АО «Почта России» с указанными требованиями. В обоснование указал, что ДД.ММ.ГГ. из Усинского городского суда Республики Коми в его адрес было направлено заказное письмо , которое поступило в ******ДД.ММ.ГГ.. Истец полагает, что ответчиком нарушены сроки пересылки почтовой корреспонденции, нарушены контрольные сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ.. ДД.ММ.ГГ. он обратился в АО «Почта России» с письменной претензией. Действиями ответчика ему причинен моральный вред, который оценивает 1000 рублей. С учетом изложенного просит взыскать с АО «Почта России» компенсацию морального вреда за нарушение ответчиком сроков пересылки почтовой корреспонденции.

Истец в судебном заседании не участвовал.

Представитель ответчика АО «Почта России» в судебном заседании участия не принимал.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. № 176-ФЗ «О почтовой связи» услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.

В силу абз. 1, 10 ст. 34 указанного Закона за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Операторы почтовой связи не несут ответственность за утрату, порчу (повреждение), недоставку почтовых отправлений или нарушение контрольных сроков их пересылки, если будет доказано, что таковые произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы или свойства вложения почтового отправления.

Из указанных положений следует, что операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи за нарушение контрольных сроков осуществления вверенных почтовых переводов денежных средств.

Приказом Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГ. «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции»

(Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГ.) утверждены прилагаемые нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции.

Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также сроки пересылки письменной корреспонденции регулируют отношения между операторами почтовой связи, оказывающими услуги почтовой связи общего пользования, и пользователями этих услуг и определяют порядок оказания услуг почтовой связи, права и обязанности операторов почтовой связи и пользователей.

Контрольные сроки пересылки внутренней письменной корреспонденции определяются по оттискам календарных почтовых штемпелей мест приема и доставки почтовых отправлений.

Согласно п. 6 указанного Приказа контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют:

а) между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации исчисляются в календарных днях согласно приложению к нормативам. Контрольный срок определяется в календарных днях на пересечении столбца и строчки, в которых указаны города федерального значения, административные центры субъектов Российской Федерации, между которыми осуществляется пересылка письменной корреспонденции. При этом городом приема письменной корреспонденции считается город, указанный в первом столбце таблиц приложения к нормативам.

б) на внутригородской территории городов федерального значения, на территориях административных центров субъектов, административных центров муниципальных районов и городских округов - 2 календарных дня;

в) между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории данного субъекта Российской Федерации - 2 календарных дня;

г) между административным центром муниципального района, городского округа и поселениями, расположенными на территории данного муниципального района или городского округа, - 3 календарных дня.

Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между населенными пунктами рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков.

Установлены контрольные сроки: Воркута- Усинск 2 дня.

Из материалов дела усматривается, что Усинским городским судом Республики Коми в адрес истца направлена почтовая корреспонденция с почтовым идентификатором , которая принята почтовым отделением ДД.ММ.ГГ.. Прибыло в место вручения ДД.ММ.ГГ. и получено адресатом ДД.ММ.ГГ., что составляет 6 дней.

Истец обратился к ответчику с претензией о нарушении контрольных сроков.

Ответ на претензию в адрес истца не поступил.

На основании исследованных доказательств, суд приходит к следующему выводу, что имело место нарушение контрольных сроков пересылки письма.

Из преамбулы Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. «О защите прав потребителей» следует, что указанный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг). Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда Российской Федерации, изложенными в п.2 постановления от ДД.ММ.ГГ. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

Поскольку ФИО1 в рассматриваемых правоотношениях с АО «Почта России» выступает в качестве потребителя услуг, при этом компенсация морального вреда специальными законами в данном случае не регулируется, при разрешении вопроса о наличии оснований для компенсации морального вреда подлежат применению положения Федерального закона «О защите прав потребителей».

Согласно со ст.15 Федерального закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Учитывая, что в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения ответчиком контрольных сроков пересылки простого письма, суд приходит к выводу о наличии вины ответчика, нарушившего законные права и интересы потребителя. При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает длительность нарушения контрольных сроков, степень причиненных потребителю нравственных страданий, фактические обстоятельства дела, принципы разумности и справедливости, реальности возмещения, и считает возможным определить компенсацию в сумме 200 рублей.

Пункт 6 ст. 13 Федерального закона «О защите прав потребителей» предусматривает, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Следовательно, с ответчика АО «Почта России» подлежит взысканию штраф в размере пятьдесят процентов от суммы удовлетворенных требований. В данном случае сумма штрафа составит 100 руб. (200 руб.х50% = 100 руб.).

Согласно ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Акционерного общества «Почта России» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 200 рублей, штраф в размере 100 рублей, всего взыскать 300 рублей.

Взыскать с Акционерного общества «Почта России» государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в сумме 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Воркутинский городской суд Республики Коми.

Председательствующий судья Е.В.Юрченко